Применение ТРИЗ технологии в физкультминуток, игровых упражнениях.
картотека по физкультуре
Предварительный просмотр:
Приём «Объединение»
Игра–упражнение «Кто больше знает?» метод «Снежного кома»
Педагог предлагает детям по очереди называть разных животных (виды спорта), при этом стоя в двух шеренгах перебрасывать мяч по цепочке. Кто не знает или повторяет уже сказанное, теряет мяч – выбывает из игры. В конце игры остаются трое «ловких знатоков».
Игра–упражнение «Да–нетка» («Прыжок–хлопок»)
Перед началом игры дети делятся на несколько подгрупп, одна подгруппа из которых загадывает животное и предлагает остальным по очереди при помощи движений отгадать его. Показывать движения, указывающие на различные признаки: например, Летает? Ходит на четырёх лапах? Выпрыгивает вверх на двух? Домашнее? Хищник? И т.д. Движения и признаки заранее разучиваются и совершенствуются.
Игра «Фантастический спортивный инвентарь»
Соединяя элементы стандартного спортивного оборудования, создать нереальный «фантастический» спортивный снаряд.
Например: гимн. палки и обруч «Воздушные ворота»
Игра–упражнение «Новые названия»
Педагог предлагает детям придумать новое название спортивным снарядам, сочитая их с видами спорта, в которых они используются. Работая подгруппами: первая – называет спорт.снаряд, другая – придумывает название. Затем наоборот.
Например: обруч – «колесо гимнаста», гантели – «рукавицы силача», мяч – «собачка баскетболиста».
Игра–упражнение «Новые спортивные животные»
Педагог предлагает закрепить основные виды движения в эстафете с игровыми заданиями,
называя (показывая) вид движения предлагает придумать ему «животное» название:
Игра–упражнение «Волшебная палочка»
Предложить детям используя волшебную палочку совершить волшебство и превратить живые предметы в неживые, и наоборот с помощью двигательных действий.
Совершенствование координационных способностей, равновесия, двигательных умений и навыков
Например: деревья растут в лесу – показать статическое положение, стоя на одной ноге, руки и другая нога в стороны.
Оживает, показать в движении (деревья высоко поднимают колени, ходят по лесу, падают, качаются в разные стороны)
Бабочка после окаменения принимает статическое положение
Приём «Хорошо – плохо»
Игра–упражнение«Перебежки»
Дети делятся на две подгруппы и строятся по обе стороны площадки. Педагог называет объект, дети, называя по очереди с каждой подгруппы должны назвать положительные и отрицательные качества в данном объекте и перейти на другую сторону площадки, при это перепрыгивая через шнур на одной ноге правым, левым боком.
Игра–упражнение «Кто дальше прыгнет»
Дети делятся на две команды. Педагог называет вид спорта. Дети выполняя прыжки в длину каждый следующий из исходного положения предыдущего, называя одна команда положительные стороны этого вида спорта, другая – отрицательные.
Приём «Придумай жизнь»
Предмет: белый лист бумаги
Применение в ОВД:
Цель для метания
Дыхательные упражнения
Игра «Стойкий оловянный солдатик» – удержать равновесие, стоя на листе на одной ноге
Игра «Самый быстрый» – занять место на свободном листе.
Игра–эстафета «Пройди по льдинам»
Если смять: снежный ком: ору со снежками, игра «Снежный бой»
Приём «Морфологический анализ»
«Конструктор игр»
Упражнение «Игра для слонов»
Педагог предлагает придумать игру для слонов, которым скучно живётся в зоопарке. Делит детей на три подгруппы.
Задаёт вопросы каждой подгруппе.
Какой частью тела слоны могут играть?
Ответы: хобот, хвост, уши, бивень, ноги, лоб, спина,…
Что можно использовать вместо мяча?
Ответы: камень, апельсин, воздушный шарик, арбуз,…
С помощью каких предметов слоны могут ударять по мячу (предмету)?
Ответы: клюшка, ракетка, палка, веревка, карандаш,…
Затем педагог вызывает по одному ребёнку с каждой подгруппы. Дети называют свои ответы и придумывают игру.
Например: «Нога, воздушный шарик, клюшка»: держа клюшку рукой (ногой), ударять по воздушному шарику.
Игры на внимание «Герои сказок»
Педагог называет положительного сказочного персонажа – дети подбрасывают мяч вверх с хлопком, а отрицательного (злодея) – отбивают один раз о пол.
Примеры для игры: Снежная Королева, Белоснежка, Мики–Маус, Иван–царевич, Алдар–косе, Людоед, Бай, Кот в сапогах, Айболит, Кощей, Змей Горыныч, Золушка, Бармалей, Буратино, Мачеха, Чебурашка, чёрт, Дед Мороз и т.д.
Синтез учебных игр
Педагог по принципу составления морфологической таблицы предлагает придумать игру.
Признак | Варианты признаков |
Количество игроков | Да, три, группа, все девочки, светловолосые, у кого дома есть собака и др. |
Количество команд | Две, три, команда белых чешек, команда шорт с белыми полосками |
Место проведения | Мяч, канат, лента, гимн. палка, клюшка, обруч, воздушный шар и т.д. |
Игровое действие | Идти, бежать, прыгать, ходить полной приседью, прятать, передавать и т.д. |
Ограничение | Не ложиться на пол, с закрытыми глазами, на одной ноге, с поднятыми руками |
Основная цель | Забить в ворота, забросить в кольцо, передать незаметно и др. |
Затем дети, выбирая по одному варианту каждого признака, коллективно придумывают игру.
Например:
Признаки: группа, команда белых чешек, команда шорт с белыми полосками, обруч, передавать, забить в ворота.
Вариант игры: Две команды – команда белых чешек, команда шорт с белыми полосками передавая обруч забить(закатить) его в ворота.
Приём «Морфологический анализ» Обобщение.
Игра–упражнение«Зачем? Какой?»
ОУД по обобщению работы с мячом
Команды «зачем» и «какой». Первая команда «зачем» вспоминают и демонстрируют способы использования мяча, например, ведение, броски, передача в парах, …. Вторая – предлагает различные мячи и описывают где и в каких играх их можно использовать, оценивает (хорошо-плохо). Затем меняются местами.
Игра–упражнение «Аукцион»
Придумать упражнение с какой–либо частью тела.
Например: с пальцами
Тренинговое упражнение "Пальчики".
Цель: способствовать развитию саморегуляции, концентрации внимания, созданию положительного настроя.
Описание упражнения:
Упражнение выполняется до тех пор пока не будет достигнута синхронность и одновременность в движениях.
- Девочки и мальчики, кто меня слышит, повторяет за мной (психолог выполняет действия и комментирует их, дети повторяют):
Пальчики – ушки ( указательные пальцы обеих рук вначале протягиваем вперёд, как бы показывая, а затем касаемся ими ушей ).
Пальчики – носики ( указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, как бы показывая, а затем дотрагиваемся до носа).
Пальчики – плечики (указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, касаемся плеч).
Пальчики – животики (указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, дотрагиваемся до животика).
Пальчики – колени (указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, дотрагиваемся до колен).
Пальчики – щёчки ( указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, дотрагиваемся до щёк).
С детьми 6-7 лет можно поиграть в игру "Пальчики наоборот": педагог называет часть тела, до которой нужно дотронуться, но показывает совсем наоборот. Дети должны делать то, что слышат, а не то, что видят. Упражнение способствует развитию внимания.
Придумать упражнение с каким–либо спортивным оборудованием.
Метод «Золотая рыбка»
Цель: разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Педагог предлагает поиграть в мини–футбол, но мяч пропал. Детям предлагается подобрать из предложенного инвентаря в спортивном зале предмет, заменяющий мяч. Например: мягкий модуль, куб, мешочек, и др. Проводиться игра с выбранным предметом.
Метод «Моделирования маленькими человечками»
Цель: моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное) с помощью движений. На основе данного метода, проводили игру.
Маленькие человечки «твёрдые тела»– крепко держатся за руки вверх,
Маленькие человечки «жидкие тела»– руки опущены, стоят рядом,
Маленькие человечки «газообразные тела»– бегать врассыпную
1 вариант: Дети, стоя врассыпную, выполняют бег на месте с высоким подниманием колен. Педагог озвучивает название предмета, дети изображают агрегатное состояние в необходимом положение
Приём «Действия объектов»
Игра–упражнение «Кто? Что делает?»
Дети перебрасывают мяч через сетку, при этом педагог называет какой–либо спортивный снаряд. Нужно вернуть мяч, назвав действие этого снаряда. Например: мяч – учит выполнять ведение, скакалка – учит перепрыгивать, скамейка – учить держать равновесие, и т.д. Можно повторять и перебрасывая говорить несколько действий.
Метод фокальных объектов
Игра–упражнение «Где можно использовать?»
Педагог предлагает детям, используя знакомые спортивные снаряды использовать в необычных ситуациях.
Например: обруч: кочки (прыгать из обруча в обруч), лужи (перепрыгивать), колесо (перекатывать), ворота (выполнять лазание правым, левым боком)
Приём фантазирования
Игра–упражнение «Необычные партнёры»
Педагог предлагает двум ребятам выбрать два спортивных снаряда. Остальные придумывая словосочетания с ними, выполняют соответствующие движения.
Например: мешочек, гимн.палка.
Мешочек через палку – броски через препятствие в высоту и вдаль
Палка по мешочку – отбивание и ведение к цели
Мешок в палку – метание с целью сбить палку
Приём «Творческая ошибка»
Игра–упражнение «Запрещённое движение»
Педагог показывает различные движения, которые нужно вслед за ним повторять. При этом какое–либо движение (например: руки вверх) объявляется запрещённым, его повторять нельзя. Игра повторяется в быстром темпе на выбывание.
Метод «Робинзона Крузо»
Игра–упражнение «Фантастические гипотезы (игры)»
Придумывание игры, которая строиться на основе: что было бы, если бы…
Педагог предлагает детям поиграть в мини–баскетбол (или другую игру), но мяч для игры куда–то пропал. А вместо мяча есть только мешочек (или др. предмет). Как можно поиграть в мини–баскетбол с мешочком. Дети придумывают двигательные действия и правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность для старших дошкольников по развитию речи с применением ТРИЗ-технологии "Ох и АХ готовятся к Новому году".
Составление рассказа по предложенной проблемной ситуации с применением алгоритма ее решения....
Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий
Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способност...
Применение ТРИЗ технологии в пескотерапии
В помощб педагогам ДОУ...
Применение ТРИЗ технологии в образовательных областях
Применение ТРИЗ технологии в образовательных областях....
Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...
Презентация "Применение ТРИЗ-технологии в игровой деятельности детей раннего возраста"
Презентация "Использование образовательной среды дошкольного учреждения и применение Триз-технологии в игровой деятельности детей раннего возраста для развития творческих способностей"На тре...