Развитие нравственных качеств воспитанников средствами игр и упражнений с элементами ТРИЗ - технологий
статья (младшая группа)

Зеленина Елена Александровна

 воспитание и  развитие  нравственных качеств личности ребёнка через игру  с элементами ТРИЗ  - технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nravstvennoe_vospitanie_cherez_igru.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья.

 Развитие нравственных качеств воспитанников средствами игр и                упражнений с элементами ТРИЗ  - технологий»  

Здравствуйте! Меня зовут Елена Александровна! Я работаю  во  2-й младшей группе. Сегодня я хочу поделиться своим опытом, как мы работаем с маленькими  детьми по развитию  и воспитанию нравственных качеств.

Начну со слов  известного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Воспитание, это, прежде всего человековедение». Одна из самых насущных проблем  в обществе в целом и в образование  в частности  является духовно- нравственное воспитание личности, становления человека в человеке. Все мы знаем, что развивать нравственные качества у детей необходимо с раннего возраста.

Семья закладывает основы воспитания, а вся наша образовательная система развивает личность, опираясь на модели, программы, системы.

Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формирование личности  ребёнка преобладали духовно - нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

Наши задачи педагогов: учить детей диалогу, умению слушать, слышать , понимать. И в этом учение нам помогает игра. Игра способствует интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка, и как ничто другое, влияет на жизнь детей  и их деятельность как индивидуальную, так и совместную. Играя, дети обогащают ум знаниями об окружающем их мире, обретают новый жизненный опыт, осваивают полезные привычки и навыки и могут реализовать свою потребность в активности, новых впечатлениях и эмоциях. В играх формируется  у ребёнка отношения к самому себе  и другим, к трудовой деятельности, самостоятельности, правильным поведенческим нормам и так далее. Можно сказать, что в игре ребёнок реализует свою потребность взаимодействия с миром. Игра выступает как тренировочная площадка, где малыши обретают разные отношения и способы  взаимодействия  со своими сверстниками и взрослыми, из корня игр произрастают и развиваются многие другие виды деятельности. И для нас педагогов  игра выступает как самая важная  деятельность, через которую мы решаем все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Из личного опыта, в  нашей группе мы проводим много различных  игр, где мы обязательно уделяем место нравственному воспитанию, есть игры, которые могут быть нацелены конкретно на развитие нравственных качеств, так и просто  различные игры, в которых развитие нравственных качеств выступает, как компонент. И все эти игры способствуют формированию доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию коллективистских качеств. Эти игры  мы включаем  в совместную деятельность с педагогом, в режимных моментах, используем в индивидуальной и подгрупповой  работе.

Например, игра ситуация: «Утешим зайчика»

Воспитатель: Ребята, в гости к нам пришёл зайка Стёпа, но он почему-то плачет и очень расстроен? (Как вы думаете, почему он плачет?) Дети отгадывают, называют свои варианты.

Воспитатель: Это наши с вами варианты, а давайте его спросим, чем он так огорчён?

Заяц: У меня случилась беда, разбилось моё любимое блюдечко, что же мне делать?

Воспитатель: Ребята давайте поможем  зайчику Степе, но кто мне скажет, как можно ему помочь?

(дети называют свои варианты),(сначала мы его успокоим, скажем утешительные слова: не грусти, мы тебе поможем…)

Воспитатель: 1)Молодцы, мы успокоили зайчика, сказали ему много ласковых и добрых слов. Но зайчик остался без любимого блюдца и ещё до сих пор нуждается в помощи.

2)Скажите, как можно ещё помочь зайчику Стёпе?

Дети называют варианты: склеим, нарисуем, купим большую глубокую мисочку, где поместится много морковки и т.д.)

Посмотрите, сколько разных вариантов, чтобы помочь зайчику.

А скажите к какому виду деятельности эта игру ситуацию можно подвести?(дети называют)

Воспитатель: Здесь и к такому виду деятельности: как занятие по художественному эстетическому развитию( лепка, рисование, аппликация);

И к занятиям по развитию речи;

И к занятию ФЭМП (формирование элементарных математических представлений);

И к занятию по познавательному развитию (Ознакомлению с окружающим миром (посуда);

И к физическому развитию; и т.д. и даже к имитации (импровизации);

И к игре по воспитанию нравственных качеств; здесь же сюжетно-ролевая игра;

Здесь же: Теория решения изобретательных задач(ТРИЗ);

Воспитатель: Ребята, зайчик мне шепнул на ушко, что он хочет, чтобы мы ему купили чашечку. Давайте все вместе сядем в автобус и поедем в магазин. (садимся в автобус и играем в игру «Автобус»)

Мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим.

И в окошечко глядим, все глядим.

Глядим назад, глядим вперёд,

Вот - так, вот - так;

Но что ж автобус не везёт, не везёт;

Колёса закружились вот так, вот так;

Вперёд мы покатились,

Вот - так, вот – так;

А мы не просто так сидим

Бип - бип, бип;

Мы громко, громко все гудим: бип - бип-бип;

Пускай автобус нас трясёт;

Вот - так, вот - так;

Мы едем- едем всё вперёд; Вот так вот так;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста " Поможем Федоре" с использованием элементов ТРИЗ технологий

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 23 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДАС ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ...

Сценарий "Изобретатели с элементами ТРИЗ - технологии: непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками старшего дошкольного возраста

Непосредственно образовательная деятельность с элементами ТРИЗ - технологии с воспитанниками старшего дошкольного возраста "Изобретатели"...

Реализация проекта духовно-нравственной направленности как средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательных организациях.

Реализация проекта духовно-нравственной направленностикак средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательныхорганизациях....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Прощание с осенью» с использованием элементов ТРИЗ технологий.

Программное содержание:Образовательные задачи:-обобщать знания детей о многообразии природного мира, учить сравнивать, рассуждать.-закреплять умение работать в нетрадиционных техниках рисования (отпеч...

Конспект прогулки в подготовительной группе с использованием средств различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ. Тема: «Здравствуй, весна-красна!»

Цель: формирование представлений детей о весне, весенних изменениях в природе.Задачи:· формировать  представления  детей  о  признаках  весны  и  называть...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»

Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Раннее детство - важный этап в жизни человека. Именно в этом возрасте начинают формироваться моральные качества, закладываются нравственные основы будущей личности. Дошкольные образовательные учрежден...