технологическая карта краткосрочной образовательной практики "Юные ученые"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Каракулина Екатерина Владимировна

краткосрочная образовательная практика "Юные ученые" (опыты, эксперименты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kop_oktyabr.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №96» г. Перми

Технологическая карта КОП

Автор: Каракулина Екатерина Владимировна

Аннотация: Проведение опытов и экспериментов. Дети знакомятся с некоторыми химическими реакциями с их бурным течением.

Возрастная группа: 5 – 7 лет

Количество детей: 10 человек

Название практики

Маленькие экспериментаторы

Цель

Вызвать интерес у детей к познавательной деятельности в доу и дома. Научить проводить опыты самостоятельно.

План проведения практики

Количество занятий

1

2

3

Содержание

«Бурная реакция» - опыты с содой и уксусом.

1 опыт – взрыв вулкана, 2 опыт – танцующие червячки, 3 опыт – надуваем воздушный шар.

«Водная феерия» - опыты с водой.

1 опыт – чудо в стакане – «лавовая лампа», 2 опыт – раскрасим листочки без кисточки, 3 опыт – радуга в стакане.

«Загадочные вещества» - опыты с крахмалом.

1 опыт – где же крахмал. 2 опыт – неньютоновская жидкость, 3 опыт – хэндгам.

Материал

Пластиковая бутылка, пищевые красители, средство для мытья посуды, уксус, пищевая сода, воронка, воздушный шар, пластиковая ложка, пипетка, мармеладные червячки, нож, разделочная доска.

Подсолнечное масло, мед, вода, красители, салфетки бумажные, сахар, стаканы стеклянные, соль, мерная ложка.

Крахмал картофельный, яблоко, картофель, хлеб, морковь, сода пищевая, йод, пипетка, вода, миска глубокая, клей пва,  натрия тетраборат, краски акриловые.

Результат или продукт

Дети могут самостоятельно проводить три опыта с использованием уксуса и пищевой соды.

Дети могут самостоятельно могут провести 3 опыта с водой.

  1. Дети могут определить в каких продуктах содержится крахмал.
  2. Дети знают свойства неньютоновской жидкости (Полученная масса обладает текучестью воды, но при резком ударе или разрыве проявляет свойства твердого тела).
  3. Самодельный хендгам.

  1 Бурная реакция

Цель: Знакомство детей с взаимодействием разных химических веществ.

 Танцующие червяки

Реквизит:

- мармеладные червячки

- пищевая сода

- уксус

- разделочная доска

- острый нож

-два чистых стакана

Ход работы:

Разрезаем каждого червячка на 4 части. Нож лучше предварительно слегка смочить водой, чтобы мармелад не так сильно прилипал.

Разводим в теплой воде 3 столовых ложки пищевой соды.

Потом кладем наших мини-червячков в раствор с содой и ждем 15 минут.

Затем достаем их вилкой по одному и перекладываем в стакан с уксусом. Они сразу начинают "обрастать" пузырьками и, танцуя, "рваться" к поверхности.

Результат:

В стакане у каждого ребенка «танцуют» червячки.

Объяснение:

Когда вы помещаете в уксус смоченные в соде червячки, уксусная кислота вступает в реакцию с бикарбонатом (из пищевой соды). При этом на червячках образуются пузырьки углекислого газа, которые тянут их к поверхности, заставляя извиваться. У поверхности пузырьки лопаются, и червячок падает на дно, образуя новые пузырьки, которые снова выталкивают его наверх. Так будет продолжаться до тех пор, пока из червячка не выйдет вся сода.

Вулкан

Реквизит:

- сода

- красная краска

- вода

- средство для мытья посуды

- уксус

Ход работы:

Делаем конус с отрезанной макушкой из картона.

Вставляем в конус пустую емкость.

Облепляем картон пластилином так, чтобы было похоже на гору.

Ставим конструкцию в тарелочку или на поднос во избежание непредвиденных последствий.

В емкость внутри вулкана насыпаем соду, красную краску, наливаем воду и добавляем капельку средства для мытья посуды.

Размешиваем, а затем даем ребенку долить туда немножко столового уксуса из бутылочки.

Наслаждаемся зрелищем.

Результат:

Действующий вулкан.

Объяснение:

Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.

Надуем шар

Реквизит:

- сода

- воздушные шары

- воронка

- пластиковая бутылка

- уксус

Ход работы:

В воздушный шарик вставляем воронку

Засыпаем в шар соду

Берем пластиковую бутылку и заливаем в нее уксус на 1/4.

Аккуратно надеваем шарик на бутылку

Наблюдаем как надувается воздушный шар

Результат:

Надутый воздушный шар

Объяснение:

Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Таким образом наш шар надувается.

2 Водная феерия

Радуга в стакане

Реквизит

-стаканчики

-вода

-сахар

-красители

-шприц

-ложечка

Ход работы:

добавьте в 1 стакан 3 столовые ложки сахара, во 2 – 4 ложки, в 3 – 5, и т.д.

Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане.

теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Перемешайте.

Добавьте немного красной краски в 1 стакан, немного жёлтой во 2, зелёную в 3, синюю в 4 и т.д. снова перемешайте.

Теперь возьмём шприц или столовую ложку, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в стакан.

Первый слой будет синим, потом зелёным, жёлтый и красный.

Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды

Результат:

В стакане получилась радуга

Объяснение:

Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

Лавовая лампа 

Реквизит

Соль.

Водопроводная вода.

Чашка растительного масла.

Несколько пищевых красителей.

Большой прозрачный стакан.

 

Ход эксперимента:

Заполните на 2/3 стакан водой. (Позже Вам нужно будет добавить масло, поэтому убедитесь, что для масла есть место.)

Вылейте масло в стакан. Масло будет плавать на поверхности воды, не пытайтесь смешать его с водой.

Добавьте несколько капель различных красителей к воде и маслу.

Медленно высыпите 1 чайную ложку соли в стакан с водой и маслом.  

Наблюдайте, что происходит с масляной и водной смесью.

 

Результат:

Готовая лавовая лампа

Объяснение:

Масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. С другой стороны, соль более тяжелее, чем масло. Когда Вы добавляете соль в стакан, она опускается на дно стакана, беря с собой частички масла. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.

Раскрасим листочки без кисточки. Цветная «Бумага»

Реквизит:

- 4 стакана с водой

- пищевые красители

- бумажные салфетки.

Ход работы:

  1. Добавляем в каждый стакан пищевой краситель любого цвета.
  2. Скручиваем салфетки в трубочки
  3. Ставим в воду по одной салфетке.
  4. Соединяем кончики салфеток

Результат:

Салфетки равномерно окрашиваются в разные цвета

Объяснение:

Бумага впитывает воду и за счет этого окрашивается. Впитывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

«Загадочные вещества» - опыты с крахмалом.

Неньютоновская жидкость

Реквизит:

- вода

- крахмал

- краска

- чашка

- ложка

Ход работы:

1.        Наливаем в чашку воду и подкрашиваем.

2.        Насыпаем крахмал в соотношении 1:1.

3.        Тщательно перемешиваем.

4.        Играем.

Результат:

Полученная масса обладает текучестью воды, но при резком ударе или разрыве проявляет свойства твердого тела. После проведения опыта всеми детьми, в «Дневник опытов» зарисовывается ход опыта.

Объяснение:

В природе существует особый класс веществ, которые называются «неньютоновскими жидкостями». Такое название они получили из-за своего нестандартного поведения: в спокойном состоянии они ведут себя как жидкости, а при резком ударе или разрыве – как твердые тела. При смешении крахмала с водой у нас как раз получается такая жидкость.

Хэндгам

Реквизит:

- клей ПВА – 1 стакан (200 гр)

- натрия тетраборат – 2 флакона

- акриловые краски

- контейнер для приготовления

- лопатка для перемешивания

- по желанию можно добавить блестки

Ход работы:

1.        Выливаем клей – желательно взять свежий, выпущенный не более трех месяцев назад, в чистый сухой контейнер.

2.        Добавляем в клей краситель (по желанию – блестки, ароматизатор) и перемешиваем лопаткой.

3.        Выливаем в смесь тетраборат и тщательно мешаем до загустения и получения однородного вещества.

 

Результат:

Самодельный хендгам. Полученная масса обладает текучестью воды, но при резком ударе или разрыве проявляет свойства твердого тела. После проведения опыта всеми детьми, в «Дневник опытов» зарисовывается ход опыта.

Объяснение:

Хендгам или жвачка для рук – одна из разновидностей неньютоновских жидкостей. В природе существует особый класс веществ, которые называются «неньютоновскими жидкостями». Такое название они получили из-за своего нестандартного поведения: в спокойном состоянии они ведут себя как жидкости, а при резком ударе или разрыве – как твердые тела. При смешении крахмала с водой у нас как раз получается такая жидкость.

Где же крахмал

Реквизит:

 Картофель

Сода пищевая

Йод

Морковь

Яблоко

Хлеб

Пипетка

Стаканчик

Ход работы:

Определим, как различить крахмал от соды – в 1 стаканчик добавим соду, в другой крахмал. Пипеткой наберем йод. Капнем в стаканчики. Стакан с крахмалом окрасится в черный (темно фиолетовый цвет)

Узнаем какие продукты содержат крахмал.

Возьмем кусок яблока, моркови, хлеб, картофель.

В пипетку наберем йод.

Капнем на продукты.

Там где содержится крахмал – появится черное (темно фиолетовое пятно)

Результат:

Дети самостоятельно могут определить продукты с содержанием крахмала

Объяснение:

При взаимодействии йода с крахмалом образуется соединение включения (клатрат). Клатрат – это комплексное соединение, в котором частицы одного вещества («молекулы-гости») внедряются в кристаллическую структуру «молекул-хозяев». Попадая в спираль, молекулы йода испытывают сильное влияние со стороны своего окружения, в результате чего данный процесс сопровождается изменением бурой окраски йода на сине-фиолетовую


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта краткосрочной образовательной практики "я рисую солнце, я рисую речку"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА краткосрочной образовательной практики компьютерной направленности «Я рисую речку, я рисую солнце…»для детей 6-7 лет  Аннотация для родителей (о...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА краткосрочной образовательной практики компьютерной направленности «Юные мультипликаторы»

Аннотация для родителей (основная идея доступная для понимания, четко и лаконично формулированная)Мультфильм своими руками - это так интересно! Практические умения работы на компьютере в программе &la...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА краткосрочной образовательной практики компьютерной направленности «Компьютерная мозаика» для детей 6-7 лет

Аннотация для родителей (основная идея доступная для понимания, четко и лаконично формулированная)Дети в детском саду любят собирать мозаику из геометрических фигур. В основе краткосрочной образ...

Технологическая карта краткосрочной образовательной практики «Если с другом ты поссорился»

Данная практика позволяет дать детям представление о том, как решать конфликты в общении, учить детей спорить и договариваться.....

Технологическая карта краткосрочной образовательной практики "Танграм"

Знакомство дошкольников с головоломкой "Танграм". Развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности....