Особенности коррекционно-развивающей работы при раннем детском аутизме
статья

Деришева Милена Анатольевна

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ

Детский аутизм - это комплексное нарушение развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего, нарушается потребность в общении, связь с миром и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей. Поэтому, с целью успешной интеграции и дальнейшей социализации, необходима коррекционно - развивающая работа.

Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме проводиться на основе индивидуально разработанных программ (поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески) с помощью различных специалистов (психиатры, невропатологи, психологи, логопеды, педагоги-воспитатели, музыкальные работники) и родителей ребёнка [1].

Эффективным средством коррекционно-развивающей работы рассматривается  игротерапия. Игра детей с ранним детским аутизмом, как правило, нефункциональна, несоциализирована, лишена сюжета и символических черт, монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, бумаги). Следовательно, детей необходимо учить играть. Игра начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. Сначала преобладает манипулятивная игра (ребёнок катает, подкидывает игрушку, не обращая внимание на её функции), в последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно - отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы [2].

Педагогические коррекционно-развивающие программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Важной остаётся задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, “проигрывания”, драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно [3]. Развитие речи можно начать с помощью манипуляции игрушкой. Дальше нужно добиться того, чтобы ребенок страдающий аутизмом произнёс услышанное слово. Для этого слово делится на слоги, которые многократно повторяются и в итоге сливаются в одно целое. Словарный запас необходимо расширять постепенно. Также постепенно нужно переходить от простых к абстрактным понятиям, усложняя предложения [4].

Основной задачей коррекционной работы является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными оказываются игры с жёсткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов аутистами, способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия. Заключительным этапом является психотерапевтическая работа с ребенком - аутистом и его семьей, которая направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе [4].

Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме не способна полностью избавить ребенка от болезни, но ранняя коррекция дает возможность ему приспособиться к жизни в обществе, а также может способствовать развитию потенциальной одарённости в различных областях знаний и сфер деятельности.

Детский аутизм - это комплексное нарушение развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего, нарушается потребность в общении, связь с миром и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей. Поэтому, с целью успешной интеграции и дальнейшей социализации, необходима коррекционно - развивающая работа.

Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме проводиться на основе индивидуально разработанных программ (поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески) с помощью различных специалистов (психиатры, невропатологи, психологи, логопеды, педагоги-воспитатели, музыкальные работники) и родителей ребёнка [1].

Эффективным средством коррекционно-развивающей работы рассматривается  игротерапия. Игра детей с ранним детским аутизмом, как правило, нефункциональна, несоциализирована, лишена сюжета и символических черт, монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, бумаги). Следовательно, детей необходимо учить играть. Игра начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. Сначала преобладает манипулятивная игра (ребёнок катает, подкидывает игрушку, не обращая внимание на её функции), в последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно - отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы [2].

Педагогические коррекционно-развивающие программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Важной остаётся задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, “проигрывания”, драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно [3]. Развитие речи можно начать с помощью манипуляции игрушкой. Дальше нужно добиться того, чтобы ребенок страдающий аутизмом произнёс услышанное слово. Для этого слово делится на слоги, которые многократно повторяются и в итоге сливаются в одно целое. Словарный запас необходимо расширять постепенно. Также постепенно нужно переходить от простых к абстрактным понятиям, усложняя предложения [4].

Основной задачей коррекционной работы является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными оказываются игры с жёсткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов аутистами, способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия. Заключительным этапом является психотерапевтическая работа с ребенком - аутистом и его семьей, которая направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе [4].

Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме не способна полностью избавить ребенка от болезни, но ранняя коррекция дает возможность ему приспособиться к жизни в обществе, а также может способствовать развитию потенциальной одарённости в различных областях знаний и сфер деятельности.

Деришева М.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derisheva.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ

Аннотация: Ранний детский аутизм, коррекционно-развивающая работа, игротерапия

Детский аутизм - это комплексное нарушение развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего, нарушается потребность в общении, связь с миром и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей. Поэтому, с целью успешной интеграции и дальнейшей социализации, необходима коррекционно - развивающая работа.

Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме проводиться на основе индивидуально разработанных программ (поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески) с помощью различных специалистов (психиатры, невропатологи, психологи, логопеды, педагоги-воспитатели, музыкальные работники) и родителей ребёнка [1]. 

Эффективным средством коррекционно-развивающей работы рассматривается  игротерапия. Игра детей с ранним детским аутизмом, как правило, нефункциональна, несоциализирована, лишена сюжета и символических черт, монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, бумаги). Следовательно, детей необходимо учить играть. Игра начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. Сначала преобладает манипулятивная игра (ребёнок катает, подкидывает игрушку, не обращая внимание на её функции), в последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно - отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы [2].

Педагогические коррекционно-развивающие программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Важной остаётся задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, “проигрывания”, драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно [3]. Развитие речи можно начать с помощью манипуляции игрушкой. Дальше нужно добиться того, чтобы ребенок страдающий аутизмом произнёс услышанное слово. Для этого слово делится на слоги, которые многократно повторяются и в итоге сливаются в одно целое. Словарный запас необходимо расширять постепенно. Также постепенно нужно переходить от простых к абстрактным понятиям, усложняя предложения [4].

Основной задачей коррекционной работы является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными оказываются игры с жёсткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов аутистами, способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия. Заключительным этапом является психотерапевтическая работа с ребенком - аутистом и его семьей, которая направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе [4].

Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме не способна полностью избавить ребенка от болезни, но ранняя коррекция дает возможность ему приспособиться к жизни в обществе, а также может способствовать развитию потенциальной одарённости в различных областях знаний и сфер деятельности.

Примечания

  1. Морозов С., Морозова Т. Диагноз: аутизм. Как практически помочь больному ребёнку // Мама и Малыш. – 2005. – № 1.
  2. Игротерапия и коррекционная работа с детьми – аутистами  [Электронный ресурс] http://childfuture.kiev.ua/igroterapija-i-korrekcionnaja-rabota-s-detmi-autistami.html; (дата обращения 17.03.14).
  3. Реферат: Причины раннего детского аутизма [Электронный ресурс] http://www.ronl.ru/referaty/psikhologiya/300267/; (дата обращения 17.03.14).
  4. Коррекционная работа при аутизме [Электронный ресурс] http://allautism.ru/articles/0/27/; (дата обращения 17.03.14).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмотерапия как здоровьесберегающая технология а коррекционно-развивающей работе с детьми с диагнозом "ранний детский аутизм"

В данной работе ритмотерапия рассмотрена как здоровьесберегающая технология и как форма воздействия и общения с аутичным ребенком...

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Н.А. Еремкина, А.А.ЧакучянМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» поселка Псебай муниципального образования Мостовский район...

Коррекционно-развивающее занятие для детей 3–4 лет с особыми возможностями здоровья (ранний детский аутизм)

Коррекционно-развивающее занятие для детей 3–4 лет с особыми возможностями здоровья (ранний детский аутизм) Цель: Снятие эмоционального напряжения.Задачи:Обучающие:Создать условия для позити...

Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме

Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизмеВ последнее время более широко раскрывается проблема такой загадочной болезни как детский аутизм, причины возникновения которой до конца не из...

Программа "Использование игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма"

В связи с увеличением количества детей с аутизмом актуальным вопросом становится проведение игровых занятий с этими детьми. В программе отражены этапы и перспективное планирование коррекционной работы...

"Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"

quot;Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"...

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...