Современные педагогические технологии по музыкальному восприятию и развитию детей дошкольного возраста
консультация
Описание современных педагогических технологий по формированию музыкального восприятия дошкольников, их этапность, набор профессиональных действий музыкального руководителя позволяющих предвидеть результаты уровневой диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii_po.docx | 12.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии по музыкальному восприятию и развитию детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает пересмотреть устоявшиеся в практике музыкального руководителя целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.
ФГОС делает акцент на необходимость применения вариативных педагогических технологий образовательного процесса, предполагающих:
1.Активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений;
2. Гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка;
3. Привлекательные для детей формы организации деятельности.
Воспитание активного слушателя основная задача, которую мы музыкальные руководители реализуем в процессе восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Именно дошкольное детство является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, развития звукового сенсорного и интонационного опыта.
Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром,
миром предметов и природы
и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
«МУЗЫКА – ИСТИННАЯ ВСЕОБЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕЧЬ»
немецкий историк Карл Юлиус Вебер.
Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом осуществляется профессионально-педагогическая работа по музыкальному восприятию, какие пед.технологии, и с какой целью использует педагог в работе с детьми.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Кандидат педагогических наук Герман Константинович Селевко определяет под педагогической технологией систему функционирования всех компонентов педагогического процесса построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в пространстве и приводящую к намеченным результатам.
«Слышать и слушать МУЗЫКУ» это совершенно разные понятия.
Специалист по дошкольной педагогике Александра Гививна Гогоберидзе считает, что сущность современных педагогических технологий по слушанию заключается в выраженной этапности от восприятия через прослушивание к интерпретации,
включает в себя набор определенных профессиональных действий педагога на каждом из этапов, позволяющих в процессе работы предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическая технология «ЗВУЧАЩИЙ МИР»
Используется для воспитания у детей раннего, младшего и среднего возраста:
интереса к миру музыкальных и немузыкальных звуков, обогащению звукового сенсорного и музыкального опыта, активизации эмоциональных реакций,
развития музыкально - игровых импровизаций, исполнительских умений в художественных видах деятельности при подражании детей действиям педагога.
Педагогическая технология Организации восприятия детьми 2 года жизни.
Её успешное применение возможно при реализации следующих педагогических условий:
1) Музыкальное восприятие активизируется за счёт не только общего, но и индивидуального музыкального развития ребёнка.
2) Содержание НОД основывается на синтезировании музыкальной и игровой деятельности (использование потешек, сказок под музыку).
3) Самостоятельная музыкальная деятельность заключается в совместном вместе с родителями восприятии музыки.
Педагогическая технология РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ 3 ГОДА ЖИЗНИ
Элементарная музыкальная деятельность, доступна детям начиная с 3 года жизни. В этом возрасте впервые проявляются музыкальные предпочтения и интересы детей. Интерес вызывает положительные эмоции, что в свою очередь делает ребёнка открытым для взаимодействия.
Условия реализации технологии:
1) Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя.
2). Организация режимных моментов под музыку, использование музыки на занятиях в группе, музыкально-обогащенная среда группы для самостоятельной деятельности детей, наличие музыкально - дидактических игры для индивидуальной и подгрупповой работы.
Педагогическая технология РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Творческое воображение – это деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новые, отсутствовавшие ранее представления, опираясь на образы, сохранившееся у него в памяти.
При прослушивании музыки творческое воображение детей проявляется в самостоятельной конкретизации музыкальных образов в разных видах художественной деятельности.
Музыкальные произведения, содействующие развитию творческого воображения у детей среднего возраста следующие:
Э. Григ – «Бабочка», «Птичка», «Весной», «Вальс», «Мелодия», «Родная песенка»
П. И.Чайковский – «Детский альбом», «Времена года»
С.С. Прокофьев – «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга», «Сказочка»
А. Вивальди – «Времена года»
М. П. Мусоргский – «Картинки с выставки»
Д. Кабалевский - «Клоуны»
В. Гаврилин – «Зарисовки»
Р. Шуман – «Дед Мороз», «Бедный сиротка»
В. А. Моцарт - «Немецкие танцы»
И. Брамс – «Венгерские танцы»
А. Дворжак – «Славянские танцы»
К. Дебюси – «Детский уголок»
Педагогическая технология РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки
Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр, так как она эмоциональна, образна, динамична и тем самым привлекательна для детей.
Эта пед. технология будет эффективной, если музыкальный руководитель использует для слушания музыкальный материал, побуждающий ребят к фантазированию и игре.
в средней группе это такие музыкальные произведения как:
П. Чайковский – «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Нянина сказка».
Н. А. Римский-Корсаков – «Полёт шмеля»
К. Сен-Санс «Карнавал животных»
М. Таривердиев «Игра», «Маленькая циркачка» (органный цикл «Настроение»)
А для ребят старшей группы:
П. Чайковский – «Баба Яга», «Вальс цветов», «Кот в сапогах и Белая кошечка»
М. Мусоргский – «Избушка на курьих ножках», «Гном», «Балет невылупившихся птенцов» (цикл «Картинки с выставки»)
А. Лядов – «Волшебное озеро», «Баба Яга»
С. Прокофьев - «Шествие кузнечиков»
М. Глинка – «Марш Черномора»
Э. Григ – «Шествие гномов»
К. Сен-Санс – «Карнавал животных»
Педагогическая технология
ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ у старших дошкольников посредством музыки.
Эмоциональное развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений становления детской личности. Знакомя ребёнка с различными эмоциональными состояниями, она делает его способным к переживанию разных эмоций, тем самым углубляя его взаимодействие с окружающей действительностью, и другими людьми.
«Музыка, прежде всего – путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств», - писал крупнейший отечественный психолог Б.М.Теплов.
Педагогическая технология РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ на музыку у старших дошкольников
Основным признаком музыкальности человека является переживание музыки - способность эмоционально на неё откликаться (погружаться в её настроение, вживаться в музыкальные образы).
Эмоциональная отзывчивость на музыку детей старшего дошкольного возраста, это главная составляющая музыкальности ребёнка.
Она выражается в его умении осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения, определять средства музыкальной выразительности и передавать их через двигательную импровизацию или темброво-шумовой аккомпанемент.
Данная технология реализуется во время бесед с детьми о музыке, в НОД с использованием интеграции с другими видами искусства, концертах по слушанию музыки, вечерах досуга.
Педагогическая технология ОЗНАКОМЛЕНИЯ детей старшего дошкольного возраста С МУЗЫКОЙ П. И. ЧАЙКОВСКОГО
Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений.
Детская тема проходит сквозной линией через все творчество Чайковского: (фортепианная музыка Детский альбом и Времена года, балеты Щелкунчик. Спящая красавица и Лебединое озеро).
Музыкальные произведения Чайковского для ребят содержат разнообразные бытовые сцены и ситуации, способствующие обогащению детского опыта, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствуют их нравственному и интеллектуальному развитию.
Объединение пьес из «Детского альбома» в циклы, связанные единой темой, позволяют выстроить систему занятий, близких по содержанию.
Цикл «Сон. Пробуждение» - Утренняя молитва, Зимнее утро,
Мама, Вальс.
Цикл «Встреча с героями сказок» - Игра в лошадки, Марш деревянных солдатиков, Болезнь куклы, Новая кукла.
Цикл «Музыка моей родины» - Хорал, Шарманщик поёт, Масленица, Мужик на гармонике играет, Камаринская.
Цикл «Волшебные сказки» - Нянина сказка, Баба Яга, Марш из балета Щелкунчик.
Цикл «Музыка народов мира» - Полька, Итальянская песенка, Старинная французская песенка, Немецкая песенка, Неаполитанская песенка.
Цикл «Зимние сны» - Сладкая грёза, Песня жаворонка, В церкви.
Педагогическая технология РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА В ЖИВОПИСИ с помощью музыки
Самый эмоциональный вид искусства - музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство.
Живопись доступна для понимания детьми старшего дошкольного возраста на основании того, что её внутренний и внешний планы соотносятся с психологией чувственного познания ребёнком окружающего мира и самого себя.
У ребят 5-7 лет складываются необходимые предпосылки для развития эстетического восприятия цвета на основе музыкального опыта, формирования знаний о цвете как о признаке предмета, возникновения навыков использования цвета и его оттенков в изобразительной деятельности для передачи эмоционального отношения к окружающему миру.
Цветомузыкальная игра, основанная на интеграции музыки и ИЗО, представляет собой одно из эффективных средств развития детского воображения и творческих способностей за счёт комплексного проникновения в природу искусства и осознания ребёнком позиции субъекта творческой деятельности.
Музыка обогащает восприятие картины, в то время как картина, в свою очередь, углубила переживание музыкального образа.
Педагогическая технология РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ИНТЕГРАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Эффективность художественного развития детей
во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания (искусство, окружающая среда, природа, художественно-творческая деятельность) и интеграцией содержания разных видов искусства (музыка, литература, изобразительное искусство).
Развитие музыкально-художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста на интегративных занятиях происходит в том случае если:
Проектируется вариативность в содержании занятий, они ориентированы на усиление полноценного восприятия;
Наблюдается отражение результатов восприятия в различных видах художественной деятельности;
Действия детей направленны на творческую передачу образа в разных видах художественной деятельности.
НОД «Путешествие в зимний лес»
1. Наблюдение в природе, как идёт снег в разное время дня.
2.Чтение литературных произведений Андерсен «Снежная королева».
3. Стихи для заучивания Бальмонт «Снежинка», Суриков «Зима»,
4. Рассматривание репродукций: Александров «Зимняя сказка», Грабарь «Зимний пейзаж».
5. Музыка для фона Свиридов «Зима», «Тройка».
6. Музыка для слушания Чайковский «Вальс снежных хлопьев».
Педагогическая технология ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Музыка – это искусство интонации она точно так же как и литература, стремиться показать детям реальный мир в ярких, выразительных образах. Проникновение ребёнка в музыкальный образ литературного героя усиливает процесс его воссоздания, помогает понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события.
Игра-драматизация, театрализованные представления - являются интегративным видом детских игр, который основан на литературном материале. Они являются средствами развития детского творчества от восприятия к интерпретации. Полноценность и глубина восприятия музыки и литературного произведения, одно из условий успешной его драматизации.
Вывод: Формирование музыкального восприятия у дошкольников интересный, но сложный процесс, требующий от педагога упорной и терпеливой работы. По данному направлению работы существует множество современных педагогических технологий, которые имеют выраженную этапность,
включают в себя набор определенных профессиональных действий музыкального руководителя на каждом из этапов,
позволяют педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности, что подтверждают результаты уровневой диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные парциальные программы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.Презентация.
В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ....
Использование современных педагогических технологий в реализации социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Использование игрового набора Дары Фрёбеля
В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные педагогические технологии, а так же способы и методы, известные в практике. Идя в ногу со временем, важно учитывать современные требования, п...
Статья на тему "Роль и значение здоровьесберегающих технологий в процессе художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (музыкальное развитие).
Музыка, как составная часть художественно-эстетического развития – это наиболее «благоприятная почва» для разностороннего творческого развития ребенка, так как включает в себя целый ...
Какие современные педагогические технологии я использую в работе с детьми дошкольного возраста.
Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая техноло...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Музыкальное и физическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС».
«Музыкальное развитие» и «Физическое развитие». В этих двух сферах много разного и много общего. Развитие движений - имеется в виду и в том и в другом случае. ...
Роль использования современных педагогических технологий для проявления спортивной одаренности у детей дошкольного возраста
Роль использования современных педагогических технологий для проявления спортивной одаренности у детей дошкольного возраста...
Педагогическая технология «Синквейн» – как средство речевого развития детей дошкольного возраста».
Педагогическая технология «Синквейн» - инновационный подход для речевого развития детей дошкольного возраста, которая направлена на обучение старших дошкольников уме...