Проект по экологии в старшей группе "Добро пожаловать в экологию"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Аналитическое обоснование
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды. Можно ли предсказать погоду, используя народные приметы. В этом году мы решили изучать экосистему- лес, лес Мордовии. Слово экосистема в переводе с греческого языка означает жилище, или же местопребывание, и соответственно система.
Лес- живой организм. Он рождается, растет, размножается, дышит, говорит, радуется и огорчается, переживает и обижается, стареет и даже может умереть. Мы будем с детьми на протяжении всего года узнавать много интересного, начнем понимать лес, ценить его и беречь. А лес Мордовии расскажет о своих обитателях , растениях, животных , тайнах чудесах , загадках и открытиях, своих обидах и тревогах, поделиться своими радостями и открытиями, расскажет нам свои лесные сказки. Станет нам настоящим другом. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. И здесь необходима помощь родителей и воспитателя, чтобы ввести ребенка в этот прекрасный мир лесной природы, раскрыть перед ним тайны и законы, чтобы воспитать правильное отношение к лесу, потребность в его познании, а значит можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных краеведческих, природоведческих знаний. Воспитать любовь к родному краю.
Цель проекта:
- Развивать умения устанавливать взаимосвязи, экологические цепочки на примере жизни лесных обитателей Мордовского леса.
- Обобщить представления детей о лесе как экологической системе.
-Воспитывать экологическое сознание , познавательный интерес, желание сохранить лес.
- Создать предметно-развивающую среду по экосистеме- лес, лес Мордовии
- Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, любовь к родному краю, природосбережения, природоиспользования.
- Развивать художественно-эстетическое восприятие , эмоциональный отклик на проявление красоты в природе.
- Развивать представления о жанрово- видовом разнообразии искусства , способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.
Замысел проекта:
- сформировать у детей обобщенное представление о лесе родного края Мордовии: в лесу растут различные растения (деревья, кустарники , травы, мхи, грибы) и живут разные животные ( птицы, звери, насекомые, пресмыкающиеся). Все они очень нужны друг другу в лесу.
- Развивать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи в экосистеме леса между живыми организмами и средой их обитания.
- Развивать у детей понимание того, что лес- это единый целостный организм и нарушать его нельзя.
-Воспитывать бережное отношение детей к лесу.
-Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края.
- Следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Тип проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности:
Информационный, игровой.
- по времени проведения: долгосрочный.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
- методическое оснащение:
1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 – 528 с.
2. « Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы дошкольного образования / В.Д. Бурляева и другие – Саранск: мордовское книжное издательство, 2014 г. – 104 стр.
3.О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко « Экологическое проекты в детском саду», Волгоград, Издательство, « Учитель», 2015 г.
4. Детские экологические проекты./ О.А.Воронкевич, « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г
.
- материально- техническое оснащение:
Картины с изображение леса в разное время года; картинки с изображением животных. Растений, насекомых, деревьев Мордовии; оборудование для игры «Собираемся в поход»; магнитная доска с магнитами; фланелеграф; сюжетные игрушки;
кормушка с изображениями птиц на подставках; дощечки для рисования мелом; сигнальные карточки; картины с изображением животных различных экосистем, изображение растений разных экосистем; магнитафон с записью , физкультурное оборудование; музыкальные инструменты. Силуэтные изображения растений и животных леса:
деревья леса: ель, сосна, дуб, береза, рябина, клен, тополь, клен, осина, ольха, липа.
Кустарники леса: малина, ежевика, шиповник, черничник, калина, акация, боярышник, брусника.
Травы: ландыш, крапива, лопух, папоротник.
Мох.
Грибы: белый гриб, лисичка, подберезовик, мухомор, сыроежка, подосиновик, бледная поганка.
Насекомые: гусеница, комар, муравейник и муравьи, жук-короед.
Звери: заяц, медведь, волк, лиса, лось, белка, барсук.
Птицы: глухарь, сорока, дятел, ворона, кукушка, клест, сова.
Пресмыкающиеся: уж, гадюка
Ожидаемый результат:
-дети должны знать лес как экосистему; животных, насекомых, птиц живущих в лесу Мордовии; их среде обитания. -знать виды деревьев, растущих в Мордовии, кустарники, растения. Знать их строение. Знать растения, которые произрастают в лесах Мордовии . Знать птиц, обитающих в Мордовии.
-знать об особенностях существования животных и растений в сообществе ( в лесу),
-знать о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. – вызвать желание оберегать и охранять, приумножать лесные богатства.
- Поддерживать детей в соблюдении экологических правил и поведении в лесу, вовлекать в элементарную природоохранную деятельности.
-жить в гармонии с природой.
- знать профессию гидрометеоролога, чем он занимается.
-знать растения- барометры, которые произрастают на участке ДОУ.
- вызвать желание наблюдать за растениями-барометрами и фиксировать свои наблюдения
-знать народные приметы.
-жить в гармонии с природой.
- эмоционально- эстетически откликается на проявление прекрасного в природе, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации, проявляет творческую активность, демонстрирует хороший уровень технической грамотности.
Срок с 01.09.2016 г. по 31 08.2017 г.
Деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно- популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности , игрушек;
- подбор материалов для художественного творчества и продуктивной деятельности детей;
- составление перспективного плана мероприятий.
Совместная с детьми деятельность:
- Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
- Развивать умения устанавливать взаимосвязи, экологические цепочки на примере жизни лесных обитателей Мордовии.
- Обобщать представления детей о мордовском лесе как экологической системе.
- Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, желание сохранить лес в родном крае.
Совместная деятельность с родителями:
- Помощь в организации разных экскурсий в лес;
-сбор природного материала для изготовления поделок;
- консультации для родителей;
- памятки для родителей « Как вести себя в лесу»
-рисование растений и животных , насекомых, птиц Мордовии;
-Беседа с родителями « как правильно знакомить детей с обитателями Мордовского леса.
- Консультация для родителей «Влияние природы леса на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней.
Организация проектной деятельности
1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
Прослушивание аудиозаписи « Звуки леса».
Беседа об услышанном:
-Где можно услышать эти звуки?
-как догадались . что речь идет о лесных обитателях?
- Лес- это живой организм?
- Как мы можем это доказать?
- Если он живой, то о чем он нам может рассказать?
Предлагаю детям всем вместе создать « книгу леса Мордовии»
Предлагаю детям какие странички могут быть в этой книге ( например: « Жалобная страница». « Радости леса» и т.д.)
2. Практическая деятельность по реализации проекта
2.1. Познавательно- исследовательская.
Рассматривание иллюстраций леса Мордовии и его обитателей, художественные картины. Дети совместно с воспитателем создают различные символы, плакаты. Совместно с родителями создают книжки- малышки о животном, растении, птице, дереве. Проведение опытов, экспериментов, прогулки детей совместно с родителями.
2.2. Беседа с детьми и обсуждения о « лесных радостях леса родного края», выслушивают его « жалобы» . Совместно с воспитателем дети составляют описательные рассказы о лесных обитателях мордовского леса, разгадывают загадки. С помощью моделей составляют рассказы, используя народные приметы.
2.3. Чтение ( восприятие ) художественной литературы.
Я. Пинясов « О том как зайчик хвост потерял», Т.Тимохина «Как зима Степку лечила», Л.Земскова « Цветные сказки: Зеленая. Белая, Разноцветная.» ,мордовские сказки « Змеиная трава», « Как ворона лисицу обманула», Ю.Азрапкин « В лесу», « Наша речка», Р. Федькин « Снегири», Г Пинясов «Вирява», А.Ежов «По грибы», В Бианки « Лесные домишки», В. Бианки « У кого дом лучше всех», В. Бианки « Чей нос лучше?»,В. Бианки « Страшный цветок»,В.Бианки « Новые лесные обычаи»,Н.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы». Заучивание наизусть Ф. Бобылев « Непоседливый гриб», А.Ежов « Моя Родина». К. Паустовский « Несколько слов о приметах», мордовские народные приметы о лесе.
2.4. Игровая деятельность.
« Четвертый лишний», « В лесу», « Зеленый друг», « Кто как голос подает», « Путешествие в мир растений». Театрализованные: ролевые диалоги, инсценировки сказок.
2.5. Трудовая деятельность.
Сбор и создание коллекции семян, плодов, шишек.
2.6. Продуктивная деятельность.
Оформлении книги « Живой книги мордовского леса», иллюстрации к страничкам книги. Поделки из природного материала, собранного в лесу.
Рисование леса в разное время года. Изображение птиц, животных, растений.
2.7. Двигательная деятельность.
Хороводные игры « Ягодка- малинка», « За грибами». Подвижные игры «Совушка», « Волк во рву», « Зайцы в лесу», « Бездомный заяц», « Хитрая лиса», мордовские подвижные игры « В волков», « В ворону». Пальчиковые игры « Филин», « Ежонок», « Белочкин запас», « По грибы», « Лисица», « Совушка».
2.8. Песни: « Листик клена» ( сл. и муз. С.Н. Хачко), « У березки» ( сл. и муз. С.Насауленко)
2.9. Слушание музыки: « Времена года», « Песня жаворонка» (П . Чайковского), « Времена года» ( А.Вивальди), « Пляска птиц»( Н. Римского- Корсакого). Танцевально- игровое творчество: « Танец медведя и медвежат» Г. Галинина
Пение : « Зайчик», « Ходит зайка по саду», « Ворона, ворона» ( Н.В.Сураева- Королева), « Птички, птички» ( Н.Кошелева), р.н.п. « Зимушка-сударушка», эрз.нар. песня « А сезяка, сезяка,сезяка» ( сорока, сорока, сорока), р.н.песня « Во поле березонька стояла», мокш. нар. песня « Луганяся келуня» ( На лугу березка), тат.нар.песня « Ай, былбылым» ( Соловей). « Зайчик» ( Н.В.Сураева- Королева), « Ходит зайка по саду» ( Н.В.Сураева- Королева),
« Ворона, ворона» ( Н.В.Сураева- Королева) ,« Птички, птички» ( Н.Кошелева).
3. Оформление альбома « Живая книга мордовского леса», презентация « Живой книги мордовского леса», совместная работа детей и родителей, придумывают небольшой рассказ о лесном жителе мордовского леса.
Методическое сопровождение проекта
«Живая книга леса»
Страница | Виды детской деятельности |
« Лесных знаний» | Беседа с детьми « Лес как экологическая система» Рассматривание картин « Обитатели мордовского леса» Составление лесного календаря. Знакомство с народными приметами. Растения- барометры. Беседа « Мы любим нашу Родину, наш Мордовский край» |
Экспериментальная | 1.« Как влияет свет на цвет листьев» 2.Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе. 3. Выяснить как муравьи находят пищу. 4. Выяснить какие следы оставляют насекомые.
|
Книжная | Я. Пинясов « О том как зайчик хвост потерял», Т.Тимохина «Как зима Степку лечила», Л.Земскова « Цветные сказки: Зеленая. Белая, Разноцветная.» мордовские сказки « Змеиная трава», « Как ворона лисицу обманула», Ю.Азрапкин « В лесу», « Наша речка», Р. Федькин « Снегири», Г Пинясов «Вирява», А.Ежов «По грибы», В. Бианки « У кого дом лучше всех?» В. Бианки « Чей нос лучше?» В. Бианки « Страшный цветок» В.Бианки « Новые лесные обычаи» Н.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы». Заучивание наизусть Ф. Бобылев « Непоседливый гриб», А.Ежов « Моя Родина». К. Паустовский « Несколько слов о приметах», мордовские народные приметы о лесе.
|
«Лесные радости» | Беседа о перелетных птицах, они весной возвращаются в мордовские леса. Беседа о том , что происходит с лесными обитателями весной. Составление описательного рассказа о белке с помощью моделей. Составление описательного рассказа о лисе с помощью моделей. |
Музыка |
Слушание музыки: « Времена года» « Песня жаворонка» (П . Чайковского) « Времена года» ( А.Вивальди) « Пляска птиц»( Н. Римского- Корсакого). Танцевально- игровое творчество: « Танец медведя и медвежат» Г. Галинина. Пение : « Зайчик» ( Н.В.Сураева- Королева) « Ходит зайка по саду» ( Н.В.Сураева- Королева) « Ворона, ворона» ( Н.В.Сураева- Королева) « Птички, птички» ( Н.Кошелева).
|
Жалобная |
Беседа о правилах поведения в лесу. Изготовление плакатов « Деревья в лесу губить нельзя» Рассматривание картины « Лес после пожара» Беседа « Лес в беде» Загадки о лесных обитателях» Д/и « Кто вернется в лес?» Беседа « Не обижай обитателей леса» |
Тайна леса | Знакомимся с тайной леса- грибы Мордовии. Рассматривание картинок с изображение грибов родного края. Заучивание стихотворения о грибах. Отгадывание загадок о грибах |
Страница игр |
« Четвертый лишний» ( словесная) « В лесу» ( лото настольная) « Зеленый друг» (лото) настольная « Кто как голос подает» ( словесная) « Путешествие в мир растений». ( настольная0 Театрализованные: ролевые диалоги инсценировки сказок. Хороводная игра « Ягодка- малинка» Хороводная игра « За грибами». Подвижные игры : «Совушка» «волк во рву» « Зайцы в лесу» « Бездомный заяц». « Хитрая лиса» мордовские подвижные игры: « В волков» « В ворону» « В зайчиков» « В белочек» « В гусей и волка» Пальчиковые игры: « Филин» « Ежонок» « Белочкин запас» « По грибы» « Лисица» « Совушка».
|
Творческая страница | Изготовление поделки совместно с родителями « Деревья в лесу» Изготовление плакатов « Сохраним лес» 1.Рисование: « Знакомые незнакомцы» ( растения-барометры) « Пейзаж. Золотая осень» « Узоры на окне» « Зимний пейзаж» « Расписные птицы» « Весенняя гроза» « Грибная полянка» « Цветет сирень» « Весенний пейзаж» « Летняя полянка» 2. Аппликация: « Грибы для белочки» « Вот на ветках птички: снегири, синички» « зеленая елочка» « Одуванчики» « Божья коровка» 3. Лепка: « Мы на луг ходили, мы лужок лепили» « Бабочки красавицы» « Корзинка с грибами»
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добро пожаловать в экологию!
Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрас...
"Добро пожаловать в экологию" - ОСЕНЬ
Данная информация может быть оформлена, как осенний выпуск экологической газеты для родителей «Добро пожаловать в экологию!», которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохр...
"Добро пожаловать в экологию" - ЗИМА
Даннный материал представляет собой подборку статей, которые могут быть использованы для оформления стенда, или ежемесячной гаеты для родителей в разднвалке в холле детского сада. Вся информация...
Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».
Муниципальное дошкольное образовательное...
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ МЫ ЮНЫМИ ЭКОЛОГАМИ СКОРЕЕ СТАТЬ ХОТИМ! ИГРА-КВЕСТ
Мероприятие по экологии в старшей разновозрастной группе «Непоседы». Мы юными экологами скорее стать хотим! игра-квест...
Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности «Добро пожаловать в экологию» (старшая группа, 5-6 лет)
Комплексно-тематическое планирование по экологическому воспитанию разработано для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в соответствии с требованиями ФГОС. На рассмотрение отдельной темы отводит...