«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС» (ОБМЕН ОПЫТОМ)
методическая разработка
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–7 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.
Благоприятный микроклимат, поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования, наблюдений. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_mbdou_no12.docx | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12» Предгорного муниципального района Ставропольского края.
«Познавательно-исследовательская
деятельность в ДОУ по ФГОС»
(ОБМЕН ОПЫТОМ)
Старший воспитатель МБДОУ №12
Гавриленко Н.В.
2019г.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось
ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский
«Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–7 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.
Благоприятный микроклимат, поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования, наблюдений. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
- Уголки, зоны для экспериментирования.
- Уголок природы и огород на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
- Тестирование детей, родителей.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом и является экспериментирование.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
В этой связи были сформулированы объект и предмет исследования и поставлена цель исследования
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
3. Определить средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Обобщить систему работы по развитию познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска.
Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности, опираясь на приведённые точки зрения убедительно доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, мы определяем познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности
Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности.
Также анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников: познавательная ориентация, интерес, инициатива, самостоятельность и оригинальность.
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов.
Для этого должны быть созданы педагогические условия для развития познавательной активности.
С целью развития детского экспериментирования в группах были созданы уголки экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, которые постоянно пополняются новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
Основным оборудованием в уголке являются:
- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
- Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
- Красители: гуашь, акварельные краски и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей
- достаточность
- доступность расположения.
Тщательно продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал расположила в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми.
Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки; микроскопы, приобретена для детей форма лаборанта: фартуки колпачки, маски.
Для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголках размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.
В группах открыт мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции: ракушки, камни, шишки, пуговицы, коллекции меняются, тематика коллекций зависит от интересов детей.
Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в лаборатории в доступном для детей месте. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).
В детском саду проводятся различные опыты и наблюдения, познавательные беседы. Во время совместного экспериментирования с детьми ставят цель, совместно с ними определяют этапы работы, делают выводы. В ходе деятельности учат детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности.
При планировании экспериментальной деятельности, используются следующие последовательные действий работы с детьми:
- Создание проблемной ситуации.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках:
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
В работе с детьми используются следующие формы организации:
- Специально организованная образовательная деятельность;
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Эксперименты индивидуальные и групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
По способу применения использую эксперименты демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит педагог, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях проводятся фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
При планировании алгоритма деятельности взрослого с детьми используются следующие интеграции образовательных областей.
Экспериментирование, тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как, наблюдение и труд.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего товарища.
Связь экспериментирования с рисованием двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. При зарисовке результатов эксперимента, появляется возможность еще раз вспомнить и зарисовать этапы эксперимента, его последовательность.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы. Чтение художественной литературы по теме, способствует закреплению, расширению и систематизации полученных знаний в ходе эксперимента.(картотека стихов и загадок)
Экспериментирование связано музыкальным и физическим воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию положительных эмоций. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, взвешивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Результат экспериментальной деятельности: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов.
Используются следующие способы фиксации результатов исследования:
- Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
- Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);
- Изготовление аппликаций в виде коллажа.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.
Трудности в работе:
Создание лаборатории: не хватает оборудования, не всегда хватает средств на его приобретение, трудности в размещении оборудования и материала(небольшие групповые комнаты).
Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать, так как это у них не всегда получается, не хватает навыков рисования.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, помним, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Показатели сформированности исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС.
- Умение видеть проблему;
- Умение формулировать и задавать вопросы;
- Умение выдвигать гипотезы;
- Умение делать выводы и умозаключения;
- Умение доказывать и защищать свои идеи;
- Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
- Самостоятельность.
- Полнота и логичность ответа.
- Правильность выводов и формулировок.
Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать экспериментировать…»
- Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к неживой, живой природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей мы проводим анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовала консультационный день на тему: «Экспериментальная деятельность дома». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаются родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей созданы картотеки опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Консультации для родителей, рекомендации, буклеты и памятки способствуют проявлению интереса и становлению их активными участниками в исследовательской деятельности. Разработаны материалы на темы: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Мокрые опыты» и другие.
В детском саду проходят совместная экспериментальная деятельность работы родителей с детьми в форме «Встреча за круглым столом». Родители имеют возможность провести эксперименты вместе с детьми в игровой форме, что позволило больше сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.
Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и нас педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.
В детском саду проводятся методические недели по теме: «Создание условий педагогической поддержки познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников» где педагоги делятся своим опытом работы, проводится тематический контроль на тему: «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности», были проведены: педагогический совет и мастер –класс «Детское экспериментирование — как основа поисково-исследовательской и познавательной деятельности детей дошкольного возраста».
В группах разработаны и оформлены методическое пособие для воспитанников в виде Лэпбука. Для работы воспитателя по организации экспериментальной деятельности в ДОУ, книга имеет определенную ценность: поможет грамотно выстроить процесс работы с детьми, используя рекомендуемые методы.
Подведение итогов.
В процессе работы с детьми по экспериментальной деятельности, можно отметить динамику развития: навыки экспериментирования в группе, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами. Воспитанники самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, запомнили элементарные правила проведения опытов(технику безопасности при проведении экспериментов).
- При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.
- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается.
- Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.
Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Литература:
1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006
4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
6. Материалы Интернет-сайтов.7. Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опытом " Использование пальчикового театра как средства развития воображения, мелкой моторики руки у детей и связной речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО "
ФГОС ДО отводит игре важную роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромн...
План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год
Проведение мастер-класса в подготовительной группе детского сада "Подсолнушек"...
Обмен опытом по теме: «Способы взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в ГБОУ СОШ № 933»
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников: принципы работы, формы взаимодействия, нетрадиционные формы общения. Правила конструктивного взаимодействия....
Обмен опытом «Система педагогического процесса во внедрении ФГОС ДО».
Статья " Система педагогического процесса во внедрении ФГОС ДО"...
Обмен опытом «Партнерское взаимодействие с семьями воспитанников, как одна из составляющих введения ФГОС ДО».
Взаимодействие с семьями воспитанников...
Обмен опытом при работе с семьей в условиях введения ФГОС раздел «Речевое развитие»
Обмен опытом при работе с семьей в условиях введения ФГОС раздел «Речевое развитие»...