Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников
статья по теме

Ольга Анатольевна Зубкова

Статья о системе гражданского и партиотического воспитания детей в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников

Только тот, кто любит, ценит

и уважает накопленное и сохраненное

 предшествующим поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом.

С.Михалков

Концепция гражданского и патриотического воспитания

В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в нормативных документах. Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751, система образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому  и культурному наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Среди задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. указом Президента РФ от 01.06.2012 №761, - формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Такое патриотическое воспитание должно носить характер системного целенаправленного воздействия.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту. Гражданское и патриотическое воспитание можно назвать одним из сложных направлений в дошкольном воспитании

В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

В нашем детском саду сложилась целая система гражданского и патриотического воспитания детей, она определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и соответствует Закону «Об образовании в Российской Федерации».  Цель данной системы заключается в развитии личности гражданина и патриота России, осознающего себя личностью в социуме, толерантно относящегося к окружающим, знающего историю своего города и страны, способного отстаивать свои интересы и интересы Родины.

Основные задачи:

  • Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному городу.
  • Формирование бережного отношения к родной природе.
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  • Формирование элементарных знаний о правах человека.
  • Расширение представлений о России, о столице своей Родины.
  • Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном станы, нашего города и района.
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
  • Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.

          Решение поставленных задач позволяет педагогам достичь планируемого результата:

* родители активные участники образовательного процесса;

* ребенок имеет определенные знания о родной стране, крае, городе знает флаг, герб, историю, испытывает уважение, любовь к стране, городу, родителям, близким ему людям;

* ребенок проявляет желание трудиться на благо семьи, детского сада, города.

          Основные принципы концепции системы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:

* «От близкого к далекому» (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета);

* «От общего к частному», где каждое честное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего;

* Опора на опыт самих детей, реальные их дела, события в семье, в детском саду, городе, стране;

* взаимодействие с семьей.

Отношения, складывающиеся между субъектами воспитательной системы

Важным условием успешной педагогической деятельности в воспитании гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста является взаимодействие с родителями воспитанников. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению семейных связей.

По словам А.С.Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. Воспитатели нашего ДОУ  придерживаются этих рекомендаций в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями.

В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

             В основе взаимодействия с родителями в нашем ДОУ лежит структурно – функциональная модель, которая состоит из трех блоков:

I – информационно – аналитический блок. Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего дела.

II – практический блок. Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.

Формы сотрудничества с родителями:

  • «Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе»).
  • Сотрудничество в рамках проведения досугов, экскурсий, трудовой деятельности;

III – контрольно – оценочный. Анализ эффективности мероприятий: презентация проектов, анкетирование, участие родителей в мероприятиях детского сада.

            В решении поиска эффективных методов взаимодействия между субъектами воспитательного процесса в ДОУ используется проектный метод. Этот метод позволит сочетать интересы всех субъектов, организовать поэтапно и последовательно процесс воспитания и обучения детей: от выявления их опыта – к совместному планированию и реализации намеченного.

Направления работы по включению родителей в воспитательный процесс:

I – прямое участие родителей в воспитательном процессе («Встречи с людьми интересных профессий»);

II – участие родителей в закреплении знаний у детей, полученных в НОД (беседы, игры дома, составление эссе «Мир профессий наших родителей» и т.д.);

III – участие родителей в социализации детей (эссе «Моя семья», «Мое имя», составление генеалогического дерева, экскурсии, совместный труд).

Методы включения родителей в совместную деятельность:

  • личный пример педагога и его умение «заразить» интересами детей и родителей;
  • опора на наиболее активных родителей, которые способны подать пример другим;
  • умение увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться».

Взаимоотношения с окружающейся средой

Система по патриотическому воспитанию дошкольников предполагает укрепление внешних связей ДОУ с предприятиями и организациями на основе единого планирования, четких, открытых связей и обмена информацией. Наше ДОУ осуществляет сетевое взаимодействие со следующими организациями:

  • с Комитетом по образованию администрации СПб (Совет по дошкольному образованию): обеспечение информацией, контролем.
  • Отдел образования и молодежной политики Курортного района Санкт-Петербурга
  • Академия постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга
  • ЦПКС «Информационно-методический центр» Курортного района СПб
  • ЦППМС Курортного района Санкт-Петербурга
  • ГБОУ НШ № 611 г. Зеленогорска
  • Зеленогорская детская библиотека
  • ГБДОУ детский сад №30 комбинированного вида Курортного района СПб
  • ЗДДТ Курортного района СПб
  • Школа искусств №13 Курортного района СПб.
  • ДДТЮ «На реке Сестре».

     

           Одним из путей повышения качества дошкольного образования в целом и усовершенствование системы по гражданскому и патриотическому воспитанию, в частности, мы видим в установлении прочных связей с социумом. Развитие социальных связей ДОУ с различными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями и способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада.

Особенности управления образовательной деятельностью

          Основной целью системы управления гражданско-патриотическим воспитанием ДОУ является совершенствование образовательной  деятельности, организация работы и ее координация, а также повышение педагогического мастерства каждого педагога.

          Система руководства гражданским и патриотическим воспитанием в ДОУ сочетает интересы всех субъектов воспитательной системы:

Педагог – имеет возможность самореализоваться, проявить творчество в работе;

Родитель – имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания своего ребенка и группы в целом;

Ребенок – его деятельность организована в соответствии с его интересами, желаниями и потребностями.

          Руководство работой по патриотическому воспитанию в ДОУ осуществляется по этапам:

I – диагностический.

а) изучение литературы (психолого-педагогической, научно-популярной, нормативно-правовой);

б) изучение уровня готовности педагогов к взаимодействию с семьей и детьми;

в) изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме;

г) изучение предметно – развивающей среды групп, дошкольного учреждения.

II – практический (создание условий)

а) издание приказов;

б) разработка положений;

в) определение методов работы, планирование работы, сроков выполнения;

в) проведение тематического контроля;

г) внесение изменений в рабочие программы воспитателей.

III – аналитический (итоговый)

а) анализ анкет;

б) сбор отзывов;

в) анализ работы педагогов;

г) презентация проектов.

Формы активизации педагогов:

  • Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра и др.
  • Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская деятельность.

Способы достижения целей работы по гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников

         Методические подходы к реализации основных принципов работы:

  • осознание своего «Я»;
  • отождествление себя с другим человеком, группой людей;
  • формирование чувства собственного достоинства;
  • формирование чувства сострадания, сочувствия, способности встать на точку зрения другого;
  • осознание смысла знака и символа, отражающего значение герба города, страны;
  • формирование чувства гордости за свой город, свою страну;
  • формирование чувства сопричастности к важным происходящим событиям в городе, стране.

          Средства реализации основных принципов работы:

  • устное народное творчество;
  • декоративно – прикладное искусство;
  • музыка;
  • художественная литература;
  • игра;
  • труд;
  • самостоятельная детская деятельность.

          Условиями реализации основных принципов работы являются:

  • комплексный подход;
  • знание педагогом культуры истории и культуры своего народа;
  • правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
  • тематическое построение материала;
  • взаимодействие детского сада и семьи.

Выше перечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности:

  • во время организованных образовательных ситуаций;
  • в играх;
  • на целевых прогулках по улицам города и к памятникам;
  • на экскурсиях;
  • в труде, в быту;
  • во взаимодействии с социумом;
  • в проектной деятельности;
  • в приобщении детей к духовному наследию народа;
  • в приобщении детей к традициям большого спорта.

Комплексные занятия по ознакомлению с окружающим

          Практически значимыми для воспитанников детского сада в воспитании любви к своей Родине являются занятия комплексно-интегрированного, познавательного, проблемно-поискового характера. Занятия проводятся в форме непринужденного общения, в ходе которого мы делимся с детьми доступной и интересной для них информацией. В процессе занятия фиксируем внимание на вопросах детей, ведь по характеру вопросов можно судить об интересе ребёнка к данной теме, о глубине его собственных размышлений.

Комбинированные занятия и экскурсии экологической направленности

          Дошкольники по своей природе исследователи. Педагоги ДОУ всячески поддерживают познавательную активность детей и стремятся пробудить у них любознательность через экспериментально-исследовательскую деятельность, желание делать самостоятельные выводы. Комбинированные занятия и экскурсии экологической направленности организуются с целью формирования гражданско-патриотических чувств у дошкольников через любовь к природе родного края. На этих занятиях педагоги  знакомят детей с растениями и животными нашего региона, с правилами поведения в природе, воспитывают у детей бережное отношение к живой природе.

          Участие в экологических проектах, позволяет расширить практические знания детей о свойствах растений, условиях, необходимых для их жизни. Дети самостоятельно делают выводы, находят решения проблемы, совершают открытия.  Знания, полученные на комбинированных занятиях и экскурсиях экологической направленности, запоминаются надолго, их дети с удовольствием используют в повседневной жизни. В дальнейшем эти знания переходят в личный жизненный опыт ребёнка.

Экскурсии и целевые прогулки

          Экскурсии – важный элемент ознакомления с окружающим миром. Наряду с приобщением детей к истории семьи, рода мы начинаем знакомить их с историей и достопримечательностями нашего города. Совместно со специалистами (музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре) организуются целевые прогулки и экскурсии. На целевых прогулках по городу дети узнают о происхождении названия нашего города, его улиц, о достопримечательностях и памятных местах, учреждениях и зданиях города. К одним и тем же памятным местам мы с детьми возвращаемся неоднократно, и каждый раз дети открывают для себя что-то новое.  Те впечатления, которые малыши получают на экскурсиях, становятся отправной точкой для более глубокого изучения истории родного города.  Знакомство с родным городом вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а так же стремление и желание изобразить то, о чём слышали и видели. Поэтому эта работа продолжается на занятиях по изобразительной деятельности.

 Организация выставок фотографий, репродукций, рисунков, посвящённых Родине

В нашем ДОУ  широко используются выставки фотографий, репродукций, рисунков воспитанников, которые знакомят детей с природой родного края, пейзажами нашего города и его достопримечательностями. Дети с удовольствием посещают выставки, организованные детской   библиотекой г.Зеленогорска,  очень любят рассматривать фотовыставки, на которых они изображены сами во время праздничных мероприятий города.

Праздники, развлечения, досуги, посвященные знаменательным датам

          Формирование гражданско-патриотических чувств у дошкольников происходит на основе положительных эмоций, которые вызывают интересные праздники, развлечения, досуги. Дети приобретают соответствующие знания, у них формируется гражданственность и патриотизм, ориентированные на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей и идеологии нашего государства.

          Организация праздников и развлечений способствует укреплению психологического здоровья дошкольников формированию у них позитивной самооценки. Дети приобретают опыт социального общения, овладевают соответствующими знаниями, у них проявляется творческая активность. Участие воспитанников в праздничных мероприятиях приобщает их к общественной жизни детского сада, города и страны.   

Сюжетно-ролевые игры

          Ведущим видом деятельности, в котором дети воплощают полученные ранее знания, в дошкольном возрасте является игра. Большую роль в формировании гражданско-патриотических чувств у воспитанников детского сада играют сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Моряки», «Пограничники», «Защитники Отечества», «Мы строим родной город» и другие. В игре ребёнок развивается, происходит постепенное осознание социального поведения и отработка его в практической игровой деятельности.  Игра – это мощное средство социализации ребенка, воспитания нравственно-волевых качеств. Именно в процессе игровых действий формируются общественно значимые мотивы деятельности детей, что важно для воспитания у них начала патриотизма.

Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов

          Важную роль в воспитании гражданско-патриотических чувств у дошкольников играет художественное слово. Литература и качественные видеофильмы являются доступной и действенной формой преподнесения информации.  Художественное слово помогает понять детям некоторые общечеловеческие проблемы, обогащает их личностный опыт.

          У детей старшего дошкольного возраста речь становится более правильной и грамотной, обогащается словарный запас, им становится доступно составление  небольших рассказов на основании увиденного и услышанного.

           Художественные произведения подбираем в зависимости от конкретных воспитательных задач. Например, для воспитания у детей любви к природе используем произведения В. Бианки, Е.Чарушина, И. Токмаковой, М.Пришвина и другие. Для формирования личности гражданина России используем произведения  Л.Толстой «О людях больших и маленьких», К Ушинского «Всякой вещи свое место», В.Осеева «Волшебное слово»,  В. Маяковского «Кем быть», «Что такое хорошо и что такое плохо» и другие.

         Для расширения представлений детей об историческом прошлом России знакомим их с легендами, былинами и сказочными произведениями,  рассказами и отрывками из рассказов о князьях и их подвигах (О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом»).  

         Для формирования патриотических чувств используем  чтение произведений, посвященных Великой Отечественной войне (Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»), С. Алексеев «Идет война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат»), заучивание стихов и песен военных лет.

Проектирование

               Одним из наиболее эффективных методов гражданского и патриотического воспитания мы считаем метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (включая родителей).

               Использование проектного метода обучения в практике работы нашего ДОУ один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства. Педагоги нашего ДОУ освоили и внедрили в практику следующие проекты:

  •  «Семья и семейные ценности»
  • «Русские обычаи, традиции, народные праздники»
  • «Наша армия родная»
  • «Покорение космоса: прошлое, настоящее, будущее»
  • «Этот День Победы».

Заключение

          Гражданско-патриотическое воспитание должно строиться не только на любви к Родине, но и вере в себя, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку нашей Родины, к каждому её гражданину. Воспитывать детей надо на победах, а не на поражениях, на созидании, а не на разрушении.

         Непременным условием обучения и воспитания дошкольников является подготовка их к жизни, функционированию в гражданском обществе, воспитание не только знающего, но и умеющего человека, социально адаптированной личности.

          Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

          Мы понимаем, что не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии своей страны, её географии, природе, символике, народных традициях, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных детям  дошкольного возраста.

          В связи с этим педагогический коллектив ГБДОУ детского сада №19 Курортного района Санкт-Петербурга находится в постоянном поиске обновленных форм и методов гражданского и  патриотического воспитания, выявления условий их реализации. Планомерная и систематическая работа, общие усилия всего коллектива детского сада дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы в этой области.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция гражданско-патриотического воспитания.Старшая группа.

Концепция гражданско-патриотического воспитания.Старшая группа....

Авторская концепция "Духовно- нравственное воспитание дошкольников как основа гармоничного развития личности"

Направление, по которому я работаю, а также коротко о некоторых моментах моей деятельности...

Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека....

Воспитание гражданско – патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений

Сергеева Ирина ИвановнаВоспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ханты-Мансий...

Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»

Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...

Презентация: "Формирование целостного воспитательного пространства для гражданско-патриотического становления личности дошкольника"

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее,стать подлинным патриотом» (С. Михалков)...

Воспитание гражданско-патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей( из опыта работы).

Выступление на педагогическом совете №2 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО»...