Литературная гостиная для родителей
материал

Бурнышева Анна Валерьевна

С раннего детства чтение играет очень важную роль в жизни человека, и прививать интерес к чтению просто необходимо. В сценарии литературной гостиной представлены приемы, которые помогут родителям не только заинтересовать ребенка книгой, но и помочь запомнить и понять прочитанное художественное произведение. Используя такие приемы, время с книгой  вы будете проводить и с пользой и с удовольствием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx445.74 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная для родителей

Цель: познакомить родителей с приемами работы с  художественным текстом.

Добрый вечер, уважаемые родители, мы рады вас приветствовать на втором заседании «Литературной гостиной», которая проходит в рамках обще садового проекта «Вместе с книгой я расту». И прежде чем начать работу мы предлагаем вам объединиться в 3 компании (деление на компании с помощью фишек).

Предлагаем вам настроиться на общение и работу и просто немного поднять настроение. Поднимите руки вверх, представьте, что вы держите над головой огромный кувшин. Этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивными мыслями, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Улыбнитесь, соберитесь с мыслями, настройтесь на плодотворную работу.

В педагогике есть такой прием, с помощью которого можно  выяснить, что вы думаете и знаете по определенной теме. На доске нарисована корзина. Мы предлагаем вам ответить на вопрос: «Зачем нужно читать книги?», а ответы на этот вопрос сложить в нашу корзину.

Посовещайтесь в компаниях и предложите ваши ответы.

(Все ответы в виде тезисов записываются нами в «корзинке» идей).

Мы согласны с вами. Действительно, с раннего детства чтение играет очень важную роль в жизни человека, и прививать интерес к чтению просто необходимо.А интересно, легко ли ребенок соглашается послушать сказку или рассказ? Что вы делаете для того, чтобы привлечь ребенка к чтению?

Сегодня мы предлагаем вам приемы, которые помогут вам не только заинтересовать ребенка книгой, но и помочь запомнить и понять прочитанное художественное произведение. Используя такие приемы, время с книгой  вы будете проводить и с пользой и с удовольствием.

Необходимо выделить три этапа работы с произведением:

  1.  До чтения. Цель: заинтересовать ребенка, вызвать желание прочитать книгу, обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него.
  2. Во время чтения. Цель:выразительное чтение, с помощью которого передаются эмоции, настроение, звучность, ритмичность, красота и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивается поэтический слух.
  3. После чтения. Цель: развитие способности понимать и чувствовать настроение и смысл произведения, с помощью творческих заданий.

Мы предлагаем каждой компании познакомиться с одним из этапов, подобрать к нему два любых приема, а затем рассказать и показать выбранные приемы другим компаниям.Всю работу мы будем проводить по всем известному рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Ваша задача познакомиться с произведением и подобрать нужные приемы по таблице. Для показа приемов можно использовать иллюстрации и другой материал находящейся на ваших столах(интересные факты биографии писателя, цветочки-эмоции и др.).

Задание для компаний:

1 компания: подбирает и показывает приемы для 1 этапа (до чтения).

2 компания: подбирает и показывает приемы для 2 этапа (во время чтения).

3 компания: подбирает и показывает приемы для 3 этапа (после чтения).

Давайте приступим к работе. (К каждой компании присоединяется педагог для помощи и консультации).

Выступление родителей.

А сейчас, имея уже определенный багаж знаний повопросу: «Зачем мы читаем книги?», хотелибы вы еще пополнить нашу «корзину идей»?

Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что она была для вас полезной и интересной. Просим вас, поделиться своими мыслями и ощущениями и дописать фразы:

Хорошо, что…

Интересно…

Мешало...

С собой возьму…

Спасибо за внимание. Предлагаем вам познакомиться с выставкой современной детской литературы и взять памятки.

C:\Users\александр\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\37382552.jpg

                                                                   C:\Users\александр\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\93260593.jpg

Приложение: приемы

1.-Почему автор так назвал своё произведение…так

- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

— Как ты думаешь, о чем это произведение?

— Что ты можешь, сказать о….  картинка животного, героя и др. персонажей) Показать картину

— Почему автор мог так назвать своё произведение?

— О чем может быть рассказ с таким названием?

— Что может произойти в рассказе с таким названием?

— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения детей)

«Мозговой штурм»

2.Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю тебе несколько утверждений, а ты если согласен (на) ставите «+ «, если нет, то» -. (Работа в группах по карточкам можно индивидуально)

- Верите ли, что действие происходит ….

-Верите ли, что действие происходит в существующем городе.

-Верите ли, что герои произведения живут дружно.

-Верите ли вы, что этот рассказ грустный.

«Верите ли, что.»

3. Мы будем читать текст, рассказ, сказку и др. Посмотрите на картинки и положите любую фишку на те, которые могут быть в произведении.

Закончив слушание текста, вернитесь к данным картинкам   и посмотрите их значение в тексте.

«Глоссарий»

4 Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации.  Ребенок предлагает свой вариант сюжета книги.

«Соревнуемся с писателем»

5.Надо приготовить картинки, отображающие эмоции любого героя, на выбор ребенка.

«Кластер».

6.Это музей, который создаётся руками ребенка в сотрудничестве с родителями, сопровождается глубоким, всесторонним изучением событий, предметов: внешнего вида, историей.

Собирается вся информация об этом произведении, его история возникновения, создаются поделки, рисунки, аппликации на тематику текста, cочиняются песенки и стихи на смысловую идею текста.

Музей проживания одного произведения – это возможность сочетания эмоционального и интеллектуального воздействия на читателей, осуществление нетрадиционного подхода к пониманию текста.

Музей проживания одного произведения

7.Взрослый предварительно прочитывает текст и делит его на иллюстративные и смысловые фрагменты так, чтобы ребенок имел возможность посмотреть иллюстрацию к тексту   и ответить на вопросы. Взрослый и ребенок   садятся за стол. Перед ними лежит иллюстрация ( 1 или 2,3) :  надо слушать чтение взрослого и ответить на вопросы  читаемого фрагмента.  

Круглый стол чтения

8 Прочитайте текст медленно, выразительно. Особенностьприема    состоит в том, что мы предлагаемвзрослому читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы ребенку, иногда – предлагаяим что-то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки незатягивались, «не забалтывались», не нарушали целостностичтения и эмоционального восприятия текста. Их задача – помочь детям «войти» в текст.

Чтение с остановками

9.Этот прием направлен на повышение интереса к материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Взрослый находит такой факт, при котором обычная информация становится удивительной.

Например, для того, чтобы привлечь внимание ребенка к произведению, используются интересные факты биографии отдельного писателя, и его героев

Н-р: Откуда возник Чебурашка?

 Писатель признался, что как-то наблюдал за маленькой дочкой приятеля. Девочка постоянно падала, нарядившись в чужую длинную шубу. Ее отец, заметив эти действия, комментировал происходящее словом «чебурахнулась». Любопытное словцо врезалось в память Успенского. Позднее автор узнал, что в словаре В.И. Даля «чебурашка» является синонимом к «ваньке-встаньке», он же неваляшка. Чебурашками называли небольшие деревянные поплавки, изготавливаемые рыболовами для приманки улова.

Удивляй

10.Покажите картинку или слово к тексту и подберите слова из произведения, передающие важные детали этой картинки или слова. Ребенок будет учиться составлять предложения. Проговорите эти предложения.

Умение собирать информацию, кратко излагать текст-базовое умение. Похоже на аналогию между магнитом, который притягивает металлические предметы и ключевым словом магнитом, которое притягивает информацию.

"Магнит"

Таблица "толстых” и "тонких” вопросов.

12.Отберите необходимые для запоминания слова. Подберите к ним ритм рэп или популярную мелодию для создания  рифмовки.

Рифмовка

13."На гранях кубика написаны начала вопросов:

• «Почему»,

• «Объясни»,

• «Назови»,

• «Предложи»,

• «Придумай»,

• «Поделись»

Ребенок бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к тексту   по той грани, на которую выпадет кубик.

Кубик Блума

14.Взрослым предлагается серия сюжетных картинок 5-6 событий из текста, каждое на отдельном листе. Листы перетасовываются. Ребенку предлагается восстановить правильный порядок.  Обращается внимание на порядок событий при чтении текста

Перепутанные логические цепочки

15.(«Синквейн» от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна.

Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои  мысли на заданную тему.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм, крылатое  выражение).

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта

Н-р:

Синквейн героя:

Собака

Мохнатая, преданная

Охраняет, играет, лает

Друг человека

Домашнее животное

Синквейн

16."«Пирамида-отзыв», подсказывает порядок работы с литературным произведением, да и с любым текстом, требующим пересказа. Данный приём помогает сжато и ёмко выразить собственные знания, мысли, эмоции, позволяет выявить свои интеллектуальные резервы, а заодно становится основой, по которой легко создать связный текст.

1. О чём книга? (Одно слово.)

2. Характер книги. (Два слова.)

3. Место и время действия. (Три слова.)

4. Главные события в книге. (Четыре слова.)

5. Главные герои, какие они? (Пять слов.)

6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов.)

7. О чём эта книга? (дополните первую строку семью словами.)

8. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов.)

"

Пирамида

17."Предлагая текст, педагог намеренно допускает в нём ошибки. Сначала ребенок   заранее предупреждаются об этом. Иногда, и можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом.

Лови ошибку!

18. Ребенку  предлагается пять-семь незаконченных фраз, которые необходимо закончить, пользуясь знанием содержания текста

Закончи фразу

 19.Под творческим заданием понимаем самостоятельность ребёнка при его выполнении.

- Можно предложить выразить отношение к прочитанному, с помощью красок, жестов, мимики.

- Можно разыграть рассказ в лицах (для этой цели неплохо бы смастерить немудреных кукол). Детям будет проще, если взрослый говорит «за автора», а они – от лица героев. Представление можно показать другим ребятам, домашним и др.

- Задание по «оживлению» иллюстрации, каждый из присутствующих возьмёт на себя роль одного из персонажей этой картины, инсценировка одного эпизода текста, разыгрывание пантомимы и т.п.

- Если детям трудно запомнить сюжет, предложите им нарисовать «мультик». С помощью взрослого дети вспомнят и нарисуют, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробуют «озвучить» мультфильм.

- Ребятам с хорошим чувством юмора, воображением можно предложить придумать какие-то необычные варианты развития сюжета.

- Обсуждение «Как бы ты поступил на месте героя».

- Придумай другой конец произведения.

Творческие задания

 20.Прослушайте суждения из произведения и назовите те, с которыми вы согласны.

«Ориентиры предвосхищения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по работе с родителями "Литературная гостиная"

Разработка проекта и сценарий семейного клуба о том, как  помочь родителям понять гуманистическую ценность литературного искусства, его особую   роль  в воспитании ребенка....

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...

Литературная гостиная для родителей «Знакомство с книгой «Почему я прыгаю» Наоки Хигасида Дэвид Митчелл

Каждый родитель ребенка, которому поставили диагноз «аутизм» или у которого есть ряд характерных симптомов, испытывает тревогу за его будущее и задается вопросами, многие из которых связан...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству детской писательницы Эммы Эфраимовны Мошковской, Литературная гостиная, посвящённая творчеству детского писателя БОРИСА ЗАХОДЕРА

23 марта на первом корпусе в группе «Фантазёры» прошла Литературная     гостиная,посвящённая творчеству детской писательницыЭммы Эфраимовны Мошковской С целью созд...