статья "Формы работы с детьми по ознакомлению с книжной культурой"
статья
Предварительный просмотр:
Фомы работы с детьми по ознакомлению с книжной культурой.
«Поколение без души вырастит в России,
если не будет читать»
подготовила: Купцова Елена Николаевна
Актуальность:
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда.
В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.
По словам Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В связи с этим очень важно формировать у детей понимание того, что книги – наши друзья.
Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Поэтому перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Следовательно, только детский сад является стабильным источником знаний.
В нашем детском саду регулярно проводится работа по ознакомлению с книжной культурой, в соответствии с перспективным планом по данному направлению по возрастам.
Основные формы работы с детьми:
1.Чтение по книге или наизусть
2. Рассказывание
3. Инсценирование
4. Беседы
Средства по ознакомлению с книжной культурой:
- книжная полка прочитанных книг
- полка с книжными новинками
- журналы
- книги своими руками
- кроссворды, ребусы
- рисунки по прочитанным произведениям
- аппликационные работы
- поделки из бросового и природного материала
Мероприятия, проводимые с детьми по данному направлению:
- посещение библиотеки (на базе ДОО, школьной)
- театрализация и драматизация произведений
- просмотр мультфильмов по прочитанным произведениям
- конкурс чтецов
- сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Читальный зал», «Книжный магазин» и т.д.
- литературные викторины
- дидактические игры «Из какой сказки герой», «Найди ошибку» и т.д.
- проектная деятельность «По сказкам А.С. Пушкина», «По страницам любимых сказок» и др.
- акции « Книга своими руками», «Вылечим книжку», «Книга малышам».
Система работы по приобщению дошкольников к книжной культуре позволяет:
- повысить уровень познавательного, речевого развития детей;
- создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
- помогает детям войти в мир книжной культуры и сформировать читательские умения.
От нас, воспитателей, зависит, как ребенок в дальнейшем будет относиться к книге, будет ли у него желание взять ее в руки. Сможет ли он черпать знания из «клада», накопленного на протяжении многих веков умом человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми по ознакомлению с народной культурой
Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Выставка» (ознакомление с книжной культурой)
Данная статья представляет собой конспект НОД для проведения в подготовительной группе. Автор ставит своей целью ознакомление детей с книжной культурой....
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в (старшая группа) по ознакомлению с книжной культурой «В гостях у писателя С. Я. Маршака»
Содержание1.Конспект совместной деятельности педагога и детей (План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками).2. Перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дош...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой Тема: «Любую ошибку можно исправить» по рассказу Н.Носова «Огурцы»
Материал разработан в соавторстве с Т.Н.Чугуновой, может быть полезен для педагогв дошкольных учреждений....
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой
Тема: «В гостях у сказки»(на основе чтения русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А. Толстого)...
статья "Формы работы с детьми по ознакомлению с книжной культурой"
для воспитателей...
Образовательная деятельность с детьми средней группы по ознакомлению с книжной культурой
ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЗАЯЦ ХВАСТА» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕПознакомить детей с новыми словами: «кора», «ветки», «грызть», «зимовать», &laq...