Развитие нравственных качеств воспитанников средствами игр и упражнений с элементами ТРИЗ - технологий
статья (младшая группа)
воспитание и развитие нравственных качеств личности ребёнка через игру с элементами ТРИЗ - технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravstvennoe_vospitanie_cherez_igru.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.
Развитие нравственных качеств воспитанников средствами игр и упражнений с элементами ТРИЗ - технологий»
Здравствуйте! Меня зовут Елена Александровна! Я работаю во 2-й младшей группе. Сегодня я хочу поделиться своим опытом, как мы работаем с маленькими детьми по развитию и воспитанию нравственных качеств.
Начну со слов известного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Воспитание, это, прежде всего человековедение». Одна из самых насущных проблем в обществе в целом и в образование в частности является духовно- нравственное воспитание личности, становления человека в человеке. Все мы знаем, что развивать нравственные качества у детей необходимо с раннего возраста.
Семья закладывает основы воспитания, а вся наша образовательная система развивает личность, опираясь на модели, программы, системы.
Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формирование личности ребёнка преобладали духовно - нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.
Наши задачи педагогов: учить детей диалогу, умению слушать, слышать , понимать. И в этом учение нам помогает игра. Игра способствует интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка, и как ничто другое, влияет на жизнь детей и их деятельность как индивидуальную, так и совместную. Играя, дети обогащают ум знаниями об окружающем их мире, обретают новый жизненный опыт, осваивают полезные привычки и навыки и могут реализовать свою потребность в активности, новых впечатлениях и эмоциях. В играх формируется у ребёнка отношения к самому себе и другим, к трудовой деятельности, самостоятельности, правильным поведенческим нормам и так далее. Можно сказать, что в игре ребёнок реализует свою потребность взаимодействия с миром. Игра выступает как тренировочная площадка, где малыши обретают разные отношения и способы взаимодействия со своими сверстниками и взрослыми, из корня игр произрастают и развиваются многие другие виды деятельности. И для нас педагогов игра выступает как самая важная деятельность, через которую мы решаем все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Из личного опыта, в нашей группе мы проводим много различных игр, где мы обязательно уделяем место нравственному воспитанию, есть игры, которые могут быть нацелены конкретно на развитие нравственных качеств, так и просто различные игры, в которых развитие нравственных качеств выступает, как компонент. И все эти игры способствуют формированию доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию коллективистских качеств. Эти игры мы включаем в совместную деятельность с педагогом, в режимных моментах, используем в индивидуальной и подгрупповой работе.
Например, игра ситуация: «Утешим зайчика»
Воспитатель: Ребята, в гости к нам пришёл зайка Стёпа, но он почему-то плачет и очень расстроен? (Как вы думаете, почему он плачет?) Дети отгадывают, называют свои варианты.
Воспитатель: Это наши с вами варианты, а давайте его спросим, чем он так огорчён?
Заяц: У меня случилась беда, разбилось моё любимое блюдечко, что же мне делать?
Воспитатель: Ребята давайте поможем зайчику Степе, но кто мне скажет, как можно ему помочь?
(дети называют свои варианты),(сначала мы его успокоим, скажем утешительные слова: не грусти, мы тебе поможем…)
Воспитатель: 1)Молодцы, мы успокоили зайчика, сказали ему много ласковых и добрых слов. Но зайчик остался без любимого блюдца и ещё до сих пор нуждается в помощи.
2)Скажите, как можно ещё помочь зайчику Стёпе?
Дети называют варианты: склеим, нарисуем, купим большую глубокую мисочку, где поместится много морковки и т.д.)
Посмотрите, сколько разных вариантов, чтобы помочь зайчику.
А скажите к какому виду деятельности эта игру ситуацию можно подвести?(дети называют)
Воспитатель: Здесь и к такому виду деятельности: как занятие по художественному эстетическому развитию( лепка, рисование, аппликация);
И к занятиям по развитию речи;
И к занятию ФЭМП (формирование элементарных математических представлений);
И к занятию по познавательному развитию (Ознакомлению с окружающим миром (посуда);
И к физическому развитию; и т.д. и даже к имитации (импровизации);
И к игре по воспитанию нравственных качеств; здесь же сюжетно-ролевая игра;
Здесь же: Теория решения изобретательных задач(ТРИЗ);
Воспитатель: Ребята, зайчик мне шепнул на ушко, что он хочет, чтобы мы ему купили чашечку. Давайте все вместе сядем в автобус и поедем в магазин. (садимся в автобус и играем в игру «Автобус»)
Мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим.
И в окошечко глядим, все глядим.
Глядим назад, глядим вперёд,
Вот - так, вот - так;
Но что ж автобус не везёт, не везёт;
Колёса закружились вот так, вот так;
Вперёд мы покатились,
Вот - так, вот – так;
А мы не просто так сидим
Бип - бип, бип;
Мы громко, громко все гудим: бип - бип-бип;
Пускай автобус нас трясёт;
Вот - так, вот - так;
Мы едем- едем всё вперёд; Вот так вот так;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста " Поможем Федоре" с использованием элементов ТРИЗ технологий
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 23 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДАС ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ...
Сценарий "Изобретатели с элементами ТРИЗ - технологии: непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками старшего дошкольного возраста
Непосредственно образовательная деятельность с элементами ТРИЗ - технологии с воспитанниками старшего дошкольного возраста "Изобретатели"...
Реализация проекта духовно-нравственной направленности как средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательных организациях.
Реализация проекта духовно-нравственной направленностикак средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательныхорганизациях....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Прощание с осенью» с использованием элементов ТРИЗ технологий.
Программное содержание:Образовательные задачи:-обобщать знания детей о многообразии природного мира, учить сравнивать, рассуждать.-закреплять умение работать в нетрадиционных техниках рисования (отпеч...
Конспект прогулки в подготовительной группе с использованием средств различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ. Тема: «Здравствуй, весна-красна!»
Цель: формирование представлений детей о весне, весенних изменениях в природе.Задачи:· формировать представления детей о признаках весны и называть...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»
Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Раннее детство - важный этап в жизни человека. Именно в этом возрасте начинают формироваться моральные качества, закладываются нравственные основы будущей личности. Дошкольные образовательные учрежден...