Тема: «Современные подходы к образовательной деятельности воспитанников с ОВЗ на примере дидактических игр «Дары Ф. Фрёбеля»
статья по коррекционной педагогике

Ольховик Алиса Витальевна

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782–1852) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века, учеником И.Г. Песталоцци.

Ф. Фребель считал целью воспитания - развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития.

Игру Ф. Фребель характеризовал как "высшую ступень детского развития". Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Ф. Фребель разработал многообразные занятия по изобразительному искусству, трудовому воспитанию в определенной, строго регламентированной системе, создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f_frebel.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Современные подходы к образовательной деятельности воспитанников с ОВЗ на примере дидактических игр «Дары Ф. Фрёбеля»

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782–1852) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века, учеником И.Г. Песталоцци.

Ф. Фребель считал целью воспитания - развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития.

Игру Ф. Фребель характеризовал как "высшую ступень детского развития". Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Ф. Фребель разработал многообразные занятия по изобразительному искусству, трудовому воспитанию в определенной, строго регламентированной системе, создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.

Ф. Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с «дарами» — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус и др.

Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов, разработанных Ф. Фребелем. Позднее это количество возросло, варьировалось, но все-таки 6 первых «даров» являются неизменным классическим вариантом.

Структурно образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля» состоит из двух содержательных блоков. Мы с вами сегодня поговорим о первом блоке.

1. «Наборы Ф. Фребеля» (классические). Этот блок абсолютно соответствует первоисточнику и представляет собой 14 «даров». В данном образовательном модуле термин Ф. Фребеля «Дар» (Frobelsche Gaben) заменен на более современный термин «Набор», но их нумерация ведется в соответствии с систематизацией автора. Схемы, предложенные в блоке, разработаны Ф. Фребелем и не имеют никаких правок и модификаций.

Использование наборов Ф. Фребеля в образовательном процессе может проходить как в обязательной части основной образовательной программы ДОО, являясь дополнительным материалом для решения поставленных педагогом образовательных задач, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений. Но в любом случае педагог определяет содержание деятельности, исходя из индивидуальных возможностей и приоритетов воспитанников.

Дидактическая система Ф. Фребеля в силу своей универсальности может выступать в качестве основополагающей для пропедевтики STEM-образования в детском саду, поскольку в ней систематизированы знания из всех перечисленных областей.

Набор: Твёрдое тело

Набор «Шерстяные мячики» (Дар № 1)

Включают в себя шесть цветных шерстяных шариков диаметром около 4 см. С данными шариками дети начинают заниматься с 2-3 мес.

Фридрих Фребель признал, что мяч это первая или любимая игрушкой младенцев. Он легкий и простой для захвата или удержания.

Обучение по методике Фридриха Фребеля происходит от впечатлений, сформированных во время игры.

Ребенок формирует свои первые впечатления о физическом мире — удерживая, катая, размахивая, бросая и наблюдая за мячом.

Шарики помогают ребенку начать различать форму, цвет и движение — физические свойства материи. Эта ранняя физическая активность улучшает координацию глазных мышц и общего моторного контроля.

В мире есть много круглых предметов, которые представляет эта форма  Ребенок, естественным образом, сравнивает мяч

Шарики из первого дара имеют шесть цветов, которые делятся на основные цвета.

Материя может находиться в движении или в состоянии покоя. Мяч имеет множество возможных движений — катящийся, качающийся, вращающийся, прыгающий, танцующий и т.д. Движения обычно вводятся как часть игры или история, в которой мяч является главным персонажем.

Набор «Основные тела» (Дар № 2).

Состоит из двух кубов (5 см), один цилиндр (5 см) и одна сфера (5 см).

 с 2 лет

Все три тела имеют отверстия для того, чтобы их можно было покрутить на палочке и сравнивать результаты.

Система Фридриха Фребеля разделяет игры на три категории: формы знания (математика / наука), формы жизни (относящиеся к предметам, найденным в жизни / мире ребенка) и формы красоты (абстрактные узоры и рисунки). Лучше всего начать представлять с Форм Жизни, а затем позже изучить Формы Знания или Формы Красоты. Детям всегда нравится строить вещи из своего мира. Представление того, что знакомо, — прекрасный опыт для маленьких детей. Данная система используется со всеми дарами Фребеля.

Итак, форма жизни.  Используйте фигуры для представления вещей из жизни ребенка. Сфера — апельсин, цилиндр — детская бутылка или колесо, куб — это дом и т.д. Стройте из фигур, включите в процесс коробку. Покрутите сферу и цилиндр.

ФОРМЫ ЗНАНИЙ

Разделите тела, называя геометрические фигуры. Сортируйте их. Подсчитайте количество тел или количество поверхностей, краев, углов и т.д. Внесите понятия пространства над/под, спереди/сзади, вверх/вниз, напротив, после и т.д. Изучая эти свойства, дети будут любопытны, и их открытия создадут основу фундаментальной науки.

ФОРМЫ КРАСОТЫ

Создавайте узоры и рисунки путем вращения твердых тел. Ребенок обнаружит, что, вращая одно тело, увидит форму другого. Например, вращение цилиндра создает сферу, а вращающийся куб, образует цилиндр. Вращать тела можно на палочке или нитке.

Набор «Куб из кубиков» (Дар № 3)

Состоит из восьми кубиков  образующих куб

с 3 лет

Основополагающая концепция системы Фридриха Фребеля состоит из единства частей, трансформирующихся в различные формы и возвращающихся к исходному состоянию, в данном даре — куб.

ФОРМЫ ЖИЗНИ

Ребенок использует блоки для представления вещей из своей жизни. Создавайте ассоциации и истории сами. Дети, как правило, делают это естественно во время игры.

ФОРМЫ ЗНАНИЙ

Сортировка, разделение, подсчет, арифметика (сложение, вычитание, умножение, деление), дроби (части целых) и понятия — линия, куб, квадрат, плюс, равный, половина. Всё это можно объяснить этим даром.

ФОРМЫ КРАСОТЫ

Формы красоты по Фребелю это симметричные рисунки и узоры. Они могут быть созданы на решетчатой доске или в свободной форме на столе.

Набор «Куб из брусков» (Дар № 4)

Состоит из куба разделенного на 8 кирпичиков

с 3-4 лет

Это лишь вариация дара №3, но прямоугольные призмы открывают больше возможностей. Дети могут рассматривать их как кирпичи или плитки, и это будет для них знакомой формой.

ФОРМЫ ЖИЗНИ

Новые возможности в строительстве создают новые ассоциации.

ФОРМЫ ЗНАНИЙ

Расширяйте словарный запас понятиями дробей — половина, четверть, треть и т.д.

ФОРМЫ КРАСОТЫ

Продолжайте создавать симметричные конструкции. Помните, что каждая новая конструкция создается путем изменения предыдущей.

Набор «Кубики и призмы» (Дар № 5)

с 5 лет

Представляет собой более крупный куб (по 7,6 см) и включает в себя больше разнообразных предметов. Полу-кубы и четверть-кубы представляют, новую, треугольную форму.

Презентация точно такая же, как с даром №3.

Набор «Кубики, столбики, кирпичики» (Дар № 6)

Это куб состоящий из 18 продолговатых блоков, 12 плоских квадратных блоков (шапок) и 6 узких колонн.

с 5 лет

№6 представляет новые пропорции, для частей из даров №3 и №4. Это возврат к концепциям размера и модульности, представленным в даре №4. Привнесение классических строительных компонентов шапки и колонны приносит настоящий архитектурный облик этому дару.

Набор: Поверхность

Седьмой дар Фридриха Фребеля — Квадрат, круг, треугольник

Набор плоских дощечек изготовленных из дерева. Содержит 8 геометрических форм.

с 5,5 лет

Возможности этого дара почти безграничны.

Формы дощечек это производные от поверхностей первых шести даров. До сих пор ребенок понимал поверхность, как часть твердых тел. Теперь плоские дощечки вводят понятие поверхности или плоскости, как отдельный объект. Это переход от твердого тела к плоской поверхности.

Первые шесть даров методики Фридриха Фребеля позволили ребенку создать трехмерную миниатюру объектов в своем мире. №7 позволяет ребенку представлять эти объекты в двумерной форме. Это новый важный шаг в развитии. Ребенок начинает придумывать абстракции, играя с этими конкретными объектами. Переход от конкретного к абстрактному пониманию, не должен происходить внезапно, это постепенное развитие через игру.

Все знания основаны на предыдущих знаниях. Ребенок начинает видеть связь между твердым телом и поверхностями.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Формы вводятся по одной за раз. Таким образом, ребенок сосредоточиться на уникальных качествах формы. Как только ребенок познакомится с возможностями этой формы, перейдите к новой.

ФОРМЫ ЗНАНИЙ

Разнообразие форм и углов делает седьмой дар естественным инструментом для выражения геометрии. Старшие дети могут открыть понятия дробей, симметрии, противоположностей, пропорции и т. д.

ФОРМЫ ЖИЗНИ

Дети представляют объекты из жизни в двух измерениях. Начните с небольшого количества штук (4-6) одной формы. Позже увеличьте количество штук до 8-12. Как только ребенок познакомится с формами каждой фигуры, попробуйте комбинировать несколько фигур за раз.

ФОРМЫ КРАСОТЫ

Этот дар позволяет создавать замечательные цветные рисунки. Разнообразие углов и форм поможет создать сложные мозаики и узоры.

Набор: Прямая и кривая линия

Восьмой дар Фридриха Фребеля — Прямая

Это деревянные палочки  разных размеров.

с 5 лет

Работая с данным даром показывайте палочки на планшете. Попросите ребенка сложить палочки по 5 см вдоль квадрата размеченного на планшете от дара №7. Можно также сформировать сплошной квадрат, положив много 5 см палочек бок о бок.

ФОРМЫ ЖИЗНИ

Дети будут представлять объекты в своей жизни в двух измерениях. Ребенок не должен точно по брошюре пытаться воспроизвести объект, он будет создавать объект из своего мира.

ФОРМЫ ЗНАНИЙ

Палочки полезны для конкретной демонстрации арифметики — сложение, вычитание, больше / меньше и т.д. Ребенок также может использовать палочки в качестве единицы измерения.

ФОРМЫ КРАСОТЫ

Начните с меньшего количества предметов, чтобы ребенок смог исследовать возможности каждого количества. Палочки позволяют создавать прекрасные симметричные формы и узоры.

Девятый дар Фридриха Фребеля — Кривая

Кольца диаметром и полукольца

с 5 лет

Вы можете начать с самого большого кольца, особенно с младшими детьми. Начните с одного кольца, затем добавьте два и т.д.

Дайте ребенку время сформировать впечатления о кольце. Из колец можно сделать красивые конструкции. Возьмите полукольцо с палочкой и позвольте ребенку отметить сходства и различия.

Набор: Точка

Десятый дар Фридриха Фребеля - Точки

Мелкие разноцветные фишки для представления точки.

с 5 лет

Прогрессия дара достигла высшего уровня абстракции — точка без размера, по существу, только «позиция». Фребель понимал, что детей нельзя научить этому абстрактному понятию, но они могут сами открыть его через игру и усвоить идею.

Дети представляют объекты из жизни. Начните с маленького количества - 12 штук, одного цвета. Позже увеличьте количество и добавьте другие цвета.

ФОРМЫ ЗНАНИЙ

Сортировка и упорядочение объектов - основа базовой математики. А точки хорошо подходят для этой активности. Помимо арифметических - сложение, вычитание и т.д.

ФОРМЫ КРАСОТЫ

Бумага в клеточку и точки могут побудить ребенка к созданию симметричных геометрических узоров. Позвольте ребенку создавать собственные рисунки и узоры.

Дополнительные наборы

Набор №11 — Цветные тела

Включает цветные геометрические фигуры - кубик, шарик, цилиндр.

с 2-3 лет

Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга.

Набор №12 — Мозаика и шнуровка

с 2-3 лет

Учит создавать рисунки по образцу и самостоятельно. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга. Можно использовать, как дополнение к дару №10

Набор №13 — Башенки

Треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр.

Развивает навыки конструирования. Способствует улучшению воображения. Можно использовать, как дополнительный материал для даров с №3 по №6.

Набор №14 — Арки и цифры

3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия.

с 4-5 лет

Развитие сенсомоторных навыков, подготовка руки к письму и развитие творческих способностей.

Какие пособия использовать по методике Фридриха Фребеля?

Рекомендуем использовать западные пособия, так как там уже на протяжении 150 лет методика практикуется без искажения.

The gifts.-v.2. The occupations – Mrs. Maria Kraus-Boelte, John Kraus — советуем начать с этой книги

The Pedagogics of the Kindergarten by Friedrich Froebel

The Paradise of Childhood by Edward Wiebe

The Psychology of Froebel's Play-Gifts by Denton J. Snider

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений . -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

  2. Фрёбель, Ф. Педагогические сочинения / Ф. Фрёбель ; пер. И. Д. Городецкий. – 2-е изд. – Москва : Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. – Том 1. Воспитание человека. – 359 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=81360 (дата обращения: 26.02.2023). – Текст : электронный.

  3. https://mchildren.ru/pedagogicheskaya-sistema-fridriha-fryobelya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду»

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечиваю...

Использование современных технологий в образовательной деятельности воспитанников ДОУ

Современные технологии музыкального воспитания в работе с воспитанниками...

Тема самообразования: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста.И, по мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забав...