Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме
статья

Деришева Милена Анатольевна

Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме

В последнее время более широко раскрывается проблема такой загадочной болезни как детский аутизм, причины возникновения которой до конца не известны.  Детский аутизм является комплексным нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего,  нарушается потребность в общении как такового, связь с миром и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.

Отставание в формировании социального взаимодействия с окружающими людьми может впервые наблюдаться в начале комплекса оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявление внимания со стороны взрослого. По мере роста ребёнка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Контакт с другим человеком, если и устанавливается, то носит формальный и искажённый характер, поскольку мотивы поступков, поведения других людей, их эмоции и переживания ребенку с аутизмом не понятны.

Так же у детей с ранним детским аутизмом имеются трудности с речевым и мыслительным процессом. У них отмечается своеобразное отношение к речевой действительности. При восприятии речи снижается (отсутствует) реакция на говорящего. Такие дети редко задают вопросы, а если таковые появляются, то носят повторяющийся характер. При этом наедине с собой обнаруживают богатую речевую продукцию: что-то рассказывают, читают стихи, напевают песенки. По классификации К.С. Лебединской и О.С. Никольской дети более тяжёлой группы могут так и не овладеть разговорным языком, а члены другой группы будут иметь «телеграфные» речевые штампы, отсутствие местоимения «я» (в третьем лице - «он», «она»).

Многие специалисты указывают, что в мыслительном процессе у аутистов имеются сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребёнку сложно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости, переработать большие объёмы информации и активно использовать свои возможности с тем, чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде и обстановке.

В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одарённость в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется. Например, больших успехов аутисты добиваются в творчестве; одновременно появляется избирательная привязанность к тем взрослым, которые их слушают и не мешают фантазированию. Так же в творческих делах отлично помогает хорошая механическая память детей – аутистов. Информация хранится не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том виде, в котором она была принята. Поэтому дети легко запоминают стихи, при этом строго следя за тем, чтобы читающий не пропустил ни одного слова или строчки.

Не последнее по числу проблем место так же имеют аутические страхи. В отличие от здоровых детей, у детей с аутизмом наблюдается высокая интенсивность страхов и повышенная фиксация на них. Нередко ребёнок боится определённых предметов и явлений (шум электроприборов, мягкие игрушки и т.д.), наблюдается болезненная чувствительность к звукам, запахам и прикосновениям. Возникнув однажды, страх у ребёнка впоследствии не исчезнет и продолжает оставаться актуальным на протяжении многих лет жизни.

Под стереотипностью поведения аутических детей понимают многократное повторение нефункциональных движений и действий, от простого ритмичного потряхивания руками до сложных действий и ритуалов. Из-за постоянного сенсорного дискомфорта дети стараются получить определённые активирующие впечатления (раскачиваются всем телом, получают удовольствие от разрывания бумаги и ткани, переливают воду или перебрасывают песок). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.

 Согласно МКБ-10 (международной классификации болезней 10 пересмотра), страхи, агрессия, самоагрессия, негативизм, протестные реакции и другие подобные явления могут встречаться при аутизме, но не являются его обязательными признаками. И наконец, с возрастом проявления аутизма несколько меняются, но сохраняются на протяжении всей жизни.

Что касается коррекционной работы, то она должна проводиться на основе индивидуально разработанной программы (поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески) и достигаться с помощью комплексной работы различных специалистов (психиатры, невропатологи, психологи, логопеды, педагоги-воспитатели, музыкальные работники) и самих родителей ребёнка, которые осуществляют всяческую помощь и поддержку. На самом начальном этапе проводится лечебная работа, построенной на базе индивидуального клинического состояния ребёнка  и представленной разными лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной физиотерапией). Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлении болезни, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения. Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к транквилизаторам, и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.

Далее наступает поэтапная реализация коррекционной работы. В этот период определяются уровни развития основных психологических функций, запас знаний, навыки. В соответствии с этими данными разрабатывается индивидуальная программа для коррекционной работы с малыша с аутизмом. На первых этапах коррекционной работы много времени отводится массажу. Он поможет сделать движение пальцев более четкими, приблизить к норме мышечный тонус и улучшить способность для проведения более сложных движений и действий. 

На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участия в направленной деятельности.

Реализовать задуманное возможно с помощью игротерапии. Игра детей с ранним детским аутизмом, как правило, нефункциональна, несоциализирована, лишена сюжета и символических черт, монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).

Поэтому таких деток нужно учить играть. Игра начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно должны учитываться игровые предпочтения ребенка: для занятия — на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями.

В самом начале преобладает манипулятивная игра (ребёнок катает, подкидывает игрушку, не обращая внимание на её функции), в последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно - отобразительной игре. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игры, формирование игровых штампов, показывая порядок игровых действий (словесные комментарии даются в краткой  и ясной форме). Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.

Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой.

Собственно педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.

После начинается логопедическая работа, направленная на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной остаётся задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, “проигрывания”, драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно. Развитие речи можно начать с помощью манипуляции игрушкой. Дальше нужно добиться того, чтобы ребенок страдающий аутизмом произнёс услышанное слово. Для этого слово делится на слоги, которые многократно повторяются и в итоге сливаются в одно целое. Словарный запас необходимо расширять постепенно. Также постепенно нужно переходить от простых к абстрактным понятиям, усложняя предложения.

Следующий этап психологической коррекции также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными оказываются игры с жёсткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов аутистами, способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия.

И наконец, заключительным этапом является психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей, направленной на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребёнком, обучение приемам работы с ним.

Данная коррекционно-развивающая работа не способна полностью избавить от загадочной болезни, и ребёнку придётся идти с ней по жизни, но ранняя коррекция становится приспособляемым инструментом к жизни в обществе и миру в целом, а также способствует развитию потенциальной одарённости в различных областях знаний и сфер деятельности.

 

 М. А. Деришева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti-autisty.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме

В последнее время более широко раскрывается проблема такой загадочной болезни как детский аутизм, причины возникновения которой до конца не известны.  Детский аутизм является комплексным нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего,  нарушается потребность в общении как такового, связь с миром и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.

Отставание в формировании социального взаимодействия с окружающими людьми может впервые наблюдаться в начале комплекса оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявление внимания со стороны взрослого. По мере роста ребёнка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Контакт с другим человеком, если и устанавливается, то носит формальный и искажённый характер, поскольку мотивы поступков, поведения других людей, их эмоции и переживания ребенку с аутизмом не понятны.

Так же у детей с ранним детским аутизмом имеются трудности с речевым и мыслительным процессом. У них отмечается своеобразное отношение к речевой действительности. При восприятии речи снижается (отсутствует) реакция на говорящего. Такие дети редко задают вопросы, а если таковые появляются, то носят повторяющийся характер. При этом наедине с собой обнаруживают богатую речевую продукцию: что-то рассказывают, читают стихи, напевают песенки. По классификации К.С. Лебединской и О.С. Никольской дети более тяжёлой группы могут так и не овладеть разговорным языком, а члены другой группы будут иметь «телеграфные» речевые штампы, отсутствие местоимения «я» (в третьем лице - «он», «она»).

Многие специалисты указывают, что в мыслительном процессе у аутистов имеются сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребёнку сложно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости, переработать большие объёмы информации и активно использовать свои возможности с тем, чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде и обстановке.

В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одарённость в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется. Например, больших успехов аутисты добиваются в творчестве; одновременно появляется избирательная привязанность к тем взрослым, которые их слушают и не мешают фантазированию. Так же в творческих делах отлично помогает хорошая механическая память детей – аутистов. Информация хранится не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том виде, в котором она была принята. Поэтому дети легко запоминают стихи, при этом строго следя за тем, чтобы читающий не пропустил ни одного слова или строчки.

Не последнее по числу проблем место так же имеют аутические страхи. В отличие от здоровых детей, у детей с аутизмом наблюдается высокая интенсивность страхов и повышенная фиксация на них. Нередко ребёнок боится определённых предметов и явлений (шум электроприборов, мягкие игрушки и т.д.), наблюдается болезненная чувствительность к звукам, запахам и прикосновениям. Возникнув однажды, страх у ребёнка впоследствии не исчезнет и продолжает оставаться актуальным на протяжении многих лет жизни.

Под стереотипностью поведения аутических детей понимают многократное повторение нефункциональных движений и действий, от простого ритмичного потряхивания руками до сложных действий и ритуалов. Из-за постоянного сенсорного дискомфорта дети стараются получить определённые активирующие впечатления (раскачиваются всем телом, получают удовольствие от разрывания бумаги и ткани, переливают воду или перебрасывают песок). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.

 Согласно МКБ-10 (международной классификации болезней 10 пересмотра), страхи, агрессия, самоагрессия, негативизм, протестные реакции и другие подобные явления могут встречаться при аутизме, но не являются его обязательными признаками. И наконец, с возрастом проявления аутизма несколько меняются, но сохраняются на протяжении всей жизни.

Что касается коррекционной работы, то она должна проводиться на основе индивидуально разработанной программы (поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески) и достигаться с помощью комплексной работы различных специалистов (психиатры, невропатологи, психологи, логопеды, педагоги-воспитатели, музыкальные работники) и самих родителей ребёнка, которые осуществляют всяческую помощь и поддержку. На самом начальном этапе проводится лечебная работа, построенной на базе индивидуального клинического состояния ребёнка  и представленной разными лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной физиотерапией). Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлении болезни, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения. Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к транквилизаторам, и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.

Далее наступает поэтапная реализация коррекционной работы. В этот период определяются уровни развития основных психологических функций, запас знаний, навыки. В соответствии с этими данными разрабатывается индивидуальная программа для коррекционной работы с малыша с аутизмом. На первых этапах коррекционной работы много времени отводится массажу. Он поможет сделать движение пальцев более четкими, приблизить к норме мышечный тонус и улучшить способность для проведения более сложных движений и действий. 

На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участия в направленной деятельности.

Реализовать задуманное возможно с помощью игротерапии. Игра детей с ранним детским аутизмом, как правило, нефункциональна, несоциализирована, лишена сюжета и символических черт, монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).

Поэтому таких деток нужно учить играть. Игра начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно должны учитываться игровые предпочтения ребенка: для занятия — на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями.

В самом начале преобладает манипулятивная игра (ребёнок катает, подкидывает игрушку, не обращая внимание на её функции), в последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно - отобразительной игре. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игры, формирование игровых штампов, показывая порядок игровых действий (словесные комментарии даются в краткой  и ясной форме). Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.

Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой.

Собственно педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.

После начинается логопедическая работа, направленная на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной остаётся задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, “проигрывания”, драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно. Развитие речи можно начать с помощью манипуляции игрушкой. Дальше нужно добиться того, чтобы ребенок страдающий аутизмом произнёс услышанное слово. Для этого слово делится на слоги, которые многократно повторяются и в итоге сливаются в одно целое. Словарный запас необходимо расширять постепенно. Также постепенно нужно переходить от простых к абстрактным понятиям, усложняя предложения.

Следующий этап психологической коррекции также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными оказываются игры с жёсткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов аутистами, способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия.

И наконец, заключительным этапом является психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей, направленной на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребёнком, обучение приемам работы с ним.

Данная коррекционно-развивающая работа не способна полностью избавить от загадочной болезни, и ребёнку придётся идти с ней по жизни, но ранняя коррекция становится приспособляемым инструментом к жизни в обществе и миру в целом, а также способствует развитию потенциальной одарённости в различных областях знаний и сфер деятельности.


Примечания

  1. Морозов С., Морозова Т. Диагноз: аутизм. Как практически помочь больному ребёнку // Мама и Малыш. – 2005. – № 1.
  2. Игротерапия и коррекционная работа с детьми – аутистами

[http://childfuture.kiev.ua/igroterapija-i-korrekcionnaja-rabota-s-detmi-autistami.html]; 17.03.14

  1. Коррекционная работа при аутизме [http://allautism.ru/articles/0/27/]; 17.03.14
  2. Реферат: Причины раннего детского аутизма

[http://www.ronl.ru/referaty/psikhologiya/300267/]; 17.03.14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмотерапия как здоровьесберегающая технология а коррекционно-развивающей работе с детьми с диагнозом "ранний детский аутизм"

В данной работе ритмотерапия рассмотрена как здоровьесберегающая технология и как форма воздействия и общения с аутичным ребенком...

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Н.А. Еремкина, А.А.ЧакучянМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» поселка Псебай муниципального образования Мостовский район...

Коррекционно-развивающее занятие для детей 3–4 лет с особыми возможностями здоровья (ранний детский аутизм)

Коррекционно-развивающее занятие для детей 3–4 лет с особыми возможностями здоровья (ранний детский аутизм) Цель: Снятие эмоционального напряжения.Задачи:Обучающие:Создать условия для позити...

Особенности коррекционно-развивающей работы при раннем детском аутизме

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕДетский аутизм - это комплексное нарушение развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивае...

Программа "Использование игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма"

В связи с увеличением количества детей с аутизмом актуальным вопросом становится проведение игровых занятий с этими детьми. В программе отражены этапы и перспективное планирование коррекционной работы...

"Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"

quot;Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"...

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...