Самообразование на тему "Сказка - источник творчества в развитии ребенка"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Самообразование воспитателя дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_-_istochnik_tvorchestva_v_razvitii_rebenka.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Теремок» Курского муниципального района ставропольского края
Утверждаю:
И.О. заведующей МДОУ №8
«Теремок»
Баранова Н.В.___________
Самообразование воспитателя
на тему:
«Сказка – источник творчества в развитии ребенка».
Воспитатель: Биганова И.А.
2018 г.
Пояснительная записка.
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке.Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказкиначинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день данная тема очень актуальна. Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.
Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворение ими добра и зла, способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых воплощены определенные нравственные качества человека.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Цель:
Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.
Задачи:
- Подбор литературы по данной теме;
- Определить уровень знаний у детей в сказках;
- Выявить педагогические условия использования средства и методов в педагогическом процессе с детьми;
- Развивать интерес и любовь к сказкам разных народов, разного исторического времени;
- Формировать у детей интерес к творчеству через сказки с использованием музыкального, театрального и образовательного искусства.
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
- Волю — сложное и многогранное качество личности.
- Веру в себя — умение противостоять неудачам.
- Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
- Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
- Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
- Обязательность — умение держать слово.
- Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
- Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
- Доброту и честность.
С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:
- умение слушать;
- умение познавать;
- умение сравнивать, сопоставлять;
- умение мыслить словами;
- связную речь;
- интерес к учебе;
- мышление;
- внимание;
- память;
- воображение;
- мимику лица и жесты;
- эстетические чувства;
- чувство юмора.
Предполагаемый результат:
- Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
- Знать сказки народов;
- Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
- Уметь передавать р рисунке эпизоды знакомых сказок.
Этапы работы.
1. Подготовительный этап.
- Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы
2. Основной этап.
- Подбор различных пед. технологий и методик организации работы с дошкольниками,
- составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
- Знакомство детей дошкольного возраста со сказками.
- Работа с родителями
Работы со сказкой
- Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
3. Заключительный этап.
- Подведение итогов
- Оформление результатов работы по теме самообразования.
План работы с родителями
1. Консультации
- «Сказко - терапия или сказочное лечение души».
- «Как подружить ребенка с книгой»
- «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
- «Как выбрать полезную сказку для малыша»
-«Учите детей любить книгу»
Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством.
2. Выставка семейных рисунков «Наши любимые сказки». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в воспитании дошкольников».
4.Анкетирование для родителей: «Какая прелесть – эти сказки»
Перспективный план по самообразованию. Тема: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка»»: постановка целей и задач по данной теме.
2.Изучение темы: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».
Методические приёмы:
-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.
-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
3.Создание картотеки сказок для работы с детьми.
Методические приёмы:
-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
- Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский.
-Дидактическая игра: «Угадай сказку».
4.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.
Методические приёмы:
-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
-Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.
-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского
- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
5.Комплексное занятие «В гостях у сказок»
6.Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».
Методические приёмы:
-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток»В.А.Сухомлинский.
-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
-Мини-викторина «Русские сказки»
-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
7.Самоанализ плана по самообразованию.
Методические приёмы.
-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.
- Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
Список изучаемой литературы.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: “Академия”, 1998.
2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
3. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
4. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
6. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978
7. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. – Владос, 2001.
8. Тухта Л. С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.
9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. –Харьков: Фолио, 1996.
10. Фесюкова Л. Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.
11. Сборник "Золотых сказок". Абдулхаликова. Г. Р
12. В А. Сухомлинский«Сердце отдаю детям»
13. . Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...
отчет по теме самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
в отчете довольно кратко отражена работа по теме самообразования...
самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...
Перспективный план по самообразованию "Роль устного народного творчества в развитие речи детей ясельного возраста"
Перспективный план по самообразованию на тему "Роль устного народного творчества в развитии речи детей ясельного возраста"...
Самообразование воспитателя на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».
Цель:Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.Задачи:o Подбор литературы по данной теме;o Определить уровень знаний у...
Проект на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка
Проект на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка ...