Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
проект
Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_v_grv.docx | 597.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Вид проекта: педагогический
Участники проекта:
- воспитатели;
- дети;
- родители;
- помощники воспитателя.
Сроки реализации:
3 месяца (сентябрь – ноябрь)
Актуальность: проблема адаптации ребенку к социуму – одна из важных в педагогике и психологии. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто происходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек – это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы, не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивая его безопасность для дальнейшего развития.
Цель:
Создание благоприятных условий в дошкольной организации для успешной адаптации детей раннего возраста.
Задачи проекта:
- Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы.
- Организовать взаимодействие с родителями в процессе реализации проекта.
- Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.
- Закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю.
- Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).
Материалы и средства реализации:
- анкеты для родителей;
- консультации;
- адаптационные карты;
- картотека подвижных игр;
- картотека развивающих игр;
- физкультминутки;
- пальчиковые игры;
- сенсорное оборудование ( пирамиды, вкладыши, конструктор лего, автомобили и т.д.);
- информационно-коммуникационные (мультимедиа), игровые и здоровьесберегающие технологии.
- формы игровой деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры с элементами театра. Используемые методы: наглядные, словесные, практические. Приёмы: рассматривание, показ воспитателя, ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.
Предполагаемый результат:
- преодоление психологического барьера в период адаптации;
- формирование положительного отношения воспитанников к дошкольной организации;
- расширение жизненного опыта детей, обогащение чувственного мира
- снижение уровня заболеваемости;
- привлечение родителей (законных представителей) к участию в жизни группы и дошкольной организации.
Этап реализации проекта:
1 этап – организационный:
- создание базы данных о будущих воспитанниках;
- родительское собрание по теме «Адаптация детей в дошкольной образовательной организации»;
- мероприятия, проводимые в период адаптации;
- накопление информации и материалов;
- картотека игр: дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые и т.д.;
- консультация для родителей по проблеме адаптации детей в образовании организации;
- оформление адаптационных карт на каждого ребенка.
2 этап – основной:
- ликвидация всех неблагоприятных последствий (с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма);
- упражнение с использованием сенсорных элементов;
- организация режимных моментов: утренняя гимнастика, проведение игр, засыпание.
План реализации проекта:
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры:
- «Накормим куклу Таню»;
- Покатаем куклу на машине»; «Уложим куклу спать»; «Отгадай и назови».
Пальчиковые игры:
- «Этот пальчик дедушка»;
- « Пальчик – мальчик».
Дидактические игры:
- Поможем кукле Тане одеться на прогулку».
Рассматривание сюжетных картинок:
- «Играем вместе».
- содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
- развивать наблюдательность, внимание и память.
- воспитывать добрые чувства, заботу друг к другу;
- привлечение родителей к оснащению кукольного центра;
- развивать интерес к сверстникам;
- знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом.
Познавательное развитие
Дидактические игры:
- «Чудесный мешочек»;
- «Построим домик для котика»;
- «Угостим сметаной киску»;
- «Чьи детки»;
- «Подбери такую же картинку»;
- формировать представления о предметах ближайшего окружения;
- развивать тактильные ощущения;
- обогащать сенсорный опыт, знакомя с предметами.
Речевое развитие
Чтение потешки:
- «Кто у нас хороший»;
- «Чики – чики чикалочки»;
- «Поехали, поехали»;
- «Зайка к деткам подбежал»;
- «Где же, где наши ручки».
Упражнения на звукоподражание: ПИ-ПИ, МЯУ, КО-КО, КВА-КВА, КУ-КА-РЕ-КУ.
Формирование словаря:
- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;
- «Возьми красный карандаш»;
- «Спой песенку маленькому медвежонку».
Называть их местоположение:
- «Грибок на верхней полочке, высоко».
- создать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми;
- формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;
- развивать умение повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;
- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру.
Художественно-эстетическое развитие
Конструктивно-модельная деятельность:
- Мебель для кукол;
- «Машина»;
- «Дорожки длинные и короткие;
- «Колокольчик»;
- «Воробушки».
Физическое развитие
Потешка:
- «Водичка-водичка»;
- «Мыльные пузыри»;
- «Ладушки, ладушки».
Тематическая утренняя гимнастика:
- «Дети спрятались»;
- «Птички».
Подвижные игры:
- «Спрячем игрушку»;
- «Догоним мяч»;
- «Солнышко и дождик»;
- «Птички и автомобиль».
- Поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;
- Создать благоприятный психологический климат в группе;
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
- Развивать двигательную активность с целью укрепления здоровья;
- Формировать внимание и умение действовать по правилам игры.
3 этап – заключительный
- подведение итогов;
- разработка рекомендаций для родителей (соблюдения единства требований воспитания в дошкольной организации и дома);
- анкетирование родителей (итоги адаптации).
Итоги адаптации:
Списочный состав: ___ детей - ___ %.
Легкой степени: ___ детей - ___%
Средней степени: ___ детей - ___%.
Тяжелой степени: ___ детей - ___%.
Вывод:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы, что тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую).
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...
Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»...
Проект Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Взаимодействие детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями....
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации «В детский сад без слёз»
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.Цель: создани...