Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
проект

Ольферова Светлана Станиславовна

Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_v_grv.docx597.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Вид проекта: педагогический

Участники проекта:

- воспитатели;

- дети;

- родители;

- помощники воспитателя.

Сроки реализации:

3 месяца (сентябрь – ноябрь)

Актуальность: проблема адаптации ребенку к социуму – одна из важных в педагогике и психологии. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто происходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.

В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку.

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек – это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы, не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивая его безопасность для дальнейшего развития.

Цель:

Создание благоприятных условий в дошкольной организации для успешной адаптации детей раннего возраста.

Задачи проекта:        

  1. Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы.
  2. Организовать взаимодействие с родителями в процессе реализации проекта.
  3. Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.
  4. Закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю.
  5. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).

Материалы и средства реализации:

- анкеты для родителей;

- консультации;

- адаптационные карты;

- картотека подвижных игр;

- картотека развивающих игр;

- физкультминутки;

- пальчиковые игры;

- сенсорное оборудование ( пирамиды, вкладыши, конструктор лего, автомобили и т.д.);

- информационно-коммуникационные (мультимедиа), игровые и здоровьесберегающие технологии.

- формы игровой деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры с элементами театра. Используемые методы: наглядные, словесные, практические. Приёмы: рассматривание, показ воспитателя, ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.

Предполагаемый результат:

- преодоление психологического барьера в период адаптации;

- формирование положительного отношения воспитанников к дошкольной организации;

- расширение жизненного опыта детей, обогащение чувственного мира

- снижение уровня заболеваемости;

- привлечение родителей (законных представителей) к участию в жизни группы и дошкольной организации.

Этап реализации проекта:

1 этап – организационный:

- создание базы данных о будущих воспитанниках;

- родительское собрание по теме «Адаптация детей в дошкольной образовательной организации»;

- мероприятия, проводимые в период адаптации;

- накопление информации и материалов;

-  картотека игр: дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые и т.д.;

- консультация для родителей по проблеме адаптации детей в образовании организации;

- оформление адаптационных карт на каждого ребенка.

2 этап – основной:

- ликвидация всех неблагоприятных последствий (с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма);

- упражнение с использованием сенсорных элементов;

- организация режимных моментов: утренняя гимнастика, проведение игр, засыпание.

План реализации проекта:

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

- «Накормим куклу Таню»;

- Покатаем куклу на машине»; «Уложим куклу спать»; «Отгадай и назови».

Пальчиковые игры:

- «Этот пальчик дедушка»;

- « Пальчик – мальчик».

Дидактические игры:

- Поможем кукле Тане одеться на прогулку».

Рассматривание сюжетных картинок:

- «Играем вместе».

- содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;

- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;

- развивать наблюдательность, внимание и память.

- воспитывать добрые чувства, заботу друг к другу;

- привлечение родителей к оснащению кукольного центра;

- развивать интерес к сверстникам;

- знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом.

Познавательное развитие

Дидактические игры:

- «Чудесный мешочек»;

- «Построим домик для котика»;

- «Угостим сметаной киску»;

- «Чьи детки»;

- «Подбери такую же картинку»;

- формировать представления о предметах ближайшего окружения;

- развивать тактильные ощущения;

- обогащать сенсорный опыт, знакомя с предметами.

Речевое развитие

Чтение потешки:

- «Кто у нас хороший»;

- «Чики – чики чикалочки»;

- «Поехали, поехали»;

- «Зайка к деткам подбежал»;

- «Где же, где наши ручки».

Упражнения на звукоподражание: ПИ-ПИ, МЯУ, КО-КО, КВА-КВА, КУ-КА-РЕ-КУ.

Формирование словаря:

- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;

- «Возьми красный карандаш»;

- «Спой песенку маленькому медвежонку».

Называть их местоположение:

- «Грибок на верхней полочке, высоко».

- создать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми;

- формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;

- развивать умение повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;

- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру.

Художественно-эстетическое развитие

Конструктивно-модельная деятельность:

- Мебель для кукол;

- «Машина»;

- «Дорожки длинные и короткие;

- «Колокольчик»;

- «Воробушки».

Физическое развитие

Потешка:

- «Водичка-водичка»;

-  «Мыльные пузыри»;

- «Ладушки, ладушки».

Тематическая утренняя гимнастика:

- «Дети спрятались»;

- «Птички».

Подвижные игры:

- «Спрячем игрушку»;

- «Догоним мяч»;

- «Солнышко и дождик»;

- «Птички и автомобиль».

- Поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;

- Создать благоприятный психологический климат в группе;

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

- Развивать двигательную активность с целью укрепления здоровья;

- Формировать внимание и умение действовать по правилам игры.

3 этап – заключительный

- подведение итогов;

- разработка рекомендаций для родителей (соблюдения единства требований воспитания в дошкольной организации и дома);

- анкетирование родителей (итоги адаптации).

Итоги адаптации:

Списочный состав: ___ детей - ___ %.

Легкой степени: ___ детей - ___%

Средней степени: ___ детей - ___%.

Тяжелой степени: ___ детей - ___%.

Вывод:

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы, что тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую).

Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес  желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»...

Проект Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями....

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации «В детский сад без слёз»

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.Цель: создани...