Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников
материал
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_grazhdansko.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Только тот, кто любит, ценит
и уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом.
С. Михалков
В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в нормативных документах. Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751, система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Среди задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. указом Президента РФ от 01.06.2012 №761, - формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Такое патриотическое воспитание должно носить характер системного целенаправленного воздействия.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту. Гражданское и патриотическое воспитание можно назвать одним из сложных направлений в дошкольном воспитании.
В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
В нашем детском саду сложилась целая система гражданского и патриотического воспитания детей, она определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и соответствует Закону «Об образовании в Российской Федерации». Цель данной системы заключается в развитии личности гражданина и патриота России, осознающего себя личностью в социуме, толерантно относящегося к окружающим, знающего историю своего города и страны, способного отстаивать свои интересы и интересы Родины.
Основные задачи
Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному городу.
Формирование бережного отношения к родной природе.
Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Формирование элементарных знаний о правах человека.
Расширение представлений о России, о столице своей Родины.
Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном станы, нашего города и района.
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.
Решение поставленных задач позволяет педагогам достичь планируемого результата:
* родители активные участники образовательного процесса;
* ребенок имеет определенные знания о родной стране, крае, городе знает флаг, герб, историю, испытывает уважение, любовь к стране, городу, родителям, близким ему людям;
* ребенок проявляет желание трудиться на благо семьи, детского сада, города.
Основные принципы концепции системы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:
* «От близкого к далекому» (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета);
* «От общего к частному», где каждое честное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего;
* Опора на опыт самих детей, реальные их дела, события в семье, в детском саду, городе, стране;
* взаимодействие с семьей.
Важным условием успешной педагогической деятельности в воспитании гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста является взаимодействие с родителями воспитанников. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению семейных связей.
По словам А.С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. Воспитатели нашего ДОУ придерживаются этих рекомендаций в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями.
В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
В основе взаимодействия с родителями в нашем ДОУ лежит структурно-функциональная модель, которая состоит из трех блоков:
I – информационно-аналитический блок. Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего дела.
II – практический блок. Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.
«Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе»).
Сотрудничество в рамках проведения досугов, экскурсий, трудовой деятельности.
III – контрольно-оценочный. Анализ эффективности мероприятий: презентация проектов, анкетирование, участие родителей в мероприятиях детского сада.
В решении поиска эффективных методов взаимодействия между субъектами воспитательного процесса в ДОУ используется проектный метод. Этот метод позволит сочетать интересы всех субъектов, организовать поэтапно и последовательно процесс воспитания и обучения детей: от выявления их опыта – к совместному планированию и реализации намеченного.
Направления работы по включению родителей в воспитательный процесс:
I – прямое участие родителей в воспитательном процессе («Встречи с людьми интересных профессий»);
II – участие родителей в закреплении знаний у детей, полученных в НОД (беседы, игры дома, составление эссе «Мир профессий наших родителей» и т.д.);
III – участие родителей в социализации детей (эссе «Моя семья», «Мое имя», составление генеалогического дерева, экскурсии, совместный труд).
Методы включения родителей в совместную деятельность:
- личный пример педагога и его умение «заразить» интересами детей и родителей;
- опора на наиболее активных родителей, которые способны подать пример другим;
- умение увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться».
Одним из путей повышения качества дошкольного образования в целом и усовершенствование системы по гражданскому и патриотическому воспитанию, в частности, мы видим в установлении прочных связей с социумом. Развитие социальных связей ДОУ с различными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями и способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада.
Практически значимыми для воспитанников детского сада в воспитании любви к своей Родине являются занятия комплексно-интегрированного, познавательного, проблемно-поискового характера. Занятия проводятся в форме непринужденного общения, в ходе которого мы делимся с детьми доступной и интересной для них информацией. В процессе занятия фиксируем внимание на вопросах детей, ведь по характеру вопросов можно судить об интересе ребёнка к данной теме, о глубине его собственных размышлений.
Одним из наиболее эффективных методов гражданского и патриотического воспитания мы считаем метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (включая родителей).
Гражданско-патриотическое воспитание должно строиться не только на любви к Родине, но и вере в себя, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку нашей Родины, к каждому её гражданину. Воспитывать детей надо на победах, а не на поражениях, на созидании, а не на разрушении.
Непременным условием обучения и воспитания дошкольников является подготовка их к жизни, функционированию в гражданском обществе, воспитание не только знающего, но и умеющего человека, социально адаптированной личности.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Статья о системе гражданского и партиотического воспитания детей в ДОУ...
Концепция гражданско-патриотического воспитания.Старшая группа.
Концепция гражданско-патриотического воспитания.Старшая группа....
Авторская концепция "Духовно- нравственное воспитание дошкольников как основа гармоничного развития личности"
Направление, по которому я работаю, а также коротко о некоторых моментах моей деятельности...
Воспитание гражданско – патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений
Сергеева Ирина ИвановнаВоспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ханты-Мансий...
Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»
Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...
Презентация: "Формирование целостного воспитательного пространства для гражданско-патриотического становления личности дошкольника"
laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее,стать подлинным патриотом» (С. Михалков)...
Воспитание гражданско-патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей( из опыта работы).
Выступление на педагогическом совете №2 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО»...