«Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками среднего возраста»
консультация на тему
«Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками среднего возраста.»
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Задачи развития:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
- По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).
План работы воспитателя по подготовке к проекту:
- Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
- Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями.
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта).
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор (накопление материала).
- Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
- Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта (разнообразные формы представления).
Этапы реализации проектной деятельности:
- ВЫБОР ТЕМЫ (источники могут быть разные: события, праздники, даты, явления, предметы, и т. д.)
- КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ: Что мы знаем? Что хотим узнать?
- СБОР СВЕДЕНИЙ ключевой вопрос: Что мы узнали? Создание условий для познавательной деятельности в разных формах: литература, предметы, опыты, эксперименты, встречи, экскурсии, телефонные звонки и т. д.
- ВЫБОР ПРОЕКТОВ обсуждается вместе с детьми. Ключевые вопросы: Почему этот проект выбираем? Что хотим получить в конце? Что необходимо для реализации? Предложить варианты. Их обсудить. Сделать выбор. Наметить шаги для реализации, распределить роли, план деятельности.
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ Необходимо создать условия для реализации. Участие детей в разных видах деятельности. Ключевые вопросы: Что мы делаем с тем, что узнали? Что получается? Что не получается? Что еще нужно? Ответ — практический. Создание нового продукта: праздник, спектакль, благотворительное дело, газета, книга, практическое дело и т. д.
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ Ключевой вопрос: Что получилось? Некоторые проекты — «самопрезентующиеся» — спектакли, концерты, в которых дети участвую в разных ролях. Но необходимо участие детей и в организации: где, когда, кого пригласить, какие сделать билеты? Для других — необходимы специальные формы: выставки, в которых дети участвуют как экскурсоводы, авторы изделий.
Правила для педагогов при работе над проектом:
- Глубоко изучите тему проекта;
- При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу;
- Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
- Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
- Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Последовательно и регулярно работайте над проектом. Создавайте атмосферу сотворчества. Используйте индивидуальный подход.
- Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
- Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая конкретное участие соблюдайте добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.
Литература:
- Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога. // Первое сентября, № 9–2004, с. 12–15.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
- Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2003, с. 20–24.
- Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — с. 42.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skumina_v.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Скумина В.Н., воспитатель
ГБДОУ детский сад №145 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками среднего возраста.»
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Задачи развития:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
- По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).
План работы воспитателя по подготовке к проекту:
- Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
- Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями.
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта).
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор (накопление материала).
- Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
- Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта (разнообразные формы представления).
Этапы реализации проектной деятельности:
- ВЫБОР ТЕМЫ (источники могут быть разные: события, праздники, даты, явления, предметы, и т. д.)
- КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ: Что мы знаем? Что хотим узнать?
- СБОР СВЕДЕНИЙ ключевой вопрос: Что мы узнали? Создание условий для познавательной деятельности в разных формах: литература, предметы, опыты, эксперименты, встречи, экскурсии, телефонные звонки и т. д.
- ВЫБОР ПРОЕКТОВ обсуждается вместе с детьми. Ключевые вопросы: Почему этот проект выбираем? Что хотим получить в конце? Что необходимо для реализации? Предложить варианты. Их обсудить. Сделать выбор. Наметить шаги для реализации, распределить роли, план деятельности.
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ Необходимо создать условия для реализации. Участие детей в разных видах деятельности. Ключевые вопросы: Что мы делаем с тем, что узнали? Что получается? Что не получается? Что еще нужно? Ответ — практический. Создание нового продукта: праздник, спектакль, благотворительное дело, газета, книга, практическое дело и т. д.
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ Ключевой вопрос: Что получилось? Некоторые проекты — «самопрезентующиеся» — спектакли, концерты, в которых дети участвую в разных ролях. Но необходимо участие детей и в организации: где, когда, кого пригласить, какие сделать билеты? Для других — необходимы специальные формы: выставки, в которых дети участвуют как экскурсоводы, авторы изделий.
Правила для педагогов при работе над проектом:
- Глубоко изучите тему проекта;
- При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу;
- Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
- Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
- Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Последовательно и регулярно работайте над проектом. Создавайте атмосферу сотворчества. Используйте индивидуальный подход.
- Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
- Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая конкретное участие соблюдайте добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.
Литература:
- Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога. // Первое сентября, № 9–2004, с. 12–15.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
- Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2003, с. 20–24.
- Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — с. 42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов и специалистов "Реализация социальных проектов в работе с дошкольниками и младшими школьниками". Проект "Что делать с мусором, или Отходы в доходы!"
В лице родителя, участвовала в проектной деятельности по природосбережению со своим ребёнком, ученицей нашего образовательного комплекса ГБОУ Шко...
Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками младшего возраста
Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятел...
Проект "Зелёные витамины" для дошкольников среднего возраста
Вид проекта: познавательно – исследовательский, экологический, среднесрочный (15.04. – 31.05.2019).Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители средней группы. Цель: Р...
Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками старшего возраста.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...
Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками старшего возраста.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах челове...
Садотерапия как форма работы с дошкольниками среднего возраста с ЗПР в условиях реабилитации в ДОУ
Тематический планПо программе садотерапии«Резиденция флористики.Эколята»Составила: Радионова Людмила ВладимировнаУчастники данной программы: дошкольники среднего возраста,ЗПР, воспит...
Тематическое планирование на год совместно с родителями,детьми и специалистами. "Садотерапия как форма работы с дошкольниками среднего возраста с ЗПР в условиях реабилитации в ДОУ"
Тематический план на год по садовой терапии "РЕЗИДЕНЦИЯ ФЛОРИСТИКИ.ЭКОЛЯТА"...