Программа "Использование игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Харитонова Светлана Викторовна

В связи с увеличением количества детей с аутизмом актуальным вопросом становится проведение игровых занятий с этими детьми. В программе отражены этапы и перспективное планирование коррекционной работы, разнообразные виды игровой деятельности, ожидаемые положительные результаты представленной игротерапии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igr-terapiya_v_rabote_s_aut.docx52.2 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Программа «Использование игротерапии в коррекционно-развивающей работе

с детьми с синдромом раннего детского аутизма»

                                                       Составитель: учитель-дефектолог

                                                      Харитонова Светлана Викторовна

г. Урай, 2021 год

    Проблема обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Это связано с тенденцией к активному увеличению числа детей данной категории. В связи с этим становятся востребованными и приобретают особую значимость коррекционно-развивающие программы для детей с РДА. Ранний детский аутизм - это психическое расстройство, сопровождающееся следующими симптомами:

- отсутствие эмоционального контакта с людьми;

- нарушения речи;

- проблемы в социализации;

- приступы агрессии;

- слабый интерес к игрушкам;

- стереотипность поведения, боязнь перемен.

    И действительно, дети, страдающие аутизмом, при появлении в группе обращают на себя внимание особенностями поведения. Для них типичны трудности  установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, интонацией. В группе наблюдается бесцельное перемещение, часто сменяющееся психомоторным возбуждением. Стараются держаться отдельно от других детей. Игра аутичного ребенка сводится обычно к манипуляциям с предметами игрушками: они  стучат, перекладывают, потряхивают, вертят, бросают их. Стереотипность в поведении проявляется в стремлении сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, страх перед ними. На сенсорные стимулы проявляются неадекватные реакции (дети машут руками, кричат или закрывают уши). Характерна неустойчивость настроения. На обращенную речь зачастую не обращают внимание, не откликаясь даже на свое имя, могут выполнять только элементарные команды – «садись, пойдем, возьми». Активная речь либо отсутствует, либо представлена механическим повторением за взрослым отдельных слов или простых фраз.  Имеются трудности в усвоении социальных навыков, нарушения познавательной деятельности.

    Исходя из сказанного, мы ставим основную цель коррекционной работы: формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоциональных контактов ребенка и общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой. Вся коррекционная деятельность с ребенком подчинена этой цели. В любом виде деятельности ребенок нуждается в постоянном контроле и сопровождении взрослых. При этом необходимо неукоснительно соблюдать условия обучения и воспитания, специфичные в работе с данной категорией детей:

- Не нужно заставлять ребенка  делать все запланированное, а лучше следовать за его интересами и стремлениями.    

- Из поля зрения аутичного ребенка надо убрать то, что вызывает у него негативную реакцию, и попытаться привлечь его внимание приятными для него предметами.

- При возникновении сенсорного и эмоционального дискомфорта, аффективного поведения необходимо придать ему реальный игровой эмоциональный смысл, например для аутичных детей характерно ритмическое раскачивание, данное явление необходимо использовать в процессе выполнения танцевальных ритмических и других упражнений.

- В каждое занятие включать широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование предпосылок  к эмоциональному контакту, общению и развитию речи; упражнение должно заканчиваться прежде, чем оно наскучит ребенку.

- В зависимости от состояния ребенка, от того, как проходит усвоение навыка, может меняться порядок заданий и игр, продолжительность их выполнения.

- Вводить в ситуацию обучения необходимо индивидуально дозированными темпами.

    Коррекционную работу с аутичными детьми мы ориентировочно подразделяем на три этапа. На первом этапе устанавливаем эмоциональный контакт, преодолеваем негативизм ребенка к общению с взрослыми, смягчаем эмоциональный дискомфорт, нейтрализуем страхи. На втором этапе устанавливаем зрительный контакт, формируем начальные коммуникативные навыки. На третьем этапе развиваем активное взаимодействие со взрослым, преодолеваем трудности целенаправленной деятельности ребенка, обучаем его социальным нормам поведения,

    Главной целью первого этапа работы является создание позитивного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы, определение эмоционального контакта ребенка с педагогом.
На данном этапе стараемся не говорить громко, не смотреть пристально в глаза ребенку, не быть навязчивым, не обращаться к ребенку, если он чувствует при этом дискомфорт.  

    Первые контакты устанавливаем, когда ребенок испытывает какие-либо приятные ощущения, радость при участии в деятельности, которая ему нравится. Для этого используем игротерапию. Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Она позволяет справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка, а также провести коррекцию отдельных черт его характера. Цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания через игру, а также развить навыки коммуникации. Игровые занятия способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности и тревоги, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, общей и мелкой моторики, координации движений.

    Работу с аутичными детьми начинаем с игры в «прятки», когда взрослый то появляется, то исчезает из поля зрения ребенка, что доставляет ребенку радость и наслаждение. Игры «Поймаю», «Догоню» проводим, сидя за столом. Делаем вид, что хотим поймать руку или пальчик ребенка. Ребенок старается отнять руку. В играх «Лови меня», «Догони меня» имитируем быстрый бег: делаем вид, что убегаем, но все время попадаемся ребенку. Используем также игры: «Поиграй с веселой игрушкой», «Спрячем мишку», «Снег идет», игры с мыльными пузырями, заводными и музыкальными игрушками и т.д. В игре «Ожидание игрушки» игрушку убираем со стола, затем кладем на то же место — у ребенка вырабатывается рефлекс ожидания. Появление игрушки должно быть обязательным. «Ушки слушают» — ребенка берем на руки либо подходим к ребенку, сидящему на стуле, гладим по головке (можно причесать, если ребенку это нравится), шепчем на ушко ласковые слова о нем (какой он хороший, красивый, послушный и т. д.). «Массаж ребенку», «Массаж кукле» — поглаживаем спинку, руки, ноги ребенка, приговаривая: «Погладим Тане ручки...». Затем Таня сама делает массаж своей кукле. Ребенок постоянно побуждается к активным действиям, вначале — сопряженно, постепенно приучаем его к отраженным действиям. Игры: «Наш дом», «Построим дом» — вместе с ребенком строим «норку», «шалаш», «дом» за дверью или около шкафа, под столом, где ребенку и взрослому хорошо, тепло. По сюжету: «Идет дождь, снег, ветер, темно — а мы ничего не боимся, нам хорошо». В такой игровой ситуации дети испытывают чувство смелости, выбегают из укрытия и возвращаются в него с победой, преодолевая свои страхи.

    Усложняем формы контактов только в том случае, если у ребенка появляются положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в контактах с ними. Соблюдаем строгую дозировку эмоциональных контактов, так как при их чрезмерном количестве ребенок может вновь отказаться от общения. Оберегаем ребенка от конфликтных ситуаций.

    На втором этапе для уравновешивания ребенка и повышения коммуникации в повседневной жизни применяем метод сенсорной интеграции, включающий различные игры и упражнения на развитие зрительного и слухового внимания, тактильно-двигательных ощущений. Это основано на том, что основным мотивом манипуляции детей-аутистов с предметами выступают привлекательные сенсорные свойства предметов. Проведение сенсорных игр позволяет ребенку переживать приятные эмоции, получать новую сенсорную информацию, способствует возникновению эмоционального контакта со взрослым. При этом учитываем, что ребенок любит, а чего опасается, так как у детей с аутизмом наблюдается повышенная сенсорная чувствительность, это нужно учитывать в игре.
   Начинаем работу на данном этапе с
 развития зрительного внимания. Для установления зрительного контакта сначала вырабатываем фиксацию взора на игрушке или картинке, или интересующей вещи ребёнка,  которую держим на уровне своих глаз. Если ребенок не реагирует на обращение, мягко поворачиваем его за подбородок и дожидаемся, когда его взор скользнет по предъявляемому материалу. Когда это происходит, вещь отдаем ребёнку. Добавляем инструкцию: «Посмотри на меня». Постепенно время фиксации взора  на предъявляемом материале возрастает и заменяется взглядом в глаза. Зафиксированный взгляд поощряем.

    Учим выделять предмет из общего фона: в игре «Ку-ку» ребенок ожидает появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживает движение куклы за экраном, ожидая ее появления последовательно в двух определенных местах. Развиваем у детей зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»), а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»). 

    Учим соотносить игрушку с ее изображением, сличать парные предметы, парные картинки, различать объемные формы в играх: «Дай, что катится», «Возьми, что не катится», «Спрячь кубик», «Выбери все шары и брось их в коробку».

    Учим узнавать знакомые предметы среди незнакомых в игре «Найди свою игрушку», воспринимать (сличать) цвет в играх: «Дай такой», «Дай красный карандаш», «Возьми желтую ленточку», «Подбери одежду одинакового цвета для куклы», «Построй дом, башню из кубиков одинакового цвета».

    Учим складывать разрезную предметную картинку, воспринимать величину в игре «Большой, маленький».

    Если детей привлекли какие-то события,  то используя непроизвольное внимание,  комментируем происходящее для более длительного зрительного сосредоточения. При разглядывании картинки фиксируем внимание на ней, эмоционально раскрывая смысл изображенного,  что развивает у ребенка способность к произвольному сосредоточению.

    Многие дети-аутисты обладает особой восприимчивостью и интересом к музыке, и эту особенность используем для развития слухового восприятия, а также для создания положительной установки на предстоящее занятие и повышения коммуникации с окружающей средой.  Вначале знакомим с игрой на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан). Далее вырабатываем по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов: «Шагаем  под барабан, хлопаем в ладоши под бубен».

    Учим соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» — собака; «мяу» — кошка; «ку-ка-ре-ку» — петух; «пи-пи-пи»— цыпленок  в игре «Кто в домике живет?», затем дифференцировать звукоподражания в игре «Кто тебя позвал: кошка, лягушка, собака?»

    Даем задания на различение разного ритма и разной высоты звуков. При игре на барабане предлагаем ребенку постучать медленно, редко: «Идет медведь», затем быстро, часто: «Прыгают зайки». При игре на металлофоне, пианино ребенок изображает, как ходит медведь – звучание звуков низких тонов, бегают волк и лисичка – звучание звуков средних тонов, как прыгают птички – звучание высоких тонов.

    Для развития слуховой системы используем движения под музыку; игры с коробочками, наполненными разными крупами и сыпучим материалом: «Что так звучит?», «Найди такую же коробочку».

     Для развития тактильно-двигательных ощущений проводим игры в «сухом бассейне»: «Кто спрятался», «Где ручки?», «Найди клад».  В игре «Чудесный мешочек» ребенок на ощупь воспринимает величину предметов, выбирает знакомые игрушки с предъявлением образца и без его предъявления.

    Постепенно вводим контакты различной сенсорной стимуляции: игры с красками («Цветная вода», «Смешивание красок»), игры с водой («Переливание», «Фонтан», «Бассейн», «Купание кукол», «Мытье посуды»), игры с мыльными пузырями («Подуем на снежинки», «Плыви, кораблик», «Вертушка», «Задуй свечу», «Рисуем дымом», «Буря в стакане», «Пенный фонтан»). Включаем в игру предметы быта. Начинаем с той деятельности, которую любит ребенок и которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, т.е. всегда исходно ориентируемся на его интересы и пристрастия. Составляем пирамиды из кубиков, делаем дорожки для кукол. Уместна помощь ребенку, когда выполняем действия его руками. Постепенно помощь уменьшаем, что подталкивает ребенка к самостоятельным действиям. Постепенно ребенок получает удовольствие от игровой ситуации, и в его поведении просматриваются элементы сюжетной игры. Построение и выбор сюжетной игры проходит совместно с ребенком и позволяет наладить контакт с ним. В качестве сюжетов выбираем наиболее значимые для детей моменты: приготовление пищи, кормление, поход к друзьям, поездка на автобусе и др.

    Для успешной организации ситуации взаимодействия, формирования понимания речевых инструкций используем игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Сварим кашу». Также используем различные пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, исходя из индивидуальных предпочтений ребёнка. При этом обучаем его некоторым навыкам работы с материалами: мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики и раскатывать колбаски, резать на кусочки. Отработав отдельные приемы, комбинируем их в одной игре («Посадим огород», «Приготовим угощение», «Пластилиновые картинки»).

    Для интеллектуального и речевого развития важно проводить работу по развитию мелкой моторики: выполняем с ребенком движения кистями и пальцами рук, используя ребристый карандаш (катание его между ладошек, по столу), далее ребенок выполняет движения кистями рук по подражанию в играх: «Молоточек — тук-тук», «Рыбка плывёт», «Поезд едет — ту-ту»,

 «Зайчик», «Очки», «Пальчики поздоровались» и др.

    Учим брать в обе руки (захват ладонями) сыпучие материалы (чечевицу, горох, фасоль) и высыпать их в посуду в игре «Спрячем игрушку».

    Конечной целью этого этапа является стимуляция собственной психической активности аутичного ребенка, направление этой активности на взаимодействие с взрослыми и сверстниками, а также на развитие игровых действий.

    Ведущими задачами третьего этапа является перестройка сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, развитие эмоционально-волевой сферы, формирование навыков учебного поведения.

 Важным на данном этапе является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения.  Обязательным является принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое.

Для развития эмоционально-волевой сферы проводим обучение приемам выделения изображенной зафиксированной эмоции. Используем игры:  «Покажи (выбери, найди, сделай, дай...) картинку или иллюстрацию в книге (веселую, грустную, радостную)», «Почувствуй чувство» (рассматривание картинок с изображением эмоций). Игра «Покажи мне...»: взрослый смеется, хмурится, грустит, хлопает в ладоши, а ребенок выбирает на эту эмоцию соответствующую фотокарточку, картинку или рисунок. Если может, называет ее. Игра «Сделай, как нарисовано»: ребенок выбирает фото или картинку, рассматривает ее и изображает зафиксированную на ней эмоцию. Игра «Зеркало эмоций»: ребенок рассматривает собственную мимику перед зеркалом (если не боится зеркала), устанавливая связь между мимическими проявлениями и эмоциональным самочувствием.

    С целью формирования навыков учебного поведения развиваем психические процессы, речь, мелкую моторику в играх: «Собери картинку», «Найди маму, папу, детеныша», «Отбери нужные картинки», «Дополни картинку», «Сделай по образцу», «Разложи по группам», «О каком предмете я говорю?», «Закончи предложение, стихотворение», игры в лото, со сборно-разборными игрушками, с конструктором и т.д.

    Эффективность коррекционной работы возрастает в играх на свежем воздухе.  Общение с природой, развлечения на  прогулках развивают эмоциональные контакты малыша, он охотнее и активнее взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

 Перспективное планирование использование игротерапии в коррекционно-развивающей работе с аутичными детьми

1 этап.

Коррекция поведенческих проблем, формирование эмоционально-положительного контакта.

Преодоление негативизма, крика, плача, стремления выбегать из группы.

Игры:  «Пришел Петрушка», «Спрятался – появился», «Ку-ку», «Поймаю», «Догоню», «Иди ко мне», «Мыльные пузыри»,  «По кочкам, по кочкам», «Качели», «Покружимся», «Поймаю», «Догоню»,  «Лови меня», «Догони меня», «Ручки», «Твоя ладошка, моя ладошка», «Птички», «Лови мячик», «Поиграй с веселой игрушкой», «Спрячем мишку», «Снег идет», «Ожидание игрушки», «Ушки слушают», «Где наш носик?..», «Наш дом», «Построим дом», «Пожалей зайку», «Погладь кошку» «Я красивый» (рассматривание себя в зеркале), «У меня красивая рубашка (носочки)», игра с ватой «Снег идет», «Снежки».

Формирование предпосылок учебного поведения.

Формирование зрительного контакта, умения сидеть за столом, концентрация внимания на педагоге и материале.

Игры: «Поиграй с веселой игрушкой», «Ожидание игрушки», «Покажи картинку», «Рисуем вместе», «Где наш носик?...», «Забей гвоздь молотком», «Нащупай в мешке», «Волшебный сундучок», «Кто в кулачке?», «Ты мне, я – тебе», «Поймай рыбку», «Постучим, погремим» (игра со звучащими игрушками), игра со шнуровкой, игра с вкладышами, «Подбери крышки к баночкам», «Мягкий-колючий, теплый-холодный, мокрый-сухой»

Развитие подражания

Подражание движениям взрослого с использованием физической подсказки: «Массаж ребенку, кукле», «Детка хлопать так умеет…», «Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп», «Похлопаем по столу», «Ручки вверх, ручки вниз», «Ручками похлопали, ножками потопали», «Птички, зайчики, медведь», «Сделай так» (повторение движений за взрослым)

Подражание движениям с предметами (игра на музыкальных игрушках), игры с мячом, шарами, «Забей гвоздь молотком», «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок».

Подражание артикуляционным движениям: «Открой рот», «Где язычок?», «Лопаточка», «Язычок прячется», «Хоботок», «Лягушка» и т.д.

Соотнесение и различение

«Найди такой же предмет», «Дай такой же», «Выбери только шарики», «Покажи, где кубики», «Дай, что катится», «Возьми, что не катится».

Импрессивная речь

Выполнение инструкций: «Сделай так», «Дай предмет», «Покажи, где предмет».

Экспрессивная речь

Подражание вокализациям ребенка: игра «Перекличка».

Обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла. Игры: «Качаем куклу», «Самолет», «Кукла идет», «Кукла пляшет».

Вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков). Игры: «Паровоз», «Машина», «Барабан», «Собачка, кошечка, мишка» и т.д.

Обучение жестам с произнесением: «На, дай».

2 этап.

Формирование предпосылок учебного поведения.

Закрепление начальных навыков (отработка правильной позы за столом). Проведение настольных игр: «Лото», «Парные картинки», с мозаикой, счетными палочками, со строительным материалом и т.д.

Развитие подражания

Обучение вокальной имитации (воспроизведение гласных и согласных звуков) Самолет летит-«у-у-у», машина едет-«би-би», барабан-«бам-бам», молоточек-«тук-тук», колокольчик-«динь-динь»

Активное подражание по инструкции: «Делай так!», звукам.

Подражание артикуляционным движениям: «Накажем непослушный язычок», «Часики», «Лакаем молочко», «Оближем губы».

Проведение игр с движениями в сопровождении рифмы, хороводных игр: «Зайка серенький сидит», «Вышла курочка гулять», «Медведь по лесу ходит» и т.д.

Подражание движениям тонкой моторики (пальчиковые игры): «Ути-ути», «Барабанщики», «Коза», «Зайчик», «Ай, ду-ду-ду-ду», «Совушка-сова»

Выполнение инструкций

«Делай так!» (выполнение 2-3 движений подряд)

«Дай!» (предмет, фото, картинка)

«Покажи» (указательным жестом предмет, фото, картинку)

«Кати!» (мяч, машинку)

«Лови, бросай!» (мяч)

Выполнение инструкций, содержащих режимные моменты: одноступенчатые вербальные инструкции, состоящие из глагола: «Снимай», «Кушай», «Ложись».

 Соотнесение и различение

«Найди такую же игрушку, картинку, фото», «Спрячь шарик», «Спрячь кубик», «Разложи шарики (кубики, колечки) по коробкам: большие и маленькие», «Домики для зайки и мишки», «Положи в коробочку предмет», «Матрешка», «Пирамидка», «Разложи пуговки по величине».

Импрессивная речь

Различение названий предметов, различных по звучанию и назначению: «Покажи где», «Дай мне» (чашка-мяч, кукла-стол и т.д.)

Различение названий бытовых действий: «Сделай, что я скажу» (садись, идем, ложись, пей и т.д.)

Различение букв «А, У, М»: «Покажи где», «Найди».

Понимание названий частей тела: «Где же наши ручки?» и т.д.

Понимание порядкового счета до 5: «Первый -последний», «Куда села бабочка?»

Экспрессивная речь

Повторение звуков «А, У, М», связь с буквами: «Поем песенки», «Где спряталась песенка?»

Формирование ассоциаций между звуками речи и приятными для ребенка занятиями (М-лакомство, У-мыльные пузыри, И-горка, БА-мяч): «Что я хочу», «Чудо-звуки», «Волшебник».

Обучение просьбе, приветствию и прощанию, согласию и несогласию жестом в сопровождении доступных для произношения слов: «Игрушки пришли в гости», «Идем в гости к зайчику» и т.д.

Развитие мелкой и общей моторики

Пальчиковые игры: «В прятки пальчики играли», «Пальчик-мальчик…», «Этот пальчик дедушка», «Вышли пальчики гулять» и т.д. Игры с шариками СУ-Джок.

 Мозаика: «Цветочки», «Дорожка», «Снег идет»

Различные виды конструкторов (магнитный, тактильный, лего)

Нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок.

Составление из палочек, из пуговиц контура предмета (квадрат, стол, ворота и т.д.)

Игры с водой: «Озеро» (утка с утятами), «Купание куклы», «Бассейн для игрушек», «Кораблики и рыбки», «Бросаем в воду мелкие предметы и достаем их».

Игры с мячом: «Лови, кати», «Бросим в корзину», «Где такие же мячи?», «Собьем кегли мячом».

Музыкальная зарядка: «У оленя дом большой», «Ручку правую вперед», «Лебеди летят», «Медвежата в чаще жили», «Конь меня в дорогу ждет».

Прохождение спортивных дорожек.

Чиркание по бумаге, обводка трафаретов.

Умение пользоваться ножницами.

Работа с тестом, пластилином: «Ужин для кукол», «Накормим зверят», «Пластилиновые картинки»

Сличение

«Найди такой же предмет, такое же изображение, такую же букву, цифру».

«Разложи по коробкам» (формы, фигуры, предметы, картинки).

3этап.

Коммуникация

Обучать выражать потребности с помощью карточек PECS: «Покажи мне, покажи»

Обучать отзываться на свое имя, фамилию, называть себя, родных и знакомых: «Знакомство», «В гостях у игрушек».

Обучать здороваться, прощаться, благодарить, просить о помощи (словами): «Игрушки пришли в гости», «Идем в гости» и т.д.

Импрессивная речь

Понимание названий предметов (игрушки, одежда, обувь, блюда, продукты): «В магазине», «Идем на прогулку», «Оденем куклу», «К кукле пришли гости».

Понимание названий действий (по видеосюжетам, фото, картинкам).

Понимание названий признаков (большой-маленький): «Разложи шарики (кубики, колечки) по коробкам: большие и маленькие», «Домики для зайки и мишки», «Положи в коробочку предмет», «Разложи пуговки по величине»;

названия цветов: «Построй дом, башню из кубиков одинакового цвета», «Подбери к каждому предмету цвет», «Убери лишний по цвету предмет», «Дай красный шарик», «Возьми желтую ленточку», «Покажи цветок (красного, синего и т.д). цвета; теплый-холодный:  «Потрогай воду», «Какой снег?», «Какой чай?»; мокрый-сухой: «Ручки в воде», «Шарики в воде», «Какое полотенце?»

«Чтение» - раскладывание подписей к картинкам.

Понимание инструкций с предлогами: «Положи на стол», «Возьми из шкафа» и т.д.

Понимание назначения предметов: «Что нужно, чтобы кататься?»

Понимание речи взрослого: «О каком предмете я говорю»

Экспрессивная речь

Произношение гласных звуков, согласных звуков раннего онтогенеза (установление связи с предметами): «Поем песенки», «Кто пришел?»

Произношение слогов, слов (установление связи слогов МА, ПА, БА с фотографиями родственников, договаривание стихов, потешек): «Найдем где», «Кто это?»

Обучение умению отвечать на вопросы: «Что это? Кто это? Что делает?» (при ответе ребенок получает картинку), «Что ты делаешь?»

Обучение ребенка оречевлению своих действий: «Что мы делаем, расскажем»

Обучение порядковому счету до 5: «Кто за кем?»

Игры: «Закончи слово», «Закончи фразу».

Заучивание коротких рифмовок.

Сортировка

Обучение раскладыванию предметов по цвету, форме, величине, по категориям (одежда, посуда и т.д.)

Игры: «Дай такой же кубик», «Где такое же колечко?», «Цветные коврики» «Подбери одежду одинакового цвета для куклы», «Построй дом, башню из кубиков одинакового цвета», «Подбери к каждому предмету цвет», «Убери лишний по цвету предмет», «Разложи предметы по форме», «Разложи мозаику, пуговицы по цвету»

Самостоятельная деятельность

Обучение использованию визуального расписания с помощью предметов и фотографий (непосредственно на занятии и при обучении самообслуживанию: мытье рук, одевание, раздевание)

Сличение

Обучение находить одинаковые буквы, цифры, слова.

Обучение нахождению разных вариантов одного предмета

Развитие мышления, элементарных математических представлений

Усвоение понятий «один-много»: «Курица и цыплята», «Купание утят», «Чашки и блюдца».

Обозначение количества до 5: «Собери и посчитай», «Глазки спят, ручки считают», «Найди столько же».

Обучение соотнесению количества и числа: «Сколько птенчиков у курочки, у уточки» и т.д.

Понимание состава числа: «Собери цветок», «Сколько птичек улетело?»

Игра с металлофоном «Сколько капель упало?»

Складывание разрезных картинок, пазлов, собирание матрешек, пирамидок.

Игра в настольные игры: лото, домино

Продолжение последовательности с повторяющимися элементами: «Сложи узор», «Коврик», «Гирлянда».

«Разложи на группы: «Овощи-фрукты-ягоды», «Домашние-дикие животные», «Птицы-животные»,

«Кто чей? (детеныши животных)», «Кто ходит, плавает, летает? (группировка предметов)», «Кому что нужно?»

Классификация предметов. «Четвертый лишний»

«Что сначала, что потом» (серия сюжетных картинок).

Кубики Никитина «Сложи узор».

Развитие мелкой и общей моторики

См. 2 этап.

   Проведенная коррекционно-развивающая работа с использованием игротерапии приводит к положительным результатам в социальном и познавательном развитии ребенка с РДА:

- у ребенка появляется зрительный контакт: смотрит непродолжительное время в глаза взрослому,  фиксирует взор на интересующей вещи;

- в группе ведет себя гораздо спокойнее, ощущает потребность во взрослом: подходит, протягивает руку, проявляет положительную эмоциональную реакцию на занятие;

- повышается устойчивость внимания, усидчивость;

- сидя за столом, может выполнить несколько манипуляций для выполнения заданий педагога;

- проявляет интерес к игрушкам, может самостоятельно выполнить ряд предметно-игровых действий;

- принимает участие в групповых занятиях и в совместной деятельности с детьми;

- способен ответить на некоторые элементарные вопросы взрослого о себе и ближайшем окружении;

- отвечает однословно или простым предложением на вопросы по картинкам.

    Используемые в коррекционно-развивающей работе с аутичными детьми  различные игры создают  особую  «терапевтическую  среду»,   которая расширяет использование ребенком игрушек, помогает поддерживать эмоциональный контакт с ним, формирует устойчивую совместную деятельность, стимулирует  развитие  его личности,   способствует формированию его речевых,  коммуникативных и социальных  навыков, включению в групповые занятия и в совместную деятельность с другими детьми.         

   

Список литературы

  1. Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В., Иванов Е. С. Детский аутизм – диагностика и коррекция. - СПб.: Дидактика Плюс, - 2004.
  2. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. — М., 1989.
  3. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997.
  4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки. - М.: Теревинф, 2003.
  5. Самойлова В.М., Малахова Е.Е. Игра как неотъемлемая часть коррекционной работы с детьми дошкольного возрасти с расстройствами аутистического спектра // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 5(35).
  6. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / практическое пособие. -- М.: Теревинф, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА.

Внимание- это не отдельный психический процесс, а результат определенных межсистемных отношений в ЦНС. (Такой вывод сделали ученые). Своего собственного содержания внимание не имеет, оно тесно ...

Ритмотерапия как здоровьесберегающая технология а коррекционно-развивающей работе с детьми с диагнозом "ранний детский аутизм"

В данной работе ритмотерапия рассмотрена как здоровьесберегающая технология и как форма воздействия и общения с аутичным ребенком...

Взаимодействие с родителями обучающихся. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом раннего детского аутизма

В статье представлены основные направления работы педагога-психолога с семьей аутичного ребенка...

"Нарушения аффективного развития ребёнка при формировании синдрома раннего детского аутизма".

Краткая аннотация: В статье прослеживаются и анализируются закономерности формирования  синдрома раннего детского аутизма. Выделяются первичные нарушения раннего аффективного развития ребёнка: ...

Ребенок с синдромом раннего детского аутизма (РДА) в дошкольном образовательном учреждении.

Ребенок с синдромом РДА в дошкольном образовательном учреждении. Как распознать? Что делать?...

Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма

В планировании отражены направления работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)

В настоящее время наблюдается активное увеличение числа детей с расстройством аутистического спектра, поэтому проблема обучения и воспитания таких детей является весьма актуальной. В данной ситуации п...