конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе "четыре стихии"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель:
- Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений) ;
- Закрепить знания о живой и не живой природе;
- Познакомить с понятием символ, схема, учить понимать схемы;
- Учить проводить самостоятельно опыты, делать выводы;
- Дать понятие о стихийных бедствиях;
- Воспитывать социальные навыки: уважительное отношение к товарищам во время спора, учиться не перебивать друг друга, дослушивать до конца, уважать чужое мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по опытнической деятельности в старшей группе "четыре стихии" | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте «4 стихии»
Задачи:
ОО "Познание"
1. развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами
2. способствовать накоплению детей конкретных представлений о свойствах воды. Уточнить и закрепить знание детей о круговороте воды в природе, о значении воды
3. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выдвижение предположений, отборов способов проверки и достижения результата
4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности.
ОО "Коммуникация"
1. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах
2. Развивать словарь, за счет расширения представлений об окружающем мире
ОО "Социализация"
Способствовать развитию умений детей сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата
Тема: "4 стихии"
Цель:
- Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений) ;
- Закрепить знания о живой и не живой природе;
- Познакомить с понятием символ, схема, учить понимать схемы;
- Учить проводить самостоятельно опыты, делать выводы;
- Дать понятие о стихийных бедствиях;
- Воспитывать социальные навыки: уважительное отношение к товарищам во время спора, учиться не перебивать друг друга, дослушивать до конца, уважать чужое мнение.
перед занятием:
- расставить столы на 4 группы, на столе каждой группы поставить символ «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли»;
- на столе «Вода»
5-6 салфеток,
лист «денежного дерева» (любого комнатного растения, хорошо выделяющего сок,
овощ, фрукт или ягода (сочный,
схема «связь вода – предмет»
- на столе «Земля»
банка с различными слоями почвы,
коллекция «железная руда»
- на столе «Воздух»
мыльные пузыри,
кусочек земли (можно взять из цветочного горшка,
одноразовый пищевой пакет,
схема «связь воздух – предмет»
- на столе «Огонь»
мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита)
- на доске вывешиваем схему: в центре человек, соединенный стрелкам с символами «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли», расположенных по четырем углам доски;
- по четырем углам ковра разложить символы «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли»
Оборудование и материалы:
- символы (маленькие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (для детей) ;
- материал для схемы «Связь человека с водой, воздухом, огнем и землей» (человек, символы, 4 стрелки) ;
- символы (большие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (на каждый стол + на ковер) ;
- лист любого комнатного растения;
- овощ, фрукт или ягода;
- салфетки;
- банка с образцами почвы;
- коллекция «железная руда»;
- мыльные пузыри;
- кусочек земли;
- пищевой пакет;
- мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита) ;
- фотографии стихийных бедствий.
Индивидуальный материал:
- символы четырех стихий по количеству детей
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
- Ребята, чтобы попасть к нам на занятие, вам нужны входные билеты. Возьмите кружок (круги подаем белой стороной, переверните его и внимательно рассмотрите.
2. Знакомство и работа с символами
- У кого такая картинка (показываем «воду»? Как вы думаете, что нарисовано? – Это вода. Вы будите водой.
«Воздух», «Огонь», «Земля» (аналогично)
- У каждого из вас в руках символы, картинки обозначающие «Воду», «Воздух», «Огонь» и «Землю»
Встаньте вокруг таких же символов на ковре. (Воспитатель встает в центре ковра)
- Ни кто не ошибся? Сейчас проверю.
Игра «Кого назову, покажи свой символ»
- Если скажу «Вода», подымают символ те дети, у которых на кружке изображена вода. (аналогично) «Воздух», «Огонь», «Земля»
3. Знакомство со схемой
- Ребята, вам знакома пословица «Солнце, воздух, земля и вода нам полезные всегда»?
- Обратите внимание, я встала в центре ковра. Я – это человек. А теперь отгадайте загадку: «Что от всех болезней мне всего полезней? »
- Как думаете, вы? (показываю на «Воду») А вы? (показываю на «Воздух») «Огонь», «Земля» (аналогично)
- Вы все правильно сказали. Солнце, т. е. огонь, воздух, вода и земля не только полезны, но и необходимы для жизни человека.
- А теперь (не сходя с места) посмотрите на доску. Что вы видите? (подвести к мысли о том, что и на ковре и на доске изображено одно и тоже)
- Это схема (воспитатель подходит к доске). Вот вы (показываю ВВОЗ, а это я – человек. И обозначает эта схема то, что создала природа, окружающая человека среда, все необходимые условия для его жизни. Если хоть один кружок убрать, то человек погибнет.
- А кто еще изображен рядом с человеком? (ответы детей) А почему они нарисованы в центре схемы вместе с человеком? (ответы детей)
- Правильно, и животным и растениям, всему живому необходимы ВВОЗ. Догадались, о чем наше занятие? О «Воде», «Воздухе», «Огне» и «Земле». Приглашаю вас за столы, но не забудьте что, вы «Вода», вы – «Воздух», вы – «Огонь, а вы – «Земля»
4. Закрепить знания о живой природе
- Вы играли в игру «Природа – Не природа». Умеете отличать, что создала природа, а что сделано руками человека. И сейчас вы сами расскажите, что создала природа (подходим к столу «Вода») – дети дают ответы (реки, моря, морские животные, рыба)
«Воздух» (аналогично) – небо, облака, воздух
«Огонь» (аналогично) – пламя, солнце, тепло и свет
«Земля» (аналогично) – почву, растения, цветы, т. д.
- Природа создала все необходимое для жизни человека, для живых организмов. И когда-то давно древним людям всего этого хватало. Есть вода можно – пить, мыться, ловить рыбу; есть воздух – значит можно дышать; есть огонь – значит будет свет и тепло; есть земля – есть пища (ягоды, грибы, овощи и фрукты) .
4. Обобщить знания о неживой природе
- Прошло время людям стало этого мало. Стали они думать как улучшить свою жизнь, условия жизни. Где-то надо жить – нужно построить дом, необходимо перебраться на другой берег реки – нужно построить лодку. НО как это сделать? Ведь у них и есть только ВВОЗ. Вот и стали люди использовать ВВОЗ, стали создавать предметы, сделанные руками человека. А ВВОЗ стали лучшими помощниками человека. А как человек использует ВВОЗ, об этом вы расскажите сами. Чем вы помогли людям? И начнем мы …
Загадываем загадку:
Черная, сыпучая,
В полях насыпана кучами.
Можешь ты ее капать
И растения сажать.
… С «Земли». (воспитатель подходит к столу «Земля»)
Есть пословица: «Кто мать сыру землю любит, голоден не будет» Почему так говорят? Что дает нам земля? (ответы детей) Люди используют не только то, что на земле растет, но и саму почву.
Знакомство с составом почвы
- Посмотрите и назовите, из чего состоит почва? (показываем банку с разными слоями земли, дети дают ответы)
- Верхний слой земли называется перегной – это остатки погибших животных и растений, благодаря этому слою в почве растут растения и он служит некоторым животным домом.
- Песок. Для чего используют песок? (ответы детей) Из него делают стекло, а зачем людям стекло? (ответы детей)
- Что делают из глины? (ответы детей) посуда, кирпичи
- Как используют камни? (ответы детей) дороги, дома Перед вами коробка с железной рудой (разные кусочки железа) и это все человек научился добывать из земли. Из руды он делает метал. А что делают из метала? (ответы детей)
Опыты с воздухом
Загадываем загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
- О чем моя загадка? (воспитатель подходит к столу «Воздух») А где прячется воздух?
Давайте проведем опыт:
а) (называем ребенка, возьми бутылочку с мыльными пузырями, подуй в колечко.
- Что вы увидели? Что внутри пузыря? Откуда взялся воздух в пузыре?
ВЫВОД: человек дышит воздухом, он находится в легких человека.
б) (называем ребенка, опусти кусочек земли в банку с водой.
- Что вы увидели? Зачем нужен воздух в земле?
ВЫВОД: в почве есть воздух, он нужен растениям.
в) (называем ребенка, возьми пакет двумя руками за края, проведи пакетом сверху вниз.
- Что в нутрии пакета? Чем наполнился пакет?
ВЫВОД: воздух окружает нас, он повсюду.
Работа со схемой №1 (связь: воздух - предмет)
Рассмотрите внимательно схему и скажите, как человек научился использовать воздух, какие предметы он придумал. (ответы детей)
5. Физкультминутка
Руки все подняли выше
Чистым воздухом мы дышим.
Руки плавно опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем. Руки вверх – глубокий вдох, руки опустили – выдох
У костра мы все присели
Свои ручки мы погрели,
А костер все выше, выше:
«Ты, костер, гори потише! » Присели
Руки вперед
Потянулись вверх на носочках
Лодки по воде плывут
Люди веслами гребут.
Лодки к берегу подплыли,
Руки мы в воде помыли. Имитируем движение, «гребем веслами»
Потянулись вперед, слегка наклоняясь вперед, изображаем мытье рук
На земле могу скакать
Раз, два, три, четыре, пять.
Могу даже покружиться
Ей могу и поклониться. Прыжки на двух ногах
Повороты вокруг себя
Низкий поклон
Опыты с водой
Загадываем загадку:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без.
(воспитатель подходит к столу «Вода»)
- А как вы думаете, вода умеет прятаться? А где?
Давайте проведем опыт:
а) (называем ребенка, возьми салфетку, дотронься до нее языком.
- Что вы заметили? (она намокла)
ВЫВОД: в организме человека есть вода – это слюна, пот, слезы
б) (называем ребенка, сломай лист пополам, ранкой дотронься до салфетки.
- Что вы обнаружили? (она намокла)
ВЫВОД: вода есть в растениях.
в) (называем ребенка, разрежем (помощь взрослого) овощ (фрукт, дотронься надрезанной стороной до салфетки.
- Что мы увидели? (она намокла)
ВЫВОД: плоды овощей (фруктов) содержат воду
Работа со схемой №1 (связь: вода - предмет)
- А как же человек использует воду? Какие предметы он изобрел? Ответить на вопрос поможет схема, рассмотрите и скажите. (ответы детей)
Рассказать о значении огня у древних людей
Загадываем загадку:
Может он шипеть и злиться,
И всегда воды боится.
Людям он дает тепло,
От него всегда светло.
- О чем загадка? (воспитатель подходит к столу «Огонь»)
- На огонь человек может смотреть бесконечно, очень долго. Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь казался загадочным существом. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:
- Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:
- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям. «Поселил» его человек в своем жилище (пещере). Огонь стал их другом. У огня древние люди могли согреться, в пещере становилось тепло и светло. На огне они готовили пищу (еду). А главное огонь отпугивал хищников от жилища людей. Но прошло время и люди даже «приручили» огонь, спрятали его в надежном месте. Они придумали предметы необходимые человеку, в которых хранится огонь. А что это за предметы, вы сейчас скажите.
Игра «Волшебный мешок»
Перед вами мешок. Вы на ощупь должны определить, что за предмет там находится и назвать его.
6. Обобщить полученные знания
- Вы назвали много предметов, которые созданы руками человека. И каждый из вас – ВВОЗ – помогает людям жить. Но бывает так, что друг без друга ни огонь, ни вода, ни воздух, ни земля не могут помочь человеку. Например:
Чтобы сделать машину нужна руда – земля дала руду, сложили руду в огромную печь – огонь превратил ее в метал – залили метал в форму – воздух остудили деталь, собрали все детали получилась машина.
Чтобы сделать вазу, нужен песок – его дала нам …. (земля, чтобы сделать песок жидким помогает …. (огонь, мастер придает жидкому стеклу форму и охлаждает ее …. (воздухом, а чтобы ваза окончательно остыла, а стекло стало крепким опускают вазу в …. (воду)
- И вот человек, а человек это я, и говорит: «Спасибо вам ВВОЗ, что поддерживаете мою жизнь, что помогаете создавать разные предметы, чтобы интереснее мне жилось»
7. Итог занятия
- Но ВВОЗ люди называют 4 стихиями, потому что не всегда они помощники, а бывает и так, что творят они большие беды.
Игра «Спор»
- Давайте поиграем в игру «Спор», в котором вы будете доказывать, что ВВОЗ это хорошо, а я плохо. Начнем с земли. Начинайте:
Земля это хорошо, потому что … (дети, сидящие за столом «Земля» приводят свои примеры, по одному)
- Нет, земля это плохо, потому что бывают землетрясения (воспитатель показывает фотографии №1, №2, №3) гибнут люди, рушатся дома
Воздух это хорошо, потому что…. (аналогично)
- Нет, воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы (фотографии №4, №5, №6… .
Вода это хорошо, потому что…. (аналогично)
- Нет, вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами (фотографии №7, №8, №9… .
Огонь это хорошо, потому что…. (аналогично)
- Нет, огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов (фотографии №10, №11, №12… .
Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе. Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе «УКРАСИМ ЛИСТЬЯ КЛЕНА»
Занятие для детей старшей логопедической группы по изобразительной деятельности. Детям предлагается украсить листики клена разными способами: рисование - способ по -мокрому, лепка- размазывание пласти...
конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе " легенда о том, как поспорили четыре стихии"
конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)
Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Стихи о зиме".
Конспект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой....
Конспект занятия по опытнической деятельности с детьми старшей группы «Что происходит с мусором?»
Цели: Расширение знаний детей об окружающем мире, воспитание бережного, заботливого отношения к природе.Задачи: Учить выполнять самостоятельно простейшие опыты, делать простейшие выводы, сортировать м...
Конспект занятия по опытнической деятельности «Удивительная соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.Задачи:Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведен...