Комплекс игр и упражнений ТРИЗ-технологии
учебно-методический материал (средняя группа)

Голошевская Ирина Александровна

Совместная деятельность с детьми (культурные практики) и   совместная деятельность с детьми в режимных моментах  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность с детьми (культурные практики)

  Совместная деятельность с детьми в режимных моментах  

«Знакомство с групповой комнатой»

Познакомить с системным подходом (компонентным), дать понятие, что все из чего-то состоит.

«Рассказывание об игрушке»

Развивать умение повторять за педагогом сравнения

Что умеет делать? (игра для детей с 3-х лет)

Цель: на формирование умения выявлять функции объекта

«Что можно приготовить из овощей

Прямая аналогия по цвету, форме, функциям. Игра: «Хорошо- плохо».

Заучивание стихотворения Л.Гениюш «Капуста»

Продолжать формировать умение детей запоминать стихотворение с помощью морфотаблицы.

Игра «Я загадал овощ!

«Да-нетки» МКВ (метод контрольных вопросов)

Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры “Да-Нет” или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

«Рассматривание картинок, изображающих людей разных профессий»

Формировать умение использовать системный подход: из чего состоит разная одежда; составление детьми целого (одежды) из частей (рукава, карманы, воротник

      Игра «Где живет     (работает)?»

Цель:научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.

Что будет, если… ( с 3-х лет).

Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Правила игры.

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»

Воспроизводить содержание сказки «Колосок», активизировать произношение глаголов. Закреплять метод прямой аналогии по формам, цвету, свойствам.

.Игра на внимание «Осень – весна» , «День и ночь»  

«За грибами в осенний лес»

Развивать внимание детей; умение выделять главные подсистемные признаки (части) объектов в игре «Заметь необычное»

Экскурсия в парк

«Рассматривание осеннего дерева»

Знакомить с символической аналогией - видеть в целом его части и наоборот

Тема: «Одежда»

Познакомить детей с приемом «Увеличение-уменьшение» посредством игрового упражнения «Оденем обьекты относительно их размера»

«Соберем куклу Катю на прогулку»

Развивать словесно- логическое мышление, воображение. Формировать умения правильно формулировать причины и выводить следствия «Что произойдет, если?»

Игра «Магазин»

Активизировать в речи слова «сначала», «потом», слова, относящиеся к обобщению «одежда».

Показать детям относительность размера предмета к окружающему: приглашение в группу Волшебника Большого Размера (Маленького Размера).

«Кукольная одежда»

Формировать умение видеть в целом его части и наоборот (системный подход) посредством игры «Кто больше?».

«Придумай рифму»»

«В гостях у Незнайки»

«Обувь»

Развивать память, мышление. Дать первоначальное понятие о приеме наоборот.

Игра «Скажи наоборот»

Формировать у детей умение представлять все знакомые предметы в необычных ситуациях: «Хорошо-плохо»

«Игрушки»

Формировать умения детей отвечать на вопросы, разбирать любой объект на части, называть эти части, посчитать их количество (игры с использованием системного оператора).

Игра «Машин детский сад»

«Кто мы, какие мы?»

Развивать выдумку и фантазию, умение представить себя на месте другого объекта.

«Мои помощники»

Формировать представления о помощниках человека (глаза, уши, нос, язык). 

Тема: «Посуда»

Формировать умения детей отвечать на вопросы, участвовать в диалоге, составлять небольшой рассказ по знакомому произведению («Федорино горе»)

С-ролевая игра «Кафе»

«Чайная посуда и ее свойства»

«Профессия- продавец»

Развивать умение детей определять принадлежность работника к какому- либо рабочему месту с использованием системного оператора

Дидактическая игра «Кукла Катя ждет гостей»

Познакомить с функциями предметов для приготовления еды, с техникой безопасности на кухне. Развивать умение сравнивать предметы по одному признаку

«Зима- белоснежная»

Развивать умение детей сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки посредством упражнения «Путешествие дерева по дорожке времен года».

Рассказ по картине «Зимние забавы Развивать умения детей вживаться в образ, составлять связный рассказ от первого лица.

«Чудесные снежинки»

Исследовательская деятельность

Игра «Теремок».

Игра «Гирлянда»

Цель:Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

«Наш друг – Дед Мороз»

Развивать мышление, фантазию, творческое воображение. Познакомить с приемом «Оживление»

Зимние развлечения

«Наш друг Снеговик»

Закреплять умения отвечать на проблемные вопросы, объяснять, сравнивать, находить сходство и отличие между двумя объектами.

«Мойдодыр приглашает в гости» 

Составление рассказа, обьединяя эти предложения в короткий рассказ

Тема: «Берегите зубы с детства»

Показать вред сладостей для зубов через игру «Хорошо-плохо».

Раньше-позже (с 3-х летнего возраста).

Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия”сегодня”,”завтра”,”вчера”… развивать речь, память

 Театрализация «Колобок на новый лад»

 «Путешествие по «сказочной поляне» детского сада».

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Что умеет делать»

Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

Рассматривание картины «Ежи»

Закреплять правила поведения в лесу с помощью приема «Наоборот»

Игра: «Противоположные признаки»

«Птицы и рыбки у нас дома

Закрепить правила ухода за птицами и рыбками, представления об особенностях их жилья посредством игры «Превращения».

Что будет, если… ( с 3-х лет).

Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

 Заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик»

Формировать умение заучивать стихотворение по мнемотаблице

Игра: Увеличение – уменьшение. РТВ

 Разбор проблемной ситуации

«Раньше – позже»

Правило игры:Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Уменьшаем и увеличиваем (с 3-х лет).

Цель игры: обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: – ок, – чик, – чек, -ище.

Ребенок открывает мир природы «Наблюдение за черепахой»

Игра: «Большой – маленький» (Противоречия в размерах) Рассматривание и сравнение овощей и фруктов

Игра: «Овощи – фрукты» (противоречия)

Игра: «Что сначала, что потом»

«Мы дождались наших птичек»

Продолжать формировать представления о прилетающих птицах, их повадках, отличительных особенностях. Закрепить системный (компонентный) подход

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

 Игра Солнышко светит (с 3-х лет).Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.Например, дождь — идет, а еще… солнышко — светит… собака — лает… паровоз — мчится

Составление рассказа – фантазии по картине «Птичий двор»

Развивать умение детей составлять рассказы- фантазии «Кто о чем говорит»

 Игра: «Вверх-вниз-вперед-назад» (системный оператор)

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта. 

«Хорошо – плохо»

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Художественная литература

«Три поросенка» - чтение сказки в обработке С. Михалков

Игра: «Что если бы …» ТПФ Наоборот Придумывание сказки с другим концом

Игры на выявление подсистемных связей 

«Где живет?»

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

Тема: «Старые сказки на новый лад»

Задание «Рифмочки»

Игра «Числовая да-нет ка»

Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

 Составление описательных рассказов о животных

Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Игра «Да-нетка» (линейная)

Игры на сравнение систем

«На что похоже»

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

 «Путешествие по «сказочной поляне»

Стимулировать проявления речевой активности

Тема: «Цветы»

Игровое упражнение «Собери цветок» (Собери целое из частей).

Развивать умения сравнивать, находить общие и отличительные признаки посредством составления «технологической цепочки»: семечко – земля – росток – стебелек – листья – цветок

Упражнение «Волшебная дорожка»

Игровое упражнение «Собери поляну цветов»

Игра на классификацию объекта

«Все в мире перепуталось»

Примечание:Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается.. Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Тема: «Заварим чай»

Игра «Хорошо-плохо»

Упражнение «Пожелания»

Игра «Назови часть предмета»

Цель:учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Тема: «В магазин за продуктами»

Мозговой штурм Колбаса – это плохо, почему?

Игра «Хорошо – плохо»

Игра «Лишний предмет».

Игра «Паровозик» Цель::учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание память, мышление.

 ость объекта и его функции.

Тема: «Деревья»

Игра «Да - Нет» (загаданный объект «дерево»)

Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Хорошо - плохо»

Экскурсия в фруктовый сад

Формировать умение составлять сравнение по двум-трем признакам (яблоко круглое, как мячик и т.д.).

Загадки «Фрукты»

«Чудо-фрукты»

Познакомить с приемом фантазирования - оживление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологий.

Картотека  игр и познавательных упражнений  составлена с учётом коррекционной работы для детей с заиканием. Игры распределены на три этапа с учётом усложнения речевой активности: от ответов ...

Комплекс игр и упражнений ТРИЗ-технологии

Формирование предпосылок развития умственных способностей детей среднего возраста...

Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Тема: «Чебурашка и крокодил Гена»средняя группа

Конспект игротренингапо развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 летЦель: Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическ...

Картотека игр, игровых ситуаций, упражнений по ТРИЗ - технологии

В картотеке широко представлены игры, упражнения, игровые ситуации в ТРИЗ- технологии для детей разного возраста....

Развитие нравственных качеств воспитанников средствами игр и упражнений с элементами ТРИЗ - технологий

воспитание и  развитие  нравственных качеств личности ребёнка через игру  с элементами ТРИЗ  - технологий...

Дидактическое упражнение "Заколдованные пословицы" с использованием ТРИЗ технологии

    Работая над нравственностью  детей  я очень часто  использую  в своей работе   пословицы и поговорки,  а они   считаться  &ldquo...