Творческий отчет из опыта работы «Развитие речи дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности»
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Творческий отчет из опыта работы
«Развитие речи дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности»
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»
В начале учебного года мною была проведена педагогическая диагностика. По результатам диагностики было замечено, что дети имеют затруднения в общении со взрослыми и сверстниками, компоненты устной речи детей недостаточно развиты, частично сформированы умение согласовывать слова в предложении; правильное произношение гласных и согласных звуков. Некоторые дети совсем не разговаривали. Было очень сложно понять, не могли объяснить, выразить свои мысли и др.
Я пришла к выводу, что необходимо проводить работу по развитию речи не только во время ООД, но и по возможности в других видах детской деятельности.
В среднем дошкольном возрасте ведущим становится познавательный мотив, информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Ведь не зря говорят, про средний возраст – что это возраст «почемучек». Я считаю, что информация усвоится прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Поэтому в соответствии с ООП ДОО мною была выбрана опытно-экспериментальная деятельность для развития речи детей. Благодаря опытно-экспериментальной деятельности, речь детей будет становиться более содержательной, более выразительной, правильно построенной.
В данном виде деятельности ребенок выступает в роли исследователя, открывающего основополагающие свойства и отношения, а воспитатель подводит детей к этому открытию, организуя и направляя их действия.
Таким образом цель моей работы: создание условий для развития речи дошкольников посредством опытов и экспериментов.
Исходя из цели выдвинула следующие задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями в областях наук.
2. Развивать у детей все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь – диалогическую и монологическую формы, формировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.
3. Формировать способности планировать свои действия, выполнять их в соответствии с заданными правилами, добиваться нужного результата.
Свою работу строю по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты, потому что они отвечают следующим условиям, (обратите внимание на слайд)
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они практически безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Мною был подобраны этапы организации детского экспериментирования, в ходе которого решаются задачи по развитию речи:
Ребенок совместно со взрослым:
1-выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);
2- предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решения (т.е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей);
3-подводит итоги (т.е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).
Выстраивать цепочку своих действий им помогают карты-схемы поэтапного экспериментирования (дети рассказывают, что они будут делать, что им понадобится для проведения опыта). Самостоятельные игры в уголке экспериментирования позволяют развивать коммуникативные способности детей.
Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь).
Для реализации цели была создана соответствующая РППС
В группе имеется уголок экспериментирования, который оснащен:
- специальной посудой (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки),
- природным материалом (камешки, песок, семена и т.п),
- утилизированным материалом (проволока, скрепки, нитки…)
- прочими материалами - лупы, термометры, компас…
- картотеки опытов и экспериментов с неживой природой для детей среднего дошкольного возраста; игр с водой; проблемных ситуаций; карточки – схемы проведения опытов – экспериментов
В процессе экспериментальной деятельности активно использую:
- художественное слово,
- театрализованную деятельность (работа в «лаборатории», встреча с волшебником, путешествия),
- рассказы воспитателя, детей,
- беседы,
- решение проблемных ситуаций,
- наблюдения,
- игры (дидактические, словесные и др.)
Также в работе с детьми использую различные формы работы с детьми:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.
Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений мной были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Экспериментируем дома».
Вниманию родителей были подготовлены консультации "Организация детского экспериментирования в домашних условиях", «Ставим опыты дома», разработаны тематические родительские собрания («От любопытства к любознательности»)
Широкое применение опытно-экспериментальной деятельности в своей работе поможет нам расширить представления детей об окружающем мире, обогатить, активизировать и актуализировать словарь дошкольника, формировать и закрепить грамматические категории речи, развивать связную речь, а также формировать познавательную мотивацию и активность у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы "Развитие речи детей во всех видах деятельности" Апрель 2017г
В презентации раскрывается актуальность, задачи речевого развития. Показано, как организована предметно-развивающая среда и разные виды деятельности: образовательная, трудовая, театральная, игро...
Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...
Развитие речи дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности
В среднем дошкольном возрасте ведущим становится познавательный мотив, информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него...
Представление из опыта работы «Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях посредством погружения в мир фольклора»
Статья содержит материал об использовании малых форм фольклора в целях развития речи детей дошкольного возраста....
Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...
Обобщение опыта работы "Развитие речи дошкольников с использованием в работе приемов мнемотехники"
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, ...