вариатив " Добро пожаловать в экологию"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
дополнительное образование в ДОУ, перспективный план по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
варивтив "Добро пожаловать в экологию" | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа.
Программа дополнительного образования
в подготовительной к школе группе
«Добро пожаловать в экологию»
Воспитатели:
Козлова Т.Л.
Воспитатель
1 кв.кат
г. Нижняя Тура, 2019
Пояснительная записка
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.
Программа разработана на основе методической разработки Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. - М.: Детство-Пресс, 2008
Задачи:
· развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
· обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
· воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
· воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
системное строение природы;
- понятие "живое" как основа экологического образования;
- единство живой и неживой природы;
- приспособление растений и животных к среде обитания и сезону;
- единство человека и природы как основа экологического сознания.
Ожидаемый результат
Количество учебных часов рабочей программы - 35 часов, из них 4 часа - педагогическая диагностика освоения детьми образовательной области. Продолжительность организованной деятельности не превышает 30 мин. в соответствии с требованиями СанПиН.
Форма контроля - педагогическая диагностика (устная беседа, выполнение заданий педагога, заполнение диагностической карты) - 2 раза в год, сентябрь, май.
Форма промежуточного контроля для детей, в отношении которых уровень освоения программы выявлен как низкий, ниже среднего -промежуточная педагогическая диагностика (устная беседа, выполнение заданий педагога, заполнение диагностической карты) - февраль.
Учебно-методический комплект
1.Васильева, Веракса, Комарова: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
2. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. - М.: Детство-Пресс, 2008
Дидактические материалы
-дидактических игр по экологии для подготовительной группы:
Оборудование
Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов
бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по разделу «Природный мир»
Сентябрь
1.«Путешествие колоска»
Задачи: Закрепить знания детей о злаковых культурах, из которых выпекают белый и черный хлеб.
Развивать умение различать растения по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен).
Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше
См. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» стр. 323
2. «Посещение кафе «Дары осени»
Задачи: систематизировать представления о фруктах и овощах; упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах;
познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов (компот, варенье, пирог с капустой, салат).
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.327
Октябрь
- "Как растения готовятся к зиме" (экскурсия )
Задачи: Формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений,
показать способы приспособления семян к распространению. Развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; выявлять причины происходящих изменений.
Познакомить детей с трудом взрослых осенью в парке по уходу за растениями.
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 329
2.«Унылая пора! Очей очарованье!..»
Задачи: Закрепить представления детей о «золотом периоде» осени. Развивать умения устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 335
3.«Рассказ педагога «Как и для чего человек дышит»»
Задачи: познакомить с дыхательной системой человека;
воспитывать познавательный интерес к изучению строения человеческого тела.
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 338
Ноябрь
- «Путешествие в осенний лес».
Задачи: Обобщать и систематизировать знания детей об осени, устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме,
выделять характерные признаки основных периодов и сезона и рассказать об этом,
развивать логическое мышление, развивать творческое воображение, воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.340
2.«Для чего растению нужны семена»
Задачи: Закрепить знания о том, что семя - конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни.
Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоли, зародыш.
Формировать представление о распространении семян растений. Развивать память, внимание, наблюдательность
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 343
3.«Путешествие капельки» Формировать представления детей о круговороте воды в природе.
Задачи: Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде
СМ.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 347
4. «Зачем человеку желудок».
Задачи: Сформировать представление об органах пищеварения.
Раскрыть функции и значение желудка для организма.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
СМ. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 351
Декабрь
- «Клуб знатоков леса»
Задачи: Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлении животных и растений к условиям жизни.
Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.
Развивать доказательную, связную речь у детей
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.353
- «Для чего человек ест».
Задачи: Дать детям представление о том, что пища необходима для жизни человека, закрепить знания об основных процессах пищеварения.
Развивать интерес к строению человека.
См О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 359
Январь
1.« Как живут наши пернатые друзья зимой». Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц, отметить взаимоотношения птиц во время зимовки, вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
См О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 360
- « Север- царство льда и снега».
Задачи: Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры,
устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе, развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.
Закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата
См О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.365.
- «Что такое огонь?»
Задачи: Познакомить с огнём как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле. Показать противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть).
Познакомить с историей использования огня человеком.
Активизировать словарный запас.
См О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 368
- «Колыбельная из двух слов».
Задачи: Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму
См О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 374
Февраль
1.«Лес как экологическая система».
Задачи: Сформировать понятие «этажи леса».
Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных.
Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 376
2.«Пищевые цепочки в лесу».
Задачи: Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторах неживой природы на уровне частных и обобщенных понятий.
Сформировать представление о пищевой зависимости обитателей леса. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 381
3.«Как животные приспособились к зиме».
Задачи: Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.
Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.
Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания.
Воспитывать стремление помогать птицам и зверям зимой.
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 385
4.«Если хочешь быть здоров».
Задачи: Закрепить представления детей о приспособлении человека к зимним условиям жизни.
Познакомить с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека.
Дать знания об использовании народной медицины при простудных заболеваниях
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.389
Март
1.«Как поссорились март и февраль».
Задачи: Дать знания о жизни животных и птиц.
Воспитывать интерес к народному календарю.
Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте
См.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 393
2.«Комнатные растения – спутники нашей жизни» (посадка комнатных растений)»
Задачи: Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Закреплять знания детей о строении растений, о вегетативном размножении комнатных растений, воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
Учить доказательности суждений и речи
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.401
3.«Загадки природы»
Задачи: Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня).
Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.
Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 406
4.«Как растет человек»
Задачи: Учить различать появление возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей.
Закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье. Показать значение семьи в жизни человека
См.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.412
Апрель
1.«Весенняя экскурсия в лесопарк»
Задачи: Сформулировать представления детей о лесопарке, как сообществе, в котором живут вместе растения(деревья, кусты, травы) и животные(насекомые, птицы, звери).
Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживание животных.
СМ. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 417
2.«Почему земля кормит»
Задачи: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов.
Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.
См.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.420
3.«Кто такой человек»
Задачи: Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки.
Показать, что человек больше всего относится к группе зверей. Рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет.
Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы.
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 422
Май
1.«Весенние заботы птиц»
Задачи: Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.
Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда(различные виды гнезд), как заботятся о птенцах.
Формировать гуманное отношение к птицам.
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 425
2.«Строим экологический город»
Задачи: Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле.
Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы
См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 430
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добро пожаловать в экологию!
Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрас...
"Добро пожаловать в экологию" - ОСЕНЬ
Данная информация может быть оформлена, как осенний выпуск экологической газеты для родителей «Добро пожаловать в экологию!», которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохр...
"Добро пожаловать в экологию" - ЗИМА
Даннный материал представляет собой подборку статей, которые могут быть использованы для оформления стенда, или ежемесячной гаеты для родителей в разднвалке в холле детского сада. Вся информация...
Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».
Муниципальное дошкольное образовательное...
"Добро пожаловать в экологию"
Воспитывать бережное отношение к природе....
Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...
Проект по экологии в старшей группе "Добро пожаловать в экологию"
Аналитическое обоснование Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается э...