Занятие на тему: "Чудо воздух есть везде"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Занятие по экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_vozduh_on_vezde.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени

(МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Чудо воздух есть везде»

Воспитатель:

Селиванова К. В.

Тюмень, 2019

Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

- расширять знания и представления детей о воздухе;

- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

- формировать способность достигать результатов, размышлять, обобщать результаты опытов;

- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников;

- активизировать речевую деятельность детей.

Оборудование и материалы: столы, магнитная доска, весы, шапочки лаборантов на каждого ребенка (одноразовые медицинские шапочки), воздушные шары на каждого ребенка, целлофановые пакеты на каждого ребенка, контейнеры с водой, шпажки, «Шар удивления», медали «Юный ученый».

Словарная работа: лаборатория, эксперимент, исследование, бесцветный, прозрачный, уравновешенные (весы).

Ход занятия

I. Организационный этап

Педагог берет коробочку «Почемучек» и говорит: «Ребята, а вы не заметили, что в нашей коробочке почемучек появилось очень большое письмо, наверное, в нем очень важный и интересный вопрос. Хотите, проверим?». Ответы детей.

Дети приносят коробочку, и воспитатель зачитывает несколько простых вопросов, среди которых вопрос: «Воздух, он какой?»

Интересный вопрос ребята? Ответы детей.

Может быть, кто-то уже знает ответ на этот вопрос (здесь дети говорят свои версии ответа на вопрос). Воспитатель предлагает: «А вы хотели бы поэкспериментировать и выяснить какой же воздух на самом деле?»

Тогда я предлагаю превратиться нам с вами ненадолго в профессоров-лаборантов и отправится в лабораторию опытов под названием «Академия дошкольных наук»

Для этого нам надо произнести вот такие слова: «Вокруг три раза обернись и в ученых превратись». Дети с воспитателем одевают шапочки ученых.

II. Мотивационно-ориентировочный этап

- Проходите в лабораторию, посмотрите, что здесь приготовлено и какой же нас ждет эксперимент. (Дети здесь также высказывают свои мнения)

III. Поисково-практический этап

  1. Эксперимент «Воздух внутри нас»

- Посмотрите на шарики на столе, какие они? (круглые, легкие, грустные…)

- Давайте надуем шарики, чтобы они стали весёлыми. Я беру этот, а вы, господа ученые, подойдите к столу, где лежат шарики, возьмите их и надуйте.

- Если у вас сразу не получается, продолжайте пробовать дальше. У ученых тоже не все сразу получается, они пробуют по нескольку раз и только после этого получается результат. Молодцы!

- Господа учёные, скажите: а как это у нас из маленького грустного шарика получился такой весёлый? (Верно, потому что мы его надули воздухом).

- А как он туда попал? (Действительно - через нас, а как это через нас?)

- Давайте наберём его (набирают воздух, и подставив руку выдыхают его).

2. Эксперимент.

Ребята, перед вами стаканчики с водой и трубочки. Давайте присядем и попробуем через трубочку подуть в стаканчик с водой. (Пробуют).

Скажите, ребята, когда вы дули в трубочку, что происходило с водой? (ответы: пузыри и т.п.). Что же это означает? (воздух вокруг нас). Предлагаю взять отрезки бумаги и поднести их к губам, подуем.

- Мы сделали первое научное открытие, подскажите, что мы узнали? (Верно, воздух находится внутри нас).

- Предлагаю это открытие отметить схемой (подходим к доске)

- Какой же схемой мы обозначим наше новое открытие? (С детьми на доску выставляем на магнит карту-схему).

- Мы с вами надували шарики. Теперь вы знаете, что внутри нас есть воздух и какой опыт поможет это проверить.

- А какие вы можете привести примеры из жизни использования этого свойства?

- Мы, надувая шарик, выдуваем из себя воздух.

- При игре на духовых инструментах мы тоже выдуваем воздух.

Нас, господа учёные, ждут новые открытия. Пройдём к следующему лабораторному столу.

3. Эксперимент «Воздух вокруг нас и не имеет цвета и запаха»

- Ребята, мы узнали, что воздух есть внутри нас.

- А вокруг нас он есть?

- Давайте потрогаем его.

- Попробуем его поймать.

- Можем ли мы это сделать?

- Да или нет? Давайте проведём эксперимент!

- А помогут нам в этом пакеты.

- Разбирайте, господа учёные, пакеты будем ловить воздух (показать, как ловить воздух).

- Посмотрите, воздух имеет какой-нибудь цвет?

-Значит он какой? Есть у него цвет? (он без цвета, то есть образуем слово бесцветный или прозрачный)

- Давайте мы его понюхаем (показ).

-Что вы почувствовали?

- Имеет воздух запах?

- Получается воздух какой? (по цвету?)

- А какой запах? (никакого)

- Давайте выпустим воздух, пускай летит. Пакет сразу стал плоским. Положите его. Что мы узнали на этом эксперименте? (что воздух невозможно поймать руками, что он без цвета, без запаха и какой опыт поможет это проверить).

Надо наше открытие отметить схемой, прошу, господа учёные.

- Это наше второе открытие.

В первом опыте мы узнали, что воздух внутри нас, а как он туда попадает?

(мы дышим: вдыхаем и выдыхаем воздух, который вокруг нас)

Предлагаю продолжить исследования, согласны?

Физ. Минутка (Приложение 1).

4. Эксперимент «Воздух имеет вес»

- Воздух мы ловили, а кто-нибудь почувствовал, сколько он весит?

- Можно его взвесить? Давайте проверим.

- Да… или нет…? Проведём эксперимент!

- Приглашаю вас подойти к сектору взвешивания.

- Как вы думаете, чем мы будем здесь заниматься? (взвешивать)

- Что взвешивать? (шары)

- Обратите внимание, они перевешивают друг друга или они уравновешенные?

- Давайте попробуем один шарик проткнуть, для этого вам понадобиться острый предмет - шпажка,

- Как нужно обращаться с острыми предметами? (осторожно, не направляя на себя и окружающих, действовать только по указанию воспитателя)

- Берём шпажку в правую руку, острый конец направляем на шарик и протыкаем его.

- Посмотрим, что получится?

(дети лопают по одному шару на весах)

- Посмотрите на весы. Что произошло после того как лопнул шарик? (весы перевесили)

- Правильно, со стороны, где остались шарики, весы перевесили, значит… воздух имеет вес или нет? (имеет)

(воздух в целом шарике остался, а в лопнувшем улетел, и весы опустились)

- А давайте мы ещё раз попробуем второй шарик лопнуть.

- Господа учёные, кто ещё не лопал шарики, прошу.

- Что сейчас стало с весами? (уравновесились).

- Теперь вы знаете, что воздух имеет вес, и какой опыт поможет это проверить.

- Получается, что воздух имеет вес, надо это обозначить схемой.

- Прошу. Найдите эту схему, она по счёту какая будет? (третья).

5. Эксперимент «Воздух легче воды»

- Замечательно, возьмите свои весёлые шарики.

- Я вас приглашаю к следующему лабораторному столу.

- Посмотрите, что у нас здесь приготовлено?

- Шарики, тоже воздушные? (нет)

- А какие?

-Возьмите по шарику и попробуйте опустить в воду. Что произошло с шариками?

-Попробуйте снова опустить шарик. Надо несколько раз провести опыт, чтобы убедиться. Мы же ученые.

-Шарики утонули.

-А теперь давайте попробуем утопить наши воздушные шарики. Опускаем их в воду. Что с ними происходит? (они не тонут).

А что они делают? (плавают)

- Почему?

- По сравнению с водой воздух легче или тяжелее? (легче)

- Теперь вы знаете, что воздух легче воды, поэтому он не дает утонуть шарику и какой опыт поможет это проверить.

- Господа ученые, давайте обозначим наше последнее открытие схемой. Оно у нас по счету какое? (4)

- Вспомните, где это свойство бывает в жизни?

- Надутый шар на воде плавает, а что ещё надуваем и опускаем на воду?

Эксперимент 5. С кастрюлей и баночкой…

На дно стеклянной прозрачной баночки приклеиваем бумажную снежинку. В кастрюлю (тазик) наливаем воду. Опускаем баночку вверх дном в воду, бумажная снежинка внутри банки не промокнет, т.к. в ней находится воздух.

5. Итоги исследований с воздухом

Какие вы молодцы! Какие сегодня вы сделали открытия?

IV. Рефлексивно-оценочный этап

У меня в руках Шар удивлений. В нём собрались все удивления, которые мы сегодня пережили. Передаю его вам, а вы, передавая друг другу, скажите,

- Чему вы сегодня очень удивились, узнав новое о воздухе?

- (шарик передаю со словами) - Я удивилась! (ребёнок продолжает)

- Молодцы, каждому из вас от имени «Академии дошкольных наук» я присваиваю степень «Юного ученого» и вручаю вот такие медали.

- Хотите ещё вместе с нами исследовать окружающий мир и проводить опыты? (Да). Тогда мы с вами обязательно ответим на все вопросы из нашей коробочки «почемучек».

Приложение 1.

Физ. минутка.

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное физкультурно-речевое занятие на тему: "Чудо хлеб"

Занятие для детей подготовительной (логопедической) группы. Данный вид деятельности поможет детям закрепить знания о том, как и из чего делают хлеб; прививает бережное отношение к хлебу....

"Воздух есть везде" подготовительная группа

Исследовательская деятельность....

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

Познавательная исследовательская деятельность в средней группе Тема: «Воздух есть везде».

Задачи:Образовательные: продолжать формировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.Развивающие: развивать познав...