Литературная гостиная для родителей
материал
С раннего детства чтение играет очень важную роль в жизни человека, и прививать интерес к чтению просто необходимо. В сценарии литературной гостиной представлены приемы, которые помогут родителям не только заинтересовать ребенка книгой, но и помочь запомнить и понять прочитанное художественное произведение. Используя такие приемы, время с книгой вы будете проводить и с пользой и с удовольствием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.docx | 445.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная для родителей
Цель: познакомить родителей с приемами работы с художественным текстом.
Добрый вечер, уважаемые родители, мы рады вас приветствовать на втором заседании «Литературной гостиной», которая проходит в рамках обще садового проекта «Вместе с книгой я расту». И прежде чем начать работу мы предлагаем вам объединиться в 3 компании (деление на компании с помощью фишек).
Предлагаем вам настроиться на общение и работу и просто немного поднять настроение. Поднимите руки вверх, представьте, что вы держите над головой огромный кувшин. Этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивными мыслями, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Улыбнитесь, соберитесь с мыслями, настройтесь на плодотворную работу.
В педагогике есть такой прием, с помощью которого можно выяснить, что вы думаете и знаете по определенной теме. На доске нарисована корзина. Мы предлагаем вам ответить на вопрос: «Зачем нужно читать книги?», а ответы на этот вопрос сложить в нашу корзину.
Посовещайтесь в компаниях и предложите ваши ответы.
(Все ответы в виде тезисов записываются нами в «корзинке» идей).
Мы согласны с вами. Действительно, с раннего детства чтение играет очень важную роль в жизни человека, и прививать интерес к чтению просто необходимо.А интересно, легко ли ребенок соглашается послушать сказку или рассказ? Что вы делаете для того, чтобы привлечь ребенка к чтению?
Сегодня мы предлагаем вам приемы, которые помогут вам не только заинтересовать ребенка книгой, но и помочь запомнить и понять прочитанное художественное произведение. Используя такие приемы, время с книгой вы будете проводить и с пользой и с удовольствием.
Необходимо выделить три этапа работы с произведением:
- До чтения. Цель: заинтересовать ребенка, вызвать желание прочитать книгу, обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него.
- Во время чтения. Цель:выразительное чтение, с помощью которого передаются эмоции, настроение, звучность, ритмичность, красота и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивается поэтический слух.
- После чтения. Цель: развитие способности понимать и чувствовать настроение и смысл произведения, с помощью творческих заданий.
Мы предлагаем каждой компании познакомиться с одним из этапов, подобрать к нему два любых приема, а затем рассказать и показать выбранные приемы другим компаниям.Всю работу мы будем проводить по всем известному рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Ваша задача познакомиться с произведением и подобрать нужные приемы по таблице. Для показа приемов можно использовать иллюстрации и другой материал находящейся на ваших столах(интересные факты биографии писателя, цветочки-эмоции и др.).
Задание для компаний:
1 компания: подбирает и показывает приемы для 1 этапа (до чтения).
2 компания: подбирает и показывает приемы для 2 этапа (во время чтения).
3 компания: подбирает и показывает приемы для 3 этапа (после чтения).
Давайте приступим к работе. (К каждой компании присоединяется педагог для помощи и консультации).
Выступление родителей.
А сейчас, имея уже определенный багаж знаний повопросу: «Зачем мы читаем книги?», хотелибы вы еще пополнить нашу «корзину идей»?
Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что она была для вас полезной и интересной. Просим вас, поделиться своими мыслями и ощущениями и дописать фразы:
Хорошо, что…
Интересно…
Мешало...
С собой возьму…
Спасибо за внимание. Предлагаем вам познакомиться с выставкой современной детской литературы и взять памятки.
Приложение: приемы
1.-Почему автор так назвал своё произведение…так - Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? — Как ты думаешь, о чем это произведение? — Что ты можешь, сказать о…. картинка животного, героя и др. персонажей) Показать картину — Почему автор мог так назвать своё произведение? — О чем может быть рассказ с таким названием? — Что может произойти в рассказе с таким названием? — Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения детей) | «Мозговой штурм» |
2.Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю тебе несколько утверждений, а ты если согласен (на) ставите «+ «, если нет, то» -. (Работа в группах по карточкам можно индивидуально) - Верите ли, что действие происходит …. -Верите ли, что действие происходит в существующем городе. -Верите ли, что герои произведения живут дружно. -Верите ли вы, что этот рассказ грустный. | «Верите ли, что.» |
3. Мы будем читать текст, рассказ, сказку и др. Посмотрите на картинки и положите любую фишку на те, которые могут быть в произведении. Закончив слушание текста, вернитесь к данным картинкам и посмотрите их значение в тексте. | «Глоссарий» |
4 Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Ребенок предлагает свой вариант сюжета книги. | «Соревнуемся с писателем» |
5.Надо приготовить картинки, отображающие эмоции любого героя, на выбор ребенка. | «Кластер». |
6.Это музей, который создаётся руками ребенка в сотрудничестве с родителями, сопровождается глубоким, всесторонним изучением событий, предметов: внешнего вида, историей. Собирается вся информация об этом произведении, его история возникновения, создаются поделки, рисунки, аппликации на тематику текста, cочиняются песенки и стихи на смысловую идею текста. Музей проживания одного произведения – это возможность сочетания эмоционального и интеллектуального воздействия на читателей, осуществление нетрадиционного подхода к пониманию текста. | Музей проживания одного произведения |
7.Взрослый предварительно прочитывает текст и делит его на иллюстративные и смысловые фрагменты так, чтобы ребенок имел возможность посмотреть иллюстрацию к тексту и ответить на вопросы. Взрослый и ребенок садятся за стол. Перед ними лежит иллюстрация ( 1 или 2,3) : надо слушать чтение взрослого и ответить на вопросы читаемого фрагмента. | Круглый стол чтения |
8 Прочитайте текст медленно, выразительно. Особенностьприема состоит в том, что мы предлагаемвзрослому читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы ребенку, иногда – предлагаяим что-то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки незатягивались, «не забалтывались», не нарушали целостностичтения и эмоционального восприятия текста. Их задача – помочь детям «войти» в текст. | Чтение с остановками |
9.Этот прием направлен на повышение интереса к материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Взрослый находит такой факт, при котором обычная информация становится удивительной. Например, для того, чтобы привлечь внимание ребенка к произведению, используются интересные факты биографии отдельного писателя, и его героев Н-р: Откуда возник Чебурашка? Писатель признался, что как-то наблюдал за маленькой дочкой приятеля. Девочка постоянно падала, нарядившись в чужую длинную шубу. Ее отец, заметив эти действия, комментировал происходящее словом «чебурахнулась». Любопытное словцо врезалось в память Успенского. Позднее автор узнал, что в словаре В.И. Даля «чебурашка» является синонимом к «ваньке-встаньке», он же неваляшка. Чебурашками называли небольшие деревянные поплавки, изготавливаемые рыболовами для приманки улова. | Удивляй |
10.Покажите картинку или слово к тексту и подберите слова из произведения, передающие важные детали этой картинки или слова. Ребенок будет учиться составлять предложения. Проговорите эти предложения. Умение собирать информацию, кратко излагать текст-базовое умение. Похоже на аналогию между магнитом, который притягивает металлические предметы и ключевым словом магнитом, которое притягивает информацию. | "Магнит" |
Таблица "толстых” и "тонких” вопросов. | |
12.Отберите необходимые для запоминания слова. Подберите к ним ритм рэп или популярную мелодию для создания рифмовки. | Рифмовка |
13."На гранях кубика написаны начала вопросов: • «Почему», • «Объясни», • «Назови», • «Предложи», • «Придумай», • «Поделись» Ребенок бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к тексту по той грани, на которую выпадет кубик. | Кубик Блума |
14.Взрослым предлагается серия сюжетных картинок 5-6 событий из текста, каждое на отдельном листе. Листы перетасовываются. Ребенку предлагается восстановить правильный порядок. Обращается внимание на порядок событий при чтении текста | Перепутанные логические цепочки |
15.(«Синквейн» от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм, крылатое выражение). Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта Н-р: Синквейн героя: Собака Мохнатая, преданная Охраняет, играет, лает Друг человека Домашнее животное | Синквейн |
16."«Пирамида-отзыв», подсказывает порядок работы с литературным произведением, да и с любым текстом, требующим пересказа. Данный приём помогает сжато и ёмко выразить собственные знания, мысли, эмоции, позволяет выявить свои интеллектуальные резервы, а заодно становится основой, по которой легко создать связный текст. 1. О чём книга? (Одно слово.) 2. Характер книги. (Два слова.) 3. Место и время действия. (Три слова.) 4. Главные события в книге. (Четыре слова.) 5. Главные герои, какие они? (Пять слов.) 6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов.) 7. О чём эта книга? (дополните первую строку семью словами.) 8. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов.) " | Пирамида |
17."Предлагая текст, педагог намеренно допускает в нём ошибки. Сначала ребенок заранее предупреждаются об этом. Иногда, и можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом. | Лови ошибку! |
18. Ребенку предлагается пять-семь незаконченных фраз, которые необходимо закончить, пользуясь знанием содержания текста | Закончи фразу |
19.Под творческим заданием понимаем самостоятельность ребёнка при его выполнении. - Можно предложить выразить отношение к прочитанному, с помощью красок, жестов, мимики. - Можно разыграть рассказ в лицах (для этой цели неплохо бы смастерить немудреных кукол). Детям будет проще, если взрослый говорит «за автора», а они – от лица героев. Представление можно показать другим ребятам, домашним и др. - Задание по «оживлению» иллюстрации, каждый из присутствующих возьмёт на себя роль одного из персонажей этой картины, инсценировка одного эпизода текста, разыгрывание пантомимы и т.п. - Если детям трудно запомнить сюжет, предложите им нарисовать «мультик». С помощью взрослого дети вспомнят и нарисуют, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробуют «озвучить» мультфильм. - Ребятам с хорошим чувством юмора, воображением можно предложить придумать какие-то необычные варианты развития сюжета. - Обсуждение «Как бы ты поступил на месте героя». - Придумай другой конец произведения. | Творческие задания |
20.Прослушайте суждения из произведения и назовите те, с которыми вы согласны. | «Ориентиры предвосхищения». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по работе с родителями "Литературная гостиная"
Разработка проекта и сценарий семейного клуба о том, как помочь родителям понять гуманистическую ценность литературного искусства, его особую роль в воспитании ребенка....
Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...
Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»
Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...
конспект занятия "В гостях у сказки" в форме литературной гостинной с родителями и детьми 2 мл гр
гармонитизация детско-родительских отношений...
Литературная гостиная для родителей «Знакомство с книгой «Почему я прыгаю» Наоки Хигасида Дэвид Митчелл
Каждый родитель ребенка, которому поставили диагноз «аутизм» или у которого есть ряд характерных симптомов, испытывает тревогу за его будущее и задается вопросами, многие из которых связан...
Этно-литературная гостиная с родителями посвященная творчеству С.Н.Няруй
Этно-литературная гостиная...
Литературная гостиная, посвящённая творчеству детской писательницы Эммы Эфраимовны Мошковской, Литературная гостиная, посвящённая творчеству детского писателя БОРИСА ЗАХОДЕРА
23 марта на первом корпусе в группе «Фантазёры» прошла Литературная гостиная,посвящённая творчеству детской писательницыЭммы Эфраимовны Мошковской С целью созд...