Тезисный план игровой деятельности детей дошкольного возраста
консультация на тему
Игровая деятельность - это основная составляющая развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnst_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила Барсукова Е.В.
Тезисный план игровой деятельности
Вторая группа раннего возраста (2-3 года)
Сюжетно-ролевая игра
Дети второй группы раннего возраста проявляют интерес к различным предметам, манипулируя ими, стремясь познать их назначение.
- Воспитатель должен не только показывать предметы, называть их, но и производить с ними действия;
- Воспитатель сопровождает словом, раскрывающим результат, действия с предметами, его значение, оценку собственных действий и качество предмета.
- Воспитатель должен отмечать каждый удачный шаг ребенка, подбадривать в случае неудачи, приветствовать повторное действие
- Воспитатель в процессе игрового взаимодействия побуждает малыша к совместному общению.
- Воспитатель вступает в игровые контакты с ребенком с целью привлечь его внимание к сюжету и содержанию игры.
- Взрослый является главным партнером малыша по игре.
- Педагог должен постоянно развивать у ребенка потребность в общении с другим человеком.
- В случае конфликта воспитатель помогает малышам, успокаивает и предлагает продолжить игру.
Театрализованная игра
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения.
- Воспитатель с первой встречи, с первого знакомства старается вызвать эмоционально-положительный отклик в душе малыша.
- На занятиях должна царить атмосфера импровизации. Импровизируя, дети приобретают опыт художественного восприятия: вслушиваются в слово, наблюдают за выразительным движением персонажа, интонацией.
- Драматизация произведений малых фольклорных форм является тренировкой эмоциональных проявлений. Воспитатель передает палитру переживаний через интонацию.
- При подготовке мини-спектаклей воспитатель заранее готовит место для показа. Все тексты учит наизусть.
- При чтении сказок воспитатель с помощью мимики, жестов, позы, интонации должен донести смысл произведения.
- Важно нацеливать детей на необходимость создания предметно-пространственной среды.
- Для развития воображения детей и приобретения ими знаний, воспитателю следует рассказывать о повадках домашних животных, их друзьях и врагах, о необходимости защищать их, заботится о них.
- Приглашать детей старших групп с постановками спектаклей для малышей.
Дидактическая игра
В возрасте 2-3 лет ребенок познает мир через наблюдение и воспроизведение определенных действий с реальными предметами.
- Называя незнакомый предмет, воспитатель показывает его функции и предлагает его малышу обследовать.
- Воспитатель проводит дидактические игры, так как она способствует развитию познавательной активности.
- Педагог ставит в игре дидактическую задачу, удовлетворяя потребность ребенка в игровом действии и общении, через которые решается игровая задача.
- Воспитатель придает детской деятельности в игре творческий характер.
- Воспитатель учит детей различать свойства известных им предметов, помогает обследовать предметы, которые дети видят каждый день, но не обращают внимания на их признаки.
- Педагог закрепляет полученные детьми знания и совершенствует их восприятие в игре.
- В процессе упражнений воспитатель подбадривает ребенка, помогая ему не только словом, но и прикосновением, взглядом, зрительной мимикой.
Младшая группа (3-4 года)
Сюжетно-ролевая игра.
В 3-4 года ребенок активно переходит от предметного взаимодействия к воспроизведению человеческих взаимоотношений.
- Воспитателю на данном этапе необходимо устанавливать новые формы взаимодействия с ребенком, давать ему возможность проявить себя.
- В сюжетной игре с использованием игрушек происходит обогащение ее содержания посредством объединения отдельных действий. Воспитатель применяет методы прямого и косвенного руководства.
- Педагог должен помнить о том, что именно он являет собой образ будущей взрослости, к которому будет стремиться ребенок.
- Воспитатель должен помнить, что именно игрушки обогащают жизнь малышей, обеспечивают приток новых эмоций, дают толчок к возникновению и развертыванию сюжетно-ролевой игры, определяя ее содержание.
- Воспитатель постоянно должен наблюдать за играми детей.
- Хорошим сюрпризом для детей будут постройки, которые воспитатель создает в игровых уголках.
- В совместной игре воспитатель должен научить детей общаться, взаимодействовать в конкретных ситуациях, объяснять выбор роли, поступка.
- Для развития ролевого поведения и взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игре воспитатель должен использовать литературно-художественный материал, способствующий ознакомлению с различными сюжетами, развитию умения анализировать поступки героев.
Театрализованная игра
Для детей младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца.
- Воспитателю при чтении художественной литературы необходимо увлечь детей не только сюжетом, но и ярким образным преподнесением материала.
- Воспитатель может организовать детей младшей группы на показ «домашнего» спектакля. С помощью воспитателя дети рассаживают кукол на места зрителей, в театральном уголке берут элементы костюмов героев сказок, проигрывается небольшой сюжет знакомой сказки.
- После просмотра спектакля, проводится беседа, в которой воспитатель спрашивает, понравился ли спектакль, кто из героев понравился и почему.
- После просмотра спектакля можно попросить изобразить в лицах некоторых персонажей.
- Воспитатель должен выслушивать все мнения детей.
- Необходимо использовать малые формы фольклора, готовя детей к восприятию более крупных произведений – сказок и рассказов.
Дидактическая игра.
В младшей группе продолжается сенсорное развитие ребенка. Дети 3-4 лет хотят действовать все более самостоятельно.
- Необходимо учить детей не только выполнять действия, группировать фигуры по внешним признакам, но и правильно называть свойства.
- Воспитатель должен уметь удержать внимание детей, объясняя им игровые правила, порядок действия в игре, предлагая осуществить пробные ходы, показывая, как надо поступить.
- Следует заботиться о создании в игре благополучной эмоциональной атмосферы.
- Воспитатель помогает детям выделить нужное свойство для решения сенсорной задачи, применяя анализ, сравнение, обобщение.
- Игровые правила позволяют дисциплинировать детей, помогают им научиться ладить друг с другом.
- Очень важным представляется умение воспитателя позабавить детей, дать им эмоциональную разрядку.
- Для развития выразительных движений следует часто использовать музыку.
- Воспитатель в одной игре может сочетать задачи разного плана. Задача состоит в том, чтобы расшифровать увиденное, придать ему эмоционально-смысловое содержание.
- При проведении дидактической игры важно вызывать у детей желание выполнять то или иное задание. Для этого воспитатель вводит таких игровых персонажей, которые, по условию, не умеют выполнять какие-либо действия.
- Воспитатель всегда должен быть внутренне готов к совершенствованию каждого компонента игры.
Средняя группа ( 4-5 лет)
Сюжетно-ролевая игра
В этом возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей.
- Для развития полноценной сюжетно-ролевой игры воспитатель параллельно проводит игры с правилами, развивающие познавательную активность.
- Педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребенку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу.
- Воспитатель привлекает внимание детей к различным предметам, которые применяются в игре в качестве заместителей.
- В этом возрасте в детской игре воспитатель играет роль партнера-координатора.
- Воспитатель, наблюдая за игрой, не должен ее прерывать и вмешиваться, без надобности во взаимоотношения детей.
- Очень интересными и познавательными являются походы и экскурсии за пределы дошкольного учреждения.
Театрализованная деятельность
У детей средней группы при условии систематических занятий театрализованной игрой появляется возрастающий, устойчивый интерес к перевоплощению.
- Педагог создает игровые ситуации , которые могут играть роль этюдов.
- Задача воспитателя безобидно распределить роли, направляя детей на создание атрибутов.
- Воспитатель выслушивает все предложения ребят и составляет вместе с ними общее направление.
- Воспитатель использует проблемные игровые ситуации, наводящие вопросы, побуждает детей к ролевому воплощению при помощи активизации мышления и воображения.
- Воспитатель может предложить организовать концерт.
- В режиссерской игре важное место занимает настольный театр.
- Воспитатель помогает расширить репертуар настольного театра, осваивать способы управления куклами, прививает навыки выразительного произнесения текста.
Дидактическая игра
У детей 4-5 лет расширяется словарный запас; развивается воображение; совершенствуется восприятие и мышление.
- Перед началом игры воспитатель не спеша объясняет детям правила игры, так что бы они поняли.
- Воспитатель вводит элемент соревновательности
- Воспитатель в словесной игре побуждает ребенка к рассуждению, высказываниям, сочинению и фантазированию.
- Воспитатель ставит задачи развития темпо-ритмической и динамической выразительности слова, умения владеть артикуляцией, выражать в движении и согласовывать со словом содержание песни.
- Воспитатель должен уметь вовлекать детей в ситуацию игры и в ситуацию сосредоточенности..
- Задача педагога состоит в совершенствовании самостоятельной игровой деятельности детей.
- Воспитатель повышает жизненный тонус и психическую активность детей, дает им возможность свободно и ярко проявлять эмоции.
Старшая группа (5-6 лет)
Сюжетно-ролевая игра
Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка 5-6 лет потребность в партнерском взаимодействии с другими детьми.
- Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера
- Воспитатель поддерживает игру, подключается к ней, если в этом есть необходимость
- Поощряет самостоятельность ребенка в игре
- Рассказывая сказку, воспитатель выделяет интонацией и словом эмоциональное состояние персонажа
- В процессе режиссерской игры воспитатель наблюдает за тем, как ребенок проговаривает ход событий, озвучивает диалоги персонажей, жестикулирует, выражает мимикой и интонацией характеры героев и корректирует свою работу по взаимодействию с ребенком
- Воспитатель помогает ребенку быть убедительным в исполняемой роли, дает советы
- Воспитатель одобряет дружеские отношения детей в игре
Театрализованная игра
По мере развития самостоятельности у детей появляются все новые и новые замыслы театрализованных игр
- Воспитатель активизирует восприятие и воображение ребенка
- Воспитатель постоянно заботится о том, чтобы перевоплощение притягивало детей
- Меняет тактику и приемы работы, чтобы не было места для скуки
- Воспитатель, ориентируя детей на драматизацию, применяет различные педагогические методы: выразительное чтение, иллюстрированное рассказывание, фрагментарно-эпизодное обыгрывание, драматизацию с объединением детей в ролевые творческие группы
- Помогает организовать мини-спектакли
- Воспитатель корректирует, дополняет, изменяет, поддерживает и вдохновляет творческий процесс
Дидактическая игра
Дети 5-6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач
- Воспитатель вместе с детьми может придумывать специальные сюжеты, обозначая их жанр («детективный», «военный»…)
- Воспитатель знакомит детей с лучшими образцами художественной литературы, учит делать нравственный выбор в той или иной ситуации, создавая условия, раскрывая в ребенке те или иные нравственные качества
- Неравнодушное отношение воспитателя к родной природе, родным местам передается детям в постоянном общении с ними и проявляется в различных видах деятельности: в чтении художественной литературы, в беседах на разные темы, в приобщении к искусству…
- Воспитатель должен расширять круг имеющихся в обиходе детей дидактических игр, продумывать перспективу их развития так, чтобы содержание становилось более интересным, вводились новые правила, изменялись игровые условия
- Педагог, в ходе игры, отмечает, каким образом включился в игру каждый ребенок; какие навыки и умения закрепились, развились; оценивает результативность игр в формировании коллективистских качеств
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Сюжетно-ролевая игра
К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько меняется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий и правил.
- Игры становятся длительными и требуют постоянного внимания воспитателя
- Воспитатель развивает коллективное детское творчество
- Основным направлением в работе с детьми подготовительной группы является создание положительной мотивации к обучению в школе
- Мир школы должен быть показан воспитателем как самый светлый, добрый и прекрасный
- Воспитатель должен внимательно наблюдать за тем, как дети договариваются об игре, распределяют игровую территорию
- Педагог анализирует игровую деятельность детей, выявляет причины затруднений и предлагает своевременную помощь
Театрализованная игра
Дети подготовительной группы живо интересуются театром как видом искусства
- В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища
- При постановке спектаклей, педагог выясняет степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля
- Воспитатель просит продемонстрировать по памяти некоторые сцены и диалоги из спектакля, по-своему отразить тот или иной художественный образ
- Педагог учит детей основным приемам кукловождения(водить по краю ширмы, вести вглубь сцены, делать характерные движения и жесты…)
- Воспитатель должен помочь подобрать музыкальное сопровождение к спектаклю и посоветовать соответствует ли оно, если дети выбирали его самостоятельно
- Организовать показ мини-спектаклей детям младшего возраста
Дидактическая игра
У детей 6-7 лет начинают складываться личностные механизмы поведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредованность собственного поведения
- Воспитатель должен направить свои усилия на главные звенья подготовки к школе
- Педагог систематизирует, расширяет и углубляет знания, полученные детьми в предыдущих группах
- Воспитатель во время подготовки к дидактической игре должен особенно внимательно продумывать все тонкости ведения игры, учитывать реакцию детей, эффективность созданных условий, а так же рассчитывать продолжительность игры
- Воспитатель должен выслушивать мнения всех желающих и, подводя итоги, подчеркнуть преимущества совместной работы
- Воспитатель предлагает материал в виде карт, чертежей, рисунков и схем
- Дидактические игры, связанные с темой Родины, России, с воспитание чувства долга перед людьми, защищавшими нашу землю в разные времена, воспитатель должен тщательно продумывать и проводить без спешки, так как в этом возрасте детям доступны глубокие переживания, серьезные намерения, обдуманные поступки
- Для обучения новой игре воспитатель не всегда должен привлекать всю группу детей. Он дает объяснения нескольким ребятам, а остальные будут обучаться с их помощью.
- Педагог следит, чтоб владеющие игрой дети смогли доходчиво объяснить игру остальным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план игровой деятельности младший дошкольный возраст
Перспективный план игравой деятельности включает в себя все виды игр с целями. Игры разбиты на три графы - утро, прогулка, вечер, а так же на тематические недели. Данный материал разработан на три мес...
План по самообразованию для детей 2-3 лет на тему: «Игровая деятельность детей дошкольного возраста»
План по самообразованию...
«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»
Мастер-класс для начинающих педагогов. В материале предоставлены Музыкальные игры для дошкольников в ходе самостоятельной деятельности...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.Задачи:повысить собственны...
Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики
laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...
Перспективный план игровой деятельности младший дошкольный возраст
Перспективный план игравой деятельности включает в себя все виды игр с целями. Игры разбиты на три графы - утро, прогулка, вечер, а так же на тематические недели. Данный материал разработан на три мес...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста» .
НижнекамскТема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста» Дата начала работы над темой – сентябрь 2023 год....