Тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Тематическое планирование по речевому развитию детей в старшей группе содержит практический материал для планирования работы воспитателя по лексическим темам на учебный год. Включает подборку бесед, речевых игр, пальчиковую гимнастику, список художественной литературы и темы занятий по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_obrazovatelnogo_protsessa_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 70.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №23»
Структурное подразделение дошкольные группы «Василек»
Российская Федерация, Московская область, городской округ Воскресенск, г. Белоозёрский,
улица Молодёжная, здание 38, т. +7(496)447-56-26,
e-mail: vosk_moulic23@mosreg.ru сайт: https://vos-licey-23/obrpro.ru
__________________________________________________________
«Тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Васильева Наталья Александровна
Ноябрь, 2022 г.
«Тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста»
Месяц | Неделя | Тема недели | Виды и формы совместной образовательной деятельности |
Сентябрь | 1 | «Здравствуй, детский сад!» | Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Волшебные заклинания», «Солнце или дождик». Речевые игры: «Поиграем в сказку», «Кто больше заметит небылиц?» Пальчиковая гимнастика: «Детский сад» Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад Буду в садике играть И конструктор собирать, И игрушки за собою убирать. Буду бойко танцевать И лепить, и рисовать, Буду песни напевать. Беседа «День знаний» Рассказывание из опыта «Как мы провели лето». НОД Составление рассказа по картинке «В школу». Чтение художественной литературы: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Б. Шергина «Рифмы», Э. Мошкова «Вежливое слово», пословицы о дружбе. |
2 | «Москва – Столица России». | Упражнения на развитие слухового внимания: «Идите с нами играть» Стихотворение недели: «Город чудный» Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и дворцы. На твоих церквах старинных Вырастали дерева. Глаз не схватит улиц длинных. Это матушка- Москва. Беседа «Москвой-столицей весь народ гордится» Чтение художественной литературы: Чтение рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем»; рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Отгадывание загадок о школьных принадлежностях. Речевые игры: «Один – много» Город – города (улица, вокзал, площадь, театр, магазин, проспект, бульвар, парк, храм, аллея, аптека, школа, мост, москвич) «Подбери родные слова» Город – городок, горожане, городской, городище Москва – москвич, москвичка, московский Закончи предложение словом «Москва». Это город … Нет лучше города… Я вижу … Я поеду в … Я хожу по… Я любуюсь… Я рассказываю о … Подбери «красивые слова» Город Москва (какой?) – большой, главный, величавый, чистый Назови знаменитые места Москвы (если доступно ребёнку): Собор Василия Блаженного, Царь – пушка, Царь – колокол, Большой театр, Арбат, Третьяковская галерея, Останкинская башня, МГУ, Пушкинская площадь, храм Христа Спасителя… НОД Рассказывание из личного опыта «Где я побывал в Москве» | |
3 | «Что нам осень подарила (овощи, фрукты, грибы)». | Беседа «Дары осени» «Красота осенней природы» Ситуативный разговор: «Какая польза от овощей и фруктов» Пальчиковая гимнастика «Ходит осень в нашем парке» Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки. Бусы красные-рябине, Фартук разовый-осине, Зонтик желтый-тополям Фрукты осень дарит нам. Чтение художественной литературы: В. Свинцов Сказка про яблоньку. В.М. Каратай «Уборка урожая» В. Сутеев «Мешок яблок». К. Ушинский «История одной яблоньки». Н. Носов «Огурцы»; «Огородники». Я. Пинясов «Хитрый огурчик». Русские народные сказки. Репка. Мужик и медведь. Г. Сапгир «Загадки с грядки». Л. Толстой «Корешки и вершки». Дж. Родари «Чиполлино». З. Александрова «В грибном царстве». В. Зотов «Осенний опёнок». Я. Тайц «По грибы». Сутеев «Под грибом». Речевые игры: «Опиши, я отгадаю» «Подскажи словечко» Подобрать родственные слова: яблоко - яблочко, яблоня, яблочный; вишня - вишенка, вишневый; смородина - смородинка, смородиновый; лимон - лимончик, лимонный. «Что купила белочка в магазине». Составление описательных рассказов о фруктах и овощах по плану. НОД Пересказ текста рассказа Сутеева «Яблоко» | |
4 | «Что нам стоит дом построить». | Беседа «Дом, в котором я живу» «Мой дом – моя крепость» Пальчиковая гимнастика «Дом» Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нем, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пес ворота охранял, Солнце было, дождик шел, И тюльпан в саду расцвел! Упражнения на развитие слухового внимания: «Будь внимателен» Речевые игры: «Переезжаем в новую квартиру» Дидактическая игра «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом -много домов, одна улица... (поселок, город...). Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов. Дом - домик, домишко, домище. Город - городок, городишко, городище. Чтение художественной литературы: Стихи, сказки, пословицы, А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» Каков строитель, такова и обитель! Пословицы и поговорки: Дело мастера боится. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Кто любит труд, того люди чтут. Построить здание - надо иметь знание. Дом возвести – не плетень заплести. С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся. У плохого мастера и пила плохая. НОД «Дом и его части» | |
5 | «Кто работает в детском саду». | Беседы: «Наш любимый детский сад» «Кто нас встречает и провожает?» Пальчиковая гимнастика «Профессии» Много есть профессий знатных, И полезных, и приятных. Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтер, строитель Сразу всех не называю, Вам продолжить предлагаю. «Работа в книжном уголке рассматривание иллюстраций по теме. Упражнения на развитие речевого внимания: «Где позвонили?» Речевые игры: "Кто что делает?" «Подскажи словечко» Чтение художественной литературы: «Кто что делает?» Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас», «Дядя Степа», С. Маршак «Урок вежливости. НОД Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с | |
Октябрь | 1 | «Золотая осень. Деревья и кустарники». | Беседы: «Золотая осень», «Деревья и кустарники нашего города» Ситуативный разговор: «Почему не нужно срезать и ломать ветки», «Как помочь раненому дереву». Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем! Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Чья птичка дальше улетит?» «Эхо», «Листопад». Речевые игры: «Поймай и раздели», «С какого дерева листок» «Где растут деревья?» «Назови много» Игровое упражнение: «Повтори потешки». Трали-вали, трали-вали, мы деревья рисовали. Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Маша и деревья»» (с 4 лет). Вышла Маша на крыльцо: Вот растет деревцо, Вот растет другое — Красивое какое! Стала Машенька считать, Насчитала ровно пять. Все деревья эти Сосчитайте, дети! Отгадывании загадки: Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево) Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Дуб и орешник» И. Соколов-Микитов «Осень», Е. Трутнева «По лесным тропинкам», Н. Сладков «Осень на пороге» НОД Составление пересказа текста рассказа по серии сюжетных картин «Как вырастили елочку» |
2 | «Хлеб всему голова». | Беседа «Хлеб всему голова» Рассматривание колосьев и зёрен пшеницы, ржи, овса, их сравнение, сходство и различие; репродукции картины И. Шишкина «Рожь» Пальчиковая гимнастика «Хлеб» Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А потом обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна- в муку и тесто, В магазине занял место, Вырос он под синим небом, А пришел на стол к нам –хлебом. Заучивание скороговорки «Петр -пекарь пёк пироги в печи» Пословицы и поговорки о хлебе: Будет хлеб, будет и обед. Пот на спине, так и хлеб на столе. Без соли невкусно, а без хлеба несытно. Хлеб- дар божий, отец, кормилец. Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош. Покуда есть хлеб, да вода- все не беда. Без хлеба всё приестся. Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового: «Услышишь-хлопни» Речевые игры: «Цепочка слов», «Размытое письмо» «Подбери синонимы» Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о хлебе, пословицы, поговорки, Ю. Ванаг «Хлеборобы», Н. Самков «О хлебе», Я. Дягутите «Каравай». НОД «Откуда хлеб пришел?»; Заучивание стихотворения Н. Ждановской «Нива». | |
3 | «Домашние животные и птицы». | Беседы «Умеешь ли ты обращаться с животными?» «Наши меньшие друзья». Пальчиковая гимнастика «Козочка» Шел старик дорогою, Нашел козу безрогую, Давай коза, попрыгаем, Ножками подрыгаем. А коза бодается, А старик ругается Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового: «Задуй свечу», «Угадай, что делают?» Речевые игры: «Какой звук чаще звучит?», «Лови да бросай- цвета называй» Проговаривание стишков-считалок: «Шла коза по мостику» Отгадывание загадок про домашних животных Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Слепая лошадь», А. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Как старик корову продавал». НОД: 1Составление рассказов описаний домашних животных по рисуночному плану «Какие бывают домашние животные». 2. Составление рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами» | |
4 | «Дикие животные». | Беседы «Дикие животные» «Подготовка диких животных к зиме». Ситуативный разговор: «Зачем нужно охранять животных». Пальчиковая гимнастика «У кого какая шуба?» Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы- Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя- бурая. Не страшны ему дожди И погода хмурая. Упражнения на развитие слухового внимания: «Узнай кто я такой?» Речевые игры: «Угадай-ка», «Чьи детки?» «Четвертый лишний» «Расскажи о животном», «Потерялись хвостики». «Чей хвост?» «Назови ласково» «Что видел зайка» (развитие умения осуществлять звуковой анализ). Чтение художественной литературы: стихи, сказки, пословицы, поговорки, В. Чаплина «Белка», П. Бажов «Серебряное копытце», Н. Сладков «Заяц в штанах» «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; НОД Составление пересказа по опорным картинкам: Пересказ текста рассказа по В.В. Бианки «Прячутся». | |
Ноябрь | 1 | «С чего начинается Родина». | Беседы «С чего начинается Родина», «Русские обычаи» Ситуативный разговор: «Что значит для тебя Родина?» Пальчиковая гимнастика «Моя страна» Посмотрю на карту я: Вот Российская земля. Есть леса тут и озера, Горы, реки и моря. Я люблю тебя, Россия, Ты же Родина моя! Упражнения на развитие слухового внимания: «Песня-песенка» Речевые игры: «Подбери словечко», «Внимательный слушатель» Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине. Чтение художественной литературы: З. Александрова «Родина», былин «Садко», С. Михалков «Моя улица», С. Баруздин «Страна, где мы живем», русские народные сказки, К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», сказки «Семь Симеонов- семь работников», «Три ржавых колоса» НОД Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» |
2 | «Правила и безопасность дорожного движения». | Беседа «Для чего мы должны знать правила дорожного движения?» Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много» Дорожных правил очень много. Раз-Внимание дорога! Два-сигналы светофора, Три-смотри дорожный знак, А четыре- «переход». Правила все надо знать И всегда их выполнять. Дидактические игры: «Говорящие знаки», «Виды перекрёстков», «Продолжи ряд слов», «Узнай по описанию дорожные знак», «Загадки поющих звуков». Игра с обучением «Дорожная грамота». Рассматривание в книжном уголке иллюстраций по ПДД Создание словаря дорожной грамотности. Чтение А. Дорохов «Зеленый, Желтый, Красный!», С. Михалков «Моя улица», Я. Пишумов «Азбука города», О. Тарутин «Для чего нам светофор», М. Кривич «Школа пешехода», Н. Носов «Автомобиль». НОД «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц» | |
3 | «Неделя игры и игрушки». | Беседы: «История возникновения игрушки на Руси», «Современные игрушки». Пальчиковая гимнастика “ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ” Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.) Паровоз и два коня, Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъемный кран - Настоящий великан. (Загибают пальчики на обеих руках.) Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! (Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.) Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Задуй свечу» Составление описательного рассказа о любимой игрушке, с опорой на предмет. Отгадывание описательных загадок об игрушках. Речевые игры: «Узнай сказку по иллюстрации», «Узнай героев сказок», «Из какой сказки отрывок» Чтение: Ш. Перро «Красная Шапочка», Я. Тайц «Кубик на кубик», В. Шипунова «Мячик», Л. Толстой «Была у Насти кукла», Н. Матвеева «Я леплю из пластилина», Е. Благинина «Лодочки» | |
4 | «Мама милая моя!» | Беседы: «Мама- самый дорогой человек на свете», «Вот какая мама-золотая прямо». Пальчиковая гимнастика «Маму я свою люблю» Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: Я стираю, Полоскаю, Воду с ручек отряхаю, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. Словесная игра «Волшебная палочка» Вечер стихов «Я маму свою люблю». Пословицы и поговорки о маме Речевые игры: «Скажи ласково», «Расскажи какая», «Семья». Инсценировка «Три мамы» (Е. Серова). Чтение Н. Артюхов «Трудный вечер», В. Берестов «Праздник мам», Б. Емельянов «Мамины руки», Э. Мошковская «Я маму мою обидел», Н. Саконская «Разговор о маме». Тематические занятия: «Моя любимая мама», «Девочки-будущие мамы» НОД: «Составление описательного рассказа о маме по рисунку» | |
Декабрь | 1 | «Здравствуй, Зимушка – Зима!» | Беседы: «Здравствуй, Зимушка-зима!», «Всем ребятам нравится Зимушка красавица!». Ситуативный разговор «Осторожно, гололед» Пальчиковая гимнастика «Падал снег на порог» Падал снег на порог, Кот лепил себе пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Подскажи словечко», «Хлопни в ладоши», «Что лишнее?». Речевые игры: «Размытое письмо», «Живые слова» «Объясни словечко», «Один – много», «Что?» (Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу), «Какая? Какой? Какое? Какие?» «Рассыпанные буквы» (развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ). Заучивание стихотворений о зиме. Отгадывание загадок о зиме. Чтение: И. Никитин «Встреча зимы», С. Есенин «Поет зима –аукает», Д. М. Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Синичкин календарь», В. Даль «Старик-годовик», К. Ушинский «Проказы старухи зимы» НОД: «Составление рассказа о приметах зимы» (по опорному плану из рисунков-пиктограмм) |
2 | «Транспорт». | Беседы: «Что такое транспорт и зачем он нужен», «Как вести себя в транспорте». Ситуативный разговор «Зачем нужны дорожные знаки», «Машины специального назначения». Пальчиковая гимнастика «Посчитаем» Раз, два, три, четыре, пять- Буду транспорт я считать. Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолет, Корабль, поезд, вертолет. Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Кораблик», «Бумажный самолетик», «Пароходы гудят». Перечисли, какой транспорт упоминается в стихотворении К. Чуковского «Ехали медведи на велосипеде». Заучивание скороговорок:
И матросы две недели карамель на мели ели. Мчатся бешено машины -по шоссе шуршат их шины.
Это шина шепчет шине: «Я спешу, спешу, спешу!» Речевые игры: «Четвёртый лишний», «Машина», «Подбери слово», «Чудесный мешочек». Составление описательных рассказов о транспорте. Отгадывание загадок о транспорте. Чтение: С. Я. Маршак «Багаж», С. Сахарнов «Самый лучший пароход», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». НОД: Составление рассказов описаний транспортных средств по рисуночному плану «Какой бывает транспорт». | |
3 | «Одежда. Обувь. Головные уборы». | Беседы: «Головные уборы», «Как делают ткани», «Что люди носят?» Пальчиковая гимнастика «Магазин одежды» Открываем магазин, Протираем пыль с витрин. В магазин заходят люди, Продавать одежду будем. Магазин теперь закроем, Каждый пальчик мы помоем. Потрудились мы на «пять» Пальцы могут отдыхать. Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Угадай кто идет». Речевые игры: «Кто подберет больше слов?», «Мяч бросай, одежду, обувь называй», «Исправь ошибку», «Чей, чья, чьё, чьи?» Интерактивная игра «Милашки -модняшки»https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/01/28/flesh-igra-dlya-razvitiya-grammaticheskogo-stroya-rechi-na Составление рассказов «Если б у меня была шапка невидимка» Отгадывание загадок по теме. Чтение: Чтение: В. Осеев «Волшебная иголочка», Н. Носов «Заплатка», З. Александрова «Сарафанчик», В. Орлов «Портниха», рус нар сказка «Золотое веретено» К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». НОД: Cоставление пересказа текста по серии сюжетных картин «Как Ване купили головной убор»/ | |
4 | «Новый год у ворот» | Беседы: «Традиции празднования Нового года» Ситуативный разговор «Почему люди украшают дом к Новому году?» Пальчиковая гимнастика «На елке» Мы на елке веселились, Мы плясали и резвились. После добрый Дед Мороз Нам подарки принес. Дал большущие пакеты, В них же- вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Снежинки», «Чего не стало?», «Что появилось?» Диалог «Ёлочка» Цель: развитие диалогической речи, эмоциональной окрашенности и интонационной выразительности. Речевые игры: «Из чего сделано?», «Составь предложение», «Украшаем елку», «Какая? Какой? Какое? Какие?», «Где спрятался звук?». Составление творческого рассказа «Приключение Деда Мороза в новогоднюю ночь». Рассматривание иллюстраций о новогоднем празднике. Отгадывание загадок по теме. Чтение: Чтение: З. Александрова «Дед Мороз», В. Одоевский «Мороз Иванович», В. Даль «Девочка Снегурочка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Михалков «В снегу стояла девочка», В. Семенов «Новый год», НОД: Заучивание стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» | |
5 | «Зимующие птицы». | Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», Ситуативный разговор «Как люди заботятся о птицах зимой?» Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением зимующих птиц. Пальчиковая гимнастика "Снегири". Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками. В красных майках снегири. Распушили пёрышки. Изображают «крылышки» Греются на солнышке. Головой вертят, Повороты головой. Улетать хотят. Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук. За метелью, за метелью! Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Узнай по голосу», Чья птичка дальше улетит», «Перышко». Речевые игры: «Один-много», «Счет птиц», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Узнай птицу по описанию». Составление описательных рассказов о зимующих птицах. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Чтение: В. Бианки «Скачет шустрая синица», А.Барков «Голоса леса», А. Яшин «Покормите птиц зимой», А. Чепуров «Трудно птицам зимой», Т. Евдошенко «Берегите птиц зимой», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», К. Паустовский «Птичья столовая». НОД: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. | |
Январь | 1 | «Народные праздники на Руси. Рождество и святки». | Беседы: «Путешествие по народному календарю», «Знакомство с народными праздниками на Руси». Пальчиковая гимнастика «Светлый праздник-Рождество» Ель украсим мы звездой И гирляндой золотой Ведь сегодня торжество Светлый праздник-Рождество! Елочки красив наряд Огоньки на ней горят Ведь сегодня торжество Светлый праздник-Рождество! Будем петь и веселиться Возле елочки кружиться Ведь сегодня торжество Светлый праздник-Рождество! Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Послушай и повтори» Речевые игры: «Месяцы и их последовательность», «Лови, бросай, дни недели называй» Чтение: К. Ушинский «Рождество», Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек», И.Преображенская «Сочельник», рассказы- «Первая рождественская ночь», «Рождение христа», фольклор- «Уж я золото храню», «Колядки» НОД: «Традиция празднования Рождества. Рождественский вертеп». |
2 | «Зимние игры и забавы». | Беседы: «Зима полна чудес и забав», «Зимние виды сорта». Ситуативный разговор: «На прогулке я люблю…» Пальчиковая гимнастика «Лыжники» Мы бежим с тобой на лыжах Снег холодный лыжи лижет А потом –на коньках, Но упали мы, Ах! А потом снежки лепили, А потом снежки катили, А потом без сил упали И домой побежали. Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Снежинка, лети!» Речевые игры: «Как хорошо у нас зимой», «Назови правильно», «Кто скажет больше». Творческое рассказывание по сюжетным картинкам: «Как дети ходили на прогулку». Отгадывание загадок о зимних видах спорта. Чтение: Ю. Островский «Ледяная горка», Н. Носов «На горке», Л.Квитко «На катке», И. Бурсов «Хитрые санки». НОД: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снежный ком». | |
3 | «Животный мир полярных районов». | Беседы: «Кто они- животные севера?» «Почему бурый медведь не живет на Севере?» Ситуативный разговор «Внешний вид», «Почему белый мишка попал в Красную книгу?». Пальчиковая гимнастика «Белые медведи» Белые медведи мороза не боятся, Нравится им в море в ледяном купаться Не страшны им в Арктике Клыкастые моржи, На рыбу и тюленей охотятся они. Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Нос-пол-потолок». Речевые игры: «Звери – великаны», «У кого - кто?» «Один – много», «Сосчитай», «Назови ласково». Отгадывание загадок о животных Севера. Чтение: Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «Отважный пингвиненок», «К морю», «Белек», Б. Житков «На льдине» НОД: Составление описательного рассказа о животных северных стран с опорой на схему. | |
Февраль | 1 | Что у нас и для чего (инструменты и | Беседы: «Инструменты для людей разных профессий», «Для чего нужны инструменты» Пальчиковая гимнастика «Мы ребята-мастера» Стул сломали мы вчера Мы- ребята- мастера Молотком тук-тук стучали Гвозди долго забивали-Получилось как-то криво Отпилили мы красиво Зачищали шкуркой долго Покрывали лаком стойким Верх узором украшали, Папу посмотреть позвали Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Найди повтор», «Подскажи словечко». Речевые игры: «Опиши какая», «Подбери синоним», «У кого что?», «Кому, что нужно?», «Чего не стало?» «Кто за кем?», «Что из чего сделано?», «Что где?». Отгадывание загадок по теме. Чтение: «Плохой молоток и непослушные гвозди», С.Черный «Отвертка», сказка «Как пальцы спорили, кому носить наперсток», М. Шапиро «Иголка с ниткой», Б. Заходер «Слесарь» Стихотворение недели Вместе с папой Папа дал мне молоток И сказал: "Давай, сынок, Вместе сделаем забор, Приведем в порядок двор. Буду я пилить, строгать, Ты – дощечки прибивать". Дружно взялись мы за дело, И работа закипела. Н. Ковалева НОД: Составление пересказа текста по серии сюжетных картин «Как починили Машин стульчик» |
2 | Мебель | Беседы: «Какая мебель стоит в моей квартире»? «Как у человека появилась мебель?» Ситуативный разговор: «Мебельная фабрика». Пальчиковая гимнастика «Мебель» Скоро мы переезжаем, Все с собою забираем. Стулья, стол, сервант, комод Переедут тоже. Вот! В новом доме будут с нами Два стола, диван, кроватка, Где братишка спит мой сладко. Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Угадай, что делают?» Речевые игры: «Исправь ошибки», «Подбери признак», «Назови какой?» «Из чего сделана мебель», «Один – много», «Где что хранится?», «Сосчитай», «Исправь ошибку», «Скажи наоборот», «Вопросы-загадки о мебели». Отгадывание загадок о мебели. Чтение: Ю. Тувим «Стол», А. Толстой «Три толстяка», С. Михалков «А, что у вас?», В. Маяковский «Кем быть?» НОД: Составление рассказов- описаний по рисуночному плану «Какая бывает мебель»? | |
3 | «День Защитника Отечества». | Беседы: «Для чего нужна армия?», «Герои-воины, наши земляки, защищавшие Родину». Ситуативный разговор: «Беседа о мужестве и храбрости», «Родственники, служащие в армии». Пальчиковая гимнастика «Солдатская каша» Мы крупу в ковше варили Хорошенько посолили. Здесь уже и ложка наша, Так вкусна солдата каша!» Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Гул самолетов» Речевые игры: «Сосчитай до пяти», «Один - много», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Составь фразу», «Составь предложение», «Скажи правильно» (Снаряд - много (чего?) снарядов). Составление короткого связного рассказа. Расскажи о том, кем был в армии твой папа или дедушка. Рассказ должен начинаться с фразы: «Мой папа был ... танкистом (моряком. пограничником и т.д.)» Заучивание стихотворения С. Я. Маршак «Февраль». Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов звенья. Это праздник февраля —Армии рожденье. Отгадывание загадок по теме. Чтение: О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора», А. Твардовский «Рассказ танкиста», З. Александрова «Дозор». НОД: Составление пересказа текста рассказа по рисуночному плану. «Кто служит в нашей армии» | |
4 | «Животный мир жарких стран» | Беседы: «Что такое джунгли?», Чем отличаются животные жарких стран от животных Севера?». Рассматривание картины-плаката: «Животные разных широт» с последующим составлением описательного рассказа. Ситуативный разговор: «Внешний вид», «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех». Пальчиковая гимнастика «В жарких странах» В жарких странах носороги Просто ходят по дороге. Мокнут в речке бегемоты. Львы выходят на охоту. Крокодилы, обезьяны, зебры, Жители саванны. И тропические птицы… Есть чему тут подивиться! Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Будь внимательным», «Тропический дождь», «Змея шипит» Вдохнуть через нос, на выдохе наклонить туловище вправо – влево («змея покачивается»). Медленно произносить [ш]. Принять исходное положение, сделать вдох носом и повторить упражнение 3 – 4 раза. «Рычит лев» Ребёнок делает спокойный вдох носом, пауза, на выдохе произносит [р-р-р] или изображает рычание с помощью других звуков. «Слон пьёт воду» Проговаривание чистоговорок: «Чудесное превращение» Дилы – дилы – появились крокодилы, Моты – моты – появились бегемоты. Ны – ны – ны – водой брызгают слоны Яны – яны – по веткам скачут обезьяны Речевые игры: «Знатоки природы», «Слова родственники», «Кто больше», «Подбери слово» Составление описательных рассказов Отгадывание загадок о животных жарких стран Чтение: Б. Заходер «Черепаха», Д. Киплинг «Книга Джунглей», Б. Житков «Про слона», К. Чуковский «Айболит». НОД: Пересказ рассказа Б. Житкова «Красавица» |
Март | 1 | «Весна.8 Марта-женский день». | Беседы: «Поговорим о маме», «Самый дорогой человек». Ситуативный разговор: «Когда цветут цветы» Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник» Первые подснежники Я в руках несу. Нежные цветочки Маме подарю. Будь всегда красивой, Нежной, как цветы. Хорошо, что рядом Есть со мною ты Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Где нужный звук?» Речевые игры: «Угадай настроение», «Веселый-грустный», «Волшебный букет для наших мам», «Чему учит мама своих малышей», «Составь портрет мамы», «Профессии», «Мамины помощники», «Поможем маме (собрать бусы с коврика)», «Хочу быть похожей на маму», «Наши алые цветы распустили лепестки». Отгадывание загадок о цветах. Чтение: Е. Серова «Три мамы», Е. Благинина «Мамин день», Б. Емельянов «Мамины руки», Э. Мошковская «Я маму свою обидел», В. Берестов «Праздник мам» НОД: Составление рассказов о бабушках и мамах по установочному плану «Добрые волшебницы». |
2 | «Народная культура и традиции. Масленица». | Беседы: «Масленица ее история, традиции, обычаи», «Зиму провожаем, масленицу встречаем» Ситуативный разговор: «Масленица - христианская традиция подготовки к Великому посту», «Сырная седмица». Пальчиковая гимнастика «Масленица» Положи блинок в ладошку Угости мурлыку-кошку, Угости щенка Трезорку, Потом мальчика Егорку, Дай блиночек мамочке, Дай блиночек папочке. Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Клубочки-моточки» Речевые игры: «Назови действия», «Какой? какая? Какие?» «Составить предложение из слов», «Скажи по-другому». Пересказ - развитие связной речи: Масленица - один из самых любимых в народе праздников, самый шумный и весёлый. Масленица берет начало еще в древних традициях наших далёких предков - древних славян, которые в конце февраля - начале марта устраивали проводы Зимы. Праздник Масленица посвящался рождающемуся Солнцу. Поэтому и эмблемой этого старинного праздника стал, блин, как знак Солнца. Заучивание (стихотворение недели) От души вас поздравляем И сердечно приглашаем: Все заботы бросьте, Приходите в гости, Прямо к нашему крыльцу К нам на Масленицу. Убедитесь сами: Угостим блинами, На сметане пышками, Пирогами пышными, Февралю - помашем, Марту - "здравствуй" скажем. Отгадывание загадок по теме. Объяснение смысла пословиц и поговорок заучивание по желанию: Где блины – тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше. Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Без блинов – не Масленица. Не житьё, а Масленица. Чтение: Г. Науменко «Солнце и блины», «Соломенная масленица», «Как весна зиму поборола», В. Позднякова «Все коту масленица», А. Чехов «Детям о масленице». Викторина «Что мы знаем о Масленице» НОД: Составление рассказа по картине «Широкая Масленица» Б. М. Кустодиев | |
3 | «Ранняя весна. Весеннее пробуждение». | Беседы: «Весна в моем городе», «В мире весны», "Первоцветы - вестники весны". Ситуативный разговор: «Когда наступает весна». Пальчиковая гимнастика «Весна» К нам весна лишь заглянула В снег ладошку окунула И расцвел там нежный, Маленький подснежник. Упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветренная мельница». Речевые игры: «Что делает?», «Что происходит в природе?», «Скажи какие?», «Какое слово самое длинное», «Приметы весны». Составление рассказа по картинке и установочному плану. Отгадывание загадок о весне и весенних явлениях. Стихи, сказки, пословицы, поговорки и приметы о весне. Чтение: А. Плещеев: «Уж тает снег бегут ручьи», А. Пушкин: «Улыбкой ясною природа…», Б. Заходер: «Долго шла весна тайком», Я. Аким: «Села на лавочку первая бабочка», Г. Арманд - Ткаченко «Начало весны», М. Пришвин «Деревья в плену», В. Бианки «Три весны», Г. Скребицкий «Март», Ф. Тютчев “Зима недаром злится”, «Весенние воды», Г. Ладонщиков «История про Снеговика», «Помощники весны», И. Соколов-Микитов « Ранней весной», Н.Сладков «Медведь и солнце», В. Стюарт «Подснежник». НОД: Заучивание стихотворения А.Н. Плещеева «Весна» (с опорой на мнемотаблицу) | |
4 | «Искусство. Театральная неделя». | Беседы: «Путешествие в мир искусства», «Волшебный театр». . Беседы о правилах поведения в театре, дать понятие пословицы «Зрительская культура». Пальчиковая гимнастика «В гостях у сказки» Раз, два, три, четыре, пять- Любим сказки мы читать. Царевна-лягушка, Конек-горбунок, Мышка-норушка и Колобок. Курочку Рябу назвать еще надо- Героев из сказок вспомнить мы рады! Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Трубач», «Внимательные ушки». Речевые игры: «Попробуйте сами», «Фраза по кругу», «Угадай, чего не стало?», «Два – пять», «Кто работает в театре», «Я начну, а ты продолжи…», «Федорино горе» (Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе". Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет.). Вечер загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка», «Муха- Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка». Отгадывание загадок о героях сказок. Инсценировка: «Веселый Старичок-Лесовичок» Выучить стихотворение: Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно. Всегда готовый утверждать Все, что на свете человечно. Здесь все прекрасно – жесты, маски, Костюмы, музыка, игра. Здесь оживают наши сказки И сними светлый мир добра. Чтение: Аронов А. Б. «Браво», Араке А. Л. «Жонглер», «В театре», Григорович Т. В. «Гуттаперчевый мальчик.», Дуров В. Л. «Мои звери», Дурова Н. Ю. «Ваш номер», Климовский В. В. «Мы идем за кулисы.», Куклачев Ю. Д., Владимирова Н. И. «Самый обычный сундучок», Куклачев Ю. Д. «Мои друзья — кошки.», Куприн А. Н. «Белый пудель», Чехов А. П. «Каштанка», Сидорова, М. Н. «Памятный день в Шуркиной жизни», А. Л. Барто «В театре», А. Толстой «Буратино» НОД: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. | |
Апрель | 1 | «Вода». | Беседы: «Вода вокруг нас», «Вода- наш друг!» Пальчиковая гимнастика «Волшебница вода» Сколько знаю я дождей Сосчитайте поскорей Дождик с ветром Дождь грибной Дождик с радугой-дугой Дождик с солнцем Дождик с градом Дождик с рыжим листопадом Вот как много есть дождей Для растений и людей Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Дождь, дождик, туча» Речевые игры: «Тучи и капельки», «Кому нужна вода», «Какая? какой? Какие?», «Четвертый лишний», « Хорошо - плохо». Составление описательных рассказов Отгадывание загадок Чтение: Н. Сладков «В подводном лесу», А. Пушкин «Туча», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Бианки «Рыбий дом», Н. Гернет «Хорошая вода». Гумилевская М. В. «Рассказ о водяной капельке», Демьянов И. И. стихотворение «Невкусные ёрши», Константиновский М. А. «Почему вода мокрая», Пластов М. А. «Капля в море», Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке», Рыжова Н. «История одного пруда», «Как люди речку обидели», «Вы слыхали о воде?», Русские народные сказки: «Сказка о живой и мертвой воде», «По щучьему велению», «Иван- царевич и серый волк», «Марья Моревна». Заучивание стихотворение «Если руки наши в ваксе,… Жить нельзя нам без воды! НОД: «Волшебница-вода». |
2 | «Весна Прилет птиц». | Беседы: «Летят перелетные птицы», «Почему перелетных птиц так называют?» Речевые логические задачи «Можно ли ловить птиц?», «Почему нельзя шуметь в лесу». Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде» Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Чья птичка дальше улетит?» «Узнай птицу по голосу». Речевые игры: «Где спрятался звук», «Чей хвост?», «Подбери слово», «Один-много», «Где спрятался звук», «Веселый счет». Составление описательных рассказов, сказок и мини-эссе «Солнце просыпается», «Пришла весна», «Прилет птиц». Заучивание стихотворений о весне и птицах. Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Грачи прилетели». Отгадывание загадок по теме. Чтение: В. Бианки «Грачи», Л. Н Толстой «Лебеди», Р.н.с. «Гуси-лебеди». НОД: Заучивание стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет» (мнемотехника). | |
3 | «Покорение космоса». | Беседы: «Что такое космос?», «Космос — это интересно». Рассматривание иллюстраций по теме. Пальчиковая гимнастика «Мы космический отряд» Мы космический отряд, Очень дружных пять ребят. 1- Гагарин, 2- Титов, 3-Леонов, 4-Комаров, 5-ый женщина, а не мужчина- Терешкова Валентина! В космический корабль сели, Да и в космос полетели. Упражнения на развитие слухового внимания: «Исправь ошибки». Викторина «Человек и космос» Речевые игры: «Жадина», «Скажи одним словом», «Скажи наоборот», «Сосчитай-ка», «Собери предложение». Составление описательных рассказов, заучивание стихотворений и загадок при помощи мнемотаблиц. Отгадывание загадок по теме. Чтение: А. Барто «Веревочка», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Ю. А. Гагарин «Вижу землю», Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе», Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах». НОД: Составление пересказа текста по опорным картинка «День космонавтики». | |
4 | «Пасха» | Беседы: «Православные традиции русского народа», «Царь-день, или «Велик-день» (Пасхальные обычаи). Ситуативный разговор: «Святое Воскресение» Пальчиковая гимнастика «Пасха» Красим яйца яркой краской К празднику Христовой Пасхи! Дружно испекли в печи Кексы, булки, куличи! Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Сдувание яйца». Речевые игры: «Посчитай до 10», «Один – много», «Расскажи о празднике», «Звуковая дорожка», «Назови ласково». Пересказ рассказа "Дорого яичко ко Христову дню". Отгадывание загадок по теме. Чтение: Л. Зилов «Легенда о Христовом Жаворонке», Пасхальные сказки, Я. Полонский "Пасхальные вести", А. Майков "Христос Воскрес!", К. Бальмонт "Вербы", С. Есенин "Пасхальный благовест", отрывок из произведения И. Бунина "Жизнь Арсеньева" (детям 7 лет). По желанию можно выучить любое из стихотворений. НОД: составление рассказа по сюжетной картинке «Праздник Светлой Пасхи». | |
5 | «Наше здоровье. Человек. Части тела» | Беседы: «Если хочешь быть здоров, закаляйся», «Что такое здоровье», «Как надо играть чтобы не повредить руки, ноги?», «Как вести себя у врача». Ситуативный разговор: «Части тела», «Как устроено тело человека», «Человек как часть живой природы». Рассказы детей «Мой любимый вид спорта». Пальчиковая гимнастика «Тело человека» Есть на пальцах наших ногти, На руках-запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Есть колени. Есть спина. Но она всегда одна. Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Угадай, кто кричит?» Речевые игры: «Из чего состоит человек», «Назови ласково», «Продолжи фразу», «Кому что нужно?», «Что для чего нужно человеку?», «Кто скажет больше слов о мяче? (клюшке, лыжах, велосипеде)». Составление творческих рассказов «Что было бы, если бы не было носа (глаз)» Отгадывание загадок по теме. Пословицы о здоровье. Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Девочка чумазая», Л. Зильберг «Питание», «В стране Болючке». НОД: «Звуковая культура речи. Работа над предложением». | |
Май | 1 | «День Победы» | Беседы: «Праздник День Победы». Ситуативный разговор: «Улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны» Интервью с ветераном войны. Пальчиковая гимнастика: Майский праздник - (кулачок-ладошка попеременно) День Победы, - (кулачок-ладошка попеременно) Отмечает вся страна - (кулачок-ладошка попеременно) Надевают наши деды - (сгибают-разгибают пальчики) Боевые ордена. - (сгибают-разгибают пальчики). Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Угадай по голосу». Познакомить ребенка с пословицей и объяснить её значение: "Мир строит, а война разрушает". Речевые игры: «Скажи по-другому» (учимся подбирать синонимы), «Скажи наоборот», «Сосчитай до 5», «Что делали наши ветераны на войне», «Закончи предложение», «Слова – родственники» (Учимся подбирать однокоренные слова: герой - геройский, героический, героизм.). «Подбери признак и действие» (развивать и обогащать словарь детей по теме). Составление рассказ по плану на тему «9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ». Ига-викторина «Боевая слава нашего народа». Отгадывание загадок по теме. Чтение: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», В. Сосюра «Советская армия», С. Михалков «День Победы», А. Митлева «Дедушкин орден», Л. Барбас «Имя героя». НОД: Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра». |
2 | «Цветущая весна. Травы». | Беседы: «Путешествие в мир весны», «На нашей улице весна». Пальчиковая гимнастика Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой) Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы) Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол) Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Цветок» Внесение и рассматривание картины Ю.А. Обуховского «Цветущая весна». Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Прослушать стихотворение и назвать первоцветы, которые встречаются в стихотворении «Цветы». Речевые игры: «Подбери слово», "Подбери признак", "Один - много" "Какой запах?" Отгадывание загадок по теме. Чтение: Е. Серова «Подснежник», «Гвоздика». И. Бунин «Есть глаза у цветов». Н. Нищева «В нашей группе на окне», «Катя леечку взяла», «Мать-и-мачеха». В. Орлов «Как появились ромашки», «Цветок». В. Катаев «Цветик-семицветик». Т. Ткаченко «Сказки о цветах». П. Бажов «Каменный цветок». А. Саксе «Сказки о цветах». И Суриков «На лугу». НОД: «Весеннее происшествие». Чтение «Черемуха» - упражнять в составлении предложений, развивать понимание образной речи. | |
3 | «Насекомые». | Беседы: «Роль человека в жизни насекомых», «Какие насекомые первые появляются после зимы», «Кто такая-стрекоза?». Ситуативный разговор: «Осторожно на лугу», «Что делать, если ужалила пчела?». Пальчиковая гимнастика Прилетела к нам вчера (Машут ладошками) Полосатая пчела, (На каждое насекомое загибают пальчик) А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Делают колечки и подносят к глазам) Приходили муравьи И травинку принесли. Пожужжали, полетали, (Машут ладошками) От усталости упали. (Роняют ладони на колени) Упражнения на развитие речевого дыхания и слухового внимания: «Бабочка», «Почини слово». Речевые игры: «Угадай, кто улетел?», «Один – много», «Что делает? – Что делают?», «Четвертый лишний», «Чей?» (образование притяжательных прилагательных), «Составь предложение из слов», Игра «Сосчитай-ка», «Насекомые - великаны» (образование существительных с увеличительными оттенками), «Скажи ласково», «Весёлые звуки» (совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза). Диалог Меня ужалила пчела. Я закричал: — Как ты могла? Пчела в ответ: — А как ты мог Сорвать любимый мой цветок? Ведь мне он был уж-жжжжасно нуж-жжен: Я берегла его на ужин. М. Боровицкая Проговаривание чистоговорок Вей-вей – это муравей. Овка-овка – божья коровка. Чок-чок-чок – вот и паучок. За-за-за – прилетела стрекоза Очка-очка – это бабочка. Чик-чик – зелёный кузнечик. Са-са-са – прилетела к нам оса. Отгадывание загадок по теме. Чтение: В. Строков «Насекомые осенью», В. А. Сухомлинский «Солнышко и божья коровка», «Пчелиная музыка», «Как муравей перелез через ручеек», А. Барто «Мы не заметили жука» А. Крылов «Стрекоза и муравей», Н. Романова «Что узнал дождевой червяк», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», В. Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук», В. Драгунский «Он живой и светится», В. Степанов «Стрекоза», В.В. Бианки «Хвосты», В.Д. Берестов «Честное гусеничное», Н. Гали «Муравьиные истории» Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», А.В. Митяев «Муравей и космонавт». НОД: «Насекомые». | |
4 | «Животный мир морей и океанов. Рыбы». | Беседы: «Такие разные рыбы» Ситуативный разговор: «Чем дышат рыбы?» Вечер загадок о морских обитателях. Речевые игры: «Веселый счет», «Назови ласково», «Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?» «Чьи детки?». Составление рассказа: «Как я ездил в дельфинарий». Заучивание стихотворений о жителях подводного царства. Отгадывание загадок по теме. Чтение: Г. Косова «Азбука подводного мира».С. Сахарнов «Кто в море живёт?». А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Г.Х. Андерсен «Русалочка». П. П. Ершов «Конек – Горбунок». М. Чубученко «Морские сказки». Скандинавская народная сказка «Волшебная рыба». Норвежская народная сказка «Почему вода соленая». С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал». НОД: Пересказ текста рассказа по Н.И. Сладкову «Знакомство с рыбами». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность , новизна, высокая результативность опыта....
План – конспект непосредственно образовательной деятельности «Дикие животные» по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.
«План – конспект непосредственно образовательной деятельности«Дикие животные»по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием презентации....
Тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности по физическому воспитанию «Игралочка» (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр.Задачи:- обучить детей подвижным играм: старинные, игры Севера (Поморье), игры разных...
Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»
Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...
Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Учебно-тематический план составлен на основе адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций для детей с ТНР Л. Б. Баряевой, Т. В. Волосовец, Л. ...
Конспект образовательной деятельности "Зимние забавы" по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности по теме "Зимние забавы" по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
Театрализованная деятельность как средство стимулирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность – это представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение....