Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»
план-конспект занятия
Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnoy_kompetentnosti_pedagoga.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 212 «Солнышко» общеразвивающего вида
Конспект
коммуникативного тренинга
«Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»
Выполнил:
педагог-психолог
И.П. Ишимова
Барнаул, 2019
Цель: формирование представления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса.
Задачи:
1. способствовать развитию умений определять пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия педагогов и родителей.
2. развивать ответственность и вклад каждого участника в решение общих задач;
3. формировать умения эффективного использования вербальных иневербальных средств в ситуациях педагогического общения, навыкисовместной деятельности педагогов.
Ход семинара-практикума.
Педагог-психолог: Нашу встречу мне хотелось бы начать соследующего высказывания: «Если вы просто общаетесь, вы можетеполучить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон)
Большая часть рабочего дня педагога(66,2%) протекает в обстановкеситуации общения (с детьми, родителями, сотрудниками, представителями администрации). Сегодня я бы хотела затронуть тему "Коммуникативной компетентности как залога эффективного взаимодействия в ДОУ».Но сначала поприветствуем друг друга.
- Упражнение «Улыбка».
Каждый участник поворачивается к соседу с права и без слов улыбается Улыбка может быть искренней, надменной, ироничной. Каждый выбирает сам какую улыбку передать партнеру.
Обсуждение:
- По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?
- Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?
- Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?
2. Упражнение "Приветствие - комплимент"
Каждый участник здоровается с коллегой, сидящей справа и говорит какие-то приятные, добрые слова (комплимент).
Сейчас я предлагаю Вам вспомнитьправила эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка,
имя собеседника,
комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Мария Николаевна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником, какие приемы вы знаете:
• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
• Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
• Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
• Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!».
Благодарю за ваши ответы, приятно видеть компетентных педагогов!
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
- Упражнение «Установление контакта».
Уважаемые педагоги, сейчас пожалуйста, используя перечисленные методы установите контакт воспитатель-родитель. Работа в парах: один педагог выступает в роли родителя, другой в роли воспитателя. Затем меняемся ролями.
Дорогие коллеги, не для кого ни секрет, что часто нам не важно, что нам говорят, а главное как говорят! В диалоге большую роль играет интонация.
- Упражнение «Интонация».
Педагогам раздаются карточки с названиями разных эмоциональных состояний (радость, грусть, ирония, настороженность и т.д.), нужно сказать слово «Здравствуйте» с той интонацией, которая указана в карточке.
Обсуждение: легко или трудно было говорить с определенной интонацией, все ли эмоциональные состояния были узнаваемы?
Уважаемые педагоги, давайте вспомним с вами метод активного слушания, что это, для чего его применять?
К методу активного слушания относятся приемы:
- Дословное повторение – когда мы воспроизводим вслух часть сказанного в неизменном виде, это м.б. целая фраза или несколько слов, которые дают понять человеку, что его внимательно слушают;
- Перефразирование – подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить насколько правильно мы поняли партнера по общению;
- Резюмирование– собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости подвести беседу к заключительному этапу.
- Упражнение «Приемы активного слушания».
Несколько участников (4-6 человек) воспроизводят диалог «воспитатель-родитель» применяя приемы активного слушания, работа в парах.
- Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»
Каждому участнику предлагается нарисовать на листе бумаги себя и родителей воспитанников в виде геометрических фигур. Когда работа будет закончен педагог-психолог задает вопросы для размышления, которые участники обдумывают, самостоятельно не фиксируя на бумаге. На обдумывание каждого вопроса дается 15-20 сек.
Вопросы:
- Посмотрите пожалуйста на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже, почему?). Что значит для вас «ниже» или «выше»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
- На каком расстоянии расположены геометрические фигуры, почему?
- Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
- Много ли острых углов в вашем рисунке почему? Вкладываете ли вы какой-то личный смысл в понятие «острые углы», если «да», то какой?
- Если бы я попросила нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему?
- Какие свои сильные стороны общения с родителями вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее 3 позиций по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества позволяют вам добиваться успеха?
Затем, педагог-психолог предлагает участникам объединиться в подгруппы по 5-6 человек, в которых желающие могут высказаться по поводу своих ощущений мыслей и т.д., при этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, но не критикуют, не задают вопросов. Говорить нужно о том, что помогает и что мешает в общении с родителями.
Затем, каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций по которым они хотели бы что-то изменить в общении с родителями, улучшить.
Совместное обсуждение решения данных проблем.
Вопросы для обсуждения игры:
1. Что вы чувствовали при работе в команде?
2. Какой у вас результат? Устраивает ли он лично вас? Достигли ли вы своей цели? Кого вам надо было нарисовать?
3. Как думаете, почему у вас получился именно такой результат?
4. Что вам помогало? Что мешало?
5. Что в следующий раз бы делали по-другому?
6. Как выводы можете сделать из этой игры? Как это связано с общением с людьми?
Уважаемые педагоги, спасибо за активную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы эффективного общения и взаимодействия с родителями с целью повышения их педагогической компетентности
Краткая презентация к семинару для педагогов ДОУ по теме "Основы эффективного общения и взаимодействия с родителями с целью повышения их педагогической компетентности". Включает в себя определение пон...
Занятие - тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействиис родителями;2.Содействовать повышению ув...
Развитие коммуникативной компетенции педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями
В материале представлен опыт работы с родителями в детском саду....
Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОО «Построению эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.Задачи:1) развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;2) обучение практическим прие...
презентация "Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ"
выступление на РМО...
Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «У Лукоморья» Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффек...
«Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ»
Цель:Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, выделение причин коммуникативных проблем; организация построения взаи...