Проект на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка
план-конспект занятия (средняя группа)
Проект на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка
Воспитатель средней группы:
Габисова Люда.
Актуальность темы:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские – народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высшие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного- «воспитывать в ребёнке человечность- эту дивную способность человека волноваться из-за чужих несчастий, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации- всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знакомые, но и самое главное- новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадания, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подленными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые даёт сказка - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку.
Предполагаемый результат:
Я предполагаю, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта:
- Информационно- творческий
- Долгосрочный
- Групповой
Методы:
Беседы, чтение, вопросы, игры- викторины, рассматривание иллюстраций, игры- драматизации.
Участники проекта
Дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта
Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи проекта:
Дети:
- продолжать знакомить со сказками;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта строится на принципах:
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип интеграции – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Планируемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ | Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам. |
ПОЗНАНИЕ | Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. |
КОММУНИКАЦИЯ | Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Заяц - хваста», «По сказкам Чуковского», «Как мы помогали героям любимых сказок». |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА | Чтение, обсуждение и пересказ сказок. |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; Аппликация – «Сказки дедушки Корнея», «Сказочная птица»; Лепка – «Бабушкины сказки». |
ТРУД | Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролин «Айболит». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Муха Цокотуха» |
ЗДОРОВЬЕ | Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в страну Мойдодыра». |
БЕЗОПАСТНОСТЬ | Совместная деятельность с детьми «Светофор наш лучший друг» |
Работа с родителями | Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. Помощь в изготовлении костюмов для спектакля « Муха Цокотуха ». |
месяц | мероприятия |
сентябрь | Театрализованная игра «В гостях у сказки». Театр картинок на столе. (стр. 34 Артёмова) Игра-драматизация «Репка», стр.41 Артёмова Консультация для родителей: «Приемы обучения детей рассказыванию» |
октябрь | Загадки «Сказочный герой», стр.36 Галанов Изготовление героев сказок из природного материала. Игра-драматизация «Колобок», стр.43 Артёмова Работа с социумом: Просмотр спектакля «Заюшкина избушка» |
ноябрь | Пальчиковый театр «Теремок» Старая сказка на новый лад, стр.44 Галанов Дидактическая игра: «Помоги Колобку», стр.42 Галанов Конкурс поделок совместно с родителями «Моя любимая сказка» |
декабрь | Драматизация с импровизацией детей «Красная шапочка», стр.68 Артёмова Иллюстрирование сказки «У страха глаза велики», стр.179 Ушакова Дидактическая игра: «Из какой я сказки Работа с социумом: Просмотр спектакля «Волк и лиса» |
январь | Дидактическая игра: «Поиграем в репку» стр.42 Галанов Игра-импровизация по мотивам сказки «Волк и лиса» Пополнение библиотеки «Уголок сказки» Встреча с родителями на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» |
февраль | Дидактическая игра: «Помнишь ли ты эти стихи?» Выставка рисунков по сказке «Теремок» Поиграем в театр, мтр.43 Галанов Работа с родителями: Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. |
март | Инсценировка стихотворения А.Барто «Девочка чумазая» Литературная викторина Работа с социумом: Участие в театральном представлении: «Сороки» Ансамбль «Таусень» |
апрель | Дидактическая игра: «Кубики и пазлы по разным сказкам.» Инсценировка сказки «Медведь и солнце» Разучивание песен и танцев к мюзиклу «Муха Цокотуха». Работа с родителями: Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Муха Цокотуха».
|
май | Беседа на тему: «Как мы помогали героям любимых сказок» Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Фестиваль сказочных героев. Работа с социумом Просмотр спектакля «Сказочная страна». |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_1_1.docx | 83.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка
Воспитатель средней группы:
Габисова Люда.
Актуальность темы:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские – народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высшие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного- «воспитывать в ребёнке человечность- эту дивную способность человека волноваться из-за чужих несчастий, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации- всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знакомые, но и самое главное- новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадания, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подленными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые даёт сказка - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку.
Предполагаемый результат:
Я предполагаю, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта:
- Информационно- творческий
- Долгосрочный
- Групповой
Методы:
Беседы, чтение, вопросы, игры- викторины, рассматривание иллюстраций, игры- драматизации.
Участники проекта
Дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта
Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи проекта:
Дети:
- продолжать знакомить со сказками;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта строится на принципах:
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип интеграции – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Планируемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ | Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам. |
ПОЗНАНИЕ | Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. |
КОММУНИКАЦИЯ | Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Заяц - хваста», «По сказкам Чуковского», «Как мы помогали героям любимых сказок». |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА | Чтение, обсуждение и пересказ сказок. |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; Аппликация – «Сказки дедушки Корнея», «Сказочная птица»; Лепка – «Бабушкины сказки». |
ТРУД | Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролин «Айболит». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Муха Цокотуха» |
ЗДОРОВЬЕ | Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в страну Мойдодыра». |
БЕЗОПАСТНОСТЬ | Совместная деятельность с детьми «Светофор наш лучший друг» |
Работа с родителями | Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. Помощь в изготовлении костюмов для спектакля « Муха Цокотуха ». |
месяц | мероприятия |
сентябрь | Театрализованная игра «В гостях у сказки». Театр картинок на столе. (стр. 34 Артёмова) Игра-драматизация «Репка», стр.41 Артёмова Консультация для родителей: «Приемы обучения детей рассказыванию» |
октябрь | Загадки «Сказочный герой», стр.36 Галанов Изготовление героев сказок из природного материала. Игра-драматизация «Колобок», стр.43 Артёмова Работа с социумом: Просмотр спектакля «Заюшкина избушка» |
ноябрь | Пальчиковый театр «Теремок» Старая сказка на новый лад, стр.44 Галанов Дидактическая игра: «Помоги Колобку», стр.42 Галанов Конкурс поделок совместно с родителями «Моя любимая сказка» |
декабрь | Драматизация с импровизацией детей «Красная шапочка», стр.68 Артёмова Иллюстрирование сказки «У страха глаза велики», стр.179 Ушакова Дидактическая игра: «Из какой я сказки Работа с социумом: Просмотр спектакля «Волк и лиса» |
январь | Дидактическая игра: «Поиграем в репку» стр.42 Галанов Игра-импровизация по мотивам сказки «Волк и лиса» Пополнение библиотеки «Уголок сказки» Встреча с родителями на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» |
февраль | Дидактическая игра: «Помнишь ли ты эти стихи?» Выставка рисунков по сказке «Теремок» Поиграем в театр, мтр.43 Галанов Работа с родителями: Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. |
март | Инсценировка стихотворения А.Барто «Девочка чумазая» Литературная викторина Работа с социумом: Участие в театральном представлении: «Сороки» Ансамбль «Таусень» |
апрель | Дидактическая игра: «Кубики и пазлы по разным сказкам.» Инсценировка сказки «Медведь и солнце» Разучивание песен и танцев к мюзиклу «Муха Цокотуха». Работа с родителями: Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Муха Цокотуха».
|
май | Беседа на тему: «Как мы помогали героям любимых сказок» Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Фестиваль сказочных героев. Работа с социумом Просмотр спектакля «Сказочная страна». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка»
МБДОУ "Детский сад №1" пос. Палатка «Роль сказки в воспитании иразвитии ребенка» Разработчик проекта: Бырса Тать...
Самообразование воспитателя на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».
Цель:Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.Задачи:o Подбор литературы по данной теме;o Определить уровень знаний у...
Приложение к опыту работы по теме: «Сказка – источник нравственного воспитания младших дошкольников»
Конспекты образовательной деятельности...
Приложение 2 к опыту работы по теме: «Сказка – источник нравственного воспитания младших дошкольников»
Конспекты по сказкам...
Самообразование на тему "Сказка - источник творчества в развитии ребенка"
Самообразование воспитателя дошкольного учреждения...
Проект на тему «Сказка, как источник ранней профилактики правонарушений».
Статья посвящена вопросам организации профилактики правонарушений, которые можно применять в дошкольном возрасте. Я предлагаю проект, который может быть использован для работы с детьми старшего дошкол...
Проект на тему: «Морковь – источник витаминов» для детей старшего дошкольного возраста
Данный проект - это организация познавательной и творческой работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой моркови и формированию у них понимания значимости моркови в...
- Мне нравится (1)