Творческий проект в рамках реализации программы по развитию речи для дошкольников старшего возраста «Театральные ступеньки» «Где живёт сказка»
проект (старшая группа)
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_24.docx | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 411»
Творческий проект
в рамках реализации программы
по развитию речи для дошкольников
старшего возраста
«Театральные ступеньки»
«Где живёт сказка»
составила: Сазонова Анна Сергеевна
воспитатель высшей кв. категории
г. Новосибирск 2019 г
«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир!»
С.И.Мерзлякова
Пояснительная записка
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Проблема.
- недостаточное внимание родителей и детей к театру;
- мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
- недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
- застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие речи и художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1.Создать условия для развития речевой и творческой активности детей.
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
3.Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
- Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.
Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
- Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
- Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
- Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Формы и методы работы:
- Чтение художественной литературы;
- Беседы;
- Игры – драматизации;
- Слушание музыкальных произведений;
- Просмотр сказки;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Заучивание стихов;
- Театрализованная деятельность.
Участники проекта:
— дети старшей группы 5-6 лет
— воспитатели
— музыкальный руководитель
— инструктор по физической культуре
— родители.
Тип проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. – апрель 2020г.
Материально-технические ресурсы:
— Сказки, иллюстрации;
— Аудио, видеоматериалы;
— Мультимедийная техника;
— Костюмы для театрализованной деятельности;
— Атрибуты для разных видов театров.
Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры- драматизации, утренники, спортивные праздники.
Ожидаемые результаты:
-Совершенствования всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрализованного искусства;
-развитие творческой самостоятельности : игровая, песенная, танцевальная импровизация, а так же импровизация на детских инструментах;
-углубление знаний о предметах, куклах, декорациях;
-расширить , активизировать словарь детей; воспитание культуры речевого общения;
-закрепление навыков импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;
-искать выразительные средства для создания образа,
-используя позу, мимику, жест, речевую интонацию;
-воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи.
Структура проекта.
1 этап – подготовительный
— изучение методической литературы
— создание предметно-развивающей среды
— подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, формирование речи, пальчиковые, артикуляционные и дыхательные гимнастики, пластических этюдов.
— разработка сценариев сказок, театрализованных игр
2 этап — основной
Проведение театрализованных представлений по сказкам «Гуси-лебеди», «Морозко», «Мешок яблок»; игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Три медведя», «Красная шапочка», «Золушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где обедал воробей», «Маша и медведь» и т.д.
План работы по театрализованной деятельности
№п/п | тема | Форма реализации, задачи | дата |
1. | «Театр бывает разным» | — Беседа (познакомить детей с различными видами театральной деятельности) | Сентябрь — Октябрь |
2. | Фланелеграфный театр. Рассказ воспитателя о фланелеграфном театре. Игра-драматизация по сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко» | ||
3. | Театр кукол би-ба-бо Рассказ воспитателя о театре кукол би-ба-бо или театре «Петрушки» Игра-драматизация по сказкам «Три медведя» Показ сказок «Теремок» с использованием кукол би-ба-бо детям ясельной группы | ||
4. | Настольный театр Знакомство детей с разными видами настольного театра. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках. | ||
5. | Сюжетно-ролевая игра «Поездка в кукольный театр». | ||
6. | Теневой театр. Рассказ воспитателя о теневом театре. Игра-драматизация по сказке «Маша и медведь». | ||
7. | Театр марионеток, платковый театр. Рассказ воспитателя о театре. Просмотр презентации о театре марионеток и о платковом театре. | ||
8. | Театр на ложках, театр на палочках. Изготовление с детьми театра на ложках. | ||
9. | Пальчиковый театр. Знакомство детей с разными видами пальчикового театра. Игры-драматизации по сказке (с использованием пальчикового театра): «Красная шапочка». | ||
10. | Маски – Шапочки. Рассказ сказочницы об этом виде театра. Игра «Сочини сказку», игры-драматизации с использованием масок по замыслу детей. Подвижные игры с использованием масок-шапочек. | ||
11. | Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство” | — Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию. — Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий. — Учить передавать ритмизацией движения | |
12. | «Театральная азбука». | — Знакомство с театральными терминами. — Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. -Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”. -Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов. — Развивать выразительность жестов. — Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером. | Ноябрь |
13. | «Незнайка в театре» | Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций. — Развитие дыхания и свободы речевого аппарата. — Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. — Развивать умение выразительно передавать образы. — Упражнять детей в подборе рифм к словам. — Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. | |
14. | Беседа: “Театральные профессии” | — Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки. — Воспитывать у детей любовь к театральному искусству. | |
15. | Беседа: «Для чего нужны костюмы и атрибуты» | — Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. — Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. — Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра. | |
16. | «В мире сказок» | — Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей); — Этюды и игры: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев) | |
17. | «Неделя игры» | Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе (буфет)». | Декабрь |
18. | Разгадывание загадок: “Сказочные герои” | — Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния. — Развивать умение переключаться с одного образа на другой. | |
19. | Играем в сказку «Снегурочка» | Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Снегурочка». — Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. — Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании. — Формировать интонационную выразительность речи. — Вызвать желание участвовать в играх- драматизациях. Показ сказки «Морозко» родителям. | |
20. | «В гостях у С. Я. Маршака» | — Беседа по содержанию стихотворения С.Я.Маршака «Перчатки». — Игра «Маски» (понимание мимики). — Имитационное упражнение «Кто как ходит». — игра-драматизация по стихотворению С.Я. Маршака «Перчатки». | Январь |
21. | «Путешествие» | — Побуждать сочинять коллективно истории, активизировать речевое общение. — Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных. — Побуждать детей к двигательной импровизации; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа. — Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает. — Воспитывать партнерские отношения между детьми. | |
22. | Конкурс театральных уголков «Волшебный мир театра» | 1. Способствовать повышению компетентности педагогов в создании условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности; 2. Создавать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска для эффективной организации театрализованной деятельности; 3. Обогащение предметно-развивающей среды центра театрализованной деятельности; 4.Продолжать взаимодействовать с родителями. | Февраль |
23. | «Непослушная Маша». | — Учить доводить до детей замысел сказки. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос). — Развивать интонационную выразительность речи. — Развитие умения последовательно пересказывать сказку. — Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа. | |
24. | «Мы маленькие актёры» | — Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь. — Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки. — Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки. — Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями. — Развитие творческого потенциала. — Стимулировать детей полученные знания переносить в игру. | |
25. | Викторина «Что мы знаем о театре». | Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; — Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. — Упражняться в интонирование диалогов. — Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. — Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями. — Продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров. | Март |
26. | Итоговое мероприятие: Театральная драматизация «Гуси Лебеди» (подготовка) | Совершенствовать диалогическую форму речи. — Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы. — Развивать внимание, память, воображение. -Совершенствовать исполнительское мастерство. | |
27. | Деловая игра «Театральный ринг» Показ сказки «Гуси Лебеди» | Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей. | Апрель Май |
Вывод: Перспективы дальнейшего развития проекта:
Подводя итоги, можно отметить заинтересованность детей в театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игре в театр. Они с удовольствием участвуют в изготовлении афиш, билетов, распределении ролей и т.д. Многие ребята наблюдали за репетициями актёров и, после просмотра спектакля с участием своих одногруппников, изъявили желание попробовать себя в этом качестве. Поэтому мы планируем продолжить этот проект и подготовить ещё несколько театрализованных постановок по рассказам Владимира Сутеева. В качестве основы для следующего спектакля, мы выбрали произведение «Мешок яблок». Мы предположили, что эта сказка наиболее интересна для детей, и, следовательно, они будут более раскрепощены и артистичны в обыгрывании своей роли.
Обеспечение проектной деятельности:
1.Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
- Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001
3.Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
4.Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
5.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
- Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. — М.: РОСМЭН, 2000.
- Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. — М.: Мнемозина, 1995.
- Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. — М.:ВЛАДОС, 2001.
- Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. — М.: ВЛАДОС, 2001.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. — М.: Школьная пресса, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...
Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисо...
Педагогический проект: «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...
Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как на...
Творческий проект «Использование ручного труда в развитии речи детей через изучение русских народных промыслов»
С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития речи. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои ...
Проект во второй младшей группе «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»
В последние годы наблюдается резкое снижение развития речи у детей.У многих имеютя нарушения речи.Дети, которые плохо говорят становятся замкнутыми, молчаливыми, отстают в своем развитии.В своей стать...