тезисный план
календарно-тематическое планирование

Горбова Наталья Александровна

Тезисный план игровой деятельности

Автор : воспитатель МКДОУ д/с №86  Горбова Н.А.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisnyy_plan.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисный план игровой деятельности

Автор : воспитатель МКДОУ д/с №86  Горбова Н.А.   

Вторая группа раннего возраста (2-3 года)

Сюжетно-ролевая игра

Дети второй группы раннего возраста проявляют интерес к различным предметам, манипулируя ими, стремясь познать их назначение.

  1. Воспитатель должен не только показывать предметы, называть их, но и производить с ними действия;
  2. Воспитатель сопровождает словом, раскрывающим результат, действия с предметами, его значение, оценку собственных действий и качество предмета.
  3. Воспитатель должен отмечать каждый удачный шаг ребенка, подбадривать в случае неудачи, приветствовать повторное действие
  4. Воспитатель в процессе игрового взаимодействия побуждает малыша к совместному  общению.
  5. Воспитатель вступает в игровые контакты с ребенком с целью привлечь его внимание к сюжету и содержанию игры.
  6. Взрослый является главным партнером  малыша по игре.
  7. Педагог должен постоянно развивать у ребенка потребность в общении с другим человеком.
  8. В случае конфликта воспитатель помогает малышам, успокаивает и предлагает продолжить игру.

Театрализованная игра

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения.

  1. Воспитатель с первой встречи, с первого знакомства старается вызвать эмоционально-положительный отклик в душе малыша.
  2. На занятиях должна царить атмосфера импровизации. Импровизируя, дети приобретают опыт художественного восприятия: вслушиваются в слово, наблюдают за выразительным движением персонажа, интонацией.
  3. Драматизация произведений малых фольклорных форм является тренировкой эмоциональных проявлений. Воспитатель передает палитру переживаний через интонацию.
  4. При подготовке мини-спектаклей воспитатель заранее готовит место для показа. Все тексты учит наизусть.
  5. При чтении сказок воспитатель с помощью мимики, жестов, позы,  интонации должен донести смысл произведения.
  6. Важно нацеливать детей на необходимость создания предметно-пространственной среды.
  7. Для развития воображения детей и приобретения ими знаний, воспитателю следует рассказывать о повадках домашних животных, их друзьях и врагах, о необходимости защищать их, заботится о них.
  8. Приглашать детей старших групп с постановками спектаклей для малышей.

Дидактическая игра

В возрасте 2-3 лет ребенок познает мир через наблюдение и воспроизведение определенных действий с реальными предметами.

  1. Называя незнакомый предмет, воспитатель показывает его функции и предлагает его малышу обследовать.
  2. Воспитатель проводит дидактические игры, так как она способствует развитию познавательной активности.
  3. Педагог ставит в игре дидактическую задачу, удовлетворяя потребность ребенка в игровом действии и общении, через которые решается игровая задача.
  4. Воспитатель придает детской деятельности в игре  творческий характер.
  5. Воспитатель учит детей различать свойства известных им предметов, помогает обследовать предметы, которые дети видят каждый день, но не обращают внимания на их признаки.
  6. Педагог закрепляет полученные детьми знания и совершенствует их восприятие в игре.
  7. В процессе упражнений воспитатель подбадривает ребенка, помогая ему не только словом, но и прикосновением, взглядом, зрительной мимикой.

Младшая группа (3-4 года)

Сюжетно-ролевая игра.

В 3-4 года ребенок активно переходит от предметного взаимодействия к воспроизведению человеческих взаимоотношений.

  1. Воспитателю на данном этапе необходимо устанавливать новые формы взаимодействия с ребенком, давать ему возможность проявить себя.
  2. В сюжетной игре с использованием игрушек происходит обогащение ее содержания посредством объединения отдельных действий. Воспитатель применяет методы прямого и косвенного руководства.
  3. Педагог должен помнить о том, что именно он являет собой образ будущей взрослости, к которому будет стремиться ребенок.
  4. Воспитатель должен помнить, что именно игрушки обогащают жизнь малышей, обеспечивают приток новых эмоций, дают толчок к возникновению и развертыванию сюжетно-ролевой игры, определяя ее содержание.
  5. Воспитатель постоянно должен наблюдать за играми детей.
  6. Хорошим сюрпризом для детей будут постройки, которые воспитатель создает в игровых уголках.
  7. В совместной игре воспитатель должен научить детей общаться, взаимодействовать в конкретных ситуациях, объяснять выбор роли, поступка.
  8. Для развития ролевого поведения и взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игре воспитатель должен использовать литературно-художественный материал, способствующий ознакомлению с различными сюжетами, развитию умения анализировать поступки героев.

Театрализованная игра

Для детей младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца.

  1. Воспитателю при чтении художественной литературы необходимо увлечь детей не только сюжетом, но и ярким образным преподнесением материала.
  2. Воспитатель может организовать детей младшей группы на показ «домашнего» спектакля. С помощью воспитателя дети рассаживают кукол на места зрителей, в театральном уголке берут элементы костюмов героев сказок, проигрывается небольшой сюжет знакомой сказки.
  3. После просмотра спектакля, проводится беседа, в которой воспитатель спрашивает, понравился ли спектакль,  кто из героев понравился и почему.
  4. После просмотра спектакля можно попросить изобразить в лицах некоторых персонажей.
  5. Воспитатель должен выслушивать все мнения детей.
  6. Необходимо использовать малые формы фольклора, готовя детей к восприятию более крупных произведений – сказок и рассказов.

Дидактическая игра.

В младшей группе продолжается сенсорное развитие ребенка. Дети 3-4 лет хотят действовать все более самостоятельно.

  1. Необходимо учить детей не только выполнять действия, группировать фигуры по внешним признакам, но и правильно называть свойства.
  2. Воспитатель должен уметь удержать внимание детей, объясняя им игровые правила, порядок действия в игре, предлагая осуществить пробные ходы, показывая, как надо поступить.
  3. Следует заботиться о создании в игре благополучной эмоциональной атмосферы.
  4. Воспитатель помогает детям выделить нужное свойство для решения сенсорной задачи, применяя анализ, сравнение, обобщение.
  5. Игровые правила позволяют дисциплинировать детей, помогают им научиться ладить друг с другом.
  6. Очень важным представляется умение воспитателя позабавить детей, дать им эмоциональную разрядку.
  7. Для развития выразительных движений следует часто использовать музыку.
  8. Воспитатель в одной игре может сочетать  задачи разного плана. Задача состоит в том, чтобы расшифровать увиденное, придать ему эмоционально-смысловое содержание.
  9. При проведении дидактической игры важно вызывать у детей желание выполнять то или иное задание. Для этого воспитатель вводит таких игровых персонажей, которые, по условию, не умеют выполнять какие-либо действия.
  10. Воспитатель всегда должен быть внутренне готов к совершенствованию каждого компонента игры.

Средняя группа ( 4-5 лет)

Сюжетно-ролевая игра

В этом возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей.

  1. Для развития полноценной сюжетно-ролевой игры воспитатель параллельно проводит игры с правилами, развивающие познавательную активность.
  2. Педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребенку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу.
  3. Воспитатель привлекает внимание детей к различным предметам, которые применяются в игре в качестве заместителей.
  4.  В этом возрасте в детской игре воспитатель играет роль партнера-координатора.
  5. Воспитатель, наблюдая за игрой, не должен ее прерывать и вмешиваться, без надобности во взаимоотношения детей.
  6. Очень интересными и познавательными являются походы и экскурсии за пределы дошкольного учреждения.

Театрализованная деятельность

У детей средней группы при условии систематических занятий театрализованной игрой появляется возрастающий, устойчивый интерес к перевоплощению.

  1. Педагог создает игровые ситуации , которые могут играть роль этюдов.
  2. Задача воспитателя безобидно распределить роли, направляя детей на создание атрибутов.
  3. Воспитатель выслушивает все предложения ребят и составляет вместе с ними общее направление.
  4. Воспитатель использует проблемные игровые ситуации, наводящие вопросы, побуждает детей к ролевому воплощению при помощи активизации мышления и воображения.
  5. Воспитатель может предложить организовать концерт.
  6. В режиссерской игре важное место занимает настольный театр.
  7. Воспитатель помогает расширить репертуар настольного театра, осваивать способы управления куклами, прививает навыки выразительного произнесения текста.

Дидактическая игра

У детей 4-5 лет расширяется словарный запас; развивается воображение; совершенствуется восприятие и мышление.

  1. Перед началом игры воспитатель не спеша объясняет детям правила игры, так что бы они поняли.
  2. Воспитатель вводит элемент соревновательности
  3. Воспитатель в словесной игре побуждает ребенка к рассуждению, высказываниям, сочинению и фантазированию.
  4. Воспитатель ставит задачи развития темпо-ритмической и динамической выразительности слова, умения владеть артикуляцией, выражать в движении  и согласовывать со словом содержание песни.
  5. Воспитатель должен уметь вовлекать детей в ситуацию игры и в ситуацию сосредоточенности..
  6. Задача педагога состоит в совершенствовании самостоятельной  игровой деятельности детей.
  7. Воспитатель повышает жизненный тонус и психическую активность детей, дает им возможность свободно и ярко проявлять эмоции.

Старшая группа (5-6 лет)

Сюжетно-ролевая игра

Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка 5-6 лет потребность в партнерском взаимодействии с другими детьми.

  1. Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера
  2. Воспитатель поддерживает игру, подключается к ней, если в этом есть необходимость
  3. Поощряет самостоятельность ребенка в игре
  4. Рассказывая сказку, воспитатель выделяет интонацией и словом эмоциональное состояние персонажа
  5. В процессе режиссерской игры воспитатель наблюдает за тем, как ребенок проговаривает ход событий, озвучивает диалоги персонажей, жестикулирует, выражает мимикой и интонацией характеры героев и корректирует свою работу по взаимодействию с ребенком
  6. Воспитатель помогает ребенку быть убедительным в исполняемой роли, дает советы
  7. Воспитатель одобряет дружеские отношения детей в игре

Театрализованная игра

По мере развития самостоятельности у детей появляются все новые и новые замыслы театрализованных игр

  1. Воспитатель активизирует восприятие и воображение ребенка
  2. Воспитатель постоянно заботится о том, чтобы перевоплощение притягивало детей
  3. Меняет тактику и приемы работы, чтобы не было места для скуки
  4. Воспитатель, ориентируя детей на драматизацию, применяет различные педагогические методы: выразительное чтение, иллюстрированное рассказывание, фрагментарно-эпизодное обыгрывание, драматизацию с объединением детей в ролевые творческие группы
  5. Помогает организовать мини-спектакли
  6. Воспитатель корректирует, дополняет, изменяет, поддерживает и вдохновляет творческий процесс

Дидактическая игра

Дети 5-6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач

  1. Воспитатель вместе с детьми может придумывать специальные сюжеты, обозначая их жанр («детективный», «военный»…)
  2. Воспитатель знакомит детей с лучшими образцами художественной литературы, учит делать нравственный выбор в той или иной ситуации, создавая условия, раскрывая в ребенке те или иные нравственные качества
  3. Неравнодушное отношение воспитателя к родной природе, родным местам передается детям в постоянном общении с ними и проявляется в различных видах деятельности: в чтении художественной литературы, в беседах на разные темы, в приобщении к искусству…
  4. Воспитатель должен расширять круг имеющихся в обиходе детей дидактических игр, продумывать перспективу их развития так, чтобы содержание становилось более интересным, вводились новые правила, изменялись игровые условия
  5. Педагог, в ходе игры, отмечает, каким образом включился в игру каждый ребенок; какие навыки и умения закрепились, развились; оценивает результативность игр в формировании коллективистских качеств

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)  

Сюжетно-ролевая игра

К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько меняется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий и правил.

  1. Игры становятся длительными и требуют постоянного внимания воспитателя
  2. Воспитатель развивает коллективное детское творчество
  3. Основным направлением в работе с детьми подготовительной группы является создание положительной мотивации к обучению в школе
  4. Мир школы должен быть показан воспитателем как самый светлый, добрый и прекрасный
  5. Воспитатель должен внимательно наблюдать за тем, как дети договариваются об игре, распределяют игровую территорию
  6. Педагог анализирует игровую деятельность детей, выявляет причины затруднений и предлагает своевременную помощь

Театрализованная игра

Дети подготовительной группы живо интересуются театром как видом искусства

  1. В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища
  2. При постановке спектаклей, педагог выясняет степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля
  3. Воспитатель просит продемонстрировать по памяти некоторые сцены и диалоги из спектакля, по-своему отразить тот или иной художественный образ
  4. Педагог учит детей основным приемам кукловождения(водить по краю ширмы, вести вглубь сцены, делать характерные движения и жесты…)
  5. Воспитатель должен помочь подобрать музыкальное сопровождение к спектаклю и посоветовать соответствует ли оно, если дети выбирали его самостоятельно
  6. Организовать показ мини-спектаклей детям младшего возраста

Дидактическая игра

У детей 6-7 лет начинают складываться личностные механизмы поведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредованность собственного поведения

  1. Воспитатель должен направить свои усилия на главные звенья подготовки к школе
  2. Педагог систематизирует, расширяет и углубляет знания, полученные детьми в предыдущих группах
  3. Воспитатель во время подготовки к дидактической игре должен особенно внимательно продумывать все тонкости ведения игры, учитывать реакцию детей, эффективность созданных условий, а так же рассчитывать продолжительность игры
  4. Воспитатель должен выслушивать мнения всех желающих и, подводя итоги, подчеркнуть преимущества совместной работы
  5. Воспитатель предлагает материал в виде карт, чертежей, рисунков и схем
  6. Дидактические игры, связанные с темой Родины, России, с воспитание чувства долга перед людьми, защищавшими нашу землю в разные времена, воспитатель должен тщательно продумывать и проводить без спешки, так как в этом возрасте детям доступны глубокие переживания, серьезные намерения, обдуманные поступки
  7. Для обучения новой игре воспитатель не всегда должен привлекать всю группу детей. Он дает объяснения нескольким ребятам, а остальные будут обучаться с их помощью.
  8. Педагог следит, чтоб владеющие игрой дети смогли доходчиво объяснить игру остальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Тезисный план игровой деятельности

Целевая аудитория:воспитатели...

Тезисный план игровой деятельности детей дошкольного возраста

Игровая деятельность - это основная составляющая развития детей дошкольного возраста....