Коммуникативный тренинг для педагогов "Секреты общения"
материал

Валентина Савельевна Гаревских

Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется; в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Создание эмоционального благополучия в нашем педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garevskih_vs_kommunikativnyy_trening_dekabr_2019.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативный тренинг для педагогов «Секреты общения»

Составила: Гаревских Валентина Савельевна

педагог-психолог МАДОУ детский сад  № 10

                                                                                      г. Краснокаменск, Забайкальский край

Чтобы понять что-нибудь, нужно это сделать.

Софокл

Участники: педагогический коллектив.

Цель: повысить коммуникативные навыки педагогов.

Задачи:

1.Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения.

2. Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

3.Развитие профессионального самосознания, выработка позитивного самоотношения; выработка навыков предоставления и получения обратной связи; формирование педагогических умений.

4. Сплочение группы;

Материал:
шапочки медведей, маркеры, листы бумаги, задания со стихами.

Ход тренинга:

        «Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

   Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется; в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Создание эмоционального благополучия в нашем педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

     Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».

1. Упражнение  «Ассоциации»   (Ассоциация - связь между отдельными представлениями, в силу  которой одно представление вызывает другое)

Цель: создание рабочего настроения в группе, позволяет настроить группу на один лад и создать своеобразный «живой организм», который будет жить в одном ритме.

   Ведущий: «В первом упражнении мы посмотрим, как мы можем установить связь друг с другом, активно вступить в общение. Проводить игру  будем по очереди, по кругу.

Сейчас  я скажу какое-то слово, а задача  моего левого соседа - быстро сказать первое слово ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово- ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. (Первое слово – коллектив).

Выводы:…

2. Игра «Медведь перед дровосеками»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.

Время: 10-15 минут.

Ведущий: Приглашаем вас поиграть в игру, с давних времен известную во Франции. Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки - это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы. Хорошо. Вы прилежные и храбрые дровосеки.

А теперь мне нужен один доброволец. Спасибо! Доброволец будет не дровосеком, а большим бурым Медведем.

Сейчас мне хотелось бы вам рассказать, что происходит между Медведем и дровосеками. Дровосеки работают. В это время медведь выходит на поляну  и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они совершенно неподвижны. А что же делает Медведь? Медведь подходит к каждому дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для этого он делает все, что ему вздумается, не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, короче, он может использовать любой трюк, чтобы заставить дровосеков начать двигаться или смеяться.

   Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.

Но со временем медведей станет трое, потом - четверо и т. д.

Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас — выход Медведя: пожалуйста, мощный рев…

Вопросы для обсуждения:

-  Как себя чувствовали?

- Какие усилия делали, чтобы не засмеяться?

Выводы: Педагогов подстерегают разные провокации. Педагог должен быть максимально стрессоустойчивым, дольше выдерживать паузу. Как можно дольше не давать очевидную реакцию на манипуляцию.

3. Игра «Гном»

Цель:  показать необходимость внимательно слушать собеседника. Переход к теме взаимоотношений.
Ведущий: Объясняю  правила игры Группа делится на две команды. Каждая  группа  получает свой листочек  с  неким стишком. Сначала шепотом потренируйтесь его хором произносить с правильными ударениями. Я подойду и покажу правильную интонацию в каждой группе. Затем я прочитаю короткий стишок, и, как только я попрошу гнома назвать свое имя, каждая группа должна хором читать свой стишок как можно громче и постараться перекричать другую команду.
Затем  ведущий читает свой текст и команды начинают кричать.

 Вводный стишок тренера:
На маленькой полянке

Стоит зеленый дом,
А в доме том зеленом
Живет веселый гном.
Гном-гном, как тебя зовут?

Стих для группы № 1:
Вася! У меня рубашка в клетку!
Я пришел к тебе из леса,
Чтобы получить конфетку!

Стих для группы № 2:
Петя! У меня штаны в горошек!
Я пришел к тебе из сказки!
Рассказать, что я хороший!

Вопросы для обсуждения игры:
• Услышали ли вы, как зовут гнома-соседа?
• Что вы услышали?
• Почему было трудно слушать?
Выводы:
Как мы стремимся высказаться, мы не слышим своего собеседника и не воспринимаем информацию от него. Когда нас переполняют эмоции, мы тоже никого не слышим. Чтобы услышать другого,  надо замолчать самому.

4. Упражнение «Еж и слон»

Цель: опосредованно продемонстрировать участникам их привычный способ взаимодействия с другими людьми, вывести на обсуждение правил взаимодействия, его удержания, особенностей позиции при взаимодействии.
Ведущий: Группа делится пополам. Обе группы получают от тренера скрытые инструкции.

Затем участники выбирают себе пару из противоположной группы, берут один на двоих лист бумаги и маркер и начинают выполнять задание.
Инструкция для группы № 1: «Ваша задача – молча, держа с партнером один маркер на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги ежа. Еще раз – разговаривать нельзя!»

Инструкция для группы № 2: «Ваша задача – молча, держа с партнером один маркер на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги слона. Еще раз – разговаривать нельзя!»

Вопросы для обсуждения игры:

Что вы чувствовали при работе в паре?

Какой у вас результат? Устраивает ли он лично вас? Достигли ли вы своей цели

Кого вам надо было нарисовать?

Как думаете, почему у вас получился именно такой результат?

Что вам помогало? Что мешало?

Что в следующий раз бы делали по-другому?

 Как выводы можете сделать из этой игры? Как это связано с общением с людьми?
Выводы:
Существует множество способов достичь своей цели, используя и силу (умение вести за собой, достигать своих целей), и тепло (умение идти за партнером, реализовывать его потребности). Если кто-то использует только тепло, он лишается собственного результата и жертвует его партнеру в ущерб своим целям и интересам.
Если кто-то использует только силу, то получает свой результат, но лишает партнера его собственных целей, ожидаемых результатов, рискует потерять отношения.
Если обе стороны используют только силу, результат может оказаться неудовлетворительным для обеих сторон. Наиболее продуктивно в общении обоим партнерам учитывать и свои, и чужие потребности и интересы, и уметь идти на компромисс.

Рефлексия.

- Какие знания о коммуникации межу людьми  вы  для себя актуализировали?

-Что вас заставило задуматься?

- Какие вы видите пути для своего развития?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА коммуникативного тренинга с педагогами ДОУ «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»

Важным компонентом педагогического общения является также умение учителя четко и эмоционально открыто выражать свои чувства и мысли На развитие данных профессионально-значимых качеств и нацелена...

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».Проводит педагог-психолог ГБОУ СОШ №629 ДО №2 Никулищина М.Е. Це...

Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога».

Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога»....

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений. Тема: Развитие общения и коммуникативных умений.

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений.Тема: Развитие общения и коммуникативных умений. Цели: - Изучение разных стилей общения- Развитие базисных коммуника...

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

Коммуникативный тренинг Азбука общения

Тренинг способствует формированию у педагогов коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других....

Коммуникативный тренинг «Формирование у педагогов навыков конструктивного общения»

Цель: формирование коммуникативных навыков педагогов.Задачи:— расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;— отработка навыков понимания других людей, себя, ...