Проект по экологии в старшей группе "Добро пожаловать в экологию"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шабаева Анна Николаевна

Аналитическое обоснование

 Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды. Можно ли предсказать погоду, используя народные приметы. В этом году мы решили изучать экосистему- лес, лес Мордовии. Слово экосистема в переводе с греческого языка означает жилище, или же местопребывание, и соответственно система.

Лес- живой организм. Он рождается, растет, размножается, дышит, говорит, радуется и огорчается, переживает и обижается, стареет и даже может умереть. Мы будем с детьми на протяжении всего года  узнавать много интересного, начнем понимать лес, ценить  его и беречь. А лес Мордовии расскажет о своих обитателях , растениях, животных , тайнах чудесах , загадках и открытиях, своих обидах и тревогах, поделиться своими радостями и открытиями, расскажет нам свои лесные сказки. Станет нам настоящим другом.  Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. И здесь  необходима помощь родителей и воспитателя, чтобы ввести ребенка в этот прекрасный мир лесной природы, раскрыть перед ним тайны и законы, чтобы воспитать правильное отношение к лесу, потребность в его познании, а значит можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных краеведческих, природоведческих знаний. Воспитать любовь к родному краю.

 

 

Цель проекта:

- Развивать умения устанавливать взаимосвязи, экологические цепочки на примере жизни лесных обитателей Мордовского леса.

- Обобщить представления детей о лесе как экологической системе.

-Воспитывать экологическое сознание , познавательный интерес, желание сохранить лес.

- Создать предметно-развивающую среду по экосистеме- лес, лес Мордовии

- Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, любовь к родному краю, природосбережения,  природоиспользования.

- Развивать художественно-эстетическое восприятие , эмоциональный отклик на проявление красоты в природе.

- Развивать представления о жанрово- видовом  разнообразии искусства , способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.

 

 

 

 

 

 

Замысел проекта:

- сформировать у детей обобщенное представление о лесе родного края Мордовии: в лесу растут различные растения (деревья, кустарники , травы, мхи, грибы) и живут разные животные ( птицы, звери, насекомые, пресмыкающиеся). Все они очень нужны друг другу в лесу.

- Развивать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи в экосистеме леса между живыми организмами и средой их обитания.

- Развивать у детей понимание того, что лес- это единый целостный организм и нарушать его нельзя.

-Воспитывать бережное отношение детей к лесу.

-Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края.

- Следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

 

 

 

 

 

 

 

Тип проекта:

- по доминирующей в проекте деятельности:

Информационный, игровой.

- по времени проведения:  долгосрочный.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.        

- методическое оснащение:

1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова  – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 – 528 с.

2. « Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы дошкольного образования / В.Д. Бурляева и другие – Саранск: мордовское книжное издательство, 2014 г. – 104 стр.

3.О.М.Масленникова,  А.А.Филиппенко « Экологическое проекты в детском саду», Волгоград, Издательство, « Учитель», 2015 г.

4. Детские экологические проекты./ О.А.Воронкевич, « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г

 

 

.

- материально- техническое оснащение:

Картины с изображение леса в разное время года;  картинки с изображением животных. Растений, насекомых, деревьев Мордовии; оборудование для игры «Собираемся в поход»; магнитная доска с магнитами;  фланелеграф; сюжетные игрушки;

кормушка с изображениями птиц на подставках; дощечки для рисования мелом; сигнальные карточки;  картины с изображением животных различных экосистем, изображение растений разных экосистем; магнитафон с записью , физкультурное оборудование; музыкальные инструменты. Силуэтные изображения растений и животных леса:

деревья леса: ель, сосна, дуб, береза, рябина, клен, тополь, клен, осина, ольха, липа.

Кустарники леса: малина, ежевика, шиповник,  черничник, калина, акация, боярышник, брусника.

Травы: ландыш, крапива, лопух, папоротник.

Мох.  

Грибы: белый гриб, лисичка, подберезовик, мухомор, сыроежка, подосиновик, бледная поганка.

Насекомые: гусеница, комар, муравейник и муравьи, жук-короед.

Звери: заяц, медведь, волк, лиса, лось, белка, барсук.

Птицы: глухарь, сорока, дятел, ворона, кукушка, клест, сова.

Пресмыкающиеся: уж, гадюка

 

 

  Ожидаемый результат:

-дети должны знать   лес как экосистему; животных, насекомых, птиц живущих в лесу Мордовии;  их среде обитания. -знать виды деревьев, растущих в Мордовии, кустарники, растения. Знать их строение. Знать растения, которые произрастают в лесах Мордовии . Знать птиц, обитающих в Мордовии.

-знать  об особенностях существования животных и растений в сообществе ( в лесу),

-знать о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. – вызвать желание   оберегать и охранять, приумножать лесные богатства.

- Поддерживать детей в соблюдении экологических правил  и поведении в лесу, вовлекать в элементарную природоохранную деятельности.

 -жить в гармонии с природой.

- знать профессию гидрометеоролога, чем он занимается.

-знать растения- барометры, которые произрастают на участке ДОУ.

- вызвать желание наблюдать за растениями-барометрами и фиксировать свои наблюдения

-знать народные приметы.

  -жить в гармонии с природой.

- эмоционально- эстетически откликается на проявление прекрасного в природе, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации, проявляет творческую активность, демонстрирует хороший уровень технической грамотности.

 

 

 

 

 

Срок с 01.09.2016 г. по 31 08.2017 г.

Деятельность педагога:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно- популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

- подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности , игрушек;

- подбор материалов для  художественного творчества и продуктивной деятельности детей;

-  составление перспективного плана мероприятий.

 

Совместная с детьми деятельность:

- Сформировать мотивы  участия детей в предстоящей  деятельности по реализации проекта.

- Развивать умения устанавливать взаимосвязи, экологические цепочки на примере жизни  лесных обитателей Мордовии.

- Обобщать представления детей о мордовском лесе как экологической системе.

- Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, желание сохранить лес в родном крае.

Совместная деятельность с родителями:

- Помощь в организации разных экскурсий в лес;

-сбор природного материала для изготовления поделок;

- консультации для родителей;

- памятки для родителей « Как вести себя в лесу»

-рисование растений и животных , насекомых, птиц Мордовии;

-Беседа с родителями « как правильно знакомить детей с обитателями Мордовского леса.

- Консультация  для родителей «Влияние природы леса на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней.

Организация проектной деятельности

1.      Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

Прослушивание аудиозаписи « Звуки леса».

Беседа об услышанном:

-Где можно услышать эти звуки?

-как догадались . что речь идет о лесных обитателях?

- Лес- это живой организм?

    - Как мы можем это доказать?

    - Если он живой, то о чем он нам может рассказать?

Предлагаю детям всем вместе создать « книгу леса Мордовии»

Предлагаю детям  какие странички могут быть в этой книге ( например: « Жалобная страница». « Радости леса» и т.д.)

2.      Практическая деятельность по реализации проекта

2.1.   Познавательно- исследовательская.

Рассматривание иллюстраций леса Мордовии и его обитателей, художественные картины. Дети совместно с воспитателем создают различные символы, плакаты. Совместно с родителями создают книжки- малышки о животном, растении, птице, дереве. Проведение опытов, экспериментов, прогулки  детей совместно с родителями.

2.2.   Беседа с детьми и обсуждения о « лесных радостях леса родного края», выслушивают его « жалобы» . Совместно с воспитателем дети составляют описательные рассказы о лесных обитателях мордовского леса, разгадывают загадки. С помощью моделей составляют рассказы, используя народные приметы.

2.3.   Чтение ( восприятие ) художественной литературы.

Я. Пинясов « О том как зайчик хвост потерял», Т.Тимохина  «Как зима Степку лечила», Л.Земскова « Цветные сказки: Зеленая. Белая, Разноцветная.» ,мордовские сказки « Змеиная трава», « Как ворона лисицу обманула»,  Ю.Азрапкин « В лесу», « Наша речка», Р. Федькин « Снегири», Г Пинясов «Вирява», А.Ежов «По грибы», В Бианки « Лесные домишки», В. Бианки « У кого дом лучше всех»,  В. Бианки « Чей нос лучше?»,В. Бианки « Страшный цветок»,В.Бианки « Новые лесные обычаи»,Н.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы». Заучивание наизусть Ф. Бобылев « Непоседливый гриб», А.Ежов « Моя Родина».   К. Паустовский « Несколько слов о приметах», мордовские народные приметы о лесе.

2.4.   Игровая деятельность.

« Четвертый лишний», « В лесу», « Зеленый друг», « Кто как голос подает», « Путешествие в мир растений». Театрализованные: ролевые диалоги, инсценировки сказок.

2.5.   Трудовая деятельность.

Сбор и создание коллекции семян, плодов, шишек.

2.6.   Продуктивная деятельность.

Оформлении книги « Живой книги мордовского леса», иллюстрации к страничкам книги. Поделки из природного материала, собранного в лесу.

 Рисование леса в разное время года. Изображение птиц, животных, растений.

2.7.   Двигательная деятельность.

Хороводные игры « Ягодка- малинка», « За грибами». Подвижные игры  «Совушка», « Волк во рву», « Зайцы в лесу», « Бездомный заяц», « Хитрая лиса»,  мордовские подвижные игры  « В волков», « В ворону». Пальчиковые игры « Филин», « Ежонок», « Белочкин запас», « По грибы», « Лисица», « Совушка».

2.8.   Песни: « Листик клена» ( сл. и муз. С.Н. Хачко), « У березки» ( сл. и муз. С.Насауленко)

2.9.   Слушание музыки: « Времена года», « Песня жаворонка» (П . Чайковского), « Времена года» ( А.Вивальди), « Пляска птиц»( Н. Римского- Корсакого). Танцевально- игровое творчество: « Танец медведя и медвежат» Г. Галинина

Пение : « Зайчик», « Ходит зайка по саду», « Ворона, ворона» ( Н.В.Сураева- Королева), « Птички, птички» ( Н.Кошелева), р.н.п. « Зимушка-сударушка»,  эрз.нар. песня « А сезяка, сезяка,сезяка» ( сорока, сорока, сорока), р.н.песня « Во поле березонька стояла», мокш. нар. песня « Луганяся келуня» ( На лугу березка), тат.нар.песня « Ай, былбылым» ( Соловей).  « Зайчик» ( Н.В.Сураева- Королева), « Ходит зайка по саду» ( Н.В.Сураева- Королева),

« Ворона, ворона» ( Н.В.Сураева- Королева) ,« Птички, птички» ( Н.Кошелева).

 

3.      Оформление альбома « Живая книга мордовского леса»,  презентация « Живой книги мордовского леса», совместная работа детей и родителей, придумывают небольшой рассказ о лесном жителе мордовского леса.

 

 

 

 

Методическое сопровождение проекта

«Живая книга леса»

Страница

Виды детской деятельности

« Лесных знаний»       

Беседа с детьми « Лес как экологическая система»

Рассматривание картин « Обитатели мордовского леса»

Составление лесного календаря.

Знакомство с народными приметами.

Растения- барометры.

Беседа « Мы любим нашу Родину, наш Мордовский край»

Экспериментальная

1.« Как влияет свет на цвет листьев»

2.Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

3. Выяснить как муравьи находят пищу.

4. Выяснить какие следы оставляют насекомые.

 

 

Книжная

Я. Пинясов « О том как зайчик хвост потерял»,

 Т.Тимохина  «Как зима Степку лечила»,

Л.Земскова « Цветные сказки: Зеленая. Белая, Разноцветная.»

 мордовские сказки « Змеиная трава», « Как ворона лисицу обманула»,

 Ю.Азрапкин « В лесу», « Наша речка»,

Р. Федькин « Снегири»,

 Г Пинясов «Вирява»,

А.Ежов «По грибы»,

В. Бианки « У кого дом лучше всех?»

 В. Бианки « Чей нос лучше?»

В. Бианки « Страшный цветок»

В.Бианки « Новые лесные обычаи»

  Н.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы».

 Заучивание наизусть Ф. Бобылев « Непоседливый гриб», А.Ежов « Моя Родина».

 К. Паустовский « Несколько слов о приметах», мордовские народные приметы о лесе.

 

 

«Лесные радости»      

Беседа о перелетных птицах, они весной возвращаются в мордовские леса.

Беседа о том , что происходит с лесными обитателями весной.

Составление описательного рассказа о белке с помощью моделей.

Составление описательного рассказа о лисе с помощью моделей.

Музыка

 

         Слушание музыки: « Времена года»

 « Песня жаворонка» (П . Чайковского)

 « Времена года» ( А.Вивальди)

« Пляска птиц»( Н. Римского- Корсакого).

 Танцевально- игровое творчество: « Танец медведя и медвежат» Г. Галинина.

Пение : « Зайчик» ( Н.В.Сураева- Королева)

« Ходит зайка по саду» ( Н.В.Сураева- Королева)

« Ворона, ворона» ( Н.В.Сураева- Королева)

 « Птички, птички» ( Н.Кошелева).

 

Жалобная 

 

Беседа о правилах поведения в лесу.

Изготовление плакатов « Деревья  в лесу губить нельзя»

Рассматривание картины « Лес после пожара»

  Беседа « Лес в беде»

Загадки о лесных обитателях»

 Д/и « Кто вернется в лес?»

Беседа « Не обижай обитателей леса»

Тайна леса

Знакомимся с тайной леса- грибы  Мордовии.

Рассматривание картинок с изображение грибов родного края.

Заучивание стихотворения о грибах.

Отгадывание загадок о грибах

Страница игр

 

         « Четвертый лишний» ( словесная)

 « В лесу» ( лото настольная)

 « Зеленый друг» (лото) настольная

« Кто как голос подает» ( словесная)

 « Путешествие в мир растений». ( настольная0

Театрализованные:

 ролевые диалоги

 инсценировки сказок.

Хороводная игра « Ягодка- малинка»

  Хороводная игра « За грибами».

 Подвижные игры : «Совушка»

 «волк во рву»

 « Зайцы в лесу»

 « Бездомный заяц».

« Хитрая лиса»

мордовские подвижные игры:  « В волков»

 « В ворону»

« В зайчиков»

« В белочек»

« В гусей и волка»

 Пальчиковые игры: « Филин»

 « Ежонок»

 « Белочкин запас»

 « По грибы»

 « Лисица»

 « Совушка».

 

 

 

Творческая страница

Изготовление поделки совместно с родителями « Деревья в лесу»

Изготовление плакатов « Сохраним лес»

1.Рисование:

« Знакомые незнакомцы» ( растения-барометры)

« Пейзаж. Золотая осень»

« Узоры на окне»

« Зимний пейзаж»

« Расписные птицы»

« Весенняя гроза»

« Грибная полянка»

« Цветет сирень»

« Весенний пейзаж»

« Летняя полянка»

2. Аппликация:

« Грибы для белочки»

« Вот на ветках птички: снегири, синички»

« зеленая елочка»

« Одуванчики»

« Божья коровка»

3. Лепка:

 « Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

« Бабочки красавицы»

« Корзинка с грибами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добро пожаловать в экологию!

Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрас...

"Добро пожаловать в экологию" - ОСЕНЬ

Данная информация может быть оформлена, как осенний выпуск экологической газеты для родителей «Добро пожаловать в экологию!», которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохр...

"Добро пожаловать в экологию" - ЗИМА

Даннный материал представляет собой подборку статей, которые могут быть использованы для оформления стенда, или ежемесячной гаеты для родителей  в разднвалке в холле детского сада. Вся информация...

Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».

Муниципальное дошкольное образовательное...

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ МЫ ЮНЫМИ ЭКОЛОГАМИ СКОРЕЕ СТАТЬ ХОТИМ! ИГРА-КВЕСТ

Мероприятие по экологии в старшей разновозрастной группе «Непоседы». Мы юными экологами  скорее стать хотим! игра-квест...

Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности «Добро пожаловать в экологию» (старшая группа, 5-6 лет)

Комплексно-тематическое планирование по экологическому воспитанию разработано для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в соответствии с требованиями ФГОС. На рассмотрение отдельной темы отводит...