Родительское собрание в первой группе раннего возраста на тему: ««Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»
Родительское собрание в первой группе раннего возраста на тему: ««Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Выполнила: Анохина Т.В.
г. Надым 2020
Программное содержание:
1.Познакомить родителей с адаптационным периодом и особенностями протекания адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
2.Установить контакт между родителями и педагогом.
3.Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность группового сообщества.
Форма проведения: группа
План проведения:
1.Знакомство родителей и воспитателя.
2. Выступление воспитателя (игры)
3.Анкетирование родителей (анкета – знакомство)
4. Разное
5. Подведение итогов собрания.
6. Заключение. Отзывы о встрече.
Материалы и оборудование:
Стол для игр, стулья, лавочки, воздушный шарик, пустые листочки для рисования, листочки с «солнышком», листочки с «тучкой», фломастеры, цветные карандаши, ручки памятки для родителей: «Играем дома», «Потешки в режимных моментах», буклеты «Проблемы адаптации у детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Ход собрания:
1. Знакомство с родителями:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада видеть вас! Надеюсь, что наша встреча будет приятной и интересной для нас всех! Рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание.
Сегодня мы посвятим наше родительское собрание теме очень важной, актуальной, требующей терпения – «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Совсем скоро Вы приведете своих малышей в детский сад. И нам с вами необходимо объединить усилия для того, чтобы сделать пребывание детей здесь комфортным, безопасным и полезным. Это наша с Вами общая цель. Нам необходимо стать одной дружной семьей, тогда и пребывания детей в группе станет интересным, увлекательным, познавательным и комфортным.
Так как мы встречаемся с вами в первый раз, нам нужно познакомиться. Я попрошу Вас встать в круг (родители встают в круг)
Упражнение 1: «Наши имена»
Воспитатель: Я пущу по кругу воздушный шар. Предлагаю по очереди сначала назвать своё имя, а потом вспомнить, и назвать себя так, как Вас называли родители и близкие люди в детстве. Это очень нужное и трогательное упражнение!
Упражнение 2: А теперь, ещё одно упражнение. Назовите теперь имя своего ребенка, и то, как к нему обращаетесь Вы и близкие люди в домашней обстановке.(проводится игра - знакомство)
Воспитатель: Спасибо, вот мы познакомились друг с другом и я немного узнала о ваших детках, теперь уже можно сказать и о моих, было очень интересно.
Ни для кого не секрет, что дети, и взрослые очень любят, когда к ним обращаются по имени и не просто по имени, а используя уменьшительно-ласкательные формы имени. Это одни из самых приятных звуков для человеческого слуха. Давайте же почаще называть детей, своих близких и просто людей из Вашего круга общения по именам.
2. Выступление воспитателя:
Воспитатель: И вопрос, который интересует всех нас – это: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
И начать свой разговор я хотела бы со стихотворения:
Какое счастье! Ваш малыш подрос!
И многое умеет сам:
Играет, ходит, размышляет.
Пришла пора ребенка в сад отправить.
Тревожно маме, папе, всей семье,
Переживает даже серый кот –
Малыш сегодня в детский сад идет!
Вздыхает мама: «Как он там один?
Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?
Играет ли с детьми?
А если плачет? Как же быть?
Что делать? Как же все исправить?»
Всех адаптация переживать заставит!
Уважаемые родители! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка – он пришел в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать больше об особенностях этого сложного периода.
Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко.
Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик»
Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребенок привыкнет? Понравится ли ему?
Профессор Н.М. Аксарина, раскрывая проблемы адаптации детей раннего возраста, приводит пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей, – но, несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. Так же и ребёнок (как это дерево,) и чтобы не нарушать его нервную систему, и мы педагоги, и вы родители должны ему в этом помогать.
Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением.
Период адаптации – это наиболее сложный процесс в жизни ребёнка и для родителей, и для нас сотрудников.
Живя в семье в определённых условиях организм ребёнка приспосабливается к определённой температуре и к окружающему микроклимату. У ребёнка образуются различные привычки: он привыкает к домашнему режиму, способу кормления, у ребёнка формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
И вот наступает тот день, когда ребёнка надо вести в детский сад. Волнение родителей мы понимаем. Надо настроиться родителям - всё будет хорошо.
Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
И вот ребенок заплакал, и у родителей возникает вопрос: «Как быть?»
Как не парадоксально, но это очень хорошо, что малыш плачет. Большую тревогу вызывают тихие, «Равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребенок плачет – он дает «сигнал» обратить на него внимание. По статистике (проверено годами) можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.
Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребенка на деятельность, которая приносит ему удовольствие – на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателями и ребенком.
В первую очередь на адаптацию влияет физическое состояние ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптивных механизмов, он лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие трудности в детском саду.
Другим фактором, оказывающим воздействие на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором он поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к матери и возникающими на этой основе формами поведения.
К моменту поступления в детский сад ребенок может уметь:
· Самостоятельно есть разнообразную пищу;
· Своевременно сообщать о своих физиологических потребностях;
· Мыть руки при помощи взрослых;
· Пользоваться полотенцем, носовым платком;
· Самостоятельно садиться на стул;
· Самостоятельно пить из чашки;
· Пользоваться ложкой;
· Участвовать в одевании.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:
1 – 16 дней - легкая адаптация
16 - 32 дней – адаптация средней тяжести
от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация
1. Лёгкая адаптация
Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.
В первые дни аппетит может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается, в первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.
2. Адаптация средней тяжести
Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса.
Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.
3. Тяжелая адаптация
Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Часто болеют, более 3 раз за период. Появляются признаки невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться. Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота. Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню. Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне. Восстанавливается примерно к 60 дню.
Объективные показатели окончания периода адаптации у детей являются:
· Глубокий сон;
· Охотное общение с другими детьми;
· Хороший аппетит;
· Бодрое эмоциональное состояние;
· Полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
· Соответствующая возрасту прибавка в весе.
· Желание идти в сад.
Признаки дезадаптации:
· Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, много ворочается.
· Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе.
· Появление вялости, капризности.
· Появление агрессивности, часто меняется настроение.
· Ребенок чаще стал болеть.
Для того чтобы ребенок привык к новым условиям жизни, следует постепенно формировать у него привычку и желание ходить в детский сад. Лучше всего адаптация проходит с участием мамы. Однако не каждая мама понимает необходимость такого участия и представляет, как нужно себя вести в период, когда ребенок не хочет отпускать ее от себя, плачет, отказывается играть и общаться с воспитателем и сверстниками.
Чем же может помочь мама?
Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно.
Спокойное утро
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
- Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
- Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте, когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).
- Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
- У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
Не делайте ошибок!!!
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело.
Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
- Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями.
- Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу.
- Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать. Удачи Вам!
Мы коротко рассмотрели основные моменты этой большой темы, а сейчас немного отдохнём то теории, у нас опять игра. И сейчас мы с вами пофантазируем и порисуем. (проводиться игра)
Игровое упражнение «Дом счастливого ребенка».
Материал: лист бумаги и маркеры (карандаши, фломастеры, ручки) разного цвета на каждого участника.
Ход игры:
Воспитатель: Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, а счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех – «счастливый дом». Давайте нарисуем или опишем «дом счастливого ребенка». Это может быть в виде ромашки, на лепестках которой вписаны необходимые составляющие. Или же это будет многоэтажный домик, а на каждом этаже счастливые моменты в жизни Вашего ребенка. Можно использовать все, о чем вы думаете. (Родители рисуют, играет спокойная музыка, затем идет обсуждение работ по желанию).
Воспитатель: Спасибо, очень красочные и интересные получились работы, и мы подведем итог нашему собранию.
4. Итог выступления:
Воспитатель: Итак, привыкание к дошкольному учреждению – это первый проблемный этап в детском возрасте. Вы можете помочь ребёнку подготовиться, а, значит, и скорее и безболезненнее пройти это время.
Чтобы адаптационный период прошёл легче нужно:
- Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.
- Заранее подготовить малыша (прогулки около детского сада, беседы)
- Поддержать ребёнка (немного терпения, внимания, усилий с вашей стороны)
В заключении хочется сказать, что мы вместе будем закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском саду и в родительском коллективе.
5. Коротко о разном:
1.Правила нашей группы:
Воспитатель: Познакомьтесь пожалуйста с правилами нашей группы:
-Приём детей в детский сад осуществляется с 7:00 до 8:00.
Опаздывания мешают педагогическому процессу, отвлекают детей и воспитателей от режимных моментов и зарядки;
- За детский сад оплачивайте до 10 числа каждого месяца.
- Если ребёнок не посещает детский сад в связи с болезнью, отпуском или по какой-то другой причине, обязательно предупредить воспитателя, затем ребёнок принимается в детский сад только со справкой от педиатра.
- Нельзя забирать детей родителям в нетрезвом виде и лицам младше 17 лет. Воспитатель имеет право не отдавать ребёнка в этих случаях.
- Просьба родителям – принимать участие в жизни группы и детского сада в оформлении участка, группы. Участвовать в различных творческих конкурсах.
2. Выбор родительского комитета
Воспитатель:
В нашу группу нужно выбрать родительский комитет. Может кто-то желает?
(выбирается родительский комитет, решаются групповые вопросы)
Уважаемые родители! Приглашаю Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка — для создания благоприятных условий его развития и профилактики дезадаптации.
(Под спокойную музыку, заполняются анкеты «Давайте познакомимся»)
5. Заключение. Отзывы о встрече.
Воспитатель: Если сегодняшняя встреча вам понравилась и вам было интересно, то возьмите листочек с «солнышком» и напишите положительные отзывы, понравившиеся моменты. На листочке с «тучкой» - то, что не понравилось, на что необходимо обратить внимание. Для меня важно знать ваше мнение, очень рада была познакомиться с вами, надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание, жду ваших детей в детском саду! Задавайте пожалуйста вопросы (воспитатель отвечает на вопросы, если они есть). Спасибо всем!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего ...
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей ранне...
Статья на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Статья на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»....
Статья по теме "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждению"
Данная статья разработана в помощь родителям, а так же педагогам дошкольного образовательного учреждения.В статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкол...
Статья на тему :"Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Введение.Задачи:1. Определить сущность понятия "адаптация"2. Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольно...
Доклад на тему: "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Выступление на секцииработников дошкольного образования«Перспективные направления работы в системе дошкольного образования в рамках реализацииУказа Президента РФ»...
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: Адаптация детей и родителей к условиям ДОУ".
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение ...