Современные парциальные программы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.Презентация.
презентация по теме

Яковлева Алла Вячеславовна

В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovrem._progr._muz._vosp._i_razitiya_detey.pptx1020.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17, ст. Петропавловская муниципальное образование Курганинский район Музыкальный руководитель: Яковлева Алла Вячеславовна Современные парциальные программы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Слайд 2

«Малыш» автор В. А. Петрова Рекомендована Министерством образования Российской Федерации

Слайд 3

В программе «Малыш» обобщен многолетний опыт работа её автора, педагога – практика и методиста г. Москвы В. А. Петровой. В творческую группу, кроме Петровой, входили Т. Бабаджан , И. Плакида , Н. Кругляк, Л. Спарбер , Н. Комиссарова, И. Грантовская . В этой программе разработаны все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкальные движения; здесь же есть материал для праздничных утренников и развлечений детей до трёх лет.

Слайд 4

Программа полностью методически обеспечена : (сама программа, полная «Хрестоматия» музыкального материала с методическими рекомендациями и студийная запись музыкальных произведений) Программа «Малыш» отвечает принципам отбора содержания, создает основу для успешного музыкального воспитания на следующем этапе развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, сориентирована так, чтобы доставить радость детям во время игры – занятий с ними в течение 10 – 15 минут, отвечает комплексности содержания и рекомендуется в работе с детьми от двух до трех лет.

Слайд 5

«Ладушки» авторы: И. М. Каплунова , И. А. Новоскольцева

Слайд 6

В представленной программе по музыкальному воспитанию дошкольников «Ладушки» авторы пропагандируют идею воспитания и развития гармоничной и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально – художественной деятельности

Слайд 7

Авторы опираются на прогрессивные идеи педагогики 19 века и первой половины 20 века, определяют ведущие принципы программы , в числе которых: личностно ориентированный подход к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям; учет индивидуальных особенностей детей в ходе музыкальных занятий; критериальный отбор музыкального содержания для целостного воспитания и развития ребенка – дошкольника;

Слайд 8

системный подход в организации занятий с детьми дошкольного возраста; интеграция разных видов художественно – творческой деятельности воспитанников на музыкальных занятиях; особый характер взаимодействия педагога и ребенка; ориентация на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

Слайд 9

Существенным отличием программы «Ладушки» от аналогичных программ по музыкальному воспитанию является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста. Авторам удалось органично сочетать музыку и движение, музыку и речь, музыку и изобразительную деятельность детей, музыку и разнообразие игр в условиях специально организованных занятий.

Слайд 10

Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.

Слайд 11

В программе определены: задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе; структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка; результаты освоения программного содержания в каждой возрастной группе; рекомендуемый музыкальный и музыкально – игровой репертуар; рекомендации по взаимодействию с детьми на занятиях.

Слайд 12

Программа имеет содержательное методическое обеспечение: планирование занятий в каждой возрастной группе, конспекты занятий, комплексы музыкально – творческих игр, разнообразие приемов организации слушательской, музыкально – исполнительской и музыкально – творческой деятельности дошкольников как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизнедеятельности, практические советы для воспитателей и родителей, календарь музыкальных праздников и развлечений.

Слайд 13

Следует отметить особый подход к организации праздников в ДОУ в соответствии с программой «Ладушки». Программу «Ладушки» отличает очень грамотный и педагогически обоснованный подход к детским праздникам в дошкольном учреждении. Очень верно авторы сформулировали отношение к праздникам, которое стало девизом: «Праздник – это то, что взрослые делают для детей, а не то, что дети делают для взрослых». Такие праздники должны стать примеров для педагогов России.

Слайд 14

Грамотно и целесообразно подобран песенный репертуар, доступный по содержанию и удобный для детского исполнения. По новому освещен раздел «Слушание музыки» . В программу вошли лучшие произведения 19 и 20 вв. Это классическая музыка композиторов разных стран, фольклор, а также музыка, созданная специально для детей. Особое внимание в содержании программы уделяется музыкально – ритмическим играм , которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяют успешно осваивать игру на детских музыкальных инструментах.

Слайд 15

Необходимо подчеркнуть ценность выбора литературного материала (стихи, загадки, считалки, потешки ), которые дети легко запоминают и активно используют в повседневной жизни. Грамотно и последовательно выстроена программа в тесной связи с различными видами изобразительной деятельности . Эта работа предполагает тесное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя. Авторы предлагают аудиоматериалы, которые отличаются высоким качеством и исполнительским мастерством аранжировщиков. Таким материалом могут пользоваться все педагоги в дошкольном учреждении.

Слайд 16

Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребенка к миру музыкального искусства с учетом специфики дошкольного возраста. В условиях невероятной насыщенности музыкально – звукового пространства ребенок, играя, открывает для себя мир звуков. Авторами создана система погружения ребенка в мир музыки «с радостью и улыбкой».

Слайд 17

В программе заложены основные принципы в работе с детьми: Создание непринужденной и творческой обстановки . Целостный подход в решении педагогических задач. Принцип последовательности , который предусматривает постепенное усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и историческим календарем . Принцип партнерства – встречаем детей радостно, с улыбкой. Группа детей и муз. руководитель становятся единым целым – вместе слушают, поют, танцуют, играют, рассуждают. Принцип положительной оценки деят . детей , что является залогом успешного развития музыкальных способностей и творчества детей дошкольного возраста.

Слайд 18

Программа «Ладушки» разрабатывалась и осуществляется как составная часть комплексной программы «Лада» - творческого развития детей на материале русской культуры и на основе синкретизма детского восприятия и творчества. Занятия по программе «Ладушки» координируются событиями актуального, природного и историко – культурного календаря. Это способствует органичному включению музыкальных занятий в духовно – практическую жизнь детей в детском дошкольном учреждении.

Слайд 19

Дошкольное детство – это самая благоприятная пора приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка является средством всестороннего развития и воспитания детей. Музыка – это средство формирования нравственных качеств ребенка, которое может быть очень сильным: песни и стихи о Родине, бравурные марши воспитывают и развивают чувство гордости и любви к Отечеству, к семье, к окружающему. Музыкальные занятия строятся на взаимосвязи музыки и движения, где формируется правильная осанка ребенка, совершенствуется координация движений. В разделе «Распевание, пение» развивается голосовой аппарат ребенка, расширяется певческий диапазон, совершенствуется четкая артикуляция звуков.

Слайд 20

Программу «Ладушки» отличает тесная связь с художественным словом. Программа предусматривает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала: иллюстрация и репродукция; - дидактический материал; - малые скульптурные формы; - игровые атрибуты; - музыкальные инструменты; - аудио- и видеоматериалы; - «живые игрушки» - воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы.

Слайд 21

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность. Образовательно – воспитательная программа «Ладушки» предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей. При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развивается фантазия, воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Основная задача программы «Ладушки» - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой . Эта задача, неся в себе суть отношения педагога к ребенку, является девизом программы «Ладушки».

Слайд 22

Задачи программы «Ладушки» 1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. 2. Заложить основы гармоничного развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей). 3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. 4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям. 5. Развивать коммуникативные способности. 6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни. 7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме. 8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре. 9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Слайд 23

Методические принципы 1.Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. 2. Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач: - обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование . - претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности. 3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. 4. четвертый принцип – соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем . В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

Слайд 24

5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства . Мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым. 6. Немаловажным является принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок – все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей – 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников – научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше. 7. Принцип паритета . Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть это момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

Слайд 25

Программа «Играем в оркестре по слуху» автор М. А. Трубникова

Слайд 26

В своем исследование на тему: "Развитие музыкального слуха у дошкольников в процессе подбора мелодий на музыкальных инструментах" М.А. Трубникова доказала, что игра по слуху - эффективный метод развития не только музыкального слуха, но и музыкальности в целом и единственный продуктивный путь обучения дошкольников игре в ансамблях и оркестре.

Слайд 27

Что нужно для того, чтобы дети начали играть по слуху? Предварительное накопление дошкольниками необходимых музыкально-слуховых представлений; Индивидуальные занятия с ними на одном чисто настроенном звуковысотном музыкальном инструменте, а затем – Перенос приобретённых способов действия на другие инструменты. Развитие умения подбирать мелодии по слуху проводится в 2 этапа: подготовительный и основной.

Слайд 28

На подготовительном этапе у детей происходит формирование музыкально-слуховых представлений . Лучше всего использовать песенный материал, который разучивается на занятиях. Приёмы работы над песней разнообразны : пение с гармоническим сопровождением и без него; отдельное пропевание сложных мелодических оборотов и проигрывание мелодии на инструменте; индивидуальное пропевание ребёнком мелодии в удобной для него тональности с последующей корректировкой точности мелодической линии и т.д.

Слайд 29

Чем руководствоваться при выборе песен ? Первое требование – художественность . В репертуар включаются произведения фольклора, русской, зарубежной классики, песни советских композиторов, написанные специально для дошкольников. Второе требование - доступность . Песни должны быть несложными для исполнения, понятными детям по сожержанию . Третье требование – эмоциональность, яркость материала. Четвёртое – постепенное усложнение материала . Важно следить за тем, чтобы музыкальный материал включал поступенное движение мелодии, движение по устойчивым звукам, не широким интервалам; мелодические обороты с повторяющимися музыкальными фразами, чётким ритмическим рисунком, ярко выраженной ладовой законченностью, удобным для маленьких рук расположением звуков.

Слайд 30

Для подбора мелодий нужно иметь чисто настроенный музыкальный инструмент . Дети обычно просят разрешения поиграть на настоящем фортепиано. Выбор инструмента определяется, на наш взгляд, красотой тембра фортепиано, стремлением ребёнка быть похожим на музыкального руководителя, а также тем, что на фортепиано легче извлечь звук, чем, скажем, на триоле или аккордеоне. Впрочем, инструмент может быть любой (детское пианино, рояль, электро-музыкальные инструменты и др.).

Слайд 31

Второй ( основной ) этап подбора мелодий по слуху на музыкальных инструментах имеет три ступени: ориентировочно-тембровую, ритмическую и мелодическую .

Слайд 32

ОРИЕНТИРОВОЧНО-ТЕМБРОВАЯ СТУПЕНЬ Известно, что звуковысотный музыкальный слух рождается из тембрового, поэтому первые задания важно направить на поиск нужных тембров, регистров. Эффективным оказывается сопоставление крайних регистров инструмента : дети, осваивая его, подбирают отдельные звукоподражания, ассоциирующиеся у них со звуками капели, шумом дождя, боем часов, голосами птиц и животных. Формируя у детей предпосылки к подбору мелодий, важно помочь им на этой ступени, услышать и воспроизвести звуки, связанные с различными жизненными явлениями.

Слайд 33

На этой ступени хорошо воспользоваться разработанным автором пособием "Музыкальные картинки". На каждой из его страниц - рисунок и стихи для детей, а также примерный нотный образец и методические указания для музыкального руководителя. Педагог рассматривает с ребёнком иллюстрацию, читает стихи, а затем предлагает сыграть на музыкальном инструменте, как "гудит машина", "звенит колокольчик", чирикают воробышки".

Слайд 34

Первоначально диапазон звукоряда не ограничивается , чтобы малыш обследовал музыкальный инструмент, познакомился со звучанием различных регистров, способами звукоизвлечения . На первых занятиях не нужно требовать, чтобы он, отыскивая на клавиатуре заданные звуки, определённым образам держал руки, пальцы. Обычно дети настолько поглощены, увлечены новым, необычным видом муз. деятельности, что просто не способны обращать внимание на что-то другое. В дальнейшем детей нужно познакомить со способами звукоизвлечения и правильной постановкой руки, с художественно-выразительным исполнением, объяснить им, что музыкальный инструмент не любит, когда с ним грубо обращаются, и отвечает на сильный удар резким, неприятным, пронзительно- громким звуком.

Слайд 35

Первая ступень требует примерно 15-33 занятий. Многое зависит от степени интереса детей, индивидуальных показателей музыкальности. Материал следует усложнять постепенно. Если на первых порах ребёнок играет любые звуки, изображая достаточно простой образ, то в дальнейшем вводятся более сложные задания: на воспроизведение высоких и низких звуков , изображающих мяуканье кошки и лай собачки (в муз. картинке "Помирились") , на воспроизведение определённого ритмического рисунка ("Бойкие воробышки"). ещё более сложное задание - подобрать нисходящую терцовую интонацию. Даётся муз. картинка «Спи, мой мишка". Это как бы "забег" вперёд, переход на более высокую ступень - мелодическую.

Слайд 36

Какие методические приёмы можно использовать на ориентировочно- тембровой ступени ? I. Повторение за музыкальным руководителем отдельных звукоподражаний - "игра с рук" сначала с открытой клавиатурой, а затем с закрытой. При "игре с рук" муз. руководитель медленно пропевает и играет на муз. инструменте тот или иной звук в регистре, удобном для воспроизведения голосом ребёнка, предлагает ему внимательно послушать, запомнить, а затем найти его на инструменте. Если малыш не справляется с заданием, педагог может снова повторить его. На первых порах закрывать клавиатуру фортепиано не обязательно. Пусть ребёнок следит за руками педагога. Однако после 2-3 занятий следует предлагать ребёнку найти сыгранное звукоподражание, не глядя на руки, а опираясь только на собственное музыкально-слуховое представление.

Слайд 37

2. "Музыкальное эхо" - нахождение по слуху отдельных звуков, сыгранных педагогом. Для успешного применения этого методического приёма педагогу следует умело подбирать слова и звукоподражания, способствующие тому, чтобы "музыкальное эхо" было сыграно в спокойном, ровном темпе, выразительно и динамично. Воспроизведение за муз. руководителем сначала ритмического рисунка, а затем и мелодии, состоящей из 2-3 звуков, является для ребёнка первой попыткой игры несколькими пальцами. Меняя руки, пальцы, играя в разных октавах, ребёнок постепенно учится дифференцировать звуковысотные отношения. 3. Музыкально-дидактические игры: "Кто в домике живёт?", "Пение птиц", "Музыкальный зоопарк" и др. Музыкально-дидактические игры способствуют освоению муз. инструмента, развивают муз. память, точность слухового восприятия и контроля, быстроту реакции. В игровой форме становление деятельности подбора мелодий, звукоподражаний происходит успешнее. Ребёнок преодолевает возникающие у него трудности легко, не замечая, что его учат.

Слайд 38

Например музыкально – дидактические игры "Кто в домике живёт? Цель - научить детей повторять за педагогом сыгранные на фортепиано простейшие мелодические звукоподражания. Внимание ребёнка обращается на красивый муз. домик: здесь живут разные птицы и звери. Педагог поёт и играет на муз. инструменте звукоподражание, а ребёнку предлагает узнать, чья это песенка, кто же живёт в домик. Пусть он попробует исполнить на инструменте самостоятельно: "Мяу", "Га-га-га", " Ко-ко-ко " и др. Если ребёнок выполняет задание правильно, в окне домика появляется фигурка зверушки или птички; если малыш не справляется с заданием, окно домика остаётся закрытым.

Слайд 39

Ориентировочно-тембровая ступень предполагает синтетическую форму занятий, включающих художественное слово, пение, рассматривание ярких иллюстраций, музыкально-дидактическую игру, подбор мелодических звукоподражаний на музыкальном инструменте. Всё это активизирует детей, естественно и легко вводит их в деятельность подбора по слуху. Дети четвёртого года жизни без труда преодолевают первую ступень, знакомясь со звучанием муз. инструмента на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Слайд 40

РИТМИЧЕСКАЯ СТУПЕН Ь На пятом году жизни дети достаточно легко осваивают ритмическую структуру предлагаемых песен, приёмы игры на различных ударных, а также звуковысотных детских муз. инструментах. А вот овладеть ритмическим и звуковысотным движением в их единстве им трудно, поэтому автор и выделяет ритмическую ступень становления игры по слуху как специальную. Здесь можно использовать совместную (ребёнка и взрослого) игру на инструменте (чаще всего - "игровое четырёхручие ") , когда педагог исполняет всю партию, а ребёнок - всего 2 звука: чистую квинту или чистую октаву; исполнение небольших песен и потешек , построенных на одном звуке; ансамбль ударных инструментов .

Слайд 41

Первоначально следует предложить детям ритмические рисунки, основанные на чередовании одинаковых длительностей : четвертных или восьмых в двух- или четырёхдольном размерах. Эти ритмические блоки даются сначала на простом музыкальном материале, а затем - на постепенно усложняющемся. Следующие задания предусматривают воспроизведение более сложных ритмических структур: ритма суммирования, дробления, пунктирного и синкопированного. Затем появляются задания на воспроизведение различных ритмических структур в конкретных муз. произведениях , построенных на одном звуке , например "Андрей-воробей", "Дон-дон", " Тётка-Богатка " и др.

Слайд 42

"Игровое четырёхручие " очень нравится детям: им кажется, будто они сами исполняют всю ту музыку, которая звучит. Играя основной или квинтовый тон, ребёнок вслушивается в общее звучание, звучание партии педагога и стремится исполнить свою партию в ансамбле с ним. Детская партия в таких ансамблях предельно проста: равномерная ритмическая пульсация на одном звуке правой или левой рукой, а иногда одновременно. Чтобы она была хорошо слышна, аккомпанемент должен исполняться умеренно громко. Нужно учить детей слушать себя, играя, следить за точностью воспроизведения ритмического рисунка. Важно, чтобы ребёнок переносил освоенные способы действия на другие детские муз. инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами. Можно использовать распространённые в детских садах металлофон, ксилофон, детское пианино, рояль, баян, аккордеон, цитру, ЭМИ и др.

Слайд 43

На групповых и индивидуальных занятиях можно создать ритмические ансамбли , применяя деревозвучные ударные инструменты: деревянные ложки, кастаньеты, трещотки; металлозвучные : треугольники, румбы, бубенцы, тарелки, колокольчики, а также бубны, погремушки, маракасы и пр. Игрой на ударных инструментах лучше всего сопровождать исполнение педагогом на фортепиано, баяне или аккордеоне весёлых плясовых мелодий или аккомпанировать пению, не заглушая хорового звучания. В последнем случае оркестровка должна быть особенно прозрачной. Играя на разнообразных ударных инструментах, воспроизводя всего лишь одну ноту на фортепиано или других звуковысотных инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом, ребёнок осваивает ритми­ческие закономерности, элементарную динамику, первоначальные игровые , движения, приобретая навык совместной игры в ансамбле.

Слайд 44

Мелодическая ступень На шестом году жизни сильнее, чем прежде, проявляется стремление подбирать мелодию по слуху. В этом возрасте дети в большинстве случаев, наряду с темпом и ритмическим рисунком, могут воспроизвести и звуковысотную сторону мелодии. Им свойственна достаточно широкая предварительная ориентировка в задании: многие из них не сразу начинают подбирать мелодию, а сначала, нажав несколько клавишей, прислушиваются к звучанию, подстраиваются голосом к извлекаемым звукам. Постепенно совершенствуясь в подборе мелодии по слуху, дети перестают подпевать, делают это про себя. На мелодической ступени дети последовательн о овладевают системой образов-интонаций, построенных на интервальной основе; эталонными мелодическими построениями; усложняющимся муз. материалом. Нужно выбирать песни, содержащие яркие музыкальные интонации, и акцентировать на них внимание детей, раскрывая, где это возможно, изобразительный и выразительный характер этих интонаций. Например , на нисходящей терции построены "зов кукушки", песенка кошки, колыбельные песни; интонация чистой кварты , передающая волевое целеустремлённое движение, содержится в песнях "Барабан« Е.Тиличеевой, "Дятел" Н.Леви, "Лихой наездник" М.Красева и др.

Слайд 45

Лучше всего начинать подбор с нисходящей терции, так как она лежит в основе колыбельных песен, которые ребёнок слышит с рождения . Она легка для пропевания , с неё начинаются многие русские народные песни и песни, созданные композиторами специально для детей. После овладения терцией дети могут подбирать простые песни, основанные на этом обороте: "Спите, куклы" Е.Тиличеевой, "Кап-кап" (румынская нар. песня), "Два кота" (польская нар. песня) и др. В качестве эталонных мелодических интонаций лучше использовать мажорные тетрахорд, пентахорд, гамму. Впоследствии они будут закрепляться на песенном материале, таком как "Лесенка", "Цирковые собачки" Е.Тиличеевой, рус. нар. песня "Две тетери" и др.

Слайд 46

Эффективным методом работы на этом этапе является совместная игра музыкального руководителя и ребёнка на одном музыкальном инструменте по фразам . Педагог исполняет более сложные, а ребёнок - более лёгкие эталонные мелодические построения. Затем его партия всё более усложняется, становится всё более самостоятельной. "Музыкальное эхо" - буквальное повторение сыгранных педагогом музыкальных фраз, предложений - ещё один вариант совместной игры ребёнка и взрослого. Хорошие результаты даёт и исполнение ребёнком мелодии на детском муз. инструменте, а педагогом - аккомпанемента на фортепиано, баяне и аккордеоне.

Слайд 47

ИГРА В ОРКЕСТРЕ обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как «систему в единстве тембрового , динамического , мелодического и гармонического компонентов, формирует чувство лада, ритма, ансамбля и вообще доставляет детям большое удовольствие. Оркестры детских муз. инструментов могут быть различными по количеству участников, составу инструментов. Максимальное количество участников оркестра не должно превышать 30 человек, иначе педагогу трудно будет добиться слаженной игры. В зависимости от характера музыкального произведения подбираются группы детских инструментов: духовая, струнная, ЭМИ, клавишино-язычковая , клавишно - ударная, ударная.

Слайд 48

Какими же правилами нужно руководствоваться при организации детского оркестра? Во – первых, маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Во-вторых, дети должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу, а муз. инструменты лучше всего положить на маленькие подставки или столики, но не класть на колени, чтобы дети не сидели согнувшись. Треугольники лучше всего подвесить на специальной подставке с устойчивым основанием, а вот духовые и некоторые ударные инструменты до на­чала игры дети могут класть на колени. В- третьих, инструменты, относящиеся к одной группе, лучше располагать рядом. В-четвёртых, инструментов с тихим, нежным звучанием должно быть больше и размещать их лучше впереди , слева или поближе к центру. Это относится к струнной и клавишно-ударной группам. Духовая группа может располагаться справа от муз. руководителя или образовывать второй ряд , а ударно-шумовые - третий ряд, размещаясь произвольно. Таким образом, детей в оркестре мы размещаем так, как голоса в хоре: справа - низкозвучащие , слева - высокозвучащие ударным инструментам отведены второй и третий ряды.

Слайд 49

Работа с ансамблями и оркестром на слуховой основе делает её более лёгкой и интересной и, что чрезвычайно важно, способствует значительному накоплению детьми музыкального репертуара за счёт сокращения сроков разучивания пьес. Эта работа развивает у ребёнка не только музыкальный слух, но и всю систему музыкальности. Завершает мелодическую ступень инструментальное творчество . На первых порах его хорошо организовать в игровой вопросно-ответной форме. Педагог исполняет музыкальный вопрос на том или ином муз. инструменте, а ребёнок самостоятельно импровизирует музыкальный ответ. Можно использовать и коллективные импровизации.

Слайд 50

Проведённое исследование позволило наметить примерные возрастные периоды становления игры по слуху на детских музыкальных инструментах. Большинство детей 4-го года жизни без труда справляются с первой, ориентировочно-тембровой ступенью. На фронтальных занятиях и в индивидуальной работе, в игровой, занимательной форме идёт знакомство с фортепиано (или другим чисто настроенным муз. инструментом), с различными его регистрами. Дети 5-го года жизни могут перейти на вторую, ритмическую ступень , освоить ритмическую структуру песен, приёмы игры на различных муз. инструментах. Дети 6-го года жизни хорошо справляются с третьей ступенью - мелодической , импровизируют музыкальные вопросы и ответы, играют по слуху.

Слайд 51

Рекомендована Министерством образования Российской Федерации ПРОГРАММА «Гармония» авторы: К. В. Тарасова Т.В. Нестеренко Т.Г. Рубан

Слайд 52

Программа "ГАРМОНИЯ« - предназначена для музыкального воспитания детей с 4-го по 7-ой год жизни. Она основана на многолетних исследованиях развития музыкальных способностей, которые проводились под руководством доктора псих, наук К.В.Тарасовой. Главное отличие и достоинство программы в том, что в её основу положены закономерности развития в дошкольном детстве музыкальных способностей: эмоциональной отзывчивости на музыку, слуха и чувства ритма, музыкального мышления и памяти. Логика развития этих способностей соединена в программе с логикой становления видов музыкальной деятельности: слушания музыки, движения, пения, игры на муз. инструментах, игры-драматизации .

Слайд 53

Репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественной народной, классической и современной музыки . В него включены значительно шире, чем в традиционной программе, произведения Вивальди , Моцарта, Гайдна, Сен-Санса, Мусоргского, Свиридова, Прокофь­ева, Шнитке , Денисова. Все они представлены в прилагаемой "Хрестоматии" и расположены по темам, которые доступны и интересны детям.

Слайд 54

Главная задача программы - это задача развития у детей музыкальных способностей во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Однако, это не единственная задача, в соответствии с которой строилось содержание и методы работы с детьми. Это и задачи общего психического развития (прежде всего развитие воображения, творческого мышления, коммуникативных способностей и нравственного воспитания детей.

Слайд 55

Принципы подбора музыкального материала, форма и стиль музыкальных занятий. Первый принцип - это связь музыки с жизнью детей, с их ведущими интересами . Музыкальные занятия построены по "блокам" тем, интересным и доступным детям того или иного возраста: «Игрушки", «Животные", «Времена года", «Мои родные и я сам", «Как рождается музыка и какой она бывает". Каждый из этих блоков конкретизируется в одной или нескольких темах. Однако, следует оговорится, что ни блоки, ни темы не являются абсолютными, сохраняющими"единство времени и места«. Те или иные муз. произведения, естественно, повторяются в связи с определёнными муз. задачами, с другими темами и просто по желанию детей. Некоторые темы являются вообще "сквозными", могут идти в течении всего года, вплетаясь во все другие ("Мы поём и пляшем"- рус. нар. музыка, "как рождается музыка и какой она бывает").

Слайд 56

Второй принцип - это сочетание в музыкальном репертуаре высоко- художественной народной, классической и современной музыки. В систему репертуара значительно шире, чем в традиционной программе, включены произведения Вивальди , Моцарта, Гайдна, Сен-Санса, Свиридова, Шнитке ... Третий принцип - это принцип сюжетно-игрового единства музыкального занятия. Занятие объединяется единым сюжетом, дети живут в нём, в этой музыке, которая"проходит", по возможности, в нескольких видах муз. деятельности. Если это удаётся в полной мере, то занятие "проходит на одном дыхании" при большом эмоциональном подъёме и детей, и взрослых. Создаются условия для эмоционального и сознательного "погружения" детей в каждый из видов музыкальной деятельности (муз. Произведение). Такое построение помогает преодолеть разорванность , клочковатость традиционных музыкальных занятий, построенных зачастую на механическом сочетании большого количества никак не связанных между собой частей и музыкальных произведений, по поверхности которых "сквозит" детское сознание.

Слайд 57

Четвёртый принцип - импровизационности . Он касается работы и детей и взрослых. С самого начала у всех участников педагогического процесса необходимо создать "установку на творчество", на муз. импровизацию во всех видах музыкальной деятельности и везде, где это возможно и естественно. Импровизация начиналась уже с первого приветствия: педагог здоровается с детьми, сначала со всеми, а потом с кем-либо индивидуально, пропевая мелодически по-разному: "здравствуйте, дети", "доброе утро", "здравствуй, Анечка" и т.д. Дети отвечают ему тоже по-своему, каждый раз по-разному. Сюжетная канва занятия может меняться в процессе занятия в зависимости от состояния детей и их результатов. Принцип имировизационности , конечно, ни в коей мере не снижает значения обучения, в процессе которого дети приобретают необходимые знания и умения, опыт музыкальной деятельности, усваивая язык музыки - как основу музыкального творчества. Необходимо найти оптимальное соотношение обучения и творчества.

Слайд 58

«Программа» рассчитана на 3 занятия в неделю по 25- 30 минут с группой детей в 23-25 человек по двум подгруппам. В младшей группе - синтетические занятия, интегрированные в виде кукольного театра, игры- драматизации . А со средней группы занятия посвящены отдельным видам муз. деятельности: 1 занятие – посвященно движению (разминка со словом, гимнастика жестов, пантомима, музыкально-двигательные этюды, моделирование в дви­жениях музыкально-художественного образа). 2 занятие - в основном пение (распевание, разучивание и закрепление песен, муз-дид . игры с пением, песенное творчество). 3 занятие - слушание музыки (во 2-ой половине дня как самостоятельный вид деятельности).

Слайд 59

«Синтез» авторы: К.В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан .

Слайд 60

Программа "Синтез" рассчитана на детей с 4-го по 7-ой год жизни . Программы "Гармония" и "Синтез" совершенно разные альтернативые программы, хотя они могут быть взаимосвязаны, так как одна методика, многие произведения повторяются , один коллектив разрабатывал.

Слайд 61

Слушание проводится 1 раз в неделю, используются различные формы слушания: ритмический оркестр, слушание грамзаписи, слушание со слайдами . Соединение музыки с живописью, использование контраста, ощущения гармонии и дисгармонии настраивает ребят на более глубокое восприятие музыки, помогает им лучше понять муз.образ .

Слайд 62

Цель слушания знакомство с произведением, муз. инструментами; развитие ассоциативного мышления, умения слушать и чувствовать музыку; учить видеть красоту, прекрасное в музыке, встреча с чудом, творческий посыл для фантазии. С малышами слушание надо начинать с конкретного образа, жанра (птичка, рыбка, зайка). Старшие дошкольники должны слушать классическую и современную музыку ориентироваться в стилях музыки- «старинная», «современная». Педагог предлагает детям музыку, но не навязывает своё мнение. 1 раз в месяц желательно слушать крупную форму, а потом использовать слушание как вид домашней работы. (Дети приносят кассету и музыкальный руководитель записывает каждому его любимые произведения для домашнего слушания. (аннотацию , название произведения, автора, фамилию исполнителя или оркестра.

Слайд 64

Спасибо за внимание……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика современных отечественных программ музыкального воспитания дошкольников

Учитывая реалии современного дошкольного образования, когда каждое дошкольное учреждение формирует свою образовательную программу, очень непросто разобраться, какие из существующих программ дошкольног...

Современные методы развития музыкально-художественных способностей детей дошкольного возраста.Презентация.

В музыкальной педагогике методы музыкального образования рассматриваются как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам педагогического  процесса (Э. Б.А...

Парциальная программа музыкального воспитания "Ладушки"

Программа музыкального воспитания И. Каплуновой, И. Новоскольцевой "Ладушки"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2020 – 2021 учебный год Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольц

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»раздел «Музыкальная деятельность»на 2020 – 2021 учебный годСоставлена на основе парциальн...

Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста (презентация)

У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний,  является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против...