"Добро пожаловать в экологию"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: Научить детей отличать живые объекты от неживых; дать представление о неразрывной связи взаимодействия живой и неживой природы. Подвести детей к пониманию того, что жизнь всех живых объектов зависит от окружающей среды.
Программное содержание:
Образовательные: Обобщать и систематизировать знания детей о лесе. Закреплять знания детей о животных: зверях, птицах.
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать и сопоставлять. Развивать навыки учебной деятельности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование в зале: мультимедийное оборудование, мультфильмы («Берегите воду», отрывок «Оранжевое горлышко»); презентация «Кто живёт в лесу»; слайды природы; ковёр; музыкальный центр; аудиозапись («Шум леса», «Звуки птиц»); магнитные доски, вырезанные части дерева для игры, атрибуты для теневого театра (животные, ширма); костюм дерева, костюмы берёзок для танца.
ХОД развлечения:
Дети заходят под спокойную музыку в зал и садятся на ковёр перед мультимедийным экраном.
Воспитатель: - Сегодня ребята мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие в мир природы. Предлагаю посмотреть на экран. Слайды (1,2,3,4) с изображением природы.
- Ребята, что вы сейчас увидели?
Предполагаемые ответы детей – лес, деревья, кусты, поляну, цветы, животных и т.д.
Воспитатель: - А как это всё можно назвать, одним словом!? Правильно! Лес! А что такое лес?
Предполагаемые ответы детей - Это украшение земли. Великолепный и удивительный наряд земли. Легкие нашей планеты. Это земная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль. Это дом для зверей и птиц. Это участок земли, где растет много деревьев и др.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Под звуки леса входит взрослый в костюме дерева, загадывает загадку
Меня весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Ответ (Дерево)
Дерево: Правильно, я дерево, и я хочу с вами поиграть.
Игра «Собери дерево»
Группа делится на две команды, выбирают капитана, на магнитных досках собирают деревья из частей (корни, ствол, ветви, листья). Чья команда быстрее.
Воспитатель: Вы все молодцы, а расскажите теперь дереву, для чего ему нужны корни…., ствол…, ветви…., листья….
Ответы детей: в виде кратких рассказов (капитан команды).
Дети садятся на стулья.
Дерево (любуется на детей): Сколько вас здесь много, и какие вы все разные, есть мальчики и девочки, есть высокие и не очень, есть беленькие, а есть чёрненькие. У некоторых ребят глазки голубые, а у некоторых карие. Ребята, а вы знаете, что мы, деревья, как и люди, тоже все разные!? Какие деревья вы знаете?
Ответы детей: рябина, елка, дуб, клён и др.
Дерево: Ребята, а какое дерево очень часто встречается в наших лесах?
Ответы детей: берёза.
Воспитатель: Дерево, а наши ребята знают стихи о берёзе, сейчас мы тебе расскажем
Березка (читает ребёнок)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
/И. Семенова/
Воспитатель: Ребята, а что вы ещё знаете о березе?
Предполагаемые ответы детей: береза символ России, русская красавица.
Воспитатель: Девочки, берёзоньки-красавицы, выходите, станцуйте для нас танец.
Танец «Берёзка»
(русская народная мелодия «Ах, ты берёзка»)
Воспитатель: а сейчас давайте для дерева споём красивую песню.
Песня «Вальс цветущей черёмухи»
(сл. Т. Кореневой, муз. Г. Портного)
Дерево: Спасибо, ребята, вы очень хорошо поёте и танцуете, ну а мне пора возвращаться в лес, до свидания.
Воспитатель: включает аудиозапись «Шум леса» дети слушают на своих местах.
Воспитатель: Ребята, что вы услышали?
Ответы детей: шум леса, лес разговаривает с листочками.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какой бывает лес?
Предполагаемые ответы детей: большой, огромный, дремучий, зимний, осенний, хвойный, лиственный, сказочный, чудесный, прекрасный, удивительный, зеленый, весенний и др.
Воспитатель: Молодцы. А деревья - они живые или неживые?
Ответы детей: живые.
Воспитатель: Как вы можете доказать, что деревья живые?
Ответы детей: деревья - растут, дышат, питаются, размножаются.
Воспитатель: Молодцы! Ребята для вас приготовили сюрприз. Они покажут вам
Теневой театр «Животные леса»
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, каких животных вы увидели?
Ответы детей: медведь, лиса, белка, заяц, ёж, волк.
Воспитатель: Эти животные живут в наших лесах. Сейчас, давайте закроем глаза, а я включу звуки, которые издают животные. А вы должны узнать, кто как кричит.
Воспитатель включает аудиозапись «Крики животных».
Воспитатель: Молодцы, вы так хорошо узнали животных по звукам. А сейчас давайте поиграем в видео-викторину
Мультимедийная презентация «Кто живёт в лесу?»
Воспитатель: Вы все хорошо знаете о жизни животных в лесу, давайте, и мы с вами превратимся в лесных жителей и поиграем.
Игра «Хитрая лиса»
Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили о животных, в чем вы видите сходство между человеком и животными?
Предполагаемые ответы детей: и животное и человек питаются, передвигаются, дышат; строят жильё; заботятся о своих детях.
Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие продолжается.
Сюрпризный момент: воспитатель вносит клетку с попугаями. Дети рассматривают птиц, воспитатель напоминает детям, что это попугаи, жители жарких стран и в наших краях жить на улице не могут. Вопрос детям - Почему?
Примерные ответы детей: они замёрзнут зимой, не смогут найти себе корм, человек должен о них заботиться.
Воспитатель включает аудиозапись «Звуки птиц».
Воспитатель: Каких птиц вы услышали?
Ответы детей: скворец, синица, ворона, сорока, дятел, соловей.
Воспитатель: А эти птицы живут в клетках или на воле?
Ответы детей: на воле, в лесу.
Воспитатель: А как птицы живут в лесу?
Предполагаемые ответы детей: вьют гнёзда, выращивают птенцов, ищут корм и др.
Просмотр отрывка из мультфильма «Оранжевое горлышко»
(по мотивам В. Бианки)
Воспитатель: Что умеют делать птицы?
Ответы детей: летать.
Воспитатель: Нужны ли в природе птицы? Для чего?
Ответы детей: Они создают красоту природы, являются санитарами леса.
Воспитатель: Мы с вами знаем песню, которая называется «Ласковая ласточка» давайте споём.
Песня «Ласковая ласточка»
(сл. В. Татариной, муз. Е. Четверикова)
Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили о животных и птицах, как вы думаете звери и птицы это живая или неживая природа?
Ответы детей: живая природа
Воспитатель: Почему зверей и птиц можно отнести к живой природе?
Предполагаемые ответы детей: потому что, они дышат, растут, питаются, размножаются, передвигаются.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель включает фонтан. Дети слушают шум воды.
Воспитатель: Ребята, а что такое вода?
Предполагаемые ответы детей: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно выпить, можно перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?
Ответы детей: Вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: Имеет ли вода вкус и запах?
Ответы детей: вода не имеет вкуса, она безвкусная и без запаха.
Воспитатель: Что может делать вода?
Ответы детей: капать, шуметь, литься.
Воспитатель: сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Берегите воду» и вы мне расскажите, почему нужно беречь воду.
Ответы детей: потому что она необходима всем живым существам на планете и растениям, и людям, и животным, и птицам.
Итог развлечения:
Воспитатель: Сегодня мы с вами очень много говорили о природе, что можно отнести к живой и неживой природе? Почему? Ответы детей.
Воспитатель: На этом наше путешествие в мир природы подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте на прощание поблагодарим и деревья, и птиц, и животных, за то, что они живут рядом с нами.
Воспитатель читает стих:
"Все - все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых
Нужны все подряд - кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё-таки очень друг-другу нужны./Б.Заходер./
Дети спокойным шагом выходят из зала.
Список используемой литературы:
Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»
Подреза Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи времена года»
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добро пожаловать в экологию!
Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрас...
"Добро пожаловать в экологию" - ОСЕНЬ
Данная информация может быть оформлена, как осенний выпуск экологической газеты для родителей «Добро пожаловать в экологию!», которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохр...
"Добро пожаловать в экологию" - ЗИМА
Даннный материал представляет собой подборку статей, которые могут быть использованы для оформления стенда, или ежемесячной гаеты для родителей в разднвалке в холле детского сада. Вся информация...
Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».
Муниципальное дошкольное образовательное...
Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...
Мастер - класс по изготовлению книжки - самоделки "Добро пожаловать в экологию"
Данный мастер - класс можно использовать для изготовления любой другой книги, и сдругим содержанием. Книжка выполнена в форме домика зелёного цвета. Домик символизирует экологию - наш общий дом. На до...
Проект по экологии в старшей группе "Добро пожаловать в экологию"
Аналитическое обоснование Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается э...