Проект «Здравствуй, Малыш! »
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа
«Детский сад № 27»
Проект
«Здравствуй, Малыш! »
Воспитатель
Краснобаева Алеся Викторовна
Содержание
Введение……………………………………………………………. 3
Этапы реализации проекта……………………………………….. 8
План работы с воспитанниками…………………………………. 10
План работы с родителями………………………………………. 16
Заключение………………………………………………………… 18
Список литературы……………………………………………….. 19
Приложение.
Введение
Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режим дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Проблема адаптации воспитанников раннего возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка раннего возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не
развиты. Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольную образовательную организацию в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, проявляются яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, педагогам необходимо сделать привыкание воспитанника к условиям детского сада менее болезненно. С этой целью был разработан проект по адаптации воспитанников раннего возраста к детскому саду «Здравствуй, Малыш!»
Проект предназначен для воспитанников раннего возраста и реализован в МБДОУ «ДС №27»
Тип проекта – Информационно-творческий
По числу участников – групповой
По времени проведения – среднесрочный (июнь-август 2016г)
Участники проекта: воспитатель, воспитанники группы раннего возраста, родители.
Цель проекта:
- создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольную образовательную организацию путем взаимодействия детского сада и семьи.
Основные задачи в ходе реализации проекта:
- -преодолеть стрессовые состояния у воспитанников раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- -формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации дошкольников.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития воспитанников:
- -снять эмоциональное и мышечное напряжение;
- -снять импульсивность , излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию;
- - развивать навыки взаимодействия дошкольников друг с другом;
- -развивать внимание, восприятие, речь, воображение;
- -развивать чувства ритма, общей мелкой моторики, координацию движений;
- -развивать игровые навыки, произвольное поведение.
Гипотеза:
- если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которой лежит комплекс мер, направленных на создание оптимальных условий для воспитанников раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Организация взаимодействия с дошкольниками через различные виды детской деятельности:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками:
- игры с дидактической куклой;
- дидактические игры;
- пальчиковые игры;
- экспериментирование с материалами и веществами:
- игры с песком;
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого:
- игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем;
-игры, направленные на развитие взаимодействия между воспитанниками;
- восприятие сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность:
-подвижные игры и упражнения;
- методика «Любимая игрушка».
Ожидаемый результат:
- благоприятное прохождение периода адаптации у воспитанников;
- установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями;
- повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития воспитанников раннего возраста в период адаптации;
- становление партнерских, доверительных отношений между ДОО и семьями воспитанников.
Продукты по итогам реализации проекта:
- фотовыставка «Я и детский сад»;
- фотоальбомы « Мы играем»;
- « Наши будни и праздники»;
- « Играем вместе с куклой Катей».
Этапы реализации проекта
1-й этап «Подготовительный»
Сроки с 01.06. 2016г. по 15.06.2016г.
- Подбор и изучение необходимой литературы.
- Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период.
- Составление плана работы и подбор методик.
- Анкетирование родителей на тему: «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» ( Приложение 1)
- Предоставление родителям папок-передвижек с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?", «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО», «Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям?» (Приложение 8)
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.
- Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и подготовки ко сну.
- Подготовка игротек.
2-й этап «Основной»
Сроки с 15.06.2016г. по 15.08.2016г.
- Заполнение адаптационных листов (Приложение 2)
- Реализация плана работы с воспитанниками.
- Работа с родителями.
3-й этап «Заключительный»
Сроки с 15.08.2016г. по 30.08.2016г.
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации воспитанников.
- Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома.
- Анкетирование родителей на тему: «Показатели адаптированности ребенка к ДОО» (Приложение 3)
- Фотовыставка «Я и детский сад».
Риски, возникшие в ходе реализации проекта:
- индивидуальные особенности ребенка;
- особенности семейных отношений;
- дата поступления в дошкольную образовательную организацию (не в июне, а позже);
- посещаемость/ заболеваемость.
Механизмы оценки проекта:
- анкетирование родителей;
- наблюдение за детьми.
План работы с воспитанниками
Форма работы | Содержание | сроки |
1 «Моя лучшая подружка-любимая игрушка» (Приложение 4)
-Игры занятия с куклой Катей. | Познакомимся с куклой Катей» Цель: знакомство ребенка с куклой, вызвать интерес к ней, желание играть. «Катя проснулась» Цель: закрепление умения воспитанников действовать с предметами и игрушками в совместной с воспитателем игре. «Напоим Катю чаем» Цель: развитие у малышей желания ежедневно заботиться о кукле. Формирование умения объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Катя проснулась, умылась, напилась чаю | июнь |
«Покатаем кукол на машине» Цель: развитие умения переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофер, пассажир) «Новая комната для кукол» Цель: формирование умения объединять единым сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить дошкольников к совместным играм. «Купание куклы Кати» Цель: формирование умения объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, искупать, одеть, уложить спать. Закрепление разнообразных игровых действий с куклой. | июль | |
«Кукла заболела» Цель: обогащение игрового опыта малышей, воспитывать доброжелательное отношение к кукле, желание ей помочь. «Построим куклам дом» Цель: развитие интереса к играм с куклами и строительным материалом, умения подбирать игрушки и атрибуты для игры «День рождения куклы Кати» Цель: развитие у воспитанников игрового интереса к игровым действиям, уважение к игровому персонажу, формирование навыков общения и доброжелательного отношения в игре. | август | |
2 «Давайте, познакомимся» (Приложение 5) • Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем. • Игры, направленные на развитие взаимодействия между воспитанниками. | Цель: - создание положительного эмоционального климата в группе; - снятие эмоционального напряжения; Игра «Покружимся» Игра «Доброе утро!» Игра «В нашей группе» Игра «Игра с собачкой» | июнь |
Игра «Пускание мыльных пузырей» Игра «Прячем мишку» Игра «Кто в кулачке?» Игра «Солнечные зайчики» | июль | |
Игра «Прятки» Игра «Здравствуйте» Игра «Кошка» Игра «Поезд» | август | |
«Прилетела птичка» Цель: развитие внимание к сверстнику «Колечки» Цель: развитие интереса к действиям сверстников, желание им демонстрировать свои умения «Прячемся от дождика» Цель: стимулирование подражанию сверстникам, развитие стремления находиться вместе. «Разноцветные клубочки» Цель: развитие умения выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата. | июнь | |
«Зайки» Цель: развитие умения выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам. «Топ-топ-топ» Цель: развитие умения выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам. «Флажки» Цель: развитие умения обмениваться со сверстниками предметами. «Катаем мяч» Цель: развитие умение обмениваться со сверстниками действиями. | июль | |
«Паровозик» Цель: формирование умения ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.. «Передай мяч» Цель: развитие взаимодействия со сверстниками. «Ласковое имя» Цель: формирование умения взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка «Вместе играем» Цель: формирование умения дошкольников взаимодействовать и вежливо обращаться друг с другом. «Наше солнце» Цель: способствование объединению и взаимодействию воспитанников в группе | август | |
3 «Развиваемся, играя» (Приложение 6) - Дидактические игры по сенсорному развитию -Игры с песком - Пальчиковые игры | «Подбери петушку пёрышко» Цель: формирование у воспитанников умения различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. "Ёжики" Цель: закрепление знания цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развитие мелкую моторику рук и доброжелательное отношение к животным. "Собери игрушку" Цель: закрепление знания цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развитие мелкую моторику рук и доброжелательное отношение к животным. | июнь |
«Волшебный мешочек» Цель: закрепление умения воспитанников называть овощи и их цвет; развитие зрительной памяти, внимания «Бабочки» Цель: закрепление знания цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развитие мелкой моторики рук. «Строим башенку» Цель: закрепление знания красного цвета, формирование умения ставить один кубик на другой | июль | |
«Разноцветные ведёрки» Цель: закрепление знания цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развитие мелкую моторику рук.. «Подбери кукле чашку» Цель: закрепление знания цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развитие мелкую моторику рук. «Подбери цвет к предмету» Цель: знакомство дошкольников с четырьмя основными цветами, упражнение в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета | август | |
«Я пеку, пеку, пеку» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук. «Волшебные отпечатки на песке» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений | июнь | |
Пересыпание сухого песка через воронку Цель: знакомство детей со свойствами сухого и влажного песка. Игры с решетом Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка. «Норки для мышки» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений | июль | |
«Заборчики» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений «Цветные заборчики» Цель: развитие мышления, моторики «Что я закопала в песок? » Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности. | август | |
«Пальчики здороваются» Цель: развитие движения кистей и пальцев рук. «Ладушки – ладушки» Цель: развитие ощущение собственных движений. «Сорока – сорока» Цель: активизация движения пальцев рук.. «Как у нашего кота…» Цель: развитие мелкую моторику рук «Этот пальчик – бабушка» Цель: активизация движения пальцев рук.. | июнь | |
«Ладошки» Цель: развитие моторику рук. «Обезьянки» Цель: Развитие мелкой моторики рук «Мальчик – пальчик» Цель: активизация движения пальцев рук. «Водичка, водичка…» Цель: развитие моторики обеих рук «Пальчик о пальчик» Цель: развитие движения кистей и пальцев рук | июль | |
«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять» Цель: развитие движения кистей и пальцев рук «Сидит белка на тележке» Цель: развитие моторику обеих рук «Капуста» Цель: развитие моторики обеих кистей и пальцев рук. «Пальчики» Цель: развитие движения кистей и пальцев рук, умения понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. «Здравствуй, солнце золотое!» Цель: развитие движения пальцев рук | август | |
4 «Маленькие ножки - бежали по дорожке» (Приложение 7) Подвижные игры | «Вышли дети в садик» (по стихотворению Л. Кондратенко) Цели: уточнение знания о голосах; формирование умения действовать согласно тексту стихотворения. «Лохматый пес» Цель: развитие умения передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.. «По узенькой дорожке» Цель: формирование умения перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте). «Ворона и собачка»» Цели: развитие умения подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу | июнь |
«Раздувайся, мой шар!» Цели: развитие умения выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука [ш]. «Коза рогатая» Цель: развитие умения выполнять действия в соответствии со словами стихотворения «Заинька, выйди в сад» Цель: формирование умения действовать в соответствии со словами взрослого «Паровозик» Цели: формирование умения двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков | июль | |
«Ладушки-оладушки» Цель: упражнение по-разному хлопать в ладоши, вести счет: «Раз, два». «Солнечные зайчики» (по стихотворению А. Бродского «Солнечный зайчик») Цели: уточнение направления: вверх, вниз, в сторону; упражнение в выполнении разнообразные движения. Материал: маленькое зеркальце. «Цыплята» (по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята») Цель: упражнения в выполнении имитационные движения, подражать голосовым реакциям птиц «Цыплята и собачка» Цель: упражнения детей в выполнении различных действий, в лазании и подлезании под шнур. | август |
План работы с родителями (приложение 8)
Месяц | Тема | Формы работы | Ответственный |
июнь | «Познай себя как родителя» | ||
«Готовность ребенка к поступлению в ДОУ» | Анкетирование родителей | Воспитатель | |
«Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?» | Круглый стол | Воспитатель | |
«Особенности развития детей раннего возраста» | Консультация | Воспитатель | |
«Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребёнка к новым условиям» | Оформление папки-передвижки | Воспитатель | |
«Как помочь ребенку освоится в детском саду» | Групповая консультация | Воспитатель | |
«Рекомендации по подготовке ребёнка к детскому саду». | информационная листовка | Воспитатель | |
«Режим дня. Это важно или нет?» | Консультация | Медсестра | |
Гигиенические требования к одежде ребенка | Беседы, консультации | Воспитатель Медсестра | |
июль | «Здоровый ребенок» | ||
Профилактика простудных заболеваний | Консультация | Медсестра | |
«Особенности адаптации в ясельной группе» | Оформление папки-передвижки | Воспитатель | |
«Адаптация. Что это?» | информационная листовка | Воспитатель | |
«Как закалять ребенка дома» | Беседа | Медсестра Воспитатель | |
«Система оздоровления в ДОО» | Информационный стенд | Старший воспитатель | |
«Правильное питание – залог здоровья» | Консультация | Медсестра Воспитатель | |
август | «Всестороннее развитие ребенка» | ||
«Умные пальчики» | Семинар-практикум | Воспитатель | |
«Играем дома вместе с детьми» | Консультация | Воспитатель | |
«7 правил адаптации» | Памятка | Воспитатель | |
«Какие игрушки нужны детям раннего возраста» | Оформление папки-передвижки | Воспитатель | |
«Игры для всестороннего развития» | Педагогическая гостиная | Воспитатель | |
«Почитай мне, мама!» | Консультация | Воспитатель | |
«Прогулка: игра и занятие» | Мастер класс | Воспитатель | |
«Показатели адаптированности ребенка к ДОО». | Анкетирование родителей | Воспитатель |
Список литературы
- Афонькина, Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста/ Ю.А.Афонькина – Волгоград: Учитель2013.- 105с.
- Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236с.
- Белова, О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ О.Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 154с.
- Бондаренко, Е.А. Развивающие игры для детей от года до трех лет./Е.А.Бондаренко.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003. -155 с.
- Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Галанова – Ярославль: Академия Холдинг, 2008. - 187с.
- Галой, Н.Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий./ Н.Ю.Галой. – Волгоград: Учитель, 2015. – 88с.
- Долженко, Е. А. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, современные игры/ Долженко А.А, Богаткина О.В.- Волгоград: Учитель, 2015. – 124с.
- Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие. /Н. В. Кирюхина. //Дошкольное воспитание и развитие. -2-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2006-112 с.
- Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 2—3 лет./ Д.Н. Колдина — М.: ТЦ Сфера, 2011. —144 с.
- Костина, В.П. . Новые подходы к адаптации детей раннего возраста/Н.Н. Костина // Дошкольное воспитание.-2006.- №1. с.34 – 36.
- Меремьянина, О.Р. «Вместе с куклой я расту»/ О.Р. Меремьянина - Волгоград, «Учитель», 2012. – 221с.
- Павлова, Л.Н. «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования». Л.Н.Павлова, Сотникова В.М. /, Москва, «Обруч», 2013г.- 208с.
- Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ./ Е.Н.Панова - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 96с.
- Роньжина, А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению./ А.С. Роньжина - М.: книголюб, 2003. - 72с.
- Русакова, А. С. Адаптация ребёнка в д/с. Советы педагогам и родителям: Сборник. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М: Сфера 2011.-128 с.
- Стефанко, А.В. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего возраста./ А.В. Стефанко - СПб: ООО «издательство «Детство-пресс», 2014.-256с.
- Теплюк, С.Н. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / С.Н. Теплюк.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
- Томашевская, Л. В.,. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно – методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей./ Л.В.Томашевская, Е.Ю.Герц, Е.В.Андрющенкова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 96с.
- Янушко, Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./ Е. Янушко — Москва.: Теревинф, 2007. — 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"
Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!» (для детей первой младшей группы)Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспече...
Проект «Здравствуй, малыш!»
Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность проекта: Краткосрочный.Цель проекта: Создание условий дл...
Проект «Здравствуй, малыш!»
Проект «Здравствуй, малыш!»для второй младшей группы. Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность проекта: ...
ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ МАЛЫШ» МЛАДШАЯ ГРУППА «НЕВЕЛИЧКИ»
Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации. Основные задачи проекта: 1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка...
Проект «Здравствуй, малыш!»
Цель: создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации....
Краткосрочный проект"Здравствуй, малыш!"
Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий....
Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"
Педагогический проект на тему: «Здравствуй, малыш!» Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации. Актуальность: Детство - годы чудес. ...