Консультация для специалистов детского сада "Как стать компетентным в общении с родителями"
консультация на тему

Горохова Елена Геннадьевна

Консультация предназначена для педагогов-психологов, социальных педагогов, работающих в детском саду. Содержит теоретический материал и анкету для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК СТАТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ

В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Иногда в группе детского сада можно наблюдать такую картину: утром папы и мамы приводят детей  к дверям детского сада своих детей, вежливо говорят воспитателям: «Здравствуйте» и уходят. А вечером приходят папы и мамы за детьми и, сказав: «До свидания», уводят детишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок в детском саду и дома, что его радует, огорчает, интересует. Малоинтересные родительские уголки, информация на которых год от года повторяется, также приводят в уныние… Увы, эта грустная картина характерна для некоторых детских садов.

У педагогов и родителей единые задачи – сделать все, чтобы дети росли счастливыми, жизнерадостными, здоровыми, стали гармонически развитыми личностями. А для этого необходимы тесные контакты с родителями и взаимополезное сотрудничество.

К сожалению, трудностей в организации общения предостаточно: непонимание родителями важности режима детского сада, постоянное его нарушение и, как следствие, взаимные упреки и претензии; сложно складываются отношения с молодыми родителями и с родителями из неблагополучных семей, имеющими проблемы личного характера – они зачастую относятся к педагогам и его требованиям снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Из чего же складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации общения с родителями принадлежит, бесспорно, воспитателю.  Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными навыками, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Он должен дать родителям почувствовать свою заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать, что он видит в родителях единомышленников, равных партнеров.

Что же такое – профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует, что профессиональная компетентность предполагает прочность педагогических представлений, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, такт), глубокое овладение знаниями о семье.

В содержании профессиональной компетентности входят следующие личностные качества, знания, умения и навыки.

Личностные качества и установки (личностный компонент):

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями.
  • Выдержка, тактичность, уважительность, сдержанность, доброжелательность и др.

Знания (содержательный компонент):

  • О семье.
  • О воспитательном потенциале семьи.
  • Об особенностях семейного воспитания.
  • О методах изучения семьи.
  • О методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент):

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять к ним индивидуальный подход.
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития.
  • Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания в семье.
  • Умение организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, оказывать им действенную педагогическую помощь.

Определим коммуникативные умения и навыки, которыми должен обладать воспитатель:

  • устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им;
  •  предвидеть результаты общения, возможные трудности;
  •  предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;
  • владеть этикетными нормами речи и поведения;
  • осуществлять индивидуальный подход на основании знания конкретных особенностей каждой семьи.

Уважаемые воспитатели! Предлагаем вам анкету, которая выявит уровень вашей коммуникабельности в общении с родителями. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда». Будьте, пожалуйста, предельно честны с самим собой!

ВОПРОСЫ

  1. Вам предстоит обычная беседа с родителем. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?
  2. Вызывает ли у Вас неудовольствие поручение выступить с докладом перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование?
  5. Вам предлагают провести общее собрание для родителей всех воспитанников детского сада. Приложите ли  Вы максимум усилий, чтобы избежать этого?
  6. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  7. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей постоянно задает Вам вопросы?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  9. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в вопросах воспитания?
  10. Любите ли вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с руководством, коллегами?
  11. услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не спорить?
  12. Страшитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  13. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не детей?
  14. Проще ли Вам подготовить стендовую информацию для родителей, чем провести устную консультацию?
  15. При общении с родителями Вы редко смотрите ему в лицо, стараетесь отвести свой взгляд?
  16. У Вас есть свои критерии оценки семейного воспитания, и других мнений Вы не приемлете?

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ. 

«ДА» -2 очка, «ИНОГДА»- 1 очко, «НЕТ»- 0 очков. Полученные очки суммируются. Так Вы можете определить для себя, к какой категории относитесь.

30-32 очка. Скорее всего, Вы вообще некоммуникабельны, Вам очень сложно вступать в общение с родителями, контакты с ними Вы стремитесь свести к минимуму. В основном, они формальны. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда чем-то недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Вам необходимо серьезно работать над собой, развивать свои коммуникативные навыки.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас не слишком приятным делом. В неудачных контактах с родителями в большей степени обвиняете их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего характера, еще  не все потеряно.

19-24 очка. Вы достаточно общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удаётся достаточно легко наладить контакты с большинством родителей, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако, порой, Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки легко поправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы уверены, что с любым родителем всегда можно найти общий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее другому. Родители тоже стремятся поддерживать контакты с Вами, принимают ваши советы.

9-13 очков. Вы весьма и весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, стремитесь всегда высказать свое собственное мнение о том, как надо воспитывать детей, дать совет в любой ситуации, чем вызываете раздражение у родителей.  Вам недостает терпения и смелости при столкновении с серьезными проблемами. Будьте сдержанней.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны, стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда успешно можете довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и яростно отстаиваете его. Возможно, что родители относятся к Вам с опаской и сомнением. Задумайтесь над этим.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны Вольно или невольно Вы часто бываете причиной конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность.

Помните, уважаемые воспитатели, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке, а умение педагога найти хорошее качество в каждом ребенке характеризует его как компетентного в глазах любого родителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников

Можно ли представить жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями? Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить… Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, в...

Семинар для педагогов с элементами тренинга "Как стать компетентным в общении с родителями"

В ходе семинара, педагоги проверят уровень развития профессионально значимых личностных качеств, потренируются в умении проявлять такт в общении с родителями....

КАК СТАТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

У педагогов и родителей единые зада­чи: сделать все, чтобы дети росли счаст­ливыми, здоровыми, активными, жизне­любивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностя­...

Круглый стол "Как стать компетентным в общении с родителями"

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольн...

« Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»

         У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармоничес...

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Для того , ...