План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой Тема: «Любую ошибку можно исправить» по рассказу Н.Носова «Огурцы»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Материал разработан в соавторстве с Т.Н.Чугуновой, может быть полезен для педагогв дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polishchuk_svetlana_anatolevna.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непрерывной образовательной деятельности
с дошкольниками в старшей группе
по ознакомлению с книжной культурой
Тема: «Любую ошибку можно исправить»
по рассказу Н.Носова «Огурцы»
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие.
Задачи:
Воспитательные:
1) Закреплять интерес к книге, художественным произведениям. (ОО «РР»)
2) Стимулировать желание сопереживать персонажам художественного произведения, оценивать поступки героев. (ОО «ХЭР»)
Развивающие:
1) Закрепить умение детей внимательно слушать. (ОО «ХЭР»)
2) Развивать игровые умения, активизировать потребность детей в двигательной активности. (ОО «СКР», «ФР»)
3) Развивать умение определять характер музыки и соотносить его с эмоциональным состоянием героя. (ОО «ХЭР»)
4) Формировать способность адекватно оценивать свою деятельность. (ОО «СКР»).
Образовательные:
1) Закреплять умения детей отвечать на вопросы по содержанию текста, анализировать текст, определять жанр литературного произведения. (ОО «РР»)
2) Закрепить умение детей изображать нужное количество предметов, считать «двойками», закрепить понятие «пара». (ОО «ПР»)
3) Обогатить представления детей о произведениях изучаемого автора. (ОО «ПР»)
Методы и приемы:
Практические: музыкально-дидактическая игра, физминутка, рисование огурцов.
Словесные: беседы.
Наглядные: рассматривание книги.
Материалы и оборудование:
1. Дидактический материал: книга Н.Носова «Огурцы», книги Н.Носова с другими произведениями, подборка музыкальных произведений для игры.
2. Раздаточный материал: плакат большого формата с изображением огуречной плети, фломастеры по количеству детей, 2 фартука с большим карманом и муляжи огурцов по количеству детей для подвижной игры физминутки.
3. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: магнитофон, книжная полка для демонстрации книг автора.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение рассказа |
Игровая деятельность | Физминутка «Сложи огурцы в карман на фартуке» |
Коммуникативная деятельность | Беседы по вопросам |
Изобразительная деятельность | Рисование огурцов на лозе |
Музыкальная деятельность | Прослушивание и выбор музыки |
Логика образовательной деятельности
№ Название этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-целевой | Показывает детям «видавшую виды», но бережно отремонтированную книгу, говорит о том, что она потрепанная не потому-что с ней обращались не аккуратно, а ее много читали, она «зачитана до дыр» и предлагает ее прочитать. | Рассматривают книгу. | Дети проявляют интерес к книге. |
Содержательно-деятельностный | Читает рассказ Н.Носова «Огурцы». Задает вопросы по содержанию (название, автора, имена главных героев, жанр произведения, основные события) (Беседа 1).
Проводит физминутку «Сложи огурцы в карман на фартуке». Предлагает сесть на ковер и обсудить поступки героев. Беседа 2. Вопросы, направленные на выявление основного замысла произведения. (Приложение) Предлагает музыкально-дидактическую игру «Выбери настроение» (предлагает два музыкальных отрывка с тревожной и радостной музыкой, которые могут сопровождать Котьку по дороге к полю и обратно). Предлагает прослушать отрывки из рассказа, описывающие эмоции мальчика по дороге на поле и обратно, сопровождает музыкальными отрывками, выбранными детьми. Обращает внимание детей на выражение «не помнить себя от страха», «помчался во весь дух». Предлагает теперь, «с чистой совестью», возвратить огурцы деду: нарисовать на огуречной плети огурцы (по паре каждому ребенку) и посчитать их общее количество. | Слушают. Отвечают на вопросы. Дети выполнят игровое задание, соблюдая правила. Отвечают на вопросы. Слушают, выбирают, объясняют свой выбор. Слушают, удостоверяются в правильности своего выбора. Рисуют, считают, проводят взаимопроверку. | Закреплено умение внимательно слушать. Закреплены умения отвечать на вопросы по содержанию текста, определять жанр лит. произведения. Закреплены игровые умения , активизирована потребность в двигательной активности. Сформировано умение оценивать поступки героев, анализировать текст. Закреплено умение определять характер музыки и соотносить его с эмоциональным состоянием героя. Формируется умение адекватно оценивать свою деятельность. Закреплено умение изображать нужное количество предметов, считать «двойками», закрепить понятие «пара». |
Оценочно-рефлексивный | Предлагает поместить книгу в книжный уголок на полку с книгами Н.Носова, предлагает вспомнить названия других рассказов автора. | Помещают, называют. | Обогащены знания детей о произведениях изучаемого автора. |
Приложение. Беседа 2.
- Какой поступок совершили мальчики?
- Кто первым предложил набрать огурцы?
- Почему Котьке одному пришлось отвечать за проступок?
- Что сказала мама, узнав о поступке сына?
- Как вы думаете, мама желала зла своему сыну, когда заставила его вернуть огурцы сторожу? Если мама желала добра, то, как вы считаете, мама злая или добрая?
- Как встретил сторож Котьку, вернувшегося с огурцами?
Перспективный календарно-тематический план
по ознакомлению дошкольников с книжной культурой
1-2 неделя января
Непрерывная образовательная деятельность | Совместная деятельность педагога и детей Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей (оснащение РППС) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | |
1 неделя | 2 неделя | |||
НОД 1 Тема Чтение р.н.с. «Зимовье». Цель: помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки; познакомить детей с р. н. сказкой «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова). Задачи: - знакомить детей с произведениями народного искусства (сказка), - развивать интерес детей к художественной деятельности. ОО «ХЭР» - формировать у детей умение участвовать в беседе, - совершенствовать диалогическую речь детей, - способствовать развитию эмоционального отношения детей к литературным произведениям. ОО «РР»
| Тема недели: «Под Северным сиянием» 1. Вид детской деятельности – познавательно-исследовательская деятельность в форме – беседы-рассуждения «Такие разные книги» Задачи: расширить представления детей о разнообразии книг. 2. Вид детской деятельности - восприятие художественной литературы и фольклора в форме – литературного слушания глав книги Г. Цыферова «В медвежачий час», рассматривания иллюстраций к тексту произведения. Задачи: прививать интерес к чтению (слушанию) больших произведений (по главам), расширять представления детей о рисунке, как об изображении объектов живой природы, формировать умение делать собственные комментарии к увиденному. 3. Вид детской деятельности – коммуникативная деятельность в форме – литературной викторины «Отгадай-ка!» (загадки о сказочных героях) Задачи: развивать интерес детей к фольклору, стимулировать желание детей разгадать наибольшее количество загадок, формировать лидерские качества. 4. Вид детской деятельности – изобразительная деятельность (рисование) в форме – оформления книги «Салат из сказок» Задачи: поощрять стремление детей изображать в рисунках литературных героев. 5. Вид детской деятельности – музыкальная деятельность в форме – слушания песни «Колыбельная медведицы» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева) из мультфильма «Умка» Задачи: развивать умение детей эмоционально воспринимать песни разного характера, совершенствовать умение детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. 6. Вид детской деятельности – игровая деятельность в форме – игры-драматизации (по р. н. сказке «Снегурушка и лиса») Задачи: формировать у детей умение использовать имеющийся литературный опыт, образцы поведения героев литературных произведений.
| Тема недели: «Путешествие в Африку» 1. Вид детской деятельности - восприятие художественной литературы и фольклора в форме – чтения произведения Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки. У которых нет конца», пер. с итал. И. Константиновой). Задачи: продолжать знакомить детей с авторской сказкой, воспитывать интерес и любовь к чтению. 2. Вид детской деятельности - познавательно-исследовательская деятельность в форме – видео-экскурсии на книжную ярмарку Задачи: формировать представления детей о книжной ярмарке, воспитывать интерес детей к книге, писателям, художникам-иллюстраторам. 3. Вид детской деятельности – игровая деятельность в форме - сюжетно-ролевой игры «Книжный магазин» Задачи: формировать умение детей осуществлять процесс сюжетосложения, совершенствовать диалогическую речь. 4. Вид детской деятельности – трудовая деятельность в форме – мастерской по ремонту книг Задачи: воспитывать ценностное отношение детей к книге. 5. Вид детской деятельности – коммуникативная деятельность в форме – литературной минутки (чтение рассказа Я. Сегеля «Как я стал обезьянкой») Задачи: формировать у детей эмоционально-положительное отношение к слушанию литературного произведения с группой сверстников. 6. Вид детской деятельности – коммуникативная деятельность в форме – сказочной лаборатории «Как сочинить сказку? или Я бы сделал так…» (по мотивам р. н. сказки «Колобок») Задачи: формировать умение детей изменять сюжетную линию знакомой сказки, развивать воображение. 7. Вид детской деятельности – игровая деятельность в форме – хороводной игры «Кот на печку пошел…» Задачи: продолжать формировать представления детей о русских народных песенках-потешках, прививать интерес детей к устному народному творчеству; развивать потребность детей в двигательной активности. | Актуальная среда 1 неделя Внести настольный театр «Зимовье зверей». Разместить в уголке художественного творчества тематический альбом «Художники-иллюстраторы». Создать условия для художественного творчества (рисования, лепки) по мотивам знакомых литературных произведений. Внести настольно-печатную игру «Маша и медведь» (по мотивам р. н. сказки «Маша и медведь»). Разместить в уголке художественного творчества раскраски «Там на неведомых дорожках». Разместить в уголке ряжения атрибуты к играм с использованием сюжетов знакомых сказок. 2 неделя Внести пальчиковый театр «Жихарка». Внести настольно-печатную игру «Колобок» (по мотивам р. н. сказки «Колобок»). Разместить в уголке художественного творчества раскраски «Герои любимых книг». Создать условия для художественного творчества (аппликации, художественного труда) по мотивам знакомых литературных произведений. Внести д/и «Парочки» (подбери атрибуты литературным героям). Разместить в книжном уголке подборку книг Дж. Родари, с иллюстрациями разных художников-иллюстраторов. | Рекомендовать родителям ознакомиться с консультацией «Как научить ребенка беречь книгу». Предложить родителям принять участие в педагогической дискуссии: «Понятие сказки в современном мире». Предложить родителям принять участие в выставке детско-родительского творчества «Любимая сказка нашей семьи». Рекомендовать родителям список произведений для домашнего чтения: Сказки: «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; Проза: Н. Носов «Заплатка», «Затейники». |
3-4 неделя (месяц)
Непрерывная образовательная деятельность | Совместная деятельность педагога и детей Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей (оснащение РППС) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | |
3 неделя | 4 неделя | |||
Творческая неделя: «Книги для друзей» Цель: формировать у детей устойчивый интерес к общению с детской книгой, развивать творческие, познавательные способности детей. НОД 2 Тема Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать». Цель: выяснить, какие программные стихотворения знают дети; помочь детям запомнить новое стихотворение. Задачи: - расширить представления детей о предметах, явлениях, не имевших места в их собственном опыте, - способствовать формированию у детей эмоционального отношения к литературным произведениям. ОО «РР» - формировать представления детей о выразительных средствах литературы (образные слова и выражения), - прививать детям чуткость к поэтическому слову, - совершенствовать умение детей заучивать стихотворный текст. ОО «ХЭР»
| Тема недели: «Наши помощники дома» 1. Вид детской деятельности – коммуникативная деятельность в форме - беседы «Если бы не было книг» (на основе стихотворения Ю. Энтина «Давайте представим, хотя бы на миг…») Задачи: формировать эмоционально-положительное отношение к литературным героям, стимулировать желание высказываться. 2. Вид детской деятельности - игровая деятельность в форме - сюжетно-ролевой игры «Библиотека» Задачи: совершенствовать умение детей совместно строить и развивать сюжет игры, используя атрибуты (книги, карточки, бейджики и т.д.) 3. Вид детской деятельности – коммуникативная деятельность в форме – беседы-обсуждении проблемной ситуации: «Я порвал книгу. Что я скажу маме? Что мама скажет мне?» Задачи: совершенствовать умение детей выражать свои мысли и эмоциональные переживания в речевых высказываниях. 4. Вид детской деятельности – трудовая деятельность в форме – «Книжкина больница» (ремонт поврежденных книг) Задачи: воспитывать уважение и бережное отношение детей к книге. 5. Вид детской деятельности - восприятие художественной литературы и фольклора в форме – чтения стихотворения Ю. Мориц «Дом гнома, гном дома!», рассматривания иллюстраций к тексту произведения. Задачи: прививать интерес к чтению (слушанию) поэтического произведения, расширять представления детей об иллюстрировании детских книг. 6. Вид детской деятельности – изобразительная деятельность (лепка) в форме – выставки поделок «Любимые герои детских книг» Задачи: поощрять стремление детей изображать в лепных поделках литературных героев, создавать условия для развития творческих способностей детей. | Тема недели: «Я мороза не боюсь» 1. Вид детской деятельности - коммуникативная деятельность в форме - Беседа-пятиминутка «Что читаем?» Задачи: продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, развивать внимание, память. 2. Вид детской деятельности – изобразительная деятельность (коллективная аппликация) в форме – оформления коллажа «Такие разные герои» Задачи: стимулировать желание детей изображать героев любимых книг, создавать условия для формирования умения работать в команде. 3. Вид детской деятельности - коммуникативная деятельность в форме - пресс-конференция «Почему медведь спит зимой?» (по мотивам произведений В. Орлова «Почему медведь спит зимой?» (стихотворение) и песни «Почему медведь зимой спит?» (слова А. Коваленкова, музыка Л. Книппера)) Задачи: формировать умение сравнивать произведения разных жанров, вызвать эмоциональный отклик детей. 4. Вид детской деятельности – игровая деятельность в форме – театрализованной игры (по р. н. сказке «Теремок») Задачи: формировать у детей умение использовать имеющийся литературный опыт, образцы поведения героев литературных произведений. 5. Вид детской деятельности - восприятие художественной литературы и фольклора в форме – литературного чтения рассказа Л. Берг «Пит и воробей» (из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита») Задачи: прививать интерес к чтению (слушанию) больших произведений (по главам). 6. Вид детской деятельности – трудовая деятельность в форме – «Маленькая типография» (изготовление книжек-малышек) Задачи: формировать умение детей создавать авторские книжки-малышки, развивать творческие способности детей. | Актуальная среда 3 неделя Внести пальчиковый театр «Теремок». Внести настольно-печатную игру «Красная шапочка» (по мотивам сказки Ш. Перро «Красная шапочка»). Разместить в уголке художественного творчества водные раскраски «Принцессы» и «Богатыри». Создать условия для художественного творчества (аппликации, художественного труда) по мотивам знакомых литературных произведений. Внести д/и «Собери картинку» (пазлы) (по мотивам русских народных сказок) 4 неделя Внести настольный театр «Заюшкина избушка». Создать условия для художественного творчества (рисования, лепки) по мотивам знакомых литературных произведений. Внести настольно-печатную игру «Гуси-лебеди» (по мотивам р. н. сказки «Гуси-лебеди»). Разместить в театральном уголке атрибуты к играм с использованием сюжетов знакомых сказок. Разместить в книжном уголке подборку иллюстрированных книг со стихами о зиме. Разместить в уголке художественного творчества Раскраски-загадки «Раскрась и отгадай!» (соединить линии рисунка по точкам, раскрасить, отгадать героя сказки) | Предложить родителям принять участие в акции «Книги для друзей». (создание групповой мини-библиотеки) Провести анкетирование родителей на тему: «Традиции домашнего семейного чтения» Устный педагогический журнал «Как правильно заучивать стихи и потешки наизусть» Рекомендовать родителям список произведений для домашнего чтения Сказки: «Лиса и козел», обр. О. Капицы, Привередница», обр. В. Даля; Поэзия: С. Михалков «Дядя Степа». Проза: Н. Сладков «Неслух». |
Итоговое мероприятие месяца: Акция «Книги для друзей»
Цель: привлечение родителей к участию в совместных с педагогами мероприятиях, создание групповой мини библиотеки.
Условия акции: принести в подарок книгу для детей (для рассматривания детям или для чтения детям взрослыми), детская книга должна быть с четкими, яркими, доступными пониманию ребенка, иллюстрациями и должна соответствовать возрасту детей, быть в хорошем состоянии.
Задачи:
- сформировать представления детей о групповой мини-библиотеке;
- воспитывать интерес, любовь к книге, произведениям художественной литературы;
- воспитывать бережное отношение к книге;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных задач;
- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми при создании коллективных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в (старшая группа) по ознакомлению с книжной культурой «В гостях у писателя С. Я. Маршака»
Содержание1.Конспект совместной деятельности педагога и детей (План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками).2. Перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дош...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой
Тема: «В гостях у сказки»(на основе чтения русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А. Толстого)...
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе по ознакомлению с книжной культурой речи
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.Задачи:Воспитательные:1) Во...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по ознакомлению с книжной культурой Тема: «Петушок и бобовое зернышко»
План-конспект непрерывной образовательной деятельностис дошкольниками в средней группепо ознакомлению с книжной культурой Тема: «Петушок и бобовое зернышко»...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по ознакомлению с книжной культурой Тема: «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению детей с художественной литературой...
План-конспект открытой непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы «Сестрички - капельки»
План-конспект открытой непрерывной образовательной деятельности с дошкольникамивторой младшей группы «Сестрички - капельки» Интеграция образовательных областей «Познавательное развит...