Проект по работе с родителями "Литературная гостиная"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Разработка проекта и сценарий семейного клуба о том, как помочь родителям понять гуманистическую ценность литературного искусства, его особую роль в воспитании ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_literaturnaya_gostinnaya.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Литературная гостиная»
Актуальность:
Средства массовой информации теснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.
Воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношение к книге как явлению культуры. Чем же так страшно нечтение детей?
- Обедняется словарный запас и как следствие понижается уровень интеллектуальных возможностей.
- Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.
- Не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.
- Развивающаяся на базе детского нечтения функциональная неграмотность взрослых приводит зачастую к нестандартным случаям, нештатным ситуациям. А порой и к гибели людей.
- Формально люди грамотны, они читают, но уметь читать не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.
Цель: Помочь родителям понять гуманистическую ценность искусства, его особую
роль в воспитании ребенка.
Задачи:
- Помочь семье организовать чтение ребенка в домашних условиях, воспитывать культуру чтения и любовь к книгам.
- Вызвать интерес у детей и взрослых к личности писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством.
- Использовать книгу для развития связной речи, творческого воображения.
Краткое описание проекта:
Проектная деятельность включает в себя :
- Организация семейного чтения в семьях воспитанников;
- проведение занятий, досугов, конкурсов, выставок детского творчества по произведениям;
- формирование библиотечного фонда группы;
- организация литературной гостиной в группе;
- взаимодействие с социальными партнерами:
- Шушенской районной библиотекой им. Н.К.Крупской
- семейным клубом «Уклад» музея- заповедника « Шушенское»;
Проект реализуется в течении 2007-2008 учебного года.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Библиотечный фонд группы;
- библиотечный фонд внестационарного отдела ШРБ им. Крупской Н.К.;
- фонотека (аудио-, грамзаписи);
- иллюстрации художников к произведениям;
- методический материал по темам;
Механизм реализации проекта:
- Опрос родителей;
- Анкетирование родителей (промежуточное и итоговое),
Риски проекта:
- Нежелание родителей участвовать в мероприятиях группы;
- низкая посещаемость мероприятий;
- перенасыщение мероприятиями;
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
№ п\п | Содержание деятельности | Сроки реализации | Ответственные |
1. 2. 3. 4. | Экскурсия в библиотеку. Оформление литературной гостиной в группе. Обновление фонда библиотеки Изготовление читательского дневника. | Сентябрь 1 квартал 1 квартал сентябрь | Педагоги группы Педагоги, родители Педагоги, родители Педагоги. |
Основной этап:
№п\п | Содержание деятельности | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Встреча в « Литературной гостиной» « Путешествие по книжной вселенной» | октябрь | Педагоги, музыкальный руководитель, психолог. |
2. | Консультация для родителей « Круг детского чтения» | декабрь | педагоги |
3. | Выставка рисунков « Волшебная страна» | февраль | Педагоги, педагог дополнительного образования |
4. | Конкурс чтецов. « Стихи о маме» | март | Педагоги, родители |
5. | Консультация « Традиции семейного чтения» | апрель | Педагоги |
6. | Литературная викторина к Международному дню детской книги. | День открытых дверей | Педагоги, родители |
7. | День добрых дел. « Книжкин доктор». | 1 раз в квартал | Педагоги, родители |
8. | Выставки детского творчества | 1 раз в квартал | Педагоги, родители |
9. | Выставка « День одного писателя» (выставка книг, портрета, иллюстраций художников по произведениям» | 1 раз в квартал | педагоги |
10. | Награждение лучших читателей | май | педагоги |
11. | Описание опыта работы в средствах массовой информации | Май-июнь | педагоги |
Участники проекта: Воспитатели, специалисты ДОУ, семьи воспитанников
старшей логопедической группы;
Предполагаемый результат:
- Возрождение традиции семейного чтения;
- Сформированные навыки культуры чтения, бережного отношения к книге;
- Желание узнавать новое и интересное посредством книги;
- Создание литературной гостиной в группе, обновление фонда библиотеки.
Обобщающая часть:
№ п\п | Содержание деятельности | сроки | ответственные |
1. | Оформление практического материала:
| Апрель-май | педагоги |
2. | Выступление на педагогическом совете о результативности проектной деятельности. | май | педагоги |
3. | Оформление сборника из опыта работы. | Май, июнь | педагоги |
Сценарий семейного клуба «Путешествие по книжной вселенной»
Звучит музыка, из-за ширмы появляется кот и поет песню:
Кот: Я возьму с собой в дорогу
Много шуток, смеха много
С песней будет веселей,
И с улыбкой встретят нас
Чипполино, Буратино,
Айболит, Пьеро, Мальвина-
Очень много приключений
Ждет нас в сказке в этот час!
- Здравствуйте ребята! Здравствуйте взрослые! Это я, кот Ученый. Я налево иду- песни пою, направо- сказки сказываю. А вы любите сказки?
Дети: Да!
Кот: А кто вам их рассказывает?
Дети: Мамы, бабушки, воспитатели.
Кот: А я люблю еще и загадки загадывать. Ну-ка попробуйте отгадать!
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает! (книга)
Кот: Молодцы! Есть такая пословица: «Хорошая книга – лучший друг». У меня много таких друзей – замечательных интересных книг. Как вы думаете, для чего нужны книги? (ответы детей и взрослых)
Сегодня я рад встретить вас в нашей библиотеке. Библиотека это такое место, где живут разные книги. Иногда они ходят в гости, но всегда возвращаются на свое место.
Кот: - Что-то помощница моя задерживается, где же ты Осень? Может вы, ребята, знаете?
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клена листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый.
Желто- розовый-кленовый.
- Звучит музыка входит Осень:
- Здравствуйте дети, здравствуйте взрослые! Извините, что немного задержалась в пути! Да, дорогие гости, мы рады встретить вас в нашей «литературной гостиной». Сегодня у нас необычный праздник, мы совершим путешествие по «книжной вселенной». Почему именно по Вселенной, а по тому, что книг так много, как звезд во вселенной, а каждая хорошая книга похожа на звезду. Она освещает нам путь и показывает куда идти.
Кот Ученый прочитал очень много книг, поэтому он знает каждую звездочку во вселенной. Итак, кот Ученый, с какого созвездия начнем свое путешествие?
Кот: С любимого созвездия читателей- созвездия сказочных героев. Оно самое большое и яркое, потому, что больше всего на свете дети любят читать сказки.
Осень: А с кем мы там встретимся?
Кот: С замечательными сказочными героями! Итак, полетели!
- ( звучит «космическая» музыка).
Кот: Мы прибыли на созвездие сказочных героев.
- Литературная викторина: « Отгадай, из какой сказки герой».
Осень: Мы читали книги о сказочных героях. Сейчас мы встанем в круг и устроим викторину, будем узнавать сказочных героев и вспоминать из какой они сказки. Тот к кому попадет кольцо, возьмет любой предмет, а остальные будут отгадывать, какому герою он принадлежит. (5-6 предметов).
Осень: А теперь следующее задание. Нами нужны две команды, каждая команда с помощью пантомимы рассказать известную сказку, а зрители отгадать ее название. (сказка «Репка», «Колобок»)
Кот: А сейчас, мы полетит на планету Поэтов.
- ( звучит космическая музыка).
Осень: Вот мы и прилетели на планету Поэтов. Русские поэты воспевают красоту природы в разное время года. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы послушайте и скажите, о каком времени года писали поэты?
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
и на землю тихо
Падает, ложится. И. Суриков.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца. А. Плещеев
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. А. Плещеев
Разметались белые ромашки,
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто-то разбросал бумажки,
Солнышки, на них нарисовав. Г. Новицкая
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весело, пестрою стеной,
Стоит над солнечной поляной. И. Бунин.
Кот: - Осень, я знаю, что дети про тебя стихотворения выучили! Давай послушаем?
Листья осенние тихо кружатся.
Листья нам под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые,
Осень принесла. В. Волина.
Осень: - Молодцы! Красивые стихи вы выучили. А песни об осени вы знаете?
Звучит песня « Урожайная». Муз. А. Филлипенко, сл. Т.Волгина
Родитель: хотите поиграть в игру «Уберем урожай»? Для игры нужны две команды, два грузовика и овощи. Кто быстрей увезет овощи с поля?
Кот: Осень, а я тоже знаю о тебе стихотворение:
Капля раз, капля два!
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли!
Осень: Правильно, дети дождика не боятся потому, что у них есть замечательные сапожки!.
- Звучит песня « Топ сапожки, шлеп сапожки». Сл.и муз. Л.Еремеева.
Осень: нам пора отправляться дальше.
( звучит космическая музыка)
Кот: Ура! Это созвездие мультиков! Но ведь мы в книжной вселенной! Разве здесь есть телевизор?
Я думал, что здесь живут только книги?
Осень: Ты прав, но мы с вами прилетели на созвездие, где живут книги, в которых все герои собраны из разных мультфильмов. И я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма по сказке « Дюймовочка».
- Просмотр отрывка
Кот: Осень, хочешь посмотреть сказку, о капризном медвежонке? Присаживайся на стульчик, а ребята ее покажут.
- Инсценировка : «Упрямый медвежонок»
На середину зала выходят Медвежонок и медведица. Медвежонок ложится спать, медведица присаживается рядом и гладит его по головке.
В: Вечер по лесу плывет,
Звездочками светится.
Сыну песенку поет
Бурая медведица.
- Медведица поет песню « Колыбельная»
Медведица:
На траву упала шишка,
Баю- бай, усни сынишка!
Медвежонок: (вскакивает, топает ногой). Не нужна мне шишка!
В: Зарычал сынишка. Вышла мама на порог, поискать ему листок.
- Танец девочек-листочков.
Медведица выбирает лучший «листочек», подводит к медвежонку.
Медведица: Вот тебе листочек,
Баю-бай сыночек.
Медвежонок (топает ногой): Не хочу листочек!
В: Заревел сыночек.
Вышла мама на порог
Поискать ему грибок.
- Танец мальчиков-грибочков.
Медведица выбирает лучший «грибок», подводит его к медвежонку.
Медведица:
Вот тебе грибочек,
Баю-бай сыночек!
Медвежонок: Не хочу грибочек!
В: Завизжал сыночек.
Вышла мама на порог,
На зеленый бугорок,
Притащила меду
Целую колоду.
Медведица вносит бочонок, угощает медвежонка медом.
В: Мама песенку поет,
Мишка угощается.
Медвежонок:
До чего липучий мед!
Аж, глаза слипаются.
Медвежонок укладывается спать, медведица поет ему песенку.
- Звучит песня « Колыбельная»
Осень: Неужели я была такой же капризной, как этот маленький медвежонок? После этой сказки мне даже плакать стыдно! Так много вокруг веселого, красивого, интересного. Так плохо когда рядом кто-то злится, капризничает, вредничает. Спасибо, ребята, что вы помогли это увидеть и понять.
Кот: Давайте поиграем в веселую игру-эстафету!
- Игра-эстафета « Собери урожай» ( две команды, играют дети и родители).
Кот: Не пора ли нам отправляться в путь на следующее созвездие?
Осень: Дорогой Кот Ученый, в книжной вселенной для малышей нет пока созвездий. Так что пришло время расставаться. Скоро на смену осени придет моя сестра Зима, а чтобы вы вспоминали о нашем путешествии, давайте сделаем красивые картинки из разноцветных осенних листочков. Красота осенней природы будет долго радовать вас.
Совместная работа родителей и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»
Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...
Доклад о работе детско-родительской гостиной «Мир семьи – мир детства»
Концепция ребенка, как "маленького", неразвитого взрослого прочно укоренилась и сохранялась в европейской культуре на протяжении столетий. Русское искусство, с XVIII-го века охваченное стремлением под...
План работы клуба «Родительская гостиная» на 2018 – 2019 учебный год
Работа родительского Клуба «Родительская гостиная» - это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, ЦЕЛЬ которого повысить эффективнос...
Организация работы в «Экологической гостиной» по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к природе
В «Экологической гостиной» были проведены консультации с родителями, на которых объяснилась важность экологического воспитания у дошкольников, а также проходила организованная образователь...
Организация работы в «Экологической гостиной» по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к природе
В «Экологической гостиной» были проведены консультации с родителями, на которых объяснилась важность экологического воспитания у дошкольников, а также проходила организованная образователь...
План работы кружка "Творческая гостиная"
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...