проект "Финансовая грамотность"
проект

Мартьянова Мария  Владимировна

Данный проект роазработан для детей страшей группы для ознакомления детей с основами финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_proekt.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 п.Новоорск» Новоорского района Оренбургской области

Долгосрочный проект для детей старшей группы

    «Финансовая грамотность»

     Образовательная область:

       Познавательное развитие

2019 год

Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы

В современном мире нас повсюду окружает реклама,  в лексикон включается все больше слов из финансовой среды. Ребенок ежедневно сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом,  узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов.

 Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Поэтому экономическое образование надо начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста, так как финансовая грамотность дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем в стране, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Исходя из вышесказанного нами был разработан долгосрочный  проект для детей старшего дошкольного возраста по развитию у детей финансовой грамотности.

Название проекта: «Финансовая грамотность »

Цель:  сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • - сформировать первичные экономические понятия;
  • - научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • - объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
  • - научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

  • деловые, сюжетно-ролевые игры,
  • тематические занятия,
  • беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.)

Планируемые результаты:

  •  Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (материальный мир как результат труда людей);
  • Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  •  Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  •  Дети привносят в игры свой жизненный опыт экономических отношений;
  • ​ Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;
  • ​ Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  •  Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Вид проекта   практико-ориентированный

Состав участников 

  • Дети (в проекте принимают участие дети старшей группы)
  • Педагоги
  • Музыкальный руководитель
  • Младшие воспитатели
  • Родители

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

( сентябрь 2019  года -  май  2020 года)

Итоговое мероприятие:   « Русская ярмарка»

Описание продукта, полученного в результате проекта:

  • коллективная работа «Путешествие денежки»
  • изготовление поделок для ярмарки

Интеграция образовательных областей : Художественно-эстетическое развитие (синтез изобразительного, словесного, музыкального искусства); социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: 

  • Дидактические игры
  • Фото п.Новоорск, предприятия поселка
  • Ноутбук, презентации
  • Сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Коммерсант», «Что быстрее купят?»  
  • Сюжетно-ролевые игры  «Магазин на диване», «Супермаркет», «Салон красоты» и т

Проектная карта

Этапы реализации проекта

Виды деятельности

Сроки

Дата реализации. Ответственный

I Подготовительный

Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

Сентябрь (1-15 сентября)

II Основной

Тема «Деньги, монеты, купюра, доход, заработок, заработная плата»

Тема «Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга. 

Цели: формировать  уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

 Тема «Семейный бюджет, домашнее хозяйство, копилка, кошелек, сбережения.»

1.Беседа «Что мы знаем о деньгах».

 2.«Размен денег». Цели: раскрыть сущность  понятия «размен»; закрепить понятие «деньги», «магазин», «цена», «сдача»; учить детей устанавливать взаимосвязь между достоинством денег и количеством купюр и монет при размене денег; учить выполнять практические действия по размену денег

 3. «Дом, в котором «живут» деньги»

Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад» (по выбору)

4. Игра «Купи другу подарок»

5. Беседа – игра «Путешествие денежки»

6.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».        Цели: учить детей правилам поведения в общественных местах. Продолжать учить считать, разменивать купюру и давать сдачу; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

7. Игра «Все ли можно купить?» . Загадки о деньгах.

Обсуждение стихотворения  «Таня и бюджет»   (Т.А. Шорыгина стр.81-85)

1.Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,

С. Маршак «Почта»

2 Мультфильм по стихотворению В. Маяковский «Кем быть».

3.  Чтение –обыгрывание по ролям «Айболит» К. Чуковский

4.Цикл бесед о профессиях (Т.А. Шорыгина стр.35-70)

5. Загадки о профессиях (Т.А. Шорыгина стр.75)

6. Игра «Слова», «

Угадай какая профессия у человека» (Т.А. Шорыгина стр.76-78)

7. «Труд-основа жизни»- беседа. Игра-соревнования «Мои домашние обязанности»

8. Тематический стэнд «Наша семья трудится»

9. Работай и зарабатывай –беседа. Игра «Вот так за работали»

10. Игра «Угадай профессию по продукту труда»

1.«Домашнее хозяйство» -беседа.

2. «Желания и капризы»

- игра-беседа

Просмотр мультфильма «Попугай Кеша»

3.Где покупаю  и продают разные предметы. Игра «Где что купить?»

4. Чтение рассказа «Мы с мамой идем в магазин» ((Т.А. Шорыгина стр.86)

5. «Мы играем в магазин» с.р.и. ((Т.А. Шорыгина стр.90)

6. Изготавливаем товар для ярмарки

7. Разбираем цепочку «товар –стоимость»

8. Беседа « Сколько это стоит»

(Т.А. Шорыгина стр.76-78)

9. Выгодно- не выгодно. Ситуативные  задачки.

10.Что может реклама. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Декабрь , январь, февраль

Март, апрель, май

III этап

 Заключительный

Обсуждение , игра-праздник «Русская ярмарка»

 Май

Список используемой литературы

  1. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.-М.: ТЦ Сфера, 2003.- 64 с.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М., 2017 г-97 с.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике : методические рекомендации.- 2-е изд.,испр.и доп. –М.: ТЦ Сфера, 2017.-96 с.
  4. Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособия.- М.: ТЦ Сфера, 2012.-96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"

ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....