«Музыкально-дидактические игры» Статья для воспитателей и специалистов детского сада
статья
Для музыкального воспитания используют музыкально дидактические игры и пособия. Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - это формирование музыкальный способностей, в игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
В статье предлагаются несколько музыкально-дидактических игр из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_muz_did_igry.docx | 25.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 86 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
«Музыкально-дидактические игры»
Статья для воспитателей и специалистов детского сада.
Составила:
Батракова Юлия Витальевна
Музыкальный руководитель
Санкт-Петербург
2019
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкой лечили людей от различных заболеваний, с помощью музыки можно влиять на интеллектуальное развитие и эмоциональное самочувствие человека. Развитие музыкального слуха наиболее оптимально в детстве, оно создает основу музыкальной культуры. Исследователи пришли к выводу, что у каждого человека есть задатки музыкальной деятельности. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности.
Основы музыкальной культуры закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Содержание музыкального воспитания включает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
Восприятие музыки требует от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний, поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Для музыкального воспитания используют музыкально дидактические игры и пособия. Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - это формирование музыкальный способностей, в игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выбранная тема является актуальной.
Музыкально-дидактическая игра «Волшебный сундучок».
Игра представляет собой картонный сундучок, в котором лежат конверты с разрезными картинками. На конверте и на картинке нарисован один и тот же музыкальный инструмент. Игра рассчитана на детей подготовительной группы по программе М.А.Васильевой.
ЦЕЛЬ ИГРЫ: развитие тембрового слуха в сочетании с концентрацией внимания.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: сундучок, в котором лежат конверты с изображениями музыкальных инструментов симфонического оркестра.
В каждом конверте находится картинка с изображением того же инструмента, что и на конверте, но разрезанная на несколько частей.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: аудиозапись различных музыкальных инструментов симфонического оркестра.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ:
Дети сидят полукругом перед столом, на котором стоит сундучок. В нём лежат конверты, на которых изображены музыкальные инструменты симфонического оркестра. В каждом конверте находится разрезанная картинка с нарисованным тем же инструментом, что и на конверте.
-Музыкальный руководитель или воспитатель читает детям сказку:
Давным–давно жили – были музыкальные инструменты. Они очень дружили друг с другом и играли вместе в большом оркестре. Но злая фея Басинда спрятала все инструменты в волшебный сундучок и наложила на сундучок злобное заклятие. И только тот, кто выполнит моё задание, сможет их освободить.
- Педагог предлагает детям прослушать в звукозаписи звучание различных музыкальных инструментов симфонического оркестра (можно оркестра народных инструментов) и определить, какой инструмент играл.
-После прослушивания дети должны выбрать конверт, на котором изображён инструмент, звучание которого они угадали.
-Достать из конверта разрезанное изображение музыкального инструмента и сложить его на столе.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Данная игра является продолжением предварительных бесед с детьми о звучании различных тембров, где, знакомя их с теми или иными музыкальными инструментами, параллельно демонстрируется рисунок или сам инструмент.
2. Игра предполагает сосредоточение на процессе узнавания различных тембров.
3. Аудиозапись должна звучать с ярко выраженным тембром того или иного инструмента.
4. Дети должны воспринимать звучание в абсолютной тишине.
5. Промежутки между музыкальными фрагментами должны составлять не более 30 секунд и не превращаться при этом в бурное обсуждение и шумный беспорядок.
Конвертов в сундучке должно быть по количеству детей (можно 1. положить несколько конвертов с изображением одинаковых музыкальных инструментов).
7. Важно использовать максимальное количество музыкальных инструментов, т.к. это даёт возможность разнообразить детский опыт восприятия тембров.
Игра «Определи характер»
Дети слушают музыкальную пьесу, затем словами определяют ее характер.
Например: медленная, печальная, грустная, задумчивая и т.п. Или: живая, веселая, задорная, смешная, шутливая и т.п.
Игра «Кто подошел к теремку»
Игра развивает у детей умение запоминать и различать музыкальные произведения. Для игры потребуется картинка (лучше из картона) с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от теремка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, заяц и т.д.
Ход игры:
Педагог начинает сказку: «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребенку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Отгадав музыкальную загадку, ребенок, пользуясь выдвижной лентой, показывает взрослому свой вариант ответа.
Игра «Какую линию выбрать?»
Педагог предлагает ребенку чистый лист бумаги и фломастеры.
Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные – под медленную и спокойную, прямые, изогнутые – под решительную, прерывистые – под легко, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.
Игра «Музыка для игрушки»
Перед ребенком разложены имеющиеся игрушки (ежик, кукла и т.д.).
Взрослый включает фонограмму (можно исполнить произведение на инструменте).
Ориентируясь на характер звучания (нежный, медленный или быстрый, стремительный), ребенок подбирает игрушку. Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.
Игра «Характер и настроение»
Материал для игры: наборы разноцветных квадратиков (серого, голубого, красного, фиолетового цветов) для каждого ребенка.
Подготовка и описание игры.
Дети слушают музыку. Руководитель обращает их внимание на характер и настроение мелодии, малыши определяют их с помощью цветных квадратиков.
Дети слушают предложенные музыкальные пьесы и выбирают соответствующие настроению цветные квадратики.
Игра «Времена года»
Игровой материал: Наборы картинок с изображением времен года для каждого ребенка.
Дети получают четыре картинки и, прослушав предложенную музыку, выбирают и показывают соответствующую картинку.
Игра «Для чего Машеньке ушки»
Выучить приговорку и произносить её, как диалог.
- Для чего Машеньке ножки?
- Чтоб по садику пойти.
- Для чего Машеньке глазки?
- Чтобы ягодки найти.
- Для чего Машеньке ручки?
- Чтобы яблочко сорвать.
- Для чего Машеньке язычок?
- Чтобы сказку рассказать.
- Для чего же Маше уши?
-Чтобы песенку послушать!
Дети сидят на стульчиках, негромко и четко произносят текст:
- Хорошо настроим уши.
Чтобы музыку послушать.
Задание: Послушать вместе с детьми несколько инструментальных пьес в записи или исполненных на инструменте.
Обязательно дослушать музыку до конца, потом поделиться впечатлениями, определить, какая музыка прозвучала (характер, темп, мажор, минор).
Игра «Угадай мелодию»
Дети слушают отрывки из знакомых им музыкальных произведений и угадывают мелодию.
Игра «Угадай мелодию 2»
Желающие могут разделиться на команды или же соревноваться поодиночке. Ведущий дает послушать всем присутствующим отрывок из какой-нибудь песни или популярной мелодии, а игроки должны назвать это музыкальное произведение.
Побеждает тот игрок или та команда, которая отгадает больше всего мелодий. О продолжительности игры по времени игроки договариваются между собой.
«Игра с колокольчиками»
Для проведения игры потребуются наборы колокольчиков для каждого участника.
Каждому участнику игры выдается набор колокольчиков. Водящий за ширмой звонит в колокольчик. Все игроки по очереди отвечают ему соответствующим колокольчиком из своего набора.
Игра «Долго и коротко»
Педагог называет предметы, животных или явления природы, а дети отвечают, долго или коротко они звучат, и в подтверждение имитируют звук.
Например:
Педагог: «Воробей чирикает...»
Дети: «Коротко. Чик-чирик!».
Педагог: «Поезд гудит...»
Дети: «Долго. У-у-у-у!» - и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для специалистов детского сада "Как стать компетентным в общении с родителями"
Консультация предназначена для педагогов-психологов, социальных педагогов, работающих в детском саду. Содержит теоретический материал и анкету для воспитателей...
Консультация и интерактивная игра «Организация и проведение прогулки в детском саду» для воспитателей детского сада
Консультация проводится в интерактивной форме с использованием игровых приемов. Цель - обобщение знаний педагогов об организации и методике проведения прогулки с дошкольниками в разных возрастных груп...
Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)
В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...
Использование ИКТ технологий при проведении музыкально-дидактических игр для детей 4-7 лет в детском саду
В настоящее время использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуальна на данный момент....
Статья "Биоархитектурные композиции на территории детского сада" в журнале "Старший воспитатель ДОУ" №8 август/2013г.
Соавтор статьи "Биоархитектурные композиции на территории детского сада" в журнале "Старший воспитатель ДОУ" №8 август/2013г....
Методические рекомендации воспитателям и специалистам детского сада по подготовке детей дошкольного возраста к конкурсу чтецов.
Методические рекомендации воспитателям и специалистам детского садапо подготовке детей дошкольного возраста к конкурсу чтецов....
Статья""Современный воспитатель в современном детском саду"
Современный детский сад - это второй дом для детей, где проводит больше всего времени....