Занятие на тему: "Чудо воздух есть везде"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие по экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_vozduh_on_vezde.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени
(МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)
КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Чудо воздух есть везде»
Воспитатель:
Селиванова К. В.
Тюмень, 2019
Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
- расширять знания и представления детей о воздухе;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- формировать способность достигать результатов, размышлять, обобщать результаты опытов;
- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников;
- активизировать речевую деятельность детей.
Оборудование и материалы: столы, магнитная доска, весы, шапочки лаборантов на каждого ребенка (одноразовые медицинские шапочки), воздушные шары на каждого ребенка, целлофановые пакеты на каждого ребенка, контейнеры с водой, шпажки, «Шар удивления», медали «Юный ученый».
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, исследование, бесцветный, прозрачный, уравновешенные (весы).
Ход занятия
I. Организационный этап
Педагог берет коробочку «Почемучек» и говорит: «Ребята, а вы не заметили, что в нашей коробочке почемучек появилось очень большое письмо, наверное, в нем очень важный и интересный вопрос. Хотите, проверим?». Ответы детей.
Дети приносят коробочку, и воспитатель зачитывает несколько простых вопросов, среди которых вопрос: «Воздух, он какой?»
Интересный вопрос ребята? Ответы детей.
Может быть, кто-то уже знает ответ на этот вопрос (здесь дети говорят свои версии ответа на вопрос). Воспитатель предлагает: «А вы хотели бы поэкспериментировать и выяснить какой же воздух на самом деле?»
Тогда я предлагаю превратиться нам с вами ненадолго в профессоров-лаборантов и отправится в лабораторию опытов под названием «Академия дошкольных наук»
Для этого нам надо произнести вот такие слова: «Вокруг три раза обернись и в ученых превратись». Дети с воспитателем одевают шапочки ученых.
II. Мотивационно-ориентировочный этап
- Проходите в лабораторию, посмотрите, что здесь приготовлено и какой же нас ждет эксперимент. (Дети здесь также высказывают свои мнения)
III. Поисково-практический этап
- Эксперимент «Воздух внутри нас»
- Посмотрите на шарики на столе, какие они? (круглые, легкие, грустные…)
- Давайте надуем шарики, чтобы они стали весёлыми. Я беру этот, а вы, господа ученые, подойдите к столу, где лежат шарики, возьмите их и надуйте.
- Если у вас сразу не получается, продолжайте пробовать дальше. У ученых тоже не все сразу получается, они пробуют по нескольку раз и только после этого получается результат. Молодцы!
- Господа учёные, скажите: а как это у нас из маленького грустного шарика получился такой весёлый? (Верно, потому что мы его надули воздухом).
- А как он туда попал? (Действительно - через нас, а как это через нас?)
- Давайте наберём его (набирают воздух, и подставив руку выдыхают его).
2. Эксперимент.
Ребята, перед вами стаканчики с водой и трубочки. Давайте присядем и попробуем через трубочку подуть в стаканчик с водой. (Пробуют).
Скажите, ребята, когда вы дули в трубочку, что происходило с водой? (ответы: пузыри и т.п.). Что же это означает? (воздух вокруг нас). Предлагаю взять отрезки бумаги и поднести их к губам, подуем.
- Мы сделали первое научное открытие, подскажите, что мы узнали? (Верно, воздух находится внутри нас).
- Предлагаю это открытие отметить схемой (подходим к доске)
- Какой же схемой мы обозначим наше новое открытие? (С детьми на доску выставляем на магнит карту-схему).
- Мы с вами надували шарики. Теперь вы знаете, что внутри нас есть воздух и какой опыт поможет это проверить.
- А какие вы можете привести примеры из жизни использования этого свойства?
- Мы, надувая шарик, выдуваем из себя воздух.
- При игре на духовых инструментах мы тоже выдуваем воздух.
Нас, господа учёные, ждут новые открытия. Пройдём к следующему лабораторному столу.
3. Эксперимент «Воздух вокруг нас и не имеет цвета и запаха»
- Ребята, мы узнали, что воздух есть внутри нас.
- А вокруг нас он есть?
- Давайте потрогаем его.
- Попробуем его поймать.
- Можем ли мы это сделать?
- Да или нет? Давайте проведём эксперимент!
- А помогут нам в этом пакеты.
- Разбирайте, господа учёные, пакеты будем ловить воздух (показать, как ловить воздух).
- Посмотрите, воздух имеет какой-нибудь цвет?
-Значит он какой? Есть у него цвет? (он без цвета, то есть образуем слово бесцветный или прозрачный)
- Давайте мы его понюхаем (показ).
-Что вы почувствовали?
- Имеет воздух запах?
- Получается воздух какой? (по цвету?)
- А какой запах? (никакого)
- Давайте выпустим воздух, пускай летит. Пакет сразу стал плоским. Положите его. Что мы узнали на этом эксперименте? (что воздух невозможно поймать руками, что он без цвета, без запаха и какой опыт поможет это проверить).
Надо наше открытие отметить схемой, прошу, господа учёные.
- Это наше второе открытие.
В первом опыте мы узнали, что воздух внутри нас, а как он туда попадает?
(мы дышим: вдыхаем и выдыхаем воздух, который вокруг нас)
Предлагаю продолжить исследования, согласны?
Физ. Минутка (Приложение 1).
4. Эксперимент «Воздух имеет вес»
- Воздух мы ловили, а кто-нибудь почувствовал, сколько он весит?
- Можно его взвесить? Давайте проверим.
- Да… или нет…? Проведём эксперимент!
- Приглашаю вас подойти к сектору взвешивания.
- Как вы думаете, чем мы будем здесь заниматься? (взвешивать)
- Что взвешивать? (шары)
- Обратите внимание, они перевешивают друг друга или они уравновешенные?
- Давайте попробуем один шарик проткнуть, для этого вам понадобиться острый предмет - шпажка,
- Как нужно обращаться с острыми предметами? (осторожно, не направляя на себя и окружающих, действовать только по указанию воспитателя)
- Берём шпажку в правую руку, острый конец направляем на шарик и протыкаем его.
- Посмотрим, что получится?
(дети лопают по одному шару на весах)
- Посмотрите на весы. Что произошло после того как лопнул шарик? (весы перевесили)
- Правильно, со стороны, где остались шарики, весы перевесили, значит… воздух имеет вес или нет? (имеет)
(воздух в целом шарике остался, а в лопнувшем улетел, и весы опустились)
- А давайте мы ещё раз попробуем второй шарик лопнуть.
- Господа учёные, кто ещё не лопал шарики, прошу.
- Что сейчас стало с весами? (уравновесились).
- Теперь вы знаете, что воздух имеет вес, и какой опыт поможет это проверить.
- Получается, что воздух имеет вес, надо это обозначить схемой.
- Прошу. Найдите эту схему, она по счёту какая будет? (третья).
5. Эксперимент «Воздух легче воды»
- Замечательно, возьмите свои весёлые шарики.
- Я вас приглашаю к следующему лабораторному столу.
- Посмотрите, что у нас здесь приготовлено?
- Шарики, тоже воздушные? (нет)
- А какие?
-Возьмите по шарику и попробуйте опустить в воду. Что произошло с шариками?
-Попробуйте снова опустить шарик. Надо несколько раз провести опыт, чтобы убедиться. Мы же ученые.
-Шарики утонули.
-А теперь давайте попробуем утопить наши воздушные шарики. Опускаем их в воду. Что с ними происходит? (они не тонут).
А что они делают? (плавают)
- Почему?
- По сравнению с водой воздух легче или тяжелее? (легче)
- Теперь вы знаете, что воздух легче воды, поэтому он не дает утонуть шарику и какой опыт поможет это проверить.
- Господа ученые, давайте обозначим наше последнее открытие схемой. Оно у нас по счету какое? (4)
- Вспомните, где это свойство бывает в жизни?
- Надутый шар на воде плавает, а что ещё надуваем и опускаем на воду?
Эксперимент 5. С кастрюлей и баночкой…
На дно стеклянной прозрачной баночки приклеиваем бумажную снежинку. В кастрюлю (тазик) наливаем воду. Опускаем баночку вверх дном в воду, бумажная снежинка внутри банки не промокнет, т.к. в ней находится воздух.
5. Итоги исследований с воздухом
- Какие вы молодцы! Какие сегодня вы сделали открытия?
IV. Рефлексивно-оценочный этап
У меня в руках Шар удивлений. В нём собрались все удивления, которые мы сегодня пережили. Передаю его вам, а вы, передавая друг другу, скажите,
- Чему вы сегодня очень удивились, узнав новое о воздухе?
- (шарик передаю со словами) - Я удивилась! (ребёнок продолжает)
- Молодцы, каждому из вас от имени «Академии дошкольных наук» я присваиваю степень «Юного ученого» и вручаю вот такие медали.
- Хотите ещё вместе с нами исследовать окружающий мир и проводить опыты? (Да). Тогда мы с вами обязательно ответим на все вопросы из нашей коробочки «почемучек».
Приложение 1.
Физ. минутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное физкультурно-речевое занятие на тему: "Чудо хлеб"
Занятие для детей подготовительной (логопедической) группы. Данный вид деятельности поможет детям закрепить знания о том, как и из чего делают хлеб; прививает бережное отношение к хлебу....
"Воздух есть везде" подготовительная группа
Исследовательская деятельность....
Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Знакомство детей со свойствами воздуха....
"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....
Познавательная исследовательская деятельность в средней группе Тема: «Воздух есть везде».
Задачи:Образовательные: продолжать формировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.Развивающие: развивать познав...
Технологическая карта - опыт " Воздух есть везде, он прозрачен "
Проведение опытов с дошкольниками...