Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Маттис Татьяна Юрьевна

«Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности»

Выступление из опыта работы

Воспитатель средней  группы (I квалификационной категории):

Маттис Татьяна Юрьевна

Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно-развивающую среду в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для занятия индивидуальной деятельностью. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства.

У ребенка младшего дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании.

Разнообразные материалы, оборудование и инвентарь обеспечивают:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх.

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

● возможность самовыражения детей: имеются необходимые атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, различные виды театров, одежда для ряженья детей, костюмы разных профессий и т.п.)

С целью полифункциональности пространство группы разделено (условно) на три части:

  1. «Спокойная» - для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.  
  2. «Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.
  3. «Рабочая» - для организации партнерских форм занятий детей.

Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.

Все части пространства обладают возможностью изменяться, имеют подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей.

 

Для этого мы используем маркеры игрового пространства: ширмы - трансформеры, модульно - каркасный конструктор, игровую модульную мебель, мягкие модули, различные ширмы.

Такие составляющие предметной среды не обладающие жёстко закреплённым способом употребления могут быть использованы в разных видах деятельности детей.

Все элементы предметно - пространственной среды группы соответствуют требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасностиих использования.

Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным. В связи с чем, дидактический, наглядный материал периодически изменяться (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

Предметно-развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые даны ему природой. В нашем детском саду предметно-развивающая среда группы оснащается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (поло ролевое воспитание): куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п.  Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи. Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка.

Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все требования ФГОС ДО. Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.

Чтобы осуществить баланс между стабильностью и динамичностью предметно-пространственной среды, мы используем маркеры игрового пространства.

Маркеры (или знаки) игрового пространства представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира. Требования ФГОС ДО к игровому пространству предполагают многофункциональность и трансформируемость, вариативность. А это значит, что игровое оборудование должно как-то видоизменяться, иметь множество функций, дети должны самостоятельно его передвигать в групповом пространстве. Для того, чтобы игра получила свое развитие, дошкольникам необходим маркер игрового пространства или маркер воображаемого мира.

Для их изготовления мы использовали современные, доступные и безопасные для детей материалы (например, цветные листы полипропилена). Из больших листов полипропилена мы изготовили детали для крупных маркеров, затем их соединили и обработали края, получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты.

Получились основные маркеры: ширма-трансформер (со съемными динамическими полями), включающая в себя автомастерскую, бензоколонку, кораблик, магазин, медицинский кабинет; модульно-каркасный конструктор (машинки, кораблик). Из остатков получились дополнительные маркеры и детали к ним: колеса транспорта, руль корабля, бензоколонка, прилавок магазина, медицинский кабинет.

Маркеры желто-красного и синего цвета (модульная игровая мебель) трансформируются в дом, отрабатывается речевой материал, игровые действия, поло ролевое поведение по теме: «Семья». А динамические панели ширмы-трансформера «Магазин» и «Медицинский кабинет» помогают отработать представления детей о профессиях врача, продавца; ролевые действия продавца-покупателя, врача-пациента; речевой материал и элементарные математические представления (на количество и счет, величину, геометрические формы, сенсорные эталоны), представления об овощах и фруктах, элементарные валеологические представления о здоровом образе жизни и прочее.

С помощью этих маркеров можно отработать речевую активность, познакомить с устным народным творчеством и произведениями детской художественной литературы. Кроме того, имеются возможности для развития познавательной и исследовательной деятельности детей.

Обыгрывая сюжетом, дети вовлекаются в двигательную активность, превращаются в птичек, рыбок, различных животных (диких или домашних), имитируя их характерные движения, закрепляя таким образом основные движения. С этой целью они легко трансформируют мягкие модули, ширмы-трансформеры, приклады к различным театрам.

Маркеры можно комплектовать и дополнять друг другом.

Таким образом, роль педагога с одной стороны обеспечить, а с другой стороны показать детям возможности использования окружающего пространствав разных видах детской деятельности. Мы должны искать рациональные пути и методы воспитания и развития именно активности детей. Необходимо пробудить активность детей, желания приобретать знания, дать возможность самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №65

«Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности»

Выступление из опыта работы

Воспитатель средней  группы (I квалификационной категории):

Маттис Татьяна Юрьевна

1. Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно-развивающую среду в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для занятия индивидуальной деятельностью. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства.

2. У ребенка младшего дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании.

В связи с этим, в нашем детском саду насыщенность среды соответствует, прежде всего, требованиям ФГОС ДО, возрастным возможностям детей и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой ДОУ.

3.   Разнообразные материалы, оборудование и инвентарь обеспечивают:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх.

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

● возможность самовыражения детей: имеются необходимые атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, различные виды театров, одежда для ряженья детей, костюмы разных профессий и т.п.)

4. С целью полифункциональности пространство группы разделено (условно) на три части:

  1. «Спокойная» - для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.  
  2. «Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.
  3. «Рабочая» - для организации партнерских форм занятий детей.

Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.

Все части пространства обладают возможностью изменяться, имеют подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей.

5.  Для этого мы используем маркеры игрового пространства: ширмы - трансформеры, модульно - каркасный конструктор, игровую модульную мебель, мягкие модули, различные ширмы.

Такие составляющие предметной среды не обладающие жёстко закреплённым способом употребления могут быть использованы в разных видах деятельности детей.

Все элементы предметно - пространственной среды группы соответствуют требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасностиих использования.

Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным. В связи с чем, в нашей группе игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяться (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

Доступ детей младшего дошкольного возраста к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности свободный, функциональный, а не витринный, находится на уровне роста детей: ребенку достаточно удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр хранятся в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками, облегчающими выбор.

6. Предметно-развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые даны ему природой. В нашем детском саду предметно-развивающая среда группы оснащается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (поло ролевое воспитание): куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п.  Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи. Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка. 

7. Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все требования ФГОС ДО. Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.

Чтобы осуществить баланс между стабильностью и динамичностью предметно-пространственной среды, мы используем маркеры игрового пространства.

8. Маркеры (или знаки) игрового пространства представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира. Требования ФГОС ДО к игровому пространству предполагают многофункциональность и трансформируемость, вариативность. А это значит, что игровое оборудование должно как-то видоизменяться, иметь множество функций, дети должны самостоятельно его передвигать в групповом пространстве. Для того, чтобы игра получила свое развитие, дошкольникам необходим маркер игрового пространства или маркер воображаемого мира.

Для их изготовления мы использовали современные, доступные и безопасные для детей материалы (например, цветные листы полипропилена). Из больших листов полипропилена мы изготовили детали для крупных маркеров, затем их соединили и обработали края, получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты.

Получились основные маркеры: ширма-трансформер (со съемными динамическими полями), включающая в себя автомастерскую, бензоколонку, кораблик, магазин, медицинский кабинет; модульно-каркасный конструктор (машинки, кораблик). Из остатков получились дополнительные маркеры и детали к ним: колеса транспорта, руль корабля, бензоколонка, прилавок магазина, медицинский кабинет.

9. Для пополнения и закрепления словарного запаса по темам: «Лес», «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Времена года», «Птицы», «Дикие животные» мы использовали маркер «ширму-трансформер» с динамическими полями «Лес. Дорога». В тоже время этот маркер дополняется мягкими модулями и может быть использован для реализации двигательной активности детей. Координируя речь с движением, мы отрабатываем словарь: дети называют и выполняют действия птиц (летают, сидят, клюют, строят гнезда) или как птицы подают голос (чирикают, каркают, кукуют, щебечут). Также можно закрепить знания детенышей диких животных, один ребенок называет маму, а другой детенышей.

Кроме того, используя одновременно модульно-каркасный конструктор «Машинка» и съемные динамические панели «Дорога. Город», дети разворачивают игровой сюжет, связанный с поездками по городу, автомастерской и заправочной станцией, отрабатывая темы: «город», «транспорт», «профессии», «профессии автотранспорта», «домашние питомцы», «дикие и домашние животные». Закрепление составных частей транспорта (например, машина или автобус – кабина, кузов, колеса, фары) с последующим конструированием из мягких модулей.

10. Используя модульно-каркасный конструктор «кораблик» и динамическую панель ширмы-трансформер, мы предлагаем детям отправится на нем в морское путешествие.

Отрабатываются следующие темы:

  • «Обитателей морей и океанов»,
  • «Речные рыбы»,
  • «Животные жарких стран»,
  • «Профессии на корабле».

Развиваем грамматический строй речи: образовываем прилагательные (Я вижу дельфиний хвост, черепаший панцирь, и т.д.), формируем связную речь и воображение (За пальмой спрятался жираф) и т.д.

Знакомство со структурными частями корабля (лодочки): палуба, карма, якорь; с профессиями на корабле, развитие глагольного словаря «Кто что делает?» (Примеры: Капитан управляет кораблем, повар (кок) готовит еду, матрос моет палубу, рулевой стоит на палубе).

Если это рыболовецкая лодка, то закрепляется название речных рыб и согласование их с числительными (Я поймал две зубастых щуки, много колючих ершей, трех лещей и одного сома).

11.  Маркеры желто-красного и синего цвета (модульная игровая мебель) трансформируются в дом, отрабатывается речевой материал, игровые действия, поло ролевое поведение по теме: «Семья».

12. А динамические панели ширмы-трансформера «Магазин» и «Медицинский кабинет» помогают отработать представления детей о профессиях врача, продавца; ролевые действия продавца-покупателя, врача-пациента; речевой материал и элементарные математические представления (на количество и счет, величину, геометрические формы, сенсорные эталоны), представления об овощах и фруктах, элементарные валеологические представления о здоровом образе жизни и прочее.

С помощью этих маркеров можно отработать речевую активность, познакомить с устным народным творчеством и произведениями детской художественной литературы. Кроме того, имеются возможности для развития познавательной и исследовательной деятельности детей.

Обыгрывая сюжетом, дети вовлекаются в двигательную активность, превращаются в птичек, рыбок, различных животных (диких или домашних), имитируя их характерные движения, закрепляя таким образом основные движения. С этой целью они легко трансформируют мягкие модули, ширмы-трансформеры, приклады к различным театрам.

Маркеры можно комплектовать и дополнять друг другом.

Таким образом, роль педагога с одной стороны обеспечить, а с другой стороны показать детям возможности использования окружающего пространствав разных видах детской деятельности. Мы должны искать рациональные пути и методы воспитания и развития именно активности детей. Необходимо пробудить активность детей, желания приобретать знания, дать возможность самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

13.  Используемые информационно-образовательные ресурсы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.-М.: УЦ Перспектива, 2014.
  2. «От рождения до школы». Основная образовательная программа /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,  2016
  3. Савицкая Н. М., Сафонова Л. О., Лаврентьева О. И. Маркеры игрового пространства // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 118-127. — URL (https://moluch.ru/th/1/archive/24/718/)
  4. Денисова Татьяна Владимировна, Болдышева Елена Сергеевна, учителя-логопеды, ГБДОУ Детский сад №74, г. Санкт-Петербург, Россия. Маркеры игрового пространства. Конструируем игровое поле своими руками: фотографии и рекомендации (http://pedsovet.su/dou/5855_igrovoe_prostranstvo)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игрового пособия "Чудо-парашют" в разных видах детской деятельности

Цели и задачи: • Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников; • Ознакомление с практическим материалом по применению игрового пособия «Чудо - парашют»; • Освоени...

Мастер-класс на тему: использование игрового пособия «Чудо – парашют» в разных видах детской деятельности.

Мастер-класс на тему: использование игрового пособия «Чудо – парашют» в разных видах детской деятельности....

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...

Использование театрализованной деятельности в разных видах детской деятельности

Данный документ  содержит опыт работы по использованию театрализованной деятельности в разных видах детской деятельности, её влияние на развитие ребёнка....

Организация пространства спальни и приёмной, для разных видов детской деятельности, в подготовительной к школе группе.

В презентации пердставлен опыт по организации РППС в спальне и в приемной группы....