Конспект НОД в старшей группе: "Четыре стихии"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Погодина Татьяна Викторовна

Цель: развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.Задачи:совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для всего живого на земле (человека, животных, растений, птиц);закреплять умения получать новые знания в процессе экспериментальной деятельности;воспитывать у детей уважительное, бережное отношение к родной природе;воспитывать у детей желание оказывать посильную помощь, проявлять сочувствие, милосердие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chetyre_stihii.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Калининский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников «Солнышко»

Конспект НОД в старшей группе «Четыре стихии»

Конспект составила:

 Погодина Татьяна Викторовна,

 воспитатель старшей группы

МБДОУ «Калининский детский сад «Солнышко»

п.Калининский, Кемеровская обл.

Цель: развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

1. Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для всего живого на земле (человека, животных, растений, птиц).

2. Закреплять умения получать новые знания в процессе экспериментальной деятельности.

3. Воспитывать у детей уважительное, бережное отношение к родной природе.

4. Воспитывать у детей желание оказывать посильную помощь, проявлять сочувствие, милосердие.

Ход занятия

В: - Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? (Ответы детей)

В: - Я планета Земля. И сегодня я к вам пришла в гости! Мне так хочется рассказать сказку! Хотите послушать? (Ответы детей)

В: - Ребята, а кто знает, сколько стихий существует? Знаете? (Ответы детей – огонь, вода, воздух, земля)

В: - Так вот ребята, раньше они жили в одном домике, пока не поругались и не разъехались. А вышло всё так.

Воспитатель рассказывает сказку.

В: - Давным-давно, посреди океана, там, где царство льдов и белых медведей, на самой верхушке большого айсберга стоял дом. Стены в нём были из огня, окна из воздуха, а пол из земли. Окружала дом надежной стеной вода. Вот в этом доме жили два брата и две сестры: Огонь, Вода, Земля и Воздух. Каждое утро четыре стихии на крыльях ветра улетали по своим делам. Воздух летел туда, где он был так необходим: в глубокие шахты, на подводные корабли.

Огонь мчался в холодные юрты: в них он был самым дорогим гостем.  А знаешь, куда спешили две сестры? Нет?

Так вот вода каждое утро летела к рекам, морям, озерам. Она наполняла их жизнью, а потом улетала в пустыню, где её ждали люди и животные. И только после этого вода поднималась ввысь – в небо, чтобы пролиться на землю благодатным дождём. Самая младшая сестра – Земля, летая над планетой, раздавала людям урожай. В один из вечеров у стихий зашел разговор о том, кто из них нужнее. Сначала все дружно шутили, а потом стали спорить и ругаться. Каждая доказывала, что она главнее всех остальных и что без неё вся планета умрет. Так они спорили всю ночь, а наутро начали происходить страшные вещи на планете: пожары, землетрясения, наводнения, ураганы. Планета начала гибнуть.

В: - Ребята, я к вам пришла за помощью. Нам нужно помирить стихии и доказать, что они все нужны планете Земля, людям, животным, насекомым, птицам, растениям. Ребята, поможем планете, помирим стихии? (Ответы детей)

В: - Сегодня мы с вами маленько поиграем. Это наша лаборатория – это специальное помещение, где ученые проводят опыты. Ребята, отгадайте загадку.

Может он шипеть и злиться,

И воды всегда боится

Людям он дает тепло

От него всегда светло (огонь)

В: - Ребята, огонь в споре заявил, что он главнее и сильнее всех, давайте это проверим.

В: - Ребята, а где можно увидеть огонь? (спичка, свечка, пожар, солнце)

В: - Как вы думаете, огонь для человека это хорошо или плохо?

Хорошо: греет, освещает, люди готовят еду.

Плохо: пожары.

Эксперимент № 1

В: - Зажигаем 3 свечи и пробуем погасить одну – водой, вторую – землей, третью – задуем.

В: - Напрасно, огонь думает, что он сильнее всех. Огонь важен? Важен! Без огня планете нельзя обойтись.

В: - Ребята, следующая загадка.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли

Жить нельзя нам без… (воды)

В: - Где можно увидеть воду? (моря, реки, озёра, океаны, дождь)

В: - Ребята, а вода - это хорошо или плохо?

Хорошо: человек состоит на 80 % из воды, вода нужна растениям, животным, воду используют для стирки, мытья полов, приготовления пищи.

Плохо: наводнения, затапливают посевы, рушатся жилища, погибают животные, сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы.

В: - Итак, стихия воды заявила, что она очень важна.

Эксперимент № 2

В: - Наливаем в стакан воду, закрываем его картоном и прижимаем картон к стенкам стакана, переворачиваем его.

Вывод: вода не выливается, благодаря давлению воздуха, действующего на картон. В воде есть воздух.

В: - Вода важна! Важна!

Физминутка

Руки все подняли выше

Чистым воздухом мы дышим

Руки вверх – глубокий вдох,

Руки плавно опускаем

Отдыхаем, отдыхаем.

У костра мы все присели

Свои ручки мы погрели,

А костёр всё выше, выше

Ты костёр, гори потише

На земле могу скакать

Раз, два, три, четыре, пять

Могу даже покружиться

Ей могу и поклониться

Следующая загадка:

Через нос проходит в грудь

М обратный держит путь,

Он невидимы, но всё же

Без него мы жить не можем (воздух)

В: - Он тоже заявил, что он самый главный.

В: - А сейчас ребята подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок.

В:- Ветер – это движение воздуха. Ребята, а ветер – это хорошо или плохо?

Хорошо: освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда.

Плохо: ураганные ветер разрушает здания, вырывает деревья с корнем.

Эксперимент № 3

В: - В таз с водой запускаем кораблик м начинаем дуть, дуем, он плывёт. А потом, кораблик попробуем сдуть без воды, поставив его на стол. Не получается. Ветер и вода должны быть в гармонии друг с другом.

Воздух важен! Важен!

В: - И последняя загадка.

Чёрная, сыпучая,

В полях насыпана кучами,

Можешь ты её копать

И растения сажать (земля)

В: - Земля это хорошо или плохо?

Хорошо: земля нас кормит: овощи, фрукты, деревья, растущие на земле, дают нам кислород, в земле находятся полезные ископаемые.

Плохо: камнепады, оползни, землетрясения травмируют и приводят к гибели человека, животных.

Эксперимент № 4

В: - В стакан с водой бросим комочек земли. Из почвы начинают выделяться пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.

Земля важна! Важна!

Вывод: уважаемые ученые, давайте вспомним нашу сказку. Что важнее: вода, воздух, земля, огонь? (ответы детей)

В: - Услыхал этот спор человек и сказал: «Неужели вы не знаете, что для каждого из нас: растений, животных, птиц, людей, живущих на планете Земля, вы все нужны и необходимы! И не о чем тут спорить!».

В: - Все стихии помирились. Ребята, спасибо вам за помощь! Вы помогли помирить 4 стихии. Каждая стихия необходима и важна, всё живое погибнет, если они не будут в гармонии друг с другом.

В: - Очень важно дети, чтобы воздух был чистым и свежим, вода прозрачной, огонь помогал нам, а не пугал, а земля кормила нас!

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Всё это называется природа

Давайте же всегда её беречь!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе "четыре стихии"

Цель: - Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений) ; - Закрепить знания о живой и не живой пр...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей и подготовительной к школе группы «Четыре стихии».

Конспект НОД по теме "Четыре стихии". Показать детям взаимосвязь всех стихий и их отрицательные стороны (какой вред они могут нанести), через познавательную и экспериментальную деятельность...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Четыре стихии» (ТРИЗ технология).

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе  «Четыре стихии» (ТРИЗ технология).  В занятии использовала  Методы и  приемы ТРИЗ технологии: Словесный, наглядный, п...

Конспект занятия в старшей группе «Сочиняем стихи по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.

В данном материале предствлен конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии синквейн. Данный материал может быть полезен воспитателям, логопедам, руководителям театрал...

Конспект занятия в старшей группе «Сочиняем стихи по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.

Используя технологию методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения «Гуси-Лебеди»....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста речевой группы «Четыре желания».

Конспект интегрированного  занятия для детей старшего дошкольного возраста речевой группы «Четыре желания»....

Проект по экологии для старшей группы "Четыре стихии" 2021-2023 г.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить.  «Не бросайте мусор, люди!»Говорят, что чисто не...