Отчёт по самообразованию по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения»
методическая разработка
Отчёт по самообразованию
по теме «Адаптация детей раннего возраста
к условиям образовательного учреждения»
2018-2019 уч.год
Эта тема была выбрана мною не случайно, т. к. мне не приходилось работать с детьми раннего возраста, поэтому самообразование по этому разделу для меня очень важно.
Целью моей работы является:
- создание условий для смягчения адаптационного периода малышам
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- помочь детям преодолеть стрессовое состояние в период адаптации к детскому саду;
- снизить тревогу, агрессию;
- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом, игровые навыки и произвольное внимание;
- сформировать активные позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Работу по самообразованию начала с изучения методической литературы:
1. Организация и содержание работы по адаптации детей
в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.:
Айрис-пресс, 2006.
2. Н.Д. Ватутина Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.
3. Л.В.Белкина Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006
4.Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова Развитие общения детей со сверстниками 1-3 года. Издательство «Мозаика-Синтез», Москва,2008г.
5. С.Н.Теплюк Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-синтез, 2010
6.С.Ю.Мещерякова, Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги». Москва «Русское слово», 2015г.
7.Н.В.Нищева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковые гимнастики. Санкт-Петербург, Детсво-Пресс, 2010г.
8.Э.Г.Пилюгина «Игры-занятия с малышами от рождения до трёх лет. Издательство «Мозаика-Синтез», Москва,2009г.
Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями проходило немного раньше до поступления детей в ДОУ, но тоже в этом же помещении.
Т.е., дети по пятницам приходили вместе с родителями на 2 часа.
Адаптация детей к детскому саду началась в июле по графику, составленному на первом организационном собрании с учетом пожелания родителей воспитанников.
С первого же дня родителям были предложены анкета-знакомство.
Прием детей проходил постепенно.
В группе ДОУ была создана благоприятная атмосфера и соответствующие условия для воспитанников.
В первые дни дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка были заведены листы адаптации, где отмечали аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.
К концу третьего месяца группа была сформирована и состояла из 16 человек.
Большинство детей уже с интересом играли в группе, были знакомы с их местом за столом, освоили правила поведения во время приема пищи, с большим удовольствием принимали участие в совместных играх.
С детьми проводились дидактические игры, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности.
Были изготовлены дидактические игры по сенсорике.
В период адаптации приложила максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям.
Кроме того осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Для решения мною поставленных задач я использовала следующие методы и приемы:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- колыбельные песни перед сном;
- игры с песком и водой;
- музыкальные игры;
- дидактические игры;
- театрализованную деятельность (настольный театр, тетр би-ба-бо, конусный театр, пальчиковый театр);
- потешки в сопровождении показа иллюстраций, тематических игрушек.
- чтение детской литературы с использованием кукольного, настольного, пальчикового театра (сказкотерапия)
- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
- рисование фломастером, красками;
- слушание негромкой спокойной музыки (музыкатерапия)
- чтение детской литературы с использованием кукольного, настольного, пальчикового театра (сказкотерапия)
- лепка
Формы работы с родителями:
1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
3. Разработка памяток, рекомендаций об особенностях данного возраста, о рекомендуемых развивающих игр.
4. Индивидуальные беседы.
Все режимные моменты проводила в игровой форме, что позволило детям запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений.
Для того, чтобы дети легче адаптировались к новым условиям, они посещали детский сад со своими любимыми игрушками.
По результатам наблюдений и бесед с родителями были выделены основные трудности, усложняющие адаптацию детей:
- несоответствие режимов (домашнего и группового);
- несформированность культурно-гигиенических навыков;
- незнание слов-запретов, помогающие избегать травмирующие ситуации;
- неумение занять себя.
В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы:
- мне удалось пополнить свой педагогический опыт и правильно организовать работу с детьми в период адаптации, установить добрые взаимоотношения с родителями, достичь положительного результата по протеканию адаптации детей к ДОУ.
Таким образом, благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей адаптация детей прошла относительно благополучно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, спокойно расстаются с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей ранне...
Статья на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Статья на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»....
Статья по теме "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждению"
Данная статья разработана в помощь родителям, а так же педагогам дошкольного образовательного учреждения.В статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкол...
Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых фольклорных форм»
Администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской областиМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениед/с №10 «Кроха»606540, Россия, Нижегородская область, г.Чкал...