Система работы с детьми по ознакомлению с народной культурой
методическая разработка по теме

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционных духовно-нравственных  ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_patrioticheskom_vospitanii.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с детьми по ознакомлению с народной культурой

В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – патриотическое воспитание.

Программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» была ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

- профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

- сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности, как главный принцип формирования творческой активности личности ребенка;

- единство тематических целей.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения  в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, истокам народного образования и воспитания.

Не секрет, что представления выпускников дошкольного учреждения о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Возможно, это происходит потому, что в Программе задачи по ознакомлению с народной культурой были сформированы слишком узко: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.д. При этом совершенно необозначенными оставались средства и методы решения задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщить детей к народной культуре.

Эти проблемы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее – краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала.

 А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой Программой, решалась формально, содержательно не связываясь с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были проникнуты чувством понимания её древности.

 Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

 - Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

 - Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

 - Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

 - Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

 Не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

 Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям.

В процессе освоения дошкольниками задач образовательной области «Социализация» планируются следующие итоговые результаты, которые можно описать как интегративные качества:

  1. Эмоционально отзывчивый. Испытывает гордость за достижения отдельных россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине. Эмоционально реагирует на окружающую действительность. Сочувствует, сопереживает, сорадуется.
  2. Любознательный, активный. Проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задает вопросы о России, ее общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задает вопросы морального содержания. Инициирует общение и совместную со взрослыми и сверстниками деятельность. Организует сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры.

Для формирования нового образовательного результата у дошкольников нужно организовать предметно-развивающую среду (макет русской избы с русской печкой, прялкой, предметами утвари и быта и т.д.; полочка красоты, на которой находятся предметы народных промыслов, которые постоянно обновляются; уголок ряжения с русской народной одеждой: сарафанами, косоворотками, кокошниками и т.д.; уголок патриотического воспитания, в котором находятся куклы в национальных костюмах, фотоальбомы о родном городе, о Москве, о природе родного края, книги о зарождении государства, государственная символика, игры «Государственные праздники», «Государственная символика», «Дымковское лото» и др.)

Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим истолочь в ступе зерно.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о природе родного края, о культуре и быте русского народа, о промыслах и ремеслах. Темы будут повторяться в каждой возрастной группе. Изменится содержание и объем познавательного материала, его сложность. Отдельные темы можно приурочить к конкретным событиям и праздникам, например, «Богатыри земли русской» - в феврале (перед Днем защитника Отечества), «Масленица», «Святки» и др.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны, как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где и из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель, городец и т.д.).

Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Приобщая детей к русской народной культуре, необходимо:

 - учить детей играть в русские народные игры («Заря-Заряница», «Горелки», «Ручеек», «Кандалы» и др.);

- помогать ребенку в использовании в речи русского фольклора;

- научить детей соотносить увиденное в природе с народными приметами;

- осмысленно и активно участвовать в проведении календарно-обрядовых праздников;

- познакомить детей со сказочными героями, узнавать их в произведениях изобразительного искусства («Иван-царевич и серый волк», «Алёнушка», «Три богатыря» и др.);

- научить детей различать изделия различных промыслов;

- познакомить их с историей русского костюма, его элементами, научить понимать значения украшений костюма.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это естественный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Поэтому необходимо еще в самом нежном возрасте зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа, к его истории и культуре, к природе России, и таким образом  воспитать патриота.

Народная культура несет в себе истины, дающие детям пример отношения к природе, Родине, семье. Отсюда вытекает не менее важное условие нравственно-патриотического воспитания детей - тесная взаимосвязь с родителями. Семья (мать, отец, бабушки, дедушки) - это корни, связывающие ребенка с родным домом, а чувство Родины начинается с того, что он видит перед собой, чем он живет, восхищается и что находит отклик в его душе... Пусть многие впечатления еще не осознаны ребенком глубоко, но, пропущенные через его детское восприятие, они оказывают огромное значение в становлении личности патриота.

С помощью родителей можно организовать экскурсии, фотовыставки. Хорошо организовать семейные клубы, в которых производится работа фольклорного плана (лепка глиняных игрушек, роспись игрушек, вязание, вышивка, изготовление русских костюмов).

Выставки современного творчества детей и родителей.

«Платок по середочке цветок» (Павлово-Посадские платки)

«Кукла в национальном костюме»

Проекты: «Самара раньше и теперь», «Эта замечательная глина».

В конце года проводится мониторинг, педагогические наблюдения, опрос детей.

Хочется заглянуть в будущее детей и услышать в их с гордостью сказанных словах «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Таким образом, формирование у старших дошкольников патриотических чувств через приобщение их к русской народной культуре в современных условиях возможно при изменении форм организации образовательного процесса, подхода во взаимодействии взрослого и ребенка, использование современных образовательных технологий.

Для этого необходимо:

  1. Педагогам постоянно повышать свою профессиональную компетентность, овладевать приемами саморегуляции, быть готовым к профессиональному росту, неподвергаться профессиональному старению, иметь устойчивую профессиональную мотивацию.

И этому способствуют регулярное прохождение курсов повышения квалификации.

  1. Приобрести интерактивную доску, современные развивающие компьютерные программы, оборудование для организации развивающей среды в группе и всего детского сада.
  2. В годовом плане сформулировать новые задачи по формированию у старших дошкольников патриотических чувств через приобщение их к русской народной культуре,  в календарно-тематический план ввести новые темы.
  3. Постоянно сотрудничать с учреждениями повышения квалификации работников образования (СИПКРО, ЦРО, ЦПО), а также распространять накопленный педагогический опыт на методических неделях, использовать интернет рессурсы.
  4. Расширять круг социальных связей дошкольного учреждения. Это школьный музей «Горница», библиотека и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы с детьми по ознакомлению с правилами «дорожного движения»

Предлагается теоретический материал семинара для педагогов....

Консультация «Система работы с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения»

На этапе дошкольного детства одной из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максима...

Консультация «Система работы с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения»

Консультация «Система работы с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения»        На этапе дошкольного детства одной из наиболее важ...

Консультация «Система работы с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения»

На этапе дошкольного детства одной из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максима...

Консультация «Система работы с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения»

Консультация«Система работы с детьми по ознакомлению с правиламидорожного движения»...