Проект по опытно-экспериментальной деятельности
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Вид проекта: Познавательно – исследовательский, творческий характер
Продолжительность: краткосрочный
Участники: дети средней группы №2, воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 месяц
Образовательные области:
- Художественно-эстетическое развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
При реализации проекта были использованы следующие формы работы:
- Чтение познавательной и художественной литературы;
- Опытно-экспериментальная деятельность;
- Наблюдение во время прогулок;
- Творческая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Подвижные игры;
- Беседы
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Формирование системы знаний о снеге и его свойствах. Дети знакомятся с образованием снежинок, узнают о пользе и вреде снега.
- Совершенствование умения устанавливать простейшие причинно- следственные связи, умение рассуждать, высказывать предположения, умение договариваться и прогнозировать результат.
- Развитие наблюдательности, умение видеть и ценить красоту природы.
Для родителей:
- Проведение в домашних условиях простейших опытов со снегом и льдом;
- Наблюдение во время прогулок за зимними явлениями погоды, за снегом;
- Помощь в организации мини- музея «Парад снеговиков», изготовление снеговиков из различных материалов;
- Оказание помощи в постройке снежной горки на участке.
Для педагогов:
- Создание папки- передвижки «Интересные факты о снеге»;
- Проведение родительского собрания по теме проект;
- Постановка сказки «Снежный колобок»
Цель проекта
Ознакомление со свойствами снега путем развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности
Задачи:
1.Создавать условия для расширения представлений детей о явлениях окружающей действительности (снег, лёд),
2.Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с новыми способами обследования снега.
3. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
4.Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.
5.Развивать познавательные процессы ( память, внимание)
6. Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;
7.Содействовать развитию творческих способностей и воображения;
8.Развивать трудовые и самостоятельные навыки, чувство коллективизма и ответственность за выполненную работу.
9.Воспитывать интерес и любовь к чтению;
10. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить.
Планируемые результаты.
-Расширение представления о снеге .
- Расширение словарного запаса.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
Методы – исследования:
-Чтение художественной и познавательной литературы
-Опыты – эксперименты со снегом
-Рассмотрение иллюстраций
-Просмотр видеоматериалов
-Беседы
-Рассказ из личного опыта
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми.
• Создание необходимых условий для реализации проекта..
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач
III этап – заключительный.
• Оформление результата проекта.
• оформление папки – передвижки « Интересные факты о снеге»
Презентация проекта «Снег – снежок»
Проведение родительского собрания по теме проекта
Реализация проекта
Познавательное - развитие
Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (снег, метель, гололед). Опытно – экспериментальная деятельность
Речевое развитие
Чтение художественных произведений:
- С.Козлов «Зимняя сказка»
- «О чём плачут сосульки»М.Лякишева
- Русская народная сказка «Снегурочка»
- «Какая бывает зима» М.Пляцковский
- К. Ушинский «Проказы старухи Зимы»
Пересказ рассказа Н.Калининой «Снежный колобок»
Заучивание стихотворений наизусть:
- «Снег идёт» М.Познанская
- «Снежно - белый снеговик» В.Савончик
- «Зимушка-зима» Ю.Никонова
Рассматривание иллюстраций и фотографий.
Беседы
- «Можно ли есть снег?»
- «Почему снег белый?»
- «Какую пользу приносит снег?»
Художественно-эстетическое развитие.
- Рисование «Зимушка - зима»
- Рисование «Мы вылепили разных снеговиков»
- Рисование «Снежинка»
- Лепка сюжетная «Дети играют в снежки»
- Лепка (плоскостная, коллективная) «Снег идет»
- Лепка «Снежинка»
- Рассматривание иллюстраций с изображением разной зимней погоды.
- Салфеточная аппликация «Зимний лес»
- Салфеточная аппликация «Весёлый снеговик»
- Аппликация «Новогодняя открытка»
Физическое развитие
- Русская народная игра «Снежная баба»
- Подвижная игра « Снежинки и ветер»
- Игровые упражнения « Снежинки кружатся»
- Игровые упражнения « По снежному лабиринту»
- Подвижная игра «Мороз – красный нос»
- Дыхательная гимнастика « Снежинки летят»
Безопасность
Беседа на тему: «Снег может быть опасным» (Нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот так как может заболеть горло.)
Развивающая среда
Сюжетные картинки на зимнюю тематику. Альбом для рассматривания «Времена года». Украшение группы к Новогоднему празднику.
Вывод:
1.Снег-это зимний вид атмосферных осадков. Наличие снега играет важную роль в жизни растений и животных.
2. Снег есть нельзя, потому что он холодный, может заболеть горло, а ещё и недостаточно чистый, может повредить здоровью.
Заключение.
В результате проведения исследования дети сделали вывод, что снег и лед - грязные и не пригодны для еды, но талым снегом можно поливать растения, а также его пьют животные и птицы. Также снегом можно играть, строить снежные постройки.
Приложение
Цель:
Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.
Задачи:
Формировать знания детей о явлениях природы весной.
Учить наблюдать, видеть причинно — следственные связи, делать выводы.
Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к
своему здоровью.
Возраст
Опыты и эксперименты
средний дошкольный возраст
ТАЯНИЕ СНЕГА.
Цель: Подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Ход: понаблюдать за таянием снега на руке, варежке, на отопительной
системе, на грелке и т. д..
Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.
МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.
Цель: Показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход: Взять две белые тарелки, в одну положить снег, в другую налить
водопроводную воду. Через некоторое время рассмотреть воду в тарелках,
сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на
дне). Убедитесь в том, что снег — это грязная талая вода, не пригодная для
питья человеку. Талую воду используют для поливки растений, ее можно
давать животным.
Средний дошкольный возраст.
СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить детям рассмотреть, что
отражается в воде. Попросить найти свое отражение, вспомнить, где еще они
могут его увидеть.
Вывод: В воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в
качестве зеркала.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.
Цель: Подвести к обобщению «чистая вода — прозрачная», «грязная-
непрозрачная»
Ход: Приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов
(пуговицы, камешки, металлические предметы). Выяснить, как усвоено
понятие «прозрачный»: предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум) Дать задание: доказать, что вода в банке
прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать
вопрос «Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в
нее кусочек земли?» Выслушать ответы, затем — продемонстрировать опыт: в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной,
мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в
аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли
вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода
непрозрачная.
ИЗ ЧЕГО ПТИЦЫ СТРОЯТ ГНЕЗДА?
Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки,
камешки.
Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его
постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи
гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится
птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых
изображений и материалов.
Старший дошкольный возраст.
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Вам потребуются: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и
полиэтиленовая пленка. Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на
солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и,
поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
ЭФФЕКТ РАДУГИ
Вы можете сами расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета,
воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам
понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в
воду и прислоните его к краю миски
Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный
свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась
отраженная «радуга».
ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета,
выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и
др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у
воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из
одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и
как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который
налита, то есть может легко менять форму.
ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Ход: Поместить в воду большую и маленькую «льдину», спросить, какая
быстрее растает. Выслушать гипотезы детей.
Вывод: Чем больше льдина, тем медленнее она тает, и наоборот.
СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
Цель; Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее
нагреваются на солнце.
Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди
которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на
солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым
горячим? Какой самым холодным?
Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета
улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот
почему грязный снег тает быстрее чистого.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ.
Цель: Показать сокодвижение в стебле растения.
Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель,
растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).
Ход: Налить чернила в баночку Окунуть стебли растения в баночку и
подождать. Через 12 часов результат будет виден.
Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким
канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
Все возраста.
ТОНЕТ — ПЛАВАЕТ,
Цель: показать, что металл тонет в воде, а дерево нет.
Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную
палочку.
Проверить гипотезу, опустив объекты в воду.
Вывод: металл тонет в воде, а дерево нет.
ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО BOДЫ
Цель: Показать важное свойство воды — давать жизнь живому.
Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни.
Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и
с влажной ватой.
Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: Вода дает жизнь живому.
Вывод: продолжить работу над проектом в 2017-2018 учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА
ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Огород на окне". Вторая младшая группа.
Название проекта: «Огород на подоконнике».Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой.Возраст детей: 2-я младшая группа (3-4 года).Продолжительность: кратковременно, 7 недель.Раздел программы:...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности
кружковая работа...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Малыши лучок сажали». Младшая группа.
Образовательная деятельность, природное окружение....
Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Огород на подоконнике"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7360906","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окне»
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окне» воспитатель Семенова Ольга Владимировна...