ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых фольклорных форм»
учебно-методический материал
Администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской области
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
д/с №10 «Кроха»
606540, Россия, Нижегородская область, г.Чкаловск, пл.Комсомольская д.1
тел./факс 8(83160)4-16-41
e-mail: mdou.ds10@yandex.ru
ПРОГРАММА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
По теме: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых
фольклорных форм»
Воспитателя МКДОУ д/с №10 «Кроха»
Каштановой Светланы Викторовны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_po_teme.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской области
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
д/с №10 «Кроха»
606540, Россия, Нижегородская область, г.Чкаловск, пл.Комсомольская д.1
тел./факс 8(83160)4-16-41
e-mail: mdou.ds10@yandex.ru
Утверждаю
Заведующий МКДОУ д/с №10
«Кроха»
_______________ О.В.Лысенко
ПРОГРАММА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
По теме: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых
фольклорных форм»
Воспитателя МКДОУ д/с №10 «Кроха»
Каштановой Светланы Викторовны
Пояснительная записка
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, адаптивный детский сад стал универсальной средой для реализации требований стандарта к условиям пребывания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Образовательная среда детского сада, выстроенная по адаптивной модели, с первых минут вхождения ребёнка в группу, позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребёнку с учётом его особенностей.
Безусловно наблюдая за тем, как тяжело проходит адаптация у детей раннего возраста, используя различные формы работы, направленные на улучшение ситуации по адаптации детей, я пришла к выводу, что фольклор является наиболее эффективным способом успокоения ребёнка.
Цель:
Обеспечение позитивного настроя в адаптационный период средствами фольклора.
Задачи:
1.Изучение нормативно-правовых документов об образовании.
2.Изучить общепедагогическую и психологическую литературу с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения детей раннего возраста.
3.Изучить формы работы с детьми раннего возраста и их родителями (законными представителями),
Срок реализации: 3 года (2017-2020 гг.)
№ п/п | Направление и формы работы | Сроки | Время реализации |
Теоретический этап | |||
1 | Изучение нормативных документов: - Закона об Образовании в новой редакции; - Сан ПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями; - приказы Минобрнауки РФ и Нижегородской области; - и т.д. | ||
Практический этап | |||
1 | Изучение опыта педагогов ДОУ по данной теме | ||
2 | Изучение методик о технологиях педагогов в сети Интернет | ||
3 | Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации |
| |
4 | Изучение различных методов работы педагогов дошкольного образования |
| |
5 | Использование современных педагогических технологий в области адаптации детей раннего возраста посредством фольклора |
| |
6 | Участие в профессиональных конкурсах |
| |
7 | Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения | ||
8 | Изучение литературы по теме самообразования | ||
9 | Составление учебно-тематического плана адаптации детей раннего возраста посредством фольклора |
| |
10 | Разработка программы по работе с родителями по приоритетному направлению |
| |
11 | Обобщение и распространение собственного опыта по данной теме | ||
12 | Пополнение портфолио на уровне требований современности |
|
Изучение литературы по профессиональной самоподготовке
№ п/п | Название | Автор | Издательство, год |
1 | Закон « Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273,от 01.09 2013 | 01.09.2013 | |
2 | 1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ,который вступил в силу с 1 января 2014 года. | Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013. №30384 | |
3 | Комментарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования | Журнал «Дошкольное воспитание» | М.,№6,2014 |
4 | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования | http://минобрнауки.рф | |
5 | Изучение опыта педагогов | Сеть Интернет,периодическая печать | |
6 | «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». | Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. | М: Мозаика синтез, 2016 г. |
Изучение литературы по психологии
№ п/п | Название | Автор | Издательство, год |
1 | Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет | Галанов А.С. | М.: Аркти.-2007.-248с. |
2 | Вопросы детской психологии | Выготский Л.С | СПб.:СОЮЗ,2007-224с. |
3 | Психология раннего и дошкольного детства. | О.О.Косякова | Феникс-2007г. |
4 | Понятие адаптации и его значение для психологии личности | Балл Г.А. | /Вопросы психологии.-№1,-2000-с.22-29 |
Изучение литературы по адаптации детей раннего возраста к д/с посредством малых фольклорных форм
№ п/п | Название | Автор | Издательство, год |
1 | Адаптация детей при поступлении в детский сад | Лапина И.В. | Учитель,2018г. |
2 | Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ | Белкина Л.В. | Воронеж: Учитель,2006.-236с. |
3 | Приобщение детей к истокам русской народной культуры. | Князева О.Л., Маханёва М.Д. | СПб: Детство – Пресс, 2016 |
4 | Ладушки: Песенки, стишки, потешки, считалки, загадки и игры для детей до трех лет. — | Ветрова В. В. | М.: Знание, 1994 |
5 | Адаптация ребёнка к условиям детского сада | Соколовская Н.В. | Волгоград:Учитель,2008.-188с. |
6 | Улыбка малыша в период адаптации | Теплюк С. | Дошкольное воспитание.-2006.-№4-с.46-51 |
7 | Народные праздники в детском саду | Каратушина М.Ю. | М:ТЦ Сфера,2007.-320с. |
8 | Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.1-3 г. | Мозаика-Синтез,128c. | |
9 | Хрестоматия для малышей 2-3 г. | Козырь А. | Умка,48с. |
10 | Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи | Заводчикова О.Г. | М.: Просвещение, 2007 г. – 79 с. |
Изготовление методического материала
№ п/п | Название | Цель |
1 | Оформление в группе книжного уголка по малым формам фольклора | Работа с детьми и их родителями. Создать оптимальные условия для благополучной адаптации |
2 | Формирование методической базы конспектов занятий и развлечений по теме самообразования | Для проведения воспитательных мероприятий |
3 | Изготовление буклетов: «Рекомендации родителям» | Наглядно-информационная работа с родителями |
4 | Создание архива игр, мероприятий по адаптации у детей к д/с через малый фольклор | Для проведения воспитательных мероприятий |
5 | Приобретение музыкальных книг с жанрами малых фольклорных форм | Для проведения воспитательных мероприятий |
6 | Изготовление лепбука «Ладушки» | Для проведения воспитательных мероприятий |
Перспективный план
Адаптации детей раннего возраста к д/с посредством малых фольклорных форм
Группа раннего возраста
Месяц | Тема | Цель |
сентябрь | Адаптация | |
октябрь | 1.Сказка «Репка». 2.Чтение потешек: «Водичка, водичка…», «Наши уточки с утра..» | Цель: развивать интерес к сказкам, желание слушать, сопереживать. Цель: вызвать у детей радость от слушания потешек, желание прослушать ее еще и участвовать в рассказывании. |
ноябрь | 1.Сказка «Курочка ряба». 2.Чтение потешки «Вот и люди спят..», «Пошел котик на торжок..» | Цель: формировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказку. Ц: Помочь детям понять содержание потешки, учить рассказывать потешку вместе с педагогом, развивать наблюдательность, учить импровизации, развивать воображение и формировать произвольное внимание |
декабрь | 1.Сорока – белобока». 2.Чтение потешек: «Заинька походи..». 3.Игры с пальчиками: «Пальчик-мальчик». | Цель: Учить детей внимательно слушать потешки, рассказывание которой сопровождается показом фигурок кукольного театра, вызвать желание послушать ее еще раз. Цель: вызвать у детей радость от прослушивания потешки, имитировать движения, о которых в ней говорится. |
январь |
| Цель: доставить детям радость от просмотра сказок, воспитывать желание слушать еще раз, развивать интерес к сказкам. |
февраль |
| Цель: вызвать у детей радость от прослушивания потешек и желание слушать неоднократно, поощрять попытку детей проговаривать слова вместе с педагогом. |
март |
| Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Обучать детей элементам театрализованной деятельности. |
апрель |
| Цель: приобщать детей к русскому народному фольклору, включая детей в инсценировку, воспитывать умение общаться друг с другом. |
май |
| Цель: развивать связную речь, сформировать опыт доброжелательного общения и добрых поступков. |
Первая младшая группа
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | 1.Потешка «Кто у нас хороший?» | Цель: с помощью потешки помочь ребёнку в период адаптации войти в непривычный для него мир. Помочь детям преодолеть застенчивость. |
2.Сказка « Репка» | Цель: формировать у детей интерес к сказкам, вспомнить знакомую сказку, довести до сознания детей замысел сказки: добиться желаемого можно совместно при помощи взаимовыручки. | |
3. Потешка « Водичка – водичка» с обыгрыванием « Ай, лады, лады!» | Цель: познакомить детей с новой потешкой. С помощью потешки прививать культурно – гигиенические навыки. | |
4. Введение в режимные моменты потешки «Водичка – водичка» | Цель: учить детей аккуратно мыть лицо и руки, пользоваться индивидуальным полотенцем. Во время процедуры использовать художественное слово.
| |
Октябрь | 1.«Давайте познакомимся с петушком». Игрушка « Петушок». | Цель: познакомить детей с домашними птицами: петухом, курицей, цыплятами; их отличительными особенностями: хвост, гребешок, бородка, оперение. |
2.Игра – развлечение. Театр - игрушек по потешке «Петя, Петя, петушок» С называнием имени каждого ребенка | Цель: познакомить с содержанием потешки, уточнить и закрепить имена товарищей | |
3.Игра « Как Петушок утром разбудил игрушки». Игрушка « Петушок» и другие игрушки. | Цель: повторить с детьми знакомую потешку, развивать звукоподражание. Обогащать представления детей о домашних птицах, учить называть взрослых птиц и их детёнышей. | |
4 .Показ детям русской народной сказки, настольный театр «Курочка Ряба». Инсценировка русской народной песенки « Вышла курочка гулять…» | Цель: учить слушать сказку в инсценированном варианте.Учить детей выполнять движения, соответствующие тексту, воспитывать интерес к инсценировке. | |
Ноябрь | 1.Потешка « Наши уточки с утра…» | Цель: познакомить детей с текстом новой потешки. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым. |
2. «Колобок» | Цель: формировать у детей интерес к сказкам, вспомнить знакомую сказку, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам, воспроизводить слова из текста, интонацию. | |
3.Использование фланелеграфа (предметные и сюжетные картинки). Закрепление потешки « Наши уточки с утра…» | Цель: закрепить знания детей о том, как кричат птицы. Воспитывать правильное звукопроизношение. | |
4.Оформление стенда «Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием игрушек | Цель: Узнавать на стенде героев потешек, учить повторять за воспитателем отдельные фразы из потешек. Прививать любовь к русскому фольклору. | |
Декабрь | 1.Потешка «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!» с использованием иллюстраций. | Цель: познакомить с потешкой, учить показывать каждое слово потешки жестом, движением рук или пальчиков. |
2.Закрепление потешки «Ой, ду-ду, ду-ду,ду-ду!»Показ на фланелеграфе. | Цель: продолжать знакомить с фольклорным произведением, в котором рассказывается о вороне. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строчками стихов. | |
3.Рассматривание иллюстраций в книгах с потешками. Игра на дудочках. | Цель: учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, находить знакомых персонажей, называть их. Обратить внимание детей на изобразительные средства, используемые художником. Учить детей извлекать звуки из детских музыкальных инструментов. | |
4.Оформление стенда « Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием аудиозаписей. | Цель: учить узнавать потешки на слух, эмоционально реагировать на услышанное. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, прививать интерес к чтению. | |
Январь | 1.Внесение игрушки-кота. Д/и на звукоподражание. | Цель: учить называть животного, выполняемые им действия, познакомить с названиями частей тела животного. Прививать доброе отношение к животным, учить соблюдать правила обращения с ними. Учить подражать голосам большого и маленького кота. |
2.Потешка« Как у нашего кота…» Использование шапочки кота. | Цель: продолжать знакомство с малыми фольклорными формами, обогащать речь детей словами и строчками стихов. Расширять знания детей о домашних животных. | |
3.Потешка « Пошёл котик на торжок». | ель: формировать у детей интерес к звучащему слову, вызвать эмоциональный отклик. | |
4.Сказка « Лиса и заяц» | Цель: Довести до сознания детей замысел сказки (в столкновении добра со злом, добро торжествует, слабым помогают победить дружба и взаимопомощь); учить детей оценивать личностные качества персонажей: Петушок – добрый – помог зайчику, смелый – не побоялся лисы. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества. | |
Февраль | 1.Потешка « Огуречик, огуречик» с элементами сказки, с показом. | Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы. Обогащать словарь детей «огуречик», « огурчик», «огурец». Потешку - песенку подавать в форме наставления старших младшим. |
2.Сказка «Теремок» | Цель: познакомить с новой сказкой, довести до сознания детей замысел сказки – вместе веселей, все должны трудиться. Помочь детям увидеть выразительные особенности сказки (каким голосом говорят звери). Учить детей пересказывать сказку, соблюдая интонацию героев. | |
3.Потешка « Заяц Егорка» | Цель: учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы: « О ком потешка?», « Что случилось с зайцем?», « Как ему помочь?». Развивать связную речь детей, поддерживать интерес к произведениям устного народного творчества. | |
4. Оформление стенда «Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием драматизации. | Цель: вызвать у детей интерес к потешкам. Учить малышей участвовать в инсценировании потешек, формировать интонационную выразительность речи. | |
Март | 1.Внесение игрушки-козы. | Цель: рассмотреть игрушку. Назвать части тела, окрас, характерные отличия от других животных. |
2.Потешка « Коза-хлопота» с использованием иллюстраций. | Цель: закрепить и расширить знания о домашних и диких животных. Высветить образ козы - доброй и мудрой матери, оберегающей своих детей. | |
3.Пальчиковая игра « Идёт коза рогатая». | Цель: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на потешку. Учить повторять за педагогом слова, проговаривать потешку выразительно, Учить складывать пальцы « рожками», обыгрывать потешку. | |
4.Д/игра « Кто что ест?». Закрепление потешки «Коза - хлопота» с использованием театра игрушек. | Цель: учить детей выбирать то, чем питается определённое животное, правильно соотносить название предмета с изображением на картинках, чётко и громко произносить слова. | |
Апрель | 1.Рассматривание иллюстраций потешек в детских книжках. | Цель: учить детей аккуратно обращаться с книгами, находить иллюстрации, соответствующие определённым потешкам. Учить называть знакомых героев. Поддерживать интерес детей к чтению и книжной графике. |
2.Потешка « Из-за леса, из-за гор» с использованием движений имитаций. | Цель: познакомить детей с новым фольклорным жанром – потешками -небыличками. Дать детям почувствовать курьёзность описываемых ситуаций, их юмористичность. | |
3.Организация игр с использованием потешек на развитие мелкой и общей моторики « Сорока-белобока», « Гуси-гуси», «Ладушки». | Цель: прививать детям интерес к устному народному творчеству. Поощрять стремление запоминать потешки. Учить детей воспроизводить действия воспитателя. | |
4. Сказка« Петушок и бобовое зёрнышко» | Цель: помочь детям вспомнить русские народные сказки, осмыслить содержание нового произведения (дружба и взаимопомощь), охарактеризовать главного персонажа. | |
Май | 1. Потешка « Тили - бом». | Цель: познакомить с новой потешкой. Учить детей внимательно слушать текст, понимать смысл, выделять основную идею произведения, находить персонажей и фрагменты потешки на иллюстрациях. |
2.Чтение знакомых детям потешек по показу иллюстрации (по желанию детей). | Цель: учить детей выразительно повторять строфы потешек, показывать действия. Развивать память, приобщать к культуре русского народа. | |
3.В гостях у сказки «Репка». Драматизация сказки. | Цель: учить слушать сказку ( без разыгрывания). Вызвать интерес к драматизации, ряжению. Активизировать речь детей, учить имитировать движения, подражать голосам животных. Учить передавать действия персонажей, их настроение. | |
4. Итоговое фольклорное развлечение « Веснянка». | Цель: вызывать интерес к фольклору, повторять за воспитателем небольшие потешки. |
Ожидаемые результаты адаптации детей раннего возраста к д/с посредством малых фольклорных форм
У воспитателя сформируются основы педагогического мастерства:
- умение анализировать научно-методическую литературу;
- умение применять полученные знания на практике;
- создание условий, отвечающих современным требованиям образования и потребностям получателей социальных услуг.
У детей планируется достижения следующих результатов:
- создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, комфорта;
- хорошее настроение, позитивные эмоции;
- дошколята-малыши любят свой детский сад и группу;
- устойчивое эмоциональное состояние, благодаря которому дети легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми; у них крепкий, спокойный сон и хороший аппетит.
- обогащение и активизация словаря детей;
- привлечение родителей детей раннего возраста к осознанному воспитанию своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведен...
Консультация для родителей на тему: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведен...
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством музыки
Статья посвящена проблеме адаптации детей раннего возраста к детскому саду через активное использование музыкальных игр....
Родительское собрание на тему: "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду "
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы собрались здесь для того, чтобы поговорить об очень важном периоде, который наступил для вас и ваших детей - поступление ребёнка в детский сад. Ваш реб...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...