технологическая карта краткосрочной образовательной практики "Юные ученые"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
краткосрочная образовательная практика "Юные ученые" (опыты, эксперименты)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kop_oktyabr.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №96» г. Перми
Технологическая карта КОП
Автор: Каракулина Екатерина Владимировна
Аннотация: Проведение опытов и экспериментов. Дети знакомятся с некоторыми химическими реакциями с их бурным течением.
Возрастная группа: 5 – 7 лет
Количество детей: 10 человек
Название практики | Маленькие экспериментаторы | |||
Цель | Вызвать интерес у детей к познавательной деятельности в доу и дома. Научить проводить опыты самостоятельно. | |||
План проведения практики | ||||
Количество занятий | 1 | 2 | 3 | |
Содержание | «Бурная реакция» - опыты с содой и уксусом. 1 опыт – взрыв вулкана, 2 опыт – танцующие червячки, 3 опыт – надуваем воздушный шар. | «Водная феерия» - опыты с водой. 1 опыт – чудо в стакане – «лавовая лампа», 2 опыт – раскрасим листочки без кисточки, 3 опыт – радуга в стакане. | «Загадочные вещества» - опыты с крахмалом. 1 опыт – где же крахмал. 2 опыт – неньютоновская жидкость, 3 опыт – хэндгам. | |
Материал | Пластиковая бутылка, пищевые красители, средство для мытья посуды, уксус, пищевая сода, воронка, воздушный шар, пластиковая ложка, пипетка, мармеладные червячки, нож, разделочная доска. | Подсолнечное масло, мед, вода, красители, салфетки бумажные, сахар, стаканы стеклянные, соль, мерная ложка. | Крахмал картофельный, яблоко, картофель, хлеб, морковь, сода пищевая, йод, пипетка, вода, миска глубокая, клей пва, натрия тетраборат, краски акриловые. | |
Результат или продукт | Дети могут самостоятельно проводить три опыта с использованием уксуса и пищевой соды. | Дети могут самостоятельно могут провести 3 опыта с водой. |
|
1 Бурная реакция
Цель: Знакомство детей с взаимодействием разных химических веществ.
Танцующие червяки
Реквизит:
- мармеладные червячки
- пищевая сода
- уксус
- разделочная доска
- острый нож
-два чистых стакана
Ход работы:
Разрезаем каждого червячка на 4 части. Нож лучше предварительно слегка смочить водой, чтобы мармелад не так сильно прилипал.
Разводим в теплой воде 3 столовых ложки пищевой соды.
Потом кладем наших мини-червячков в раствор с содой и ждем 15 минут.
Затем достаем их вилкой по одному и перекладываем в стакан с уксусом. Они сразу начинают "обрастать" пузырьками и, танцуя, "рваться" к поверхности.
Результат:
В стакане у каждого ребенка «танцуют» червячки.
Объяснение:
Когда вы помещаете в уксус смоченные в соде червячки, уксусная кислота вступает в реакцию с бикарбонатом (из пищевой соды). При этом на червячках образуются пузырьки углекислого газа, которые тянут их к поверхности, заставляя извиваться. У поверхности пузырьки лопаются, и червячок падает на дно, образуя новые пузырьки, которые снова выталкивают его наверх. Так будет продолжаться до тех пор, пока из червячка не выйдет вся сода.
Вулкан
Реквизит:
- сода
- красная краска
- вода
- средство для мытья посуды
- уксус
Ход работы:
Делаем конус с отрезанной макушкой из картона.
Вставляем в конус пустую емкость.
Облепляем картон пластилином так, чтобы было похоже на гору.
Ставим конструкцию в тарелочку или на поднос во избежание непредвиденных последствий.
В емкость внутри вулкана насыпаем соду, красную краску, наливаем воду и добавляем капельку средства для мытья посуды.
Размешиваем, а затем даем ребенку долить туда немножко столового уксуса из бутылочки.
Наслаждаемся зрелищем.
Результат:
Действующий вулкан.
Объяснение:
Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.
Надуем шар
Реквизит:
- сода
- воздушные шары
- воронка
- пластиковая бутылка
- уксус
Ход работы:
В воздушный шарик вставляем воронку
Засыпаем в шар соду
Берем пластиковую бутылку и заливаем в нее уксус на 1/4.
Аккуратно надеваем шарик на бутылку
Наблюдаем как надувается воздушный шар
Результат:
Надутый воздушный шар
Объяснение:
Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Таким образом наш шар надувается.
2 Водная феерия
Радуга в стакане
Реквизит
-стаканчики
-вода
-сахар
-красители
-шприц
-ложечка
Ход работы:
добавьте в 1 стакан 3 столовые ложки сахара, во 2 – 4 ложки, в 3 – 5, и т.д.
Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане.
теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Перемешайте.
Добавьте немного красной краски в 1 стакан, немного жёлтой во 2, зелёную в 3, синюю в 4 и т.д. снова перемешайте.
Теперь возьмём шприц или столовую ложку, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в стакан.
Первый слой будет синим, потом зелёным, жёлтый и красный.
Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды
Результат:
В стакане получилась радуга
Объяснение:
Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
Лавовая лампа
Реквизит
Соль.
Водопроводная вода.
Чашка растительного масла.
Несколько пищевых красителей.
Большой прозрачный стакан.
Ход эксперимента:
Заполните на 2/3 стакан водой. (Позже Вам нужно будет добавить масло, поэтому убедитесь, что для масла есть место.)
Вылейте масло в стакан. Масло будет плавать на поверхности воды, не пытайтесь смешать его с водой.
Добавьте несколько капель различных красителей к воде и маслу.
Медленно высыпите 1 чайную ложку соли в стакан с водой и маслом.
Наблюдайте, что происходит с масляной и водной смесью.
Результат:
Готовая лавовая лампа
Объяснение:
Масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. С другой стороны, соль более тяжелее, чем масло. Когда Вы добавляете соль в стакан, она опускается на дно стакана, беря с собой частички масла. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.
Раскрасим листочки без кисточки. Цветная «Бумага»
Реквизит:
- 4 стакана с водой
- пищевые красители
- бумажные салфетки.
Ход работы:
- Добавляем в каждый стакан пищевой краситель любого цвета.
- Скручиваем салфетки в трубочки
- Ставим в воду по одной салфетке.
- Соединяем кончики салфеток
Результат:
Салфетки равномерно окрашиваются в разные цвета
Объяснение:
Бумага впитывает воду и за счет этого окрашивается. Впитывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
«Загадочные вещества» - опыты с крахмалом.
Неньютоновская жидкость
Реквизит:
- вода
- крахмал
- краска
- чашка
- ложка
Ход работы:
1. Наливаем в чашку воду и подкрашиваем.
2. Насыпаем крахмал в соотношении 1:1.
3. Тщательно перемешиваем.
4. Играем.
Результат:
Полученная масса обладает текучестью воды, но при резком ударе или разрыве проявляет свойства твердого тела. После проведения опыта всеми детьми, в «Дневник опытов» зарисовывается ход опыта.
Объяснение:
В природе существует особый класс веществ, которые называются «неньютоновскими жидкостями». Такое название они получили из-за своего нестандартного поведения: в спокойном состоянии они ведут себя как жидкости, а при резком ударе или разрыве – как твердые тела. При смешении крахмала с водой у нас как раз получается такая жидкость.
Хэндгам
Реквизит:
- клей ПВА – 1 стакан (200 гр)
- натрия тетраборат – 2 флакона
- акриловые краски
- контейнер для приготовления
- лопатка для перемешивания
- по желанию можно добавить блестки
Ход работы:
1. Выливаем клей – желательно взять свежий, выпущенный не более трех месяцев назад, в чистый сухой контейнер.
2. Добавляем в клей краситель (по желанию – блестки, ароматизатор) и перемешиваем лопаткой.
3. Выливаем в смесь тетраборат и тщательно мешаем до загустения и получения однородного вещества.
Результат:
Самодельный хендгам. Полученная масса обладает текучестью воды, но при резком ударе или разрыве проявляет свойства твердого тела. После проведения опыта всеми детьми, в «Дневник опытов» зарисовывается ход опыта.
Объяснение:
Хендгам или жвачка для рук – одна из разновидностей неньютоновских жидкостей. В природе существует особый класс веществ, которые называются «неньютоновскими жидкостями». Такое название они получили из-за своего нестандартного поведения: в спокойном состоянии они ведут себя как жидкости, а при резком ударе или разрыве – как твердые тела. При смешении крахмала с водой у нас как раз получается такая жидкость.
Где же крахмал
Реквизит:
Картофель
Сода пищевая
Йод
Морковь
Яблоко
Хлеб
Пипетка
Стаканчик
Ход работы:
Определим, как различить крахмал от соды – в 1 стаканчик добавим соду, в другой крахмал. Пипеткой наберем йод. Капнем в стаканчики. Стакан с крахмалом окрасится в черный (темно фиолетовый цвет)
Узнаем какие продукты содержат крахмал.
Возьмем кусок яблока, моркови, хлеб, картофель.
В пипетку наберем йод.
Капнем на продукты.
Там где содержится крахмал – появится черное (темно фиолетовое пятно)
Результат:
Дети самостоятельно могут определить продукты с содержанием крахмала
Объяснение:
При взаимодействии йода с крахмалом образуется соединение включения (клатрат). Клатрат – это комплексное соединение, в котором частицы одного вещества («молекулы-гости») внедряются в кристаллическую структуру «молекул-хозяев». Попадая в спираль, молекулы йода испытывают сильное влияние со стороны своего окружения, в результате чего данный процесс сопровождается изменением бурой окраски йода на сине-фиолетовую
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА краткосрочной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста Обучение детей созданию самодельной и безопасной рогатки «Попади в цель»
Безопасная рогатка "ПОПАДИ В ЦЕЛЬ"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА краткосрочной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста Обучение детей созданию воздушного змея «Полет в небо»
Обучение детей созданию воздушного змея...
технологическая карта краткосрочной образовательной практики "я рисую солнце, я рисую речку"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА краткосрочной образовательной практики компьютерной направленности «Я рисую речку, я рисую солнце…»для детей 6-7 лет Аннотация для родителей (о...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА краткосрочной образовательной практики компьютерной направленности «Юные мультипликаторы»
Аннотация для родителей (основная идея доступная для понимания, четко и лаконично формулированная)Мультфильм своими руками - это так интересно! Практические умения работы на компьютере в программе &la...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА краткосрочной образовательной практики компьютерной направленности «Компьютерная мозаика» для детей 6-7 лет
Аннотация для родителей (основная идея доступная для понимания, четко и лаконично формулированная)Дети в детском саду любят собирать мозаику из геометрических фигур. В основе краткосрочной образ...
Технологическая карта краткосрочной образовательной практики «Если с другом ты поссорился»
Данная практика позволяет дать детям представление о том, как решать конфликты в общении, учить детей спорить и договариваться.....
Технологическая карта краткосрочной образовательной практики "Танграм"
Знакомство дошкольников с головоломкой "Танграм". Развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности....