Воспитание гражданско-патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей( из опыта работы).
материал

Бурцева Наталья Юрьевна

Выступление на педагогическом совете №2 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.opyt_raboty.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «СКАЗКА» С. СТАНОВОЕ

Выступление на педагогическом совете №2 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО»

Воспитание гражданско-патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей( из опыта работы).

Подготовила : старший воспитатель Бурцева Н.Ю.

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.

Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира»

А. С. Макаренко

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»

А. С. Макаренко

Одним из основных принципов дошкольного образования, определенных ФГОС дошкольного образования – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также, сотрудничество образовательной организации с семьей.

Не случайно ФГОС дошкольного образования предусматривает два этих принципа во взаимосвязи, без которой их реализация стала бы не возможной.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция.

В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Только в сочетании друг с другом ДОУ и семья создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений в семье, приобщения к миру родной культуры.

В своей работе с детьми и их родителями я неоднократно выявляла проблему: дети имеют поверхностные знания о родном крае, о Родине и стране в целом, государственной символике; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. Поэтому, не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе.

Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам, уважительное отношение к языку своего народа;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- воспитание гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

- развитие чувства ответственности и гордости за социальные и культурные достижения страны;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В соответствии с требованиями Федерального Закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в 2021 году возникла потребность разработки в детском саду рабочей программы воспитания.

Рабочая программа воспитания, как одно из средств для создания условий воспитания и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формированию у обучающихся чувств патриотизма, гражданственности, укрепления института семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, воспитания уважения к старшему поколению, регулирует деятельность и действия педагога во время пребывания детей в детском саду.

Но главным институтом воспитания традиционно является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Только привлекая родителей в образовательный процесс можно говорить об эффективности и целесообразности реализации системы патриотического воспитания.

Планирование воспитательного процесса в детском саду осуществляется в соответствии с примерным Календарным планом рабочей программы воспитания, построенной на основе базовых национальных ценностей (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности) в рамках нескольких взаимосвязанных модулей, в том числе решающих задачи патриотического и нравственного воспитания: «Моя семья. Моя Родина», «Я в мире людей», «Культура и красота», «Природа и я».

Воспитатели разрабатывают конкретные формы реализации воспитательного цикла на своей группе, определяют задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы, а также алгоритм действия взрослых.

Такое планирование повышает эффективность выполнения всех запланированных мероприятий, в том числе, совместных с родителями и социумом, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе, при этом обеспечивается максимально полноценное конструирование воспитательной среды, способствующей решению задач патриотического и семейного воспитания и достижению целевых ориентиров конкретной базовой ценности по соответствующему модулю.

(Пример календарного плана на месяц – в приложение)

К привлечению родителей в образовательный процесс в своей деятельности применяю следующие средства и формы работы:

- информирование посредством размещения материала на официальном сайте детского сада и  вацап и телеграмм-канала;

- информирование посредством родительского уголка;

- публикация консультаций, оформление папок-передвижек;

- оформление памяток, буклетов, листовок;

- привлечение к совместным мероприятиям, конкурсам, выставкам, праздникам, созданию выставок семейных газет и плакатов, выставок семейных реликвий;

- привлечение к разучиванию патриотических стихов, песен, созданию поделок к тематическим конкурсам;

 - анкетирование, опросы;

-мастер-классы, деловая игра, семинар-практикум;

В организации моей работы с родителями наиболее результативными, интересными, востребованными стали следующие формы работы:

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.

Современные родительские собрания - прежде всего педагогическое просвещение родителей, это и консультации, и дискуссии, и семейные праздники. Особое внимание уделяется нетрадиционной методике проведения, принципам вариативности.

Фотовыставки, фотоальбомы, коллажи

Провожу различные фотовыставки, к организации которых обязательно привлекаются родители ребят.

Оформили фотовыставку: «Всех дороже мне она…. Это мамочка моя», Планируемые фотовыставки«Зимние забавы», «Самые отважные – мужчины наши важные!», «С днём защитника отечества!», «Милые, нежные – наши дорогие женщины», «Как мы готовились к светлой Пасхе», «Улица на которой я живу», «Лето, лето скажи нам, где ты?», фотоальбом «Моя семья – моё богатство!».

Организация конкурсов и викторин

Традиционно в нашем детском саду проходят конкурсы. Осенью  -это «Чудо осень», «Базовые национальные ценности», зимой- «Вместо елки новогодний букет»,  весной ко дню Победы «Великой Победе посвящается», Пасха глазами детей.Ребята совместно с родителями приняли участие в выставке конкурсе рисунка «В единстве наша сила» посвящённое Дню народного единства. Ко Дню защитника отечества, ребята приняли участие в конкурсе детского рисунка «Мой папа – защитник Отечества

Такая форма взаимодействия помогает каждому ребёнку почувствовать значимость собственной семьи. Ведь поделка, рисунок, изготовленная совместно с мамой или папой, братом или сестрой, всегда кажется особенно привлекательной. При этом участие родителей в выставках нельзя назвать формальным – они с интересом подключаются к созданию поделок, композиций, проявляют фантазию, творчески используют различные материалы.

Следует положительно отметить, что многие выставочные работы долгое время украшали интерьер нашей группы. Каждый ребёнок непременно замечал, что это именно он с мамой, папой или бабушкой создал такую удивительную красоту, на которую теперь любуются и дети, и взрослые.      

 Увидев гордость в глазах ребят, за выполненную в семейном кругу работу, можно с полной уверенностью сказать: «Затеянное дело принесло благие плоды!».

Каждая из отправленных работ отмечена дипломами и грамотами призеров и победителей, или сертификатами участника. Все это вызывает у наших ребят и их родителей чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутых результатов.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях» - писал Франсуа де Ларошфуко.

Я думаю, что это актуально всегда и везде. Поэтому не забываю хвалить и поощрять родителей, участников конкурсов грамотами, благодарственными письмами.

Праздники и спортивные развлечения

Родители привлекаются к организации праздничных мероприятий. Оказывают помощь в поиске и подготовке костюмов, разучивании репертуара. Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь.

В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, уважительного отношения к подвигам наших соотечественников во время Великой Отечественной войны, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения в детском саду ежегодно проходит праздник «Никто не забыт, ничто не забыто». Дети делают поздравительные открытки, поют песни военных лет, читают наизусть военные стихи. Был проведен народный праздник «Яблочный спас»,на котором дети угощались вкусными яблочными пирогами, которые испекли их родители.

Участвуем с детьми в народных праздниках: «Веснянка», «Масленица», «Пасха». В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Ко всем праздникам изготавливаем поделки, открытки.

Проектная деятельность

Одним из эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность. Родители вместе с детьми подключаются к выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, фотографии. Разработан проект «Моя семья – моя маленькая Родина».  Цель которого воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свой дом, близких ему людей.

Нельзя не отметить и участия родителей в экологическом проекте»Красота начинается с тебя»-   благоустройство территории ДОУ , субботники, высадка рассады цветов, которые нам привозят родители и т.д.

Родители  в рамках конкурса «Птичья столовая», вместе с детьми изготовили кормушки для птиц из разных материалов. Они рассказали детям, зачем зимой нужно подкармливать птиц, какой корм надо приготовить, какие кормушки можно сделать и как подвесить, чтобы птицам было удобно доставать корм, как правильно и где установить, почему это так важно. В итоге дети и родители пожелали принять участие в экологической акции «Мы кормушку смастерили и столовую открыли».  А потом с ребятами насыпали в кормушку корма для птичек.         

          Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.

  В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.

На сегодняшний день можно сказать, что работа с родителями по воспитанию у детей гражданско-патриотической активности, как, в принципе, и по другим направлениях, требует вовлечение как много больше семей в работу детского сада и большей активности родителей.

Положение ребенка в современном обществе довольно сложное. В погоне за материальными благами совершенно забывают о ребенке. На подготовительном этапе при проведении анкетирования выявлено отношение родителей к патриотическому воспитанию дошкольников при взаимодействии ДОУ и семьи.  Результат оказался неутешительным: духовно-нравственный уровень большинства семей оказался низким. Но постепенное и тактичное вовлечение родителей в работу образовательного учреждения дадут,я уверена, свои результаты. Доверительные отношения, обеспечение родителей информацией по патриотическому воспитанию ,совместные мероприятия  еще больше сплотят  детей, родителей, педагогов для решения важной задачи – воспитание патриота.

Планы на будущее:

•        продолжить работу по взаимодействию сада и семьи;

•        использовать в дальнейшем проектный метод работы;.

Завтра начинается сегодня

Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!  

«Родители у нас народ прекрасный,

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут!»

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы)

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»  (из опыта работы)...

Семинар для родителей «Здоровое питание дошкольников» как форма психолого – педагогической поддержки семьи» (из опыта работы)

Актуальность здорового питания для дошкольника в настоящее время, мероприятия и рекомендации для родителей о правильном питании....

Семинар для родителей «Здоровое питание дошкольников» как форма психолого – педагогической поддержки семьи» (из опыта работы)

Актуальность здорового питания для дошкольников, рекомендации для родителей о правильном питании детей....

РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...

Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств» старший подготовительный к школе возраст.ИЗ опыта работы инструктора ф.к.

Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств» «Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражд...

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гор...