Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками старшего возраста.
статья (подготовительная группа)

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое -- основа формирования этого качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_realizatsiya_dolgosrochnyh_proektov.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками старшего возраста.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое -- основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом -- игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

Игровые:

  • -- "Игра-путешествие в подводное царство";
  • -- сюжетно-ролевая игра "Театр";
  • -- игра "Строим город будущего";
  • -- "Путешествие в древний мир";
  • -- "Строим сказочный снежный городок".

Творческие:

  • -- осенний (весенний, зимний) вернисаж;
  • -- музыкальная сказка (по выбору);
  • -- настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
  • -- "Веселая ярмарка";
  • -- создание фильмотеки рисованных диафильмов;
  • -- фестиваль искусств "Весенняя капель".

Познавательные;

  • -- журнал "Почемучка";
  • -- "Путешествие в Царство Математики";
  • -- конкурс "Моя родословная";
  • -- "Красная Книга" (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

  • 1) постановка цели;
  • 2) поиск формы реализации проекта;
  • 3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  • 4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  • 5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
  • 6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  • 7) работа над частями проекта, коррекция;
  • 8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект -- продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась "фоном" к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги -- энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, "Красную Книгу" природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В "красном углу" групповой комнаты рекомендуется организовать "фитобар", а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. "Официанты", подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.

На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).

Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер;

  • -- "Путешествие в подводное царство";
  • -- "Путешествие на Луну";
  • -- "Гомеопатическая аптека";
  • -- "Зоологический магазин";
  • -- "Зоопарк" и т.д.

На территории детского сада или в ближайшем сквере, парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.

К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с "желанием и радостью", а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Последний этап проекта -- защита -- всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов и специалистов "Реализация социальных проектов в работе с дошкольниками и младшими школьниками". Проект "Что делать с мусором, или Отходы в доходы!"

В лице родителя, участвовала в проектной деятельности по природосбережению со своим ребёнком, ученицей нашего образовательного комплекса ГБОУ Шко...

«Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками среднего возраста»

laquo;Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками среднего возраста.»Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, та...

Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками младшего возраста

Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятел...

Организация работы с дошкольниками старшего возраста по экологическому воспитанию

В современном мире вопрос экологического воспитания приобретает особую важность. Видя экологическую обстановку, мы понимаем, что эта тема всегда будет актуальна для человечества....

Творческий проект в рамках реализации программы по развитию речи для дошкольников старшего возраста «Театральные ступеньки» «Где живёт сказка»

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчест...

Организация работы с дошкольниками старшего возраста по экологическому воспитанию

Статья посвящена проблеме экологического воспитания дошкольников. Авторы рассказывают, как с помощью различных видов деятельности можно сформировать у детей экологические знания....

Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками старшего возраста.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах челове...