Проект по работе с родителями "Литературная гостиная"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Шведина Елена Анатольевна

 Разработка проекта и сценарий семейного клуба о том, как  помочь родителям понять гуманистическую ценность литературного искусства, его особую   роль  в воспитании ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_literaturnaya_gostinnaya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Литературная гостиная»

 Актуальность:

Средства массовой информации теснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.

Воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношение к книге как явлению культуры. Чем же так страшно нечтение детей?

  1. Обедняется словарный запас и как следствие понижается уровень интеллектуальных возможностей.
  2. Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.
  3. Не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.
  4. Развивающаяся на базе детского нечтения функциональная неграмотность взрослых приводит зачастую к нестандартным случаям, нештатным ситуациям. А порой и к гибели людей.
  5. Формально люди грамотны, они читают, но уметь читать не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

 

Цель: Помочь родителям понять гуманистическую ценность искусства, его особую

          роль  в воспитании ребенка.

Задачи:    

  1. Помочь семье организовать чтение ребенка в домашних условиях, воспитывать культуру чтения и любовь к книгам.
  2. Вызвать интерес у детей и взрослых к личности писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством.
  3. Использовать книгу для развития связной речи, творческого воображения.

Краткое  описание  проекта:

Проектная деятельность включает в себя :

  1. Организация семейного чтения в семьях воспитанников;
  2. проведение занятий, досугов, конкурсов, выставок детского творчества по  произведениям;
  3. формирование библиотечного фонда группы;
  4. организация литературной гостиной в группе;
  5. взаимодействие с социальными партнерами:

- Шушенской районной библиотекой им. Н.К.Крупской

- семейным клубом «Уклад» музея- заповедника « Шушенское»;

Проект реализуется в течении 2007-2008 учебного года.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Библиотечный фонд группы;
  2. библиотечный фонд внестационарного отдела ШРБ им. Крупской Н.К.;
  3. фонотека (аудио-, грамзаписи);
  4. иллюстрации художников к произведениям;
  5. методический материал по темам;

Механизм реализации проекта:

  1. Опрос родителей;
  2. Анкетирование родителей (промежуточное и итоговое),

Риски проекта:

  1. Нежелание родителей  участвовать в мероприятиях группы;
  2. низкая посещаемость мероприятий;
  3. перенасыщение мероприятиями;

    Этапы проекта:

Подготовительный этап:


п\п

Содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственные

1.


2.


3.


4.

Экскурсия в библиотеку.


Оформление литературной гостиной в группе.

Обновление фонда библиотеки


Изготовление читательского дневника.

Сентябрь


1 квартал


1 квартал


сентябрь

Педагоги группы


Педагоги, родители


Педагоги, родители


Педагоги.

Основной этап:

№п\п

Содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственные

1.

Встреча в « Литературной гостиной»  « Путешествие по книжной вселенной»


октябрь


Педагоги, музыкальный руководитель, психолог.  


2.


Консультация для родителей

« Круг детского чтения»


декабрь


педагоги


3.


Выставка рисунков « Волшебная страна»


февраль


Педагоги, педагог дополнительного образования


4.


 Конкурс чтецов. « Стихи о маме»


март


Педагоги, родители



5.


Консультация « Традиции  семейного чтения»


апрель


Педагоги



6.


Литературная викторина к Международному дню детской книги.


День открытых дверей


Педагоги, родители


7.


День добрых дел.

« Книжкин доктор».



1 раз в квартал


Педагоги, родители


8.


Выставки детского творчества


1 раз в квартал


Педагоги, родители


9.



Выставка « День одного писателя»

(выставка книг, портрета, иллюстраций художников по произведениям»


1 раз в квартал


педагоги

10.

Награждение лучших читателей

май

педагоги

11.

Описание опыта работы в средствах массовой информации

Май-июнь

педагоги

Участники проекта: Воспитатели, специалисты ДОУ, семьи воспитанников

         старшей логопедической группы;

   Предполагаемый результат:

  1. Возрождение традиции семейного чтения;
  2. Сформированные навыки культуры чтения, бережного отношения к книге;
  3. Желание узнавать новое и интересное посредством книги;
  4. Создание литературной гостиной в группе, обновление фонда библиотеки.

Обобщающая часть:

№ п\п

Содержание деятельности

сроки

ответственные

1.

Оформление практического материала:

  1. Проект
  2. Сценарии мероприятий
  3. Рисунки детей
  4. Обновление фонда библиотеки
  5.  Пополнение аудио-, грамзаписей,
  6. Видеотеки
  7. Отзывы детей и родителей

Апрель-май

педагоги

2.

Выступление на педагогическом совете о результативности проектной деятельности.

май

педагоги

3.

Оформление сборника из опыта работы.

Май, июнь

педагоги

Сценарий семейного клуба «Путешествие по книжной вселенной»

   Звучит музыка, из-за ширмы появляется кот и поет песню:

Кот: Я возьму с собой в дорогу

 Много шуток, смеха много

С песней будет веселей,

И с улыбкой встретят нас

Чипполино, Буратино,

Айболит, Пьеро, Мальвина-

Очень много приключений

Ждет нас в сказке в этот час!

- Здравствуйте ребята! Здравствуйте взрослые! Это я, кот Ученый. Я налево иду- песни пою, направо- сказки сказываю. А вы любите сказки?

Дети: Да!

Кот: А кто вам их рассказывает?

Дети: Мамы,  бабушки, воспитатели.

Кот: А я люблю еще и загадки загадывать. Ну-ка попробуйте отгадать!

        Не  куст, а с листочками,

        Не рубашка, а сшита,

        Не человек, а рассказывает!  (книга)

Кот: Молодцы! Есть такая пословица: «Хорошая книга – лучший друг». У меня много таких друзей – замечательных интересных книг. Как вы думаете, для чего нужны книги? (ответы детей и взрослых)

Сегодня я рад встретить вас в нашей библиотеке. Библиотека это такое место, где живут разные книги. Иногда они ходят в гости, но всегда возвращаются на свое место.

Кот: - Что-то помощница моя задерживается, где же ты Осень? Может вы, ребята, знаете?

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клена  листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый.

Желто- розовый-кленовый.

  1. Звучит музыка входит Осень:

- Здравствуйте дети, здравствуйте взрослые! Извините, что немного задержалась в пути! Да, дорогие гости, мы рады встретить вас в нашей «литературной гостиной». Сегодня у нас необычный праздник, мы совершим путешествие по «книжной вселенной». Почему именно по  Вселенной, а по тому, что книг так много, как звезд во вселенной, а каждая хорошая книга похожа на звезду. Она освещает нам путь и показывает куда идти.

Кот Ученый прочитал очень много книг, поэтому он знает каждую звездочку во вселенной. Итак, кот Ученый, с какого созвездия начнем свое путешествие?

Кот: С любимого созвездия читателей- созвездия сказочных героев. Оно самое  большое и яркое, потому, что больше всего на свете дети любят читать сказки.

Осень: А с кем мы там встретимся?

Кот: С замечательными сказочными героями! Итак, полетели!

  1. ( звучит  «космическая» музыка).

Кот: Мы прибыли на созвездие сказочных героев.

  1. Литературная викторина:  « Отгадай, из какой сказки герой».

Осень: Мы читали книги о сказочных героях. Сейчас мы встанем в круг и устроим викторину, будем узнавать сказочных героев и вспоминать из какой они сказки. Тот к кому попадет кольцо, возьмет любой предмет, а остальные будут отгадывать, какому герою он принадлежит. (5-6 предметов).

Осень: А теперь следующее задание. Нами нужны две команды, каждая команда с помощью пантомимы рассказать известную сказку, а зрители отгадать ее название. (сказка «Репка», «Колобок»)

Кот: А сейчас, мы полетит на планету Поэтов.

  1. ( звучит космическая музыка).

Осень: Вот мы и прилетели на планету Поэтов. Русские поэты воспевают красоту природы в разное время года. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы послушайте и скажите, о каком времени года писали поэты?

Белый снег пушистый

В воздухе кружится
и на землю тихо

Падает, ложится.  И. Суриков.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.  А. Плещеев

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.   А. Плещеев

Разметались белые ромашки,

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто-то разбросал бумажки,

Солнышки, на них нарисовав.  Г. Новицкая

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весело, пестрою стеной,

Стоит над солнечной поляной. И. Бунин.

Кот: - Осень, я знаю, что дети про тебя  стихотворения выучили!  Давай послушаем?

        Листья осенние тихо кружатся.

        Листья нам под ноги тихо ложатся,

        И под ногами шуршат, шелестят,

        Будто опять закружиться хотят.

        Осень добрая пришла,

        Нам подарки принесла:

        Яблоки душистые,

        Персики пушистые,

        Груши золотистые,

        Осень принесла.     В. Волина.

Осень: - Молодцы! Красивые стихи вы выучили. А песни об осени вы знаете?

       Звучит песня « Урожайная». Муз. А. Филлипенко, сл. Т.Волгина

Родитель:  хотите поиграть в игру «Уберем урожай»? Для игры нужны две команды, два грузовика и овощи. Кто быстрей увезет овощи с поля?

Кот: Осень, а я тоже знаю о тебе стихотворение:

Капля раз, капля два!

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли!

Осень: Правильно, дети дождика не боятся потому, что у них есть замечательные сапожки!.

  1. Звучит песня « Топ сапожки, шлеп сапожки». Сл.и муз. Л.Еремеева.

Осень: нам пора отправляться дальше.

( звучит космическая музыка)

Кот: Ура! Это созвездие мультиков! Но ведь мы в книжной вселенной! Разве здесь есть телевизор?

      Я думал, что здесь живут только книги?

Осень: Ты прав, но мы   с вами прилетели на созвездие, где живут книги, в которых  все герои собраны из разных мультфильмов.  И я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма по сказке « Дюймовочка».

  1. Просмотр отрывка

Кот: Осень, хочешь посмотреть сказку, о капризном  медвежонке? Присаживайся на стульчик, а ребята ее покажут.

  1. Инсценировка : «Упрямый медвежонок»

На середину зала выходят Медвежонок и медведица. Медвежонок ложится спать, медведица присаживается рядом и гладит его по головке.

В: Вечер по лесу плывет,

     Звездочками светится.

    Сыну песенку поет

    Бурая медведица.

  1. Медведица поет песню « Колыбельная»

Медведица:

     На траву упала шишка,

     Баю- бай, усни сынишка!

Медвежонок: (вскакивает, топает ногой). Не нужна мне шишка!

В: Зарычал сынишка. Вышла мама на порог, поискать ему листок.

  1. Танец девочек-листочков.

Медведица выбирает лучший «листочек», подводит к медвежонку.

Медведица: Вот тебе листочек,

                      Баю-бай сыночек.

Медвежонок (топает ногой): Не хочу листочек!

В: Заревел сыночек.

     Вышла мама на порог

     Поискать ему грибок.

  1. Танец мальчиков-грибочков.

Медведица выбирает лучший «грибок», подводит его к медвежонку.

Медведица:

      Вот тебе грибочек,

      Баю-бай сыночек!

Медвежонок: Не хочу грибочек!

В: Завизжал сыночек.

     Вышла мама на порог,

     На зеленый бугорок,

     Притащила меду

     Целую колоду.

Медведица вносит бочонок, угощает медвежонка медом.

В:  Мама песенку поет,

      Мишка угощается.

Медвежонок:

     До чего липучий мед!

     Аж, глаза слипаются.

Медвежонок укладывается спать, медведица поет ему песенку.

  1. Звучит песня « Колыбельная»

Осень: Неужели я была такой же капризной, как этот маленький медвежонок? После этой сказки мне даже плакать стыдно! Так много вокруг веселого, красивого, интересного. Так плохо когда рядом кто-то злится, капризничает, вредничает. Спасибо, ребята, что вы помогли это увидеть и понять.

Кот: Давайте поиграем в веселую игру-эстафету!

  1. Игра-эстафета « Собери  урожай» ( две команды, играют дети и родители).

Кот: Не пора ли нам отправляться в путь на следующее созвездие?

Осень: Дорогой Кот Ученый, в книжной вселенной для малышей нет пока созвездий. Так что пришло время расставаться. Скоро на смену осени придет моя сестра Зима, а чтобы вы вспоминали о нашем путешествии, давайте сделаем красивые картинки из разноцветных осенних листочков. Красота осенней природы будет долго радовать вас.

Совместная работа родителей и детей.

 

                                                                                               

 

                                                                                   

   

                             

                                             

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»

Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...

Доклад о работе детско-родительской гостиной «Мир семьи – мир детства»

Концепция ребенка, как "маленького", неразвитого взрослого прочно укоренилась и сохранялась в европейской культуре на протяжении столетий. Русское искусство, с XVIII-го века охваченное стремлением под...

План работы клуба «Родительская гостиная» на 2018 – 2019 учебный год

Работа родительского Клуба «Родительская гостиная» - это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, ЦЕЛЬ которого повысить эффективнос...

Организация работы в «Экологической гостиной» по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к природе

В «Экологической гостиной» были проведены консультации с родителями, на которых объяснилась важность экологического воспитания у дошкольников, а также проходила организованная образователь...

Организация работы в «Экологической гостиной» по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к природе

В «Экологической гостиной» были проведены консультации с родителями, на которых объяснилась важность экологического воспитания у дошкольников, а также проходила организованная образователь...

План работы кружка "Творческая гостиная"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...