Комплекс игр и упражнений ТРИЗ-технологии
методическая разработка (средняя группа) на тему
Формирование предпосылок развития умственных способностей детей среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность с детьми (культурные практики) | Совместная деятельность с детьми в режимных моментах |
«Знакомство с групповой комнатой» Познакомить с системным подходом (компонентным), дать понятие, что все из чего-то состоит. | «Рассказывание об игрушке» Развивать умение повторять за педагогом сравнения Что умеет делать? (игра для детей с 3-х лет) Цель: на формирование умения выявлять функции объекта |
«Что можно приготовить из овощей Прямая аналогия по цвету, форме, функциям. Игра: «Хорошо- плохо». Заучивание стихотворения Л.Гениюш «Капуста» Продолжать формировать умение детей запоминать стихотворение с помощью морфотаблицы. | Игра «Я загадал овощ! «Да-нетки» МКВ (метод контрольных вопросов) Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры “Да-Нет” или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. |
«Рассматривание картинок, изображающих людей разных профессий» Формировать умение использовать системный подход: из чего состоит разная одежда; составление детьми целого (одежды) из частей (рукава, карманы, воротник Игра «Где живет (работает)?» Цель:научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции. | Что будет, если… ( с 3-х лет). Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. Правила игры. Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?» |
Воспроизводить содержание сказки «Колосок», активизировать произношение глаголов. Закреплять метод прямой аналогии по формам, цвету, свойствам. | .Игра на внимание «Осень – весна» , «День и ночь» |
«За грибами в осенний лес» Развивать внимание детей; умение выделять главные подсистемные признаки (части) объектов в игре «Заметь необычное» | Экскурсия в парк «Рассматривание осеннего дерева» Знакомить с символической аналогией - видеть в целом его части и наоборот |
Тема: «Одежда» Познакомить детей с приемом «Увеличение-уменьшение» посредством игрового упражнения «Оденем обьекты относительно их размера» | «Соберем куклу Катю на прогулку» Развивать словесно- логическое мышление, воображение. Формировать умения правильно формулировать причины и выводить следствия «Что произойдет, если?» |
Игра «Магазин» Активизировать в речи слова «сначала», «потом», слова, относящиеся к обобщению «одежда». Показать детям относительность размера предмета к окружающему: приглашение в группу Волшебника Большого Размера (Маленького Размера). | «Кукольная одежда» Формировать умение видеть в целом его части и наоборот (системный подход) посредством игры «Кто больше?». «Придумай рифму»» |
«В гостях у Незнайки» «Обувь» Развивать память, мышление. Дать первоначальное понятие о приеме наоборот. | Игра «Скажи наоборот» Формировать у детей умение представлять все знакомые предметы в необычных ситуациях: «Хорошо-плохо» |
«Игрушки» Формировать умения детей отвечать на вопросы, разбирать любой объект на части, называть эти части, посчитать их количество (игры с использованием системного оператора). | Игра «Машин детский сад» |
«Кто мы, какие мы?» Развивать выдумку и фантазию, умение представить себя на месте другого объекта. | «Мои помощники» Формировать представления о помощниках человека (глаза, уши, нос, язык). |
Тема: «Посуда» Формировать умения детей отвечать на вопросы, участвовать в диалоге, составлять небольшой рассказ по знакомому произведению («Федорино горе») | С-ролевая игра «Кафе» «Чайная посуда и ее свойства» |
«Профессия- продавец» Развивать умение детей определять принадлежность работника к какому- либо рабочему месту с использованием системного оператора | Дидактическая игра «Кукла Катя ждет гостей» Познакомить с функциями предметов для приготовления еды, с техникой безопасности на кухне. Развивать умение сравнивать предметы по одному признаку |
«Зима- белоснежная» Развивать умение детей сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки посредством упражнения «Путешествие дерева по дорожке времен года». Рассказ по картине «Зимние забавы Развивать умения детей вживаться в образ, составлять связный рассказ от первого лица. | «Чудесные снежинки» Исследовательская деятельность Игра «Теремок». Игра «Гирлянда» Цель:Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. |
«Наш друг – Дед Мороз» Развивать мышление, фантазию, творческое воображение. Познакомить с приемом «Оживление» | Зимние развлечения «Наш друг Снеговик» Закреплять умения отвечать на проблемные вопросы, объяснять, сравнивать, находить сходство и отличие между двумя объектами. |
«Мойдодыр приглашает в гости» Составление рассказа, обьединяя эти предложения в короткий рассказ Тема: «Берегите зубы с детства» Показать вред сладостей для зубов через игру «Хорошо-плохо». | Раньше-позже (с 3-х летнего возраста). Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия”сегодня”,”завтра”,”вчера”… развивать речь, память |
Театрализация «Колобок на новый лад» | «Путешествие по «сказочной поляне» детского сада». Игры на формирование умения выделять функции объекта «Что умеет делать» Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки. |
Рассматривание картины «Ежи» Закреплять правила поведения в лесу с помощью приема «Наоборот» | Игра: «Противоположные признаки» |
«Птицы и рыбки у нас дома Закрепить правила ухода за птицами и рыбками, представления об особенностях их жилья посредством игры «Превращения». | Что будет, если… ( с 3-х лет). Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. |
Заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик» Формировать умение заучивать стихотворение по мнемотаблице Игра: Увеличение – уменьшение. РТВ Разбор проблемной ситуации | «Раньше – позже» Правило игры:Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом. Уменьшаем и увеличиваем (с 3-х лет). Цель игры: обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: – ок, – чик, – чек, -ище. |
Ребенок открывает мир природы «Наблюдение за черепахой» Игра: «Большой – маленький» (Противоречия в размерах) Рассматривание и сравнение овощей и фруктов | Игра: «Овощи – фрукты» (противоречия) Игра: «Что сначала, что потом» |
«Мы дождались наших птичек» Продолжать формировать представления о прилетающих птицах, их повадках, отличительных особенностях. Закрепить системный (компонентный) подход | Подвижная игра «Солнышко и дождик» Игра Солнышко светит (с 3-х лет).Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.Например, дождь — идет, а еще… солнышко — светит… собака — лает… паровоз — мчится |
Составление рассказа – фантазии по картине «Птичий двор» Развивать умение детей составлять рассказы- фантазии «Кто о чем говорит» Игра: «Вверх-вниз-вперед-назад» (системный оператор) | Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта. «Хорошо – плохо» Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. |
Художественная литература «Три поросенка» - чтение сказки в обработке С. Михалков Игра: «Что если бы …» ТПФ Наоборот Придумывание сказки с другим концом | Игры на выявление подсистемных связей «Где живет?» Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов. |
Тема: «Старые сказки на новый лад» Задание «Рифмочки» | Игра «Числовая да-нет ка» Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных. |
Составление описательных рассказов о животных Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Игра «Да-нетка» (линейная) | Игры на сравнение систем «На что похоже» Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. |
«Путешествие по «сказочной поляне» Стимулировать проявления речевой активности Тема: «Цветы» Игровое упражнение «Собери цветок» (Собери целое из частей). Развивать умения сравнивать, находить общие и отличительные признаки посредством составления «технологической цепочки»: семечко – земля – росток – стебелек – листья – цветок Упражнение «Волшебная дорожка» Игровое упражнение «Собери поляну цветов» | Игра на классификацию объекта «Все в мире перепуталось» Примечание:Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается.. Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру. |
Тема: «Заварим чай» Игра «Хорошо-плохо» Упражнение «Пожелания» | Игра «Назови часть предмета» Цель:учить «разбирать» любой объект на составляющие части. |
Тема: «В магазин за продуктами» Мозговой штурм Колбаса – это плохо, почему? Игра «Хорошо – плохо» Игра «Лишний предмет». | Игра «Паровозик» Цель::учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание память, мышление. ость объекта и его функции. |
Тема: «Деревья» Игра «Да - Нет» (загаданный объект «дерево») Игра «Что сначала, что потом» Игра «Хорошо - плохо» | Экскурсия в фруктовый сад Формировать умение составлять сравнение по двум-трем признакам (яблоко круглое, как мячик и т.д.). Загадки «Фрукты» «Чудо-фрукты» Познакомить с приемом фантазирования - оживление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологий.
Картотека игр и познавательных упражнений составлена с учётом коррекционной работы для детей с заиканием. Игры распределены на три этапа с учётом усложнения речевой активности: от ответов ...
Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Тема: «Чебурашка и крокодил Гена»средняя группа
Конспект игротренингапо развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 летЦель: Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическ...
Картотека игр, игровых ситуаций, упражнений по ТРИЗ - технологии
В картотеке широко представлены игры, упражнения, игровые ситуации в ТРИЗ- технологии для детей разного возраста....
Развитие нравственных качеств воспитанников средствами игр и упражнений с элементами ТРИЗ - технологий
воспитание и развитие нравственных качеств личности ребёнка через игру с элементами ТРИЗ - технологий...
Комплекс игр и упражнений ТРИЗ-технологии
Совместная деятельность с детьми (культурные практики) и совместная деятельность с детьми в режимных моментах...
Дидактическое упражнение "Заколдованные пословицы" с использованием ТРИЗ технологии
Работая над нравственностью детей я очень часто использую в своей работе пословицы и поговорки, а они считаться &ldquo...