Обмен опытом при работе с семьей в условиях введения ФГОС раздел «Речевое развитие»
материал (младшая группа)
Обмен опытом при работе с семьей в условиях введения ФГОС раздел «Речевое развитие»
Актуальность проблемы развития речи у дошкольников обуславливается тем,
что именно в этом возрасте они произносят первые слоги, слова, а затем и
предложения. И оттого насколько правильно будет выстроена программа
развития речи, зависит развитие ребенка в целом и процесса его социализации.
Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для усвоения ребенком разговорного языка и развития его речи со всех сторон.
ФГОС дошкольного образования утверждает, что речевое развитие у детей
дошкольного возраста является одним из основных направлений развития
личности, мотивации и способностей детей.
Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, учит и развивает ребенка. Под влиянием речи у малыша совершенствуются чувства и восприятие, обогащаются знания об окружающем мире.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания.
Именно поэтому в группе особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель: моей работы не просто внести основы педагогических знаний в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывая его традиции, особенности и микроклимат.
Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно. Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи, принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей - мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи я работаю на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания. Однако некоторые родители считают, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе, и не обращают достаточного внимания на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Поэтому взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Для того, чтобы совместная работа детского сада и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей, необходима специальная организация взаимодействия педагогов дошкольного заведения и семей воспитанников. Но взрослые не всегда находят нужные методы общения с ребенком, поэтому и теряется контакт между детьми и родителями.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно,образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:
• организации различных форм помощи родителям;
• содержательно-педагогической работы с ребенком;
Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, в дошкольном учреждении созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
В работе с родителями учитываю следующие принципы:
Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.
Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.
Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье.
Основными формами работы с родителями являются:
общие родительские собрания;
консультации (индивидуальные и групповые);
беседы (индивидуальные и групповые);
папки – передвижки;
подбор методической литературы в помощь родителям и т. д.
Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей. Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания,она должна соответствовать определенным требованиям :
• родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи: синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот», «Подумай и объясни» и т. д. ;
• употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания. Рекомендую родителям детскую художественную литературу под рубрикой :
«Прочтите своим детям» оформляем выставку детских книг, советуем, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки - в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например, во время приема пищи: «Дорога ложка к обеду», «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись»…; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба»… и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. • Родителям, которые не знакомы с чудесной книгой К. И. Чуковского «От 2 до 5» советую ее прочитать. Ведь в каждой семье, где есть дети, взрослые нередко наблюдают, как малыши творят новые слова. Объясняю родителям, как им относиться к детскому словотворчеству. Посоветовать вести записи новых слов, предлагать сочинять сказки, стихотворения, загадки.
• Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность.
• С родителями провожу собеседования, предлагаю анкеты с целью исследования индивидуальных особенностей детей. Присутствие родителей на праздниках, режимных моментах позволяет им пополнить педагогические знания, использовать увиденные методы и приемы в семейном воспитании детей, лучше узнать жизнь детей в дошкольном учреждении, а так же поделиться своим опытом воспитания, а также применение технологии мнемотехники, по развитию речи детей, Если же родители по каким –либо причинам не могут присутствовать на этих мероприятиях предлагаю им посмотреть видеосюжеты занятий, праздников, игровой и других видов деятельности детей.
Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.
«Советы для родителей»
«ОТ КРИКОВ ДО ПЕРВОГО СЛОВА»
Разговаривайте с ребенком каждую свободную минуту.
Привлекайте его к звукоподражанию, самостоятельному произношению первых правильных слов.
Как можно больше привлекайте детей к играм, рассказывайте сказки, разучивайте песни, скороговорки, стихи.
«ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ»
Ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение ребенка.
Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь взрослых.
Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старшими детьми.
Не забрасывайте ребенка большим количеством игрушек.
Приучайте детей бережно относиться к книгам и картинкам.
Привлекайте детей к играм с игрушками, куклами.
«ТВОРЦЫ НОВЫХ СЛОВ»
Приучайте детей к употреблению слов в соответствие с литературной нормой.
Поощряйте словесное творчество ребенка.
Привлекайте их к составлению стихов, считалок, будьте им помощниками.
«В МИРЕ ЗВУКОВ»
Не повторяйте за ребенком неправильное произношение звуков.
Разговаривайте с ребенком только правильной речью.
Своевременно исправляйте речь ребенка.
Если Ваш шестилетний ребенок неправильно выговаривает звуки, обязательно обратитесь к логопеду.
Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильной и выразительной речи Вашего
ребенка.
«ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ»
Постоянно следите за речью детей.
Своевременно исправляйте грамматические ошибки.
Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребенка, а потом исправьте ошибку.
В двуязычных семья всегда обращайте внимание на то, на каком языке говорит ребенок, исправляйте ошибки двуязычия.
«ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ.»
Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком.
Помните, что основными собеседниками для ребенка в семье являются мама, папа, дедушка или бабушка.
Не забывайте поручать старшим детям,как можно больше разговаривать с малышами.
Обязательно приобретите репродукции картин, альбомы, плакаты, рассматривайте их с детьми.
Периодически устраивайте выставки художественных картин, «домашние музеи».
Предложите детям соревнование «Чья сказка лучше?», «Чей рассказ лучше?» с участием всех членов семьи.
Не забудьте записать в тетрадь ил на магнитофон рассказы и сказки Вашего ребенка. Через два-три месяца прослушайте вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
«ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ.»
Книга помогает сформировать у детей лучшие моральные качества, основы материалистического мировоззрения, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.
Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки.
Разучивайте с детьми стихотворения. Это воспитывает у них любовь к поэзии, способствует развитию поэтического слуха, выразительной речи.
Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д.
Не забывайте рассказывать детям о писателе, стимулируйте ребенка вспомнить его фамилию, название произведения, стихотворения. Ребенок должен знать, какой народ создал прочитанную сказку, чья она (русская, украинская, немецкая).
Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.
«РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ - ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ»
Помните, что Ваша речь является образцом для наследования, поэтому она должна быть всегда правильно.
Приобретите словари, они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи детей.
Следите за речью детей, своевременно исправляйте речевые недостатки.
Правильное произношение- залог успешного обучения ребенка в школе
Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Надо, чтобы родители помнили, что судьба их ребенка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям. В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться. Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития, владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада- вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmen_opytom.docx | 28.08 КБ |
obmen_opytom.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Обмен опытом при работе с семьей в условиях введения ФГОС раздел «Речевое развитие»
Актуальность проблемы развития речи у дошкольников обуславливается тем,
что именно в этом возрасте они произносят первые слоги, слова, а затем и
предложения. И оттого насколько правильно будет выстроена программа
развития речи, зависит развитие ребенка в целом и процесса его социализации.
Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для усвоения ребенком разговорного языка и развития его речи со всех сторон.
ФГОС дошкольного образования утверждает, что речевое развитие у детей
дошкольного возраста является одним из основных направлений развития
личности, мотивации и способностей детей.
Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, учит и развивает ребенка. Под влиянием речи у малыша совершенствуются чувства и восприятие, обогащаются знания об окружающем мире.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания.
Именно поэтому в группе особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель: моей работы не просто внести основы педагогических знаний в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывая его традиции, особенности и микроклимат.
Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно. Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи, принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей - мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи я работаю на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания. Однако некоторые родители считают, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе, и не обращают достаточного внимания на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Поэтому взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Для того, чтобы совместная работа детского сада и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей, необходима специальная организация взаимодействия педагогов дошкольного заведения и семей воспитанников. Но взрослые не всегда находят нужные методы общения с ребенком, поэтому и теряется контакт между детьми и родителями.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно,образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:
• организации различных форм помощи родителям;
• содержательно-педагогической работы с ребенком;
Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, в дошкольном учреждении созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
В работе с родителями учитываю следующие принципы:
Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.
Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.
Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье.
Основными формами работы с родителями являются:
общие родительские собрания;
консультации (индивидуальные и групповые);
беседы (индивидуальные и групповые);
папки – передвижки;
подбор методической литературы в помощь родителям и т. д.
Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей. Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания,она должна соответствовать определенным требованиям :
• родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи: синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот», «Подумай и объясни» и т. д. ;
• употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания. Рекомендую родителям детскую художественную литературу под рубрикой :
«Прочтите своим детям» оформляем выставку детских книг, советуем, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки - в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например, во время приема пищи: «Дорога ложка к обеду», «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись»…; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба»… и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. • Родителям, которые не знакомы с чудесной книгой К. И. Чуковского «От 2 до 5» советую ее прочитать. Ведь в каждой семье, где есть дети, взрослые нередко наблюдают, как малыши творят новые слова. Объясняю родителям, как им относиться к детскому словотворчеству. Посоветовать вести записи новых слов, предлагать сочинять сказки, стихотворения, загадки.
• Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность.
• С родителями провожу собеседования, предлагаю анкеты с целью исследования индивидуальных особенностей детей. Присутствие родителей на праздниках, режимных моментах позволяет им пополнить педагогические знания, использовать увиденные методы и приемы в семейном воспитании детей, лучше узнать жизнь детей в дошкольном учреждении, а так же поделиться своим опытом воспитания, а также применение технологии мнемотехники, по развитию речи детей, Если же родители по каким –либо причинам не могут присутствовать на этих мероприятиях предлагаю им посмотреть видеосюжеты занятий, праздников, игровой и других видов деятельности детей.
Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.
«Советы для родителей»
«ОТ КРИКОВ ДО ПЕРВОГО СЛОВА»
Разговаривайте с ребенком каждую свободную минуту.
Привлекайте его к звукоподражанию, самостоятельному произношению первых правильных слов.
Как можно больше привлекайте детей к играм, рассказывайте сказки, разучивайте песни, скороговорки, стихи.
«ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ»
Ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение ребенка.
Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь взрослых.
Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старшими детьми.
Не забрасывайте ребенка большим количеством игрушек.
Приучайте детей бережно относиться к книгам и картинкам.
Привлекайте детей к играм с игрушками, куклами.
«ТВОРЦЫ НОВЫХ СЛОВ»
Приучайте детей к употреблению слов в соответствие с литературной нормой.
Поощряйте словесное творчество ребенка.
Привлекайте их к составлению стихов, считалок, будьте им помощниками.
«В МИРЕ ЗВУКОВ»
Не повторяйте за ребенком неправильное произношение звуков.
Разговаривайте с ребенком только правильной речью.
Своевременно исправляйте речь ребенка.
Если Ваш шестилетний ребенок неправильно выговаривает звуки, обязательно обратитесь к логопеду.
Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильной и выразительной речи Вашего
ребенка.
«ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ»
Постоянно следите за речью детей.
Своевременно исправляйте грамматические ошибки.
Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребенка, а потом исправьте ошибку.
В двуязычных семья всегда обращайте внимание на то, на каком языке говорит ребенок, исправляйте ошибки двуязычия.
«ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ.»
Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком.
Помните, что основными собеседниками для ребенка в семье являются мама, папа, дедушка или бабушка.
Не забывайте поручать старшим детям,как можно больше разговаривать с малышами.
Обязательно приобретите репродукции картин, альбомы, плакаты, рассматривайте их с детьми.
Периодически устраивайте выставки художественных картин, «домашние музеи».
Предложите детям соревнование «Чья сказка лучше?», «Чей рассказ лучше?» с участием всех членов семьи.
Не забудьте записать в тетрадь ил на магнитофон рассказы и сказки Вашего ребенка. Через два-три месяца прослушайте вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
«ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ.»
Книга помогает сформировать у детей лучшие моральные качества, основы материалистического мировоззрения, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.
Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки.
Разучивайте с детьми стихотворения. Это воспитывает у них любовь к поэзии, способствует развитию поэтического слуха, выразительной речи.
Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д.
Не забывайте рассказывать детям о писателе, стимулируйте ребенка вспомнить его фамилию, название произведения, стихотворения. Ребенок должен знать, какой народ создал прочитанную сказку, чья она (русская, украинская, немецкая).
Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.
«РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ - ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ»
Помните, что Ваша речь является образцом для наследования, поэтому она должна быть всегда правильно.
Приобретите словари, они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи детей.
Следите за речью детей, своевременно исправляйте речевые недостатки.
Правильное произношение- залог успешного обучения ребенка в школе
Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Надо, чтобы родители помнили, что судьба их ребенка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям. В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться. Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития, владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада- вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.
Предварительный просмотр:
Обмен опытом при работе с семьей в условиях введения ФГОС раздел «Речевое развитие»
Актуальность проблемы развития речи у дошкольников обуславливается тем,
что именно в этом возрасте они произносят первые слоги, слова, а затем и
предложения. И оттого насколько правильно будет выстроена программа
развития речи, зависит развитие ребенка в целом и процесса его социализации.
Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для усвоения ребенком разговорного языка и развития его речи со всех сторон.
ФГОС дошкольного образования утверждает, что речевое развитие у детей
дошкольного возраста является одним из основных направлений развития
личности, мотивации и способностей детей.
Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, учит и развивает ребенка. Под влиянием речи у малыша совершенствуются чувства и восприятие, обогащаются знания об окружающем мире.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания.
Именно поэтому в группе особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель: моей работы не просто внести основы педагогических знаний в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывая его традиции, особенности и микроклимат.
Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно. Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи, принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей - мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи я работаю на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания. Однако некоторые родители считают, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе, и не обращают достаточного внимания на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Поэтому взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Для того, чтобы совместная работа детского сада и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей, необходима специальная организация взаимодействия педагогов дошкольного заведения и семей воспитанников. Но взрослые не всегда находят нужные методы общения с ребенком, поэтому и теряется контакт между детьми и родителями.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно,образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:
• организации различных форм помощи родителям;
• содержательно-педагогической работы с ребенком;
Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, в дошкольном учреждении созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
В работе с родителями учитываю следующие принципы:
Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.
Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.
Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье.
Основными формами работы с родителями являются:
общие родительские собрания;
консультации (индивидуальные и групповые);
беседы (индивидуальные и групповые);
папки – передвижки;
подбор методической литературы в помощь родителям и т. д.
Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей. Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания,она должна соответствовать определенным требованиям :
• родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи: синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот», «Подумай и объясни» и т. д. ;
• употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания. Рекомендую родителям детскую художественную литературу под рубрикой :
«Прочтите своим детям» оформляем выставку детских книг, советуем, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки - в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например, во время приема пищи: «Дорога ложка к обеду», «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись»…; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба»… и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. • Родителям, которые не знакомы с чудесной книгой К. И. Чуковского «От 2 до 5» советую ее прочитать. Ведь в каждой семье, где есть дети, взрослые нередко наблюдают, как малыши творят новые слова. Объясняю родителям, как им относиться к детскому словотворчеству. Посоветовать вести записи новых слов, предлагать сочинять сказки, стихотворения, загадки.
• Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность.
• С родителями провожу собеседования, предлагаю анкеты с целью исследования индивидуальных особенностей детей. Присутствие родителей на праздниках, режимных моментах позволяет им пополнить педагогические знания, использовать увиденные методы и приемы в семейном воспитании детей, лучше узнать жизнь детей в дошкольном учреждении, а так же поделиться своим опытом воспитания, а также применение технологии мнемотехники, по развитию речи детей, Если же родители по каким –либо причинам не могут присутствовать на этих мероприятиях предлагаю им посмотреть видеосюжеты занятий, праздников, игровой и других видов деятельности детей.
Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.
«Советы для родителей»
«ОТ КРИКОВ ДО ПЕРВОГО СЛОВА»
Разговаривайте с ребенком каждую свободную минуту.
Привлекайте его к звукоподражанию, самостоятельному произношению первых правильных слов.
Как можно больше привлекайте детей к играм, рассказывайте сказки, разучивайте песни, скороговорки, стихи.
«ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ»
Ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение ребенка.
Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь взрослых.
Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старшими детьми.
Не забрасывайте ребенка большим количеством игрушек.
Приучайте детей бережно относиться к книгам и картинкам.
Привлекайте детей к играм с игрушками, куклами.
«ТВОРЦЫ НОВЫХ СЛОВ»
Приучайте детей к употреблению слов в соответствие с литературной нормой.
Поощряйте словесное творчество ребенка.
Привлекайте их к составлению стихов, считалок, будьте им помощниками.
«В МИРЕ ЗВУКОВ»
Не повторяйте за ребенком неправильное произношение звуков.
Разговаривайте с ребенком только правильной речью.
Своевременно исправляйте речь ребенка.
Если Ваш шестилетний ребенок неправильно выговаривает звуки, обязательно обратитесь к логопеду.
Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильной и выразительной речи Вашего
ребенка.
«ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ»
Постоянно следите за речью детей.
Своевременно исправляйте грамматические ошибки.
Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребенка, а потом исправьте ошибку.
В двуязычных семья всегда обращайте внимание на то, на каком языке говорит ребенок, исправляйте ошибки двуязычия.
«ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ.»
Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком.
Помните, что основными собеседниками для ребенка в семье являются мама, папа, дедушка или бабушка.
Не забывайте поручать старшим детям,как можно больше разговаривать с малышами.
Обязательно приобретите репродукции картин, альбомы, плакаты, рассматривайте их с детьми.
Периодически устраивайте выставки художественных картин, «домашние музеи».
Предложите детям соревнование «Чья сказка лучше?», «Чей рассказ лучше?» с участием всех членов семьи.
Не забудьте записать в тетрадь ил на магнитофон рассказы и сказки Вашего ребенка. Через два-три месяца прослушайте вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
«ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ.»
Книга помогает сформировать у детей лучшие моральные качества, основы материалистического мировоззрения, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.
Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки.
Разучивайте с детьми стихотворения. Это воспитывает у них любовь к поэзии, способствует развитию поэтического слуха, выразительной речи.
Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д.
Не забывайте рассказывать детям о писателе, стимулируйте ребенка вспомнить его фамилию, название произведения, стихотворения. Ребенок должен знать, какой народ создал прочитанную сказку, чья она (русская, украинская, немецкая).
Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.
«РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ - ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ»
Помните, что Ваша речь является образцом для наследования, поэтому она должна быть всегда правильно.
Приобретите словари, они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи детей.
Следите за речью детей, своевременно исправляйте речевые недостатки.
Правильное произношение- залог успешного обучения ребенка в школе
Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Надо, чтобы родители помнили, что судьба их ребенка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям. В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться. Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития, владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада- вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные формы работы с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Статья для педагогов ДОУ....
Новые формы работы с семьей в условиях введения и реализации ФГОС
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищеСемья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоцион...
Новые формы работы с семьей в условиях введения и реализации фгос
краткий крнспект по фгос по внедрению и введению новых форм работ с семьей воспитанника...
Обмен опытом «Партнерское взаимодействие с семьями воспитанников, как одна из составляющих введения ФГОС ДО».
Взаимодействие с семьями воспитанников...
Обмен опытом "Особенности работы педагога дополнительного образования с семьей в современных образовательных условиях ДОУ "
Современные родители рассматриваю дополнительное образования в ДОУ не только как место для развития интересов, способностей ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в об...
«Новые формы работы воспитателя с семьей в условиях введения и реализации ФГОС»
laquo;Новые формы работы воспитателя с семьей в условиях введения и реализации ФГОС»...
Обмен опытом работы по теме «Особенности организации РППС по речевому развитию в условиях реализации ФОП ДО»
Настоящие рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № Пр-487 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации ...