Программа кружка "Финансовая грамотность"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка:
Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались взрослые и дети.
Поэтому. одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической грамотности.
А что же такое экономика? Экономика — это особый мир. Он сложен, интересен и открыт для всех. Существовать вне экономики невозможно.
Детей интересуют очень многие вопросы такого характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, тем больше вопросов возникает у них. Самыми распространёнными среди них являются: потребность — возможность, товар — цена, работа — заработная плата, банк — валюта и др. Самыми «непонятными» — всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег. Очень часто в речи детей можно слышать слова: «реклама», «валюта», «обмен», «бизнесмен», «рынок» и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Их экономическая любознательность закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего быт семьи. Вместе с родителями ребёнок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определённый экономический опыт, которые потом подкрепляет в игровой деятельности в д/саду и дома. Ввести дошкольника в мир экономики просто необходимо.
Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. В настоящее время, в связи с переходом России к рыночным отношениям, значительно повышаются требования к экономической грамотности, как взрослых, так и детей.
Мы становимся очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, “коммерческого образа жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.
Психологи утверждают, что у детей именно старшего дошкольного возраста появляются новые произвольные психические процессы развития памяти, внимания, восприятия и игра достигает высокого уровня развития, где пятилетки воспроизводят не только мир взрослых, но и отношения между ними именно в этом возрасте.
Поэтому пятилетнему ребенку становится под силу усвоить сложные понятия, такие как «семейный бюджет» (доход и расход, деньги, цена, валюта разных стран, реклама и другие.
Но, при этом как быть, если современные дети начинают интересоваться вопросами финансовой грамотности гораздо раньше, например с 4-х лет.
Играя с детьми, общаясь с ними мы стали понимать, что в их обиходе всё чаще можно было услышать слова таких экономических категорий, как «труд», «товар», «деньги», а позднее «потребности», «бюджет», и то, что самыми «непонятными» для них— всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся ему игрушку, почему дома нет денег и т. д.
Ситуация по экономическому образованию детей, начала складываться у нас в начале учебного года средней группы.
Стало понятно, что очень важно научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, учить уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Поэтому организованная работа по финансовой культуре поможет ребёнку развить свои способности и пополнить знания о жизнедеятельности современного общества.
И чтобы начать формировать правильные первичные представления об экономических категориях у наших воспитанников, был разработан план мероприятий работы с детьми нашей средней группы.
Целью которого является: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей 4-5 лет.
Задачи:
- познакомить детей с трудом разных профессий и его результатами;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Комплексно-тематический план работы с детьми 4-5 лет
по формированию основ экономических представлений.
на 2023- 2024 учебный год (средняя группа)
Ноябрь: «Без труда нет жизни на земле.»
1.Труд-основа жизни. Разбор проблемных ситуаций «Труд в сказках». Отгадывание загадок о труде.
2.Работать и зарабатывать. Д/игра «Кто как работает?».
3.Все работы хороши, выбирай на вкус. Составление коллажа «Все профессии важны, все профессии-нужны» .Викторина «Угадай профессию».
4. Чтение и обсуждение сказки «Три поросенка».
Декабрь: «Что такое деньги?»
1.Как придумали деньги. Эволюция денег. Загадки. Муха-Цокотуха (отрывок) обсуждение.
2.Какие бывают деньги , как выглядят и откуда берутся. На примере настоящих денег. Рисование придуманных денег.
3.Как деньги попадают к нам в дом ..Игровое занятие- обсуждение «Как потопаешь ,так и полопаешь».
4. Где живут деньги. Игра «Денежкин домик».
Январь: Покупаем, продаем и обмениваем.
1.Потребности и желания. Про капризного Артема чтение рассказа и обсуждение. Загадки.
2.Где покупают и продают разные товары. Игра «Где что купить?»
3.Стоимость и цена товара .Игровое занятие «Сколько это стоит?»
4.Выгодно-невыгодно.Игра «дорого-дешево,выгодно –невыгодно». Рассказ «Как старик корову продавал» обсуждение.
Февраль: Тратим разумно сберегаем и экономим.
- Тратим разумно и экономим .Игра «Деньги получили- ерунды накупили». Пословицы и поговорки.
2.Копим и сберегаем. Обсуждаем что такое копить и сберегать.
- Мини спектакль «День рождения».
3. Рассматривание картинок «На что тратятся деньги».
Д/игра «Доходы и расходы».
Март: «Что такое банк?»
1. Сюжетно-ролевая игра «В банке».
2. Просмотр видеофильма «Один день из жизни банка»
3.Занятие с банкоматом.
Апрель: Учимся планировать.
- Игры «План на следующий день», «План покупок».
2.Сделал дело-гуляй смело. Решаем ситуационные задачи.
3.Ставим цели.Игровое занятие «Наши цели».
4. Богатство и бедность.Игровое занятие «Что нельзя купить.»
Дидактические игры:
- «В магазине»;
- «Подбери монету к товару»;
- «Кто как работает?»;
- «Четвертый лишний»;
- «Разложи товар»;
- «Профессии моих родителей»;
- «Помоги семье купить продукты»;
- «За покупками»;
- «Доходы и расходы» и др.
Сюжетно-ролевые игры:
- «Магазин «Продукты»;
- «Магазин «Игрушек»;
- «Автобус»;
- «На почте»;
- «В Банке» и др.
Просмотр мультфильмов Смешарики «Азбука финансовой грамотности.» «Уроки тетушки Совы».
Работа с родителями: Папки –передвижки ,пособие «Финансовая культура в семье», тематические памятки для родителей на странице группы, анкетирование.
Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО ,утвержденным приказом Минобрнауки России№ 1155-ФЗ от 17.10.2013г.
Список литературы :
1.Рассуждаем и решаемЛ.В.Стахович,Е.В.Семенкова,Л.Ю.Рыжановская.-М:ВИТА-ПРЕСС,2019
2.Играем вместе .Л.В.Стахович, Е.В. Семенкова ,Л.Ю.Рыжановская.
М:ВИТА-ПРЕСС,2019
3.Читаем и обсуждаем. Л.В.Стахович, Е.В. Семенкова,Л.Ю.Рыжановская.
М:ВИТА-ПРЕСС,2019
4.Говорим с детьми о финансах. Л.В.Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. М:ВИТА-ПРЕСС,2019
5.Методические рекомендации для воспитателя. Л.В.Стахович, Е.В. Семенкова,Л.Ю.Рыжановская. М:ВИТА-ПРЕСС,2019
П.Рамонь 2023-2024г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...
Занятие по программе финансовой грамотности дошкольников "Дом, где живут деньги"
Занятие по программе финансовой грамотности дошкольников "Дом, где живут деньги" .Занятие виртуальное путешествие в банк с использованием демонстрационного материала книжки- раск...
Рабочая программа Финансовая грамотность
Рабочая программа "Финансовая грамотность"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)...
Рабочая программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5 - 7 лет) на 2019-2020 учебный год
Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...
Реализация программы «Финансовая грамотность для малышей» как условие формирования экономических представлений
laquo;Финансовая грамотность для малышей»...
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Финансовая грамотность» (1-ый год обучения) на тему: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Данный конспект разработан, чтобы закрепить полученные за год экономические знания в разных видах экономической деятельности. ООД способствуе...