Современные педагогические технологии по музыкальному восприятию и развитию детей дошкольного возраста
консультация

Гребенчук Наталья Николаевна

Описание современных педагогических технологий по формированию музыкального восприятия дошкольников, их этапность, набор профессиональных действий музыкального руководителя позволяющих предвидеть результаты уровневой диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii_po.docx12.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современные  педагогические  технологии по музыкальному восприятию и развитию детей  дошкольного возраста.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает пересмотреть устоявшиеся в практике музыкального руководителя  целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.

ФГОС делает акцент на необходимость применения вариативных педагогических технологий образовательного процесса, предполагающих:

1.Активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений;

 2. Гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка;

 3. Привлекательные для детей формы организации деятельности.

Воспитание активного слушателя основная задача, которую мы музыкальные руководители  реализуем в процессе восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Именно дошкольное детство является  временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, развития звукового сенсорного и интонационного опыта.

Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром,

миром предметов и природы

и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

«МУЗЫКА – ИСТИННАЯ ВСЕОБЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

немецкий историк Карл Юлиус Вебер.

Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом осуществляется профессионально-педагогическая работа по музыкальному восприятию, какие пед.технологии, и с какой целью использует педагог  в работе с детьми.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Кандидат педагогических  наук Герман Константинович Селевко определяет  под педагогической технологией систему функционирования всех компонентов педагогического процесса построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в пространстве и приводящую к намеченным  результатам.

  «Слышать и слушать МУЗЫКУ» это совершенно разные понятия.

Специалист по дошкольной педагогике Александра  Гививна  Гогоберидзе  считает, что сущность современных  педагогических технологий по слушанию  заключается в  выраженной  этапности от  восприятия через  прослушивание  к интерпретации,

включает в себя набор определенных профессиональных действий педагога на каждом из этапов, позволяющих в процессе работы  предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическая технология «ЗВУЧАЩИЙ МИР»

Используется для воспитания у детей раннего, младшего и среднего возраста:

интереса к миру музыкальных и немузыкальных звуков, обогащению звукового сенсорного и музыкального опыта, активизации эмоциональных реакций,

развития музыкально - игровых импровизаций, исполнительских умений в художественных видах деятельности при подражании детей действиям педагога.

 Педагогическая технология Организации восприятия детьми 2 года жизни.

Её успешное применение возможно при реализации следующих педагогических условий:

1) Музыкальное восприятие активизируется за счёт не только общего, но и  индивидуального музыкального развития ребёнка.

2) Содержание НОД  основывается на синтезировании музыкальной и игровой деятельности (использование потешек, сказок под музыку).

3) Самостоятельная музыкальная деятельность заключается в  совместном вместе с родителями восприятии музыки.

Педагогическая технология РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ 3 ГОДА ЖИЗНИ

Элементарная музыкальная деятельность, доступна детям начиная с 3 года жизни. В этом возрасте впервые проявляются музыкальные  предпочтения и интересы детей. Интерес вызывает положительные эмоции, что в свою очередь делает ребёнка открытым для взаимодействия.

Условия реализации технологии:

1) Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя.

2). Организация режимных моментов под музыку, использование музыки на занятиях в группе, музыкально-обогащенная среда группы для самостоятельной деятельности детей, наличие музыкально - дидактических игры для индивидуальной и подгрупповой  работы.

Педагогическая технология РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Творческое воображение – это деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новые, отсутствовавшие ранее представления, опираясь на образы, сохранившееся у него в памяти.

При прослушивании музыки творческое воображение детей проявляется в самостоятельной конкретизации музыкальных образов в разных видах художественной деятельности.

 Музыкальные произведения, содействующие развитию творческого воображения у  детей среднего возраста следующие:

Э. Григ – «Бабочка», «Птичка», «Весной», «Вальс», «Мелодия», «Родная песенка»

П. И.Чайковский – «Детский альбом», «Времена года»

С.С. Прокофьев – «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга», «Сказочка»

А. Вивальди – «Времена года»

М. П. Мусоргский – «Картинки с выставки»

Д. Кабалевский - «Клоуны»

В. Гаврилин – «Зарисовки»

Р. Шуман – «Дед Мороз», «Бедный сиротка»

В. А. Моцарт -  «Немецкие танцы»

И. Брамс – «Венгерские танцы»

А. Дворжак – «Славянские танцы»

К. Дебюси – «Детский уголок»

Педагогическая технология РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  детей среднего и старшего дошкольного возраста  в процессе слушания музыки 

Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр, так как она эмоциональна, образна, динамична и тем самым привлекательна для детей.

Эта пед. технология будет эффективной, если музыкальный руководитель использует для  слушания  музыкальный материал, побуждающий ребят  к фантазированию и игре.

в средней группе  это такие музыкальные произведения как:  

П. Чайковский – «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Нянина сказка».

Н. А. Римский-Корсаков – «Полёт шмеля»

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

М. Таривердиев «Игра», «Маленькая циркачка» (органный цикл «Настроение»)

А для ребят старшей группы:

П. Чайковский – «Баба Яга», «Вальс цветов», «Кот в сапогах и Белая кошечка»

М. Мусоргский – «Избушка на курьих ножках», «Гном», «Балет невылупившихся птенцов» (цикл «Картинки с выставки»)

А. Лядов – «Волшебное озеро», «Баба Яга»

С. Прокофьев -  «Шествие кузнечиков»

М. Глинка – «Марш Черномора»

Э. Григ – «Шествие гномов»

К. Сен-Санс – «Карнавал животных»

Педагогическая технология

ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ у старших дошкольников посредством музыки.

Эмоциональное развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений становления детской личности. Знакомя ребёнка с различными эмоциональными состояниями, она делает его способным к переживанию разных эмоций, тем самым углубляя его взаимодействие с окружающей действительностью, и другими людьми.

«Музыка, прежде всего – путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств», - писал крупнейший отечественный психолог Б.М.Теплов.

Педагогическая технология РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ на музыку у старших дошкольников

Основным признаком музыкальности человека является переживание музыки - способность эмоционально на неё откликаться (погружаться в её настроение, вживаться в музыкальные образы).

Эмоциональная отзывчивость на музыку детей старшего дошкольного возраста, это главная составляющая музыкальности ребёнка.

Она выражается в его умении осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения, определять средства музыкальной выразительности и передавать их через двигательную импровизацию или  темброво-шумовой аккомпанемент.

Данная технология реализуется во время бесед с детьми о музыке, в НОД с использованием интеграции с другими видами искусства, концертах по слушанию музыки, вечерах досуга.

Педагогическая технология ОЗНАКОМЛЕНИЯ  детей старшего дошкольного возраста С МУЗЫКОЙ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений.

Детская тема проходит сквозной линией через все творчество Чайковского:  (фортепианная музыка Детский альбом и Времена года, балеты Щелкунчик. Спящая красавица и  Лебединое озеро).

Музыкальные произведения Чайковского для ребят содержат разнообразные бытовые сцены и ситуации,  способствующие  обогащению детского опыта,  оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствуют их нравственному и интеллектуальному развитию. 

Объединение пьес из «Детского альбома» в циклы, связанные единой темой, позволяют выстроить систему занятий, близких по содержанию.

Цикл «Сон. Пробуждение» -  Утренняя молитва, Зимнее утро,

Мама, Вальс.

Цикл «Встреча с героями сказок» - Игра в лошадки, Марш деревянных солдатиков, Болезнь куклы, Новая кукла.

Цикл «Музыка моей родины» - Хорал, Шарманщик поёт, Масленица, Мужик на гармонике играет, Камаринская.

Цикл «Волшебные сказки» -  Нянина сказка, Баба Яга, Марш из балета Щелкунчик.

Цикл «Музыка народов мира» - Полька, Итальянская песенка, Старинная французская песенка, Немецкая песенка, Неаполитанская песенка.

Цикл «Зимние сны» - Сладкая грёза, Песня жаворонка, В церкви.

Педагогическая технология РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА В  ЖИВОПИСИ  с помощью музыки

Самый эмоциональный вид искусства - музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство.

Живопись доступна для понимания детьми старшего дошкольного возраста на основании того, что её внутренний и внешний планы соотносятся с психологией чувственного познания ребёнком окружающего мира и самого себя.

У ребят 5-7 лет складываются необходимые предпосылки для развития эстетического восприятия цвета на основе музыкального опыта, формирования знаний о цвете как о признаке предмета, возникновения навыков использования цвета и его оттенков в изобразительной деятельности для передачи эмоционального отношения к окружающему миру.

Цветомузыкальная игра,  основанная на интеграции музыки и ИЗО, представляет собой одно из эффективных средств развития детского воображения и творческих способностей за счёт комплексного проникновения в природу искусства и осознания ребёнком позиции субъекта творческой деятельности.

Музыка обогащает восприятие картины, в то время как картина, в свою очередь, углубила переживание музыкального образа. 

 Педагогическая технология РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ИНТЕГРАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Эффективность художественного развития детей        

во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания (искусство, окружающая среда, природа, художественно-творческая деятельность) и интеграцией содержания разных видов искусства (музыка, литература, изобразительное искусство).

Развитие музыкально-художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста на интегративных занятиях происходит в том случае если:

Проектируется вариативность в содержании занятий, они ориентированы на усиление полноценного восприятия;

 Наблюдается отражение результатов восприятия в различных видах художественной деятельности;

Действия  детей направленны на творческую передачу образа в разных видах художественной деятельности.

НОД «Путешествие в зимний лес»

1. Наблюдение в природе, как идёт снег в разное время дня.

2.Чтение литературных произведений Андерсен «Снежная королева».

3. Стихи для заучивания Бальмонт «Снежинка», Суриков «Зима»,

4. Рассматривание репродукций: Александров «Зимняя сказка», Грабарь «Зимний пейзаж».

5. Музыка для фона Свиридов «Зима», «Тройка».

6. Музыка для слушания Чайковский «Вальс снежных хлопьев».

Педагогическая технология ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Музыка – это искусство интонации она  точно так же как и литература, стремиться показать детям реальный мир в ярких, выразительных образах. Проникновение ребёнка в музыкальный образ литературного героя усиливает  процесс его воссоздания, помогает  понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события.

Игра-драматизация, театрализованные представления -  являются интегративным видом детских игр, который основан на литературном материале. Они являются  средствами  развития детского творчества от восприятия к интерпретации. Полноценность и глубина восприятия музыки и литературного произведения, одно из условий успешной его драматизации.

Вывод: Формирование музыкального восприятия  у дошкольников  интересный, но сложный процесс, требующий от педагога упорной и терпеливой работы. По данному направлению работы существует  множество современных педагогических технологий,  которые  имеют  выраженную этапность,

включают в себя набор определенных профессиональных действий музыкального руководителя на каждом из этапов,

позволяют  педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности, что подтверждают результаты уровневой диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные парциальные программы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.Презентация.

В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ....

Использование современных педагогических технологий в реализации социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Использование игрового набора Дары Фрёбеля

В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные педагогические технологии, а так же способы и методы, известные в практике. Идя в ногу со временем, важно учитывать современные требования, п...

Статья на тему "Роль и значение здоровьесберегающих технологий в процессе художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (музыкальное развитие).

Музыка, как составная часть художественно-эстетического развития – это наиболее «благоприятная почва» для разностороннего творческого развития ребенка, так как включает в себя целый ...

Какие современные педагогические технологии я использую в работе с детьми дошкольного возраста.

Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая техноло...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Музыкальное и физическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС».

  «Музыкальное развитие» и «Физическое развитие». В этих двух сферах много разного и много общего. Развитие движений - имеется в виду и в том и в другом случае. ...

Роль использования современных педагогических технологий для проявления спортивной одаренности у детей дошкольного возраста

Роль использования современных педагогических технологий для проявления спортивной одаренности у детей дошкольного возраста...

Педагогическая технология «Синквейн» – как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

Педагогическая технология «Синквейн» - инновационный подход для речевого развития детей   дошкольного возраста,  которая направлена на обучение старших дошкольников уме...