Творческая мастерская
консультация (старшая группа)
В этом материале рекоминдации для воспитателей старших групп о развитии творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Общеразвивающие функции продуктивной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Организация работы «творческой мастерской».
Беляева Галина Викторовна
Интенсивное, интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Она проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации детской деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат. Этим условиям как никакая другая соответствует продуктивная деятельность.
Продуктивная деятельность в дошкольном возрасте занимает особое место. Она, как и игра, отображает реальный мир, и так же, как и игра пользуется особой популярностью у детей. В соответствии с современными требованиями , продуктивная деятельность должна быть организована, как добровольная, партнерская со взрослым деятельность и вовсе не обязательно делить ее на составляющие.
Формой организации предпочтительнее выбрать «творческую мастерскую», когда обеспечена свобода передвижения и свобода творчества. Организуя такую деятельность со старшими дошкольниками важно помнить, что она как никакая деятельность способна развивать в ребенке чувство инициативы, утверждение себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами и реализующего свои замыслы. Она, в силу своего созидательного характера, создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Таким образом, она закладывает основы трудолюбия. Моделирующий характер продуктивной деятельности обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое и части, систематизировать свойства и отношения при работе с различными материалами. А использование символических звеньев между замыслом и результатом – образцов, чертежей, выкроек, пооперационных карт, эскизовразвивает у ребенка знаково-символические функции и способствует его переходу на более высокий уровень психического развития. Закономерный вопрос «Что из этого можно сделать?» стимулирует возникновение замысла и его реализацию, развивая, таким образом, у ребенка творческую активность. О развитии мелкой моторики в процессе продуктивной деятельности, я думаю, говорить излишне. Это все понимают. Кроме того немаловажно формирование специфических умений и навыков и овладение техникой использования инструментов.
В работе со старшими дошкольниками важно учитывать два направления:
1) движение к точности (копирование)
2) творческая разработка собственного замысла
В том нет ничего нового: всегда и в старой практике существовала продуктивная деятельность по образцу и по замыслу. Новое должно быть в содержании, которое должно соотноситься с требованиями момента - актуальной ситуацией и интересами детей. В работе со старшими дошкольниками мы, прежде всего, должны ориентироваться на общеразвивающие функции продуктивной деятельности, главная из которых удовлетворение потребности ребенка в созидании - созданная им вещь должна жить в игре, в интерьере группы, дома.
Каким образом можно представить ребенку цель деятельности?
1. В виде готовой вещи или ее графического изображения
2. Незавершенные наброски или конструктивные узлы-модули, которые нужно довести до завершения
3. Чертежи, планы, выкройки, эскизы по которым вещь будет сделана
4. Словесное описание цели
Т.е мы любое образовательное содержание можем реализовать через 4 типа работ:
1. Работа по образцам
2. Работа с незавершенным продуктом
3. Работа по графическим схемам
4. Работа по словесному описанию цели : 1 и 3 реализуют линию развития по заданным параметрам 2 и 4 линию развития творческих возможностей Воспитателю необходимо планировать деятельность, продвигаясь от простого к сложному: от 1 до 3, от 2 до 4 (организация деятельности с раздаточным материалом, с использованием типов перечисленных работ). Но это , так называемая техническая сторона вопроса. Для обеспечения привлекательности деятельности для ребенка нужна упаковка, которая станет для ребенка проводником в мир человеческой культуры.
Упаковкой могут служить:
Игра или познавательно-исследовательская деятельность
Создание собственной художественной галереи
Создание коллекции
Создание макетов
Изготовление украшений и сувениров
Создание книги
Изготовление предметов для собственного театра
Как строится работа внутри каждой «упаковки»?
1. Игра или познавательно-исследовательская деятельность – Материалы: конструктивные, изобразительные, бумага, ткани . Подбор тематики в соответствии с игровыми и познавательными интересами ребенка .Типы работ: работа по образцам и схемам
2. Создание собственной художественной галереи Материалы: изобразительные Подбор тематики: в соответствии с жанрами изобразительного искусства Типы работ: работа с незавершенными продуктами (незавершенные наброски цветовые и графические, клаксография) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, словесное описание будущего результата)
3. Создание коллекций разного рода и их оформление (гербарий, модели машин, марки, монеты для сказочной страны и т.д.) Типы работ: по образцам и схемам.
4. Создание макетов (долгосрочная деятельность , пока удерживается интерес детей к ней) Материалы: конструктивные и изобразительные Подбор тематики: макеты городов, дворцов, космодромов, портов, ландшафтов и т.д. Типы работ: с незавершенным продуктом и по словесному описанию, + работа по образцам (умножение элементов макета)
5. Изготовление украшений и сувениров Материалы: разнообразные Побор тематики: события и праздники Типы работ: все
6. Создание и оформление книги Материалы: изобразительные Подбор тематики: рассказы детей, тематические словари, летопись группы, дневник природы и др. Типы работ: с незавершенным продуктом и по словесному описанию
7. Изготовление предметов для собственного театра Материалы: разнообразные Подбор тематики: декорации, костюмы, реквизит, кукольный и плоскостной театр и др.
Типы работ : все Организация деятельности творческой мастерской. Работа творческой мастерской должна быть соответствующим образом организована.
1. Должно быть организовано общее пространство для работы ( столы сдвинуты в один большой стол)
2. Все , и воспитатель в том числе, располагаются вокруг стола
3. Соблюдается принцип добровольности участия в деятельности
4. Воспитатель предлагает детям несколько целей или разные материалы для реализации цели, обеспечивая тем самым выбор по интересам и возможностям.
5. Воспитатель включается в деятельность наравне со всеми, выбрав для себя цель. Он не инструктирует и не контролирует, он комментирует шаги своей работы, обсуждает замыслы, становится живым образцом. Он принимает детскую критику, поощряя свободный обмен мнениями и спонтанно возникающую взаимопомощь.
6. Предлагаемая работа должна быть спроектирована воспитателем на 25- 30 минут, необходимо также иметь резерв времени, чтобы каждый мог работать в своем темпе.
7. По мере завершения работы дети переходят к свободной деятельности по своему выбору, а воспитатель не покидает «мастерскую» пока все не завершат работу.
8. Следует предлагать детям работу над собственным «продуктом», но которые впоследствии могут образовать общий продукт (коллекцию, макет, панно и др.) Каким образом продуктивная деятельность может быть интегрирована в образовательный процесс группы, не выбиваясь из общего смыслового контекста?
Используются чаще других
1. Создание предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности
2. Создание художественной галереи Используются реже
3. Чтение большого художественного текста (макет, коллекция, книга, театр) 4. Тематика познавательно-исследовательской деятельности (макет, коллекция, книга, театр)
5. Игра-придумывание (макет, коллекция, книга, театр)
6. Праздники (украшения-сувениры)
При распределении типов работ на год следует придерживаться следующей схемы:
Работа по готовым образцам и незавершенным продуктам (сентябрь-ноябрь) Увеличение объема работы по схемам и словесному описанию (декабрьфевраль)
Сбалансированное сочетание всех типов работ (март-май)
Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей Самостоятельная продуктивная деятельность - то вторая составляющая организационного процесса. И здесь от воспитателя требуется создать предметную среду, способствующую творческому движению в работе с выбранным материалом и стабилизации целей, в которой будут представлены не только сами материалы, но и образцы для возможной работы. Срок жизни этих материалов зависит от интереса детей. Чаще всего дети включаются в работу творчески-экспериментаторского плана. Это использование графических и живописных набросков, конструктивных моделей, конструирование игрушек из разнообразных материалов, работы с привлекательными инструментами – циркулем, пластмассовыми лекалами, копировальной бумагой. Этих материалов должно быть достаточное количество. Рисование и конструирование наиболее предпочитаемая детьми деятельность. Но пластичные материалы и материалы для создания коллажей тоже должны быть доступны детям.
Также необходимо иметь в свободном доступе: бросовые материалы, куски картона ,пенопласта , картонные коробочки, проволока ,кусочки тканей ,веревка, старые футляры от фломастеров ,природные материалы ,шишки, желуди ,мелкие сухие веточки ,фасоль, семена клена, ясеня ;косточки бахчевых ;альбомы или отдельные листы с графическими образцами возможных поделок ; стеллаж с изобразительными материалами ; гуашевые краски ; палитры; кисти ; баночки для воды ; простые и цветные; карандаши ,восковые мелки, пастель , лекала для работы с орнаментом.Запас рисовальной бумаги разного размера.Графические образцы для орнаментов . Альбомы с репродукциями .Незавершенные контурные и цветовые наброски . Альбомы для раскрашивания . Разнообразные образцы для копирования .Воспроизведение графического образца по точкам . Воспроизведение графического образца по клеткам. Воспроизведение заданного элемента орнамента в готовом контуре. Графические образцы последовательного приращения деталей к геометрическому контуру . Наборы для конструирования ( лучше кнопочные свободного конструирования ( не стоит выделять в отдельный центр: место хранения должно быть постоянным и известным всем, доступ свободным, а место работы по ситуации, где удобнее) пластмассовые конструкторы типа ЛЕГО) .Наборы, позволяющие создавать целостные макеты (с антуражем для игрового мира) . Пооперационные схемы сборки конструкций Наборы для настольного конструирования .Графические образцы построек .Набор крупного напольного строительного материала . Мозаики - геометрические и традиционные укомплектованные графическими образцами .Пазлы (целесообразно меняться с другими группами по мере освоения изображения всеми детьми) .Требования к организации среды самостоятельной продуктивной деятельности ♣ Предоставлять дошкольнику не только сами материалы, но и образцы для возможной работы; ♣ Изымать или удалять материалы из развивающего центра по мере угасания интереса к ним; ♣ Обеспечивать достаточный запас материалов для всех желающих продолжить работу; ♣ Применять материалы многоразового использования фабричного производства; ♣ Иметь под рукой бросовые и природные материалы; ♣ Дополнять рисовальные принадлежности графическими образцами для орнаментов, репродукциями, незавершенными контурными и цветовыми набросками, альбомами и отдельными листами для раскрашивания; ♣ Предлагать разнообразные образцы для копирования (воспроизведение по опорным точкам, по клеткам, алгоритмическим схемам) ♣ Оснащать конструкторы графическими образцами пооперационными схемами сборки ♣ Вносить периодически несколько пазлов, которые по мере освоения передавать в другую группу, т.е. обмениваться.
И в завершении всего сказанного позвольте напомнить вам 7 составляющих творческого потенциала:
1. Уверенность в себе. Уважайте идеи ребенка и затраченным им усилия. Позвольте ему пережить ощущение собственного достижения, успеха, давая творческому потенциалу ребенка время и место для реализации идей, а также давая шанс его воображению.
2. Нонконформизм и отход от общепринятого . Пусть ребенок знает, что он может и даже должен слушать в себе те голоса, которые Генри Торо, американский мыслитель 19 века, назвал «другим барабанщиком» и «иной музыкой». Не страшно отходить от того, что делают все остальные.
3. Возможность исследовать и думать. Призывайте ребенка продумывать проект, но дайте ему и самому исследовать и экспериментировать, не подвергая его действия критике. После того, как он обдумает, спланирует и опробует свои действия, материалы и идеи станут на свои места.
4. Узнавайте новое Знакомство с новым опытом, культурными событиями, играми и действиями стимулирует оригинальное мышление и развивает воображение. Снабжайте детей материалами, которые помогают исследовать и экспериментировать.
5. Уважение Ребенка следует приучать уважать собственные идеи и идеи тех, кто его окружает. Слишком пристальный надзор за ребенком, равно как и побуждение его к соревновательности или же установление жестких рамок, может ограничивать его развитие. Хвалите ребенка свободно и искренне.
6. Стимулирование воображения Позвольте ребенку свободно пользоваться воображением, не опасаясь критики или внешнего контроля. Когда люди, прибегая к воображению и образному мышлению, не чувствуют себя комфортно, это сдерживает их креативность и творческий потенциал. Пусть богатое воображение приносит чувство уверенности, позитивные ощущения и радость.
7. Новые способы мышления. Побуждайте ребенка думать по – новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Обучение на собственных ошибках своей практики – самый лучший учитель, доступный каждому ребенку. Подталкивайте ребенка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...
Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»
Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...
Творческая презентация «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской»
Материал о формировании социальных качеств у дошкольников в процессе совместной творческой деятельности в "мастерсткой"...
Рабочая программа по курсу Развитие познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская"
Предлагаю рабочую программу по развитию познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская". Работа кружка "Творческая мастерская" нацелена на общее развитие ребе...
Творческая мастерская "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей"
Мастер класс для воспитателей по нетрадиционной техники рисования....
«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»
Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...
Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"
Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....